Советы родителям первоклассников
консультация (1 класс) на тему

Одинцова Надежда Аифаловна

Вы и ваш ребенок впервые идете в школу. Вот ответы на некоторые вопросы, которые вас постоянно будут тревожить. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovety_roditelyam.odt31.12 КБ

Предварительный просмотр:

С чего надо начинать подготовку к школе?

Постарайтесь перед школой пройти полное обследование здоровья ребенка, сделать все надлежащие профилактические прививки. При записи ребенка в школу от вас потребуют медицинскую карту с картой профилактических прививок. Желательно это сделать заранее.

Примите все возможные меры по устранению и предупреждению различных заболеваний. Ваш ребенок начинает трудиться, и он должен будет преодолевать различные нагрузки своим еще не совсем сформировавшимся организмом.

Все ли звуки выговаривает ваш ребенок?

Если нет, то обратитесь к логопеду. Он поможет исправить речь. Логопед может работать в поликлинике, детском саду или школе. Неправильное произнесение звуков будет мешать ребенку успешно учиться, особенно это влияет на обучение чтению и письму. Кроме того, он будет себя чувствовать неловко при общении со сверстниками.

Что делать, если ваш ребенок леворукий?

Знаете ли вы, что леворукими были величайшие художники Микеланджело и Леонардо да Винчи; римский император Юлий Цезарь, ученые И.П. Павлов, Дж.К. Максвелл, выдающиеся полководцы Александр Македонский и Наполеон, актер Чарли Чаплин и др. Вот и ваш ребенок оказался в одном списке с выдающимися личностями. Он нуждается в вашей опеке и помощи.

Необходимо принять все меры, которые могли бы помочь вашему малышу. Следует подготовить левую руку, ведь ребенку придется ею много работать и в большей степени держать ручку и писать.

Можно рекомендовать упражнения, которые способствуют развитию двигательного аппарата руки, укрепляют его. Не думайте, что только вашему ребенку они необходимы, такие же трудности испытывают дети, которые пишут правой рукой. У них также плохо подготовлена рука к письму. Но им легче ориентироваться в тетради. Пишут в тетради слева направо, а вашего ребенка надо этому учить, так как он ориентируется в письме справа налево. Необходимо помочь ребенку писать рукописные буквы в том направлении, в котором они даны, и т.д.

Укреплению и развитию руки, координации движений будут служить следующие упражнения: застегивание и расстегивание пуговиц, завязывание и развязывание лент, ниток, перекладывание мелких игрушек, работа с конструктором, закручивание и раскручивание гаек конструктора, игра с мозаикой, вырезание из бумаги предметов различной формы, плетение из ниток, завязывание узелков, работа с пластилином и т.д.

Можно предложить гимнастику для пальцев:

– ладони рук лежат на столе; поднять по одному пальцы сначала левой руки, а затем правой и в обратном порядке;
– выпрямить кисть левой руки и поочередно присоединить безымянный палец к мизинцу, средний к указательному и т.д.;
– левую ладошку плотно положить на стол и постепенно сгибать то средний, то указательный, то большой палец, остальные пальцы при этим должны постепенно подниматься вверх;
– сжать пальцы левой руки в кулак и вращать кистью в разные стороны;
– левую руку поставить на локоть, разомкнуть пальцы как можно шире и, медленно соединяя их, опускать руку;
– перекатывать маленький шарик (или ластик) на столе с поворотами его в разные стороны;
– сложить ровно палочки на столе и т.д.

Все эти упражнения могут выполнять и дети, которые пишут правой рукой. Чтобы ребенок в дальнейшем не путал написание букв, следует вырезать рукописные буквы (они должны быть увеличены примерно в 4–5 раз) и разделить их на элементы. Ваш малыш будет сам собирать буквы из элементов и запоминать, в какой последовательности пишется буква. Такое пособие-альбом с письменными буквами и их элементами можно увидеть в продаже. Он очень поможет вашему ребенку,

И обязательно предупредите учителя, что ваш ребенок будет учиться писать левой рукой.

Должен ли ребенок иметь какой-нибудь запас знаний перед поступлением в школу?

Конечно, должен. У него накопился определенный жизненный опыт, который еще не очень велик. Учебная деятельность предъявляет высокие требования к психике ребенка, прежде всего к произвольности, управляемости его психическими процессами – мышлению, восприятию, вниманию, памяти и т.д.

Ребенок должен иметь определенный запас конкретных знаний об окружающем мире, применять некоторые рациональные способы обследования внешних свойств предметов, что дает возможность дифференцированно воспринимать, анализировать сложные объекты, ориентироваться в пространстве и времени, уметь выделять существенное в предметах и явлениях окружающей действительности, сравнивать их, видеть сходное и различное, обобщать, рассуждать, мотивируя свой ответ, находить причины явлений, владеть элементарной объяснительной речью.

Ребенок должен овладеть следующими умениями: понимать и принимать поставленную перед ним задачу, превращать ее в самостоятельную цель деятельности, оценивать свои действия.

На какие вопросы должен отвечать ребенок при поступлении в школу?

Ваш ребенок должен знать свои имя, фамилию, возраст, где он живет (город, улица, дом, телефон и т.д.), имена (отчества) своих родителей, где они работают. Знать мир, который его окружает: времена года, деревья, животных, насекомых. Отличие времен года, деревьев, животных, насекомых и т.д. Он должен не просто воспринимать действительность, а делать определенные выводы, размышлять. Чаще задавайте ему вопрос, почему ты так думаешь. Важно, чтобы ваш ребенок научился сравнивать, обобщать, сопоставлять.

Но кроме аналитических способностей у ребенка должны сформироваться определенные знания из предметных областей: так, например, понимает ли ребенок прочитанное ему стихотворение, рассказ и т.д., может ли он выделить героев произведений, определить время действия (сначала, потом и т.д.), расположить картинки в порядке следования сюжета; различает ли он в произнесенном слове звуки; знает ли он названия геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник; считает ли до 10, получается ли у него счет от 10 до 1. Приобретайте ребенку детские журналы ("Веселые картинки" и т.п.) и игры (лото, мозаика и т.п.), в них много различных упражнений на развитие мышления, памяти, внимания, воображения.

Нужно ли ребенка учить читать?

Минобразования России не рекомендует учить детей читать, усматривая в этом перегрузку для детей данного возраста. Кроме того, неквалифицированное обучение чтению создает массу трудностей при дальнейшем обучении. Сложнее переучить, чем научить. Для того чтобы ребенок быстрее научился читать в школе, ему надо развивать память, внимание, воображение, слух, зрение.

Как быть, если ребенок сам желает научиться читать?

Помочь ему в этом. Особое внимание обратите на обучение детей механизму чтения. Каждая буква имеет свое название, например, м – эм. Кроме того, каждая буква обозначает звуки, и это важно знать при обучении ребенка механизму чтения. Буквы мы пишем и видим, звуки мы слышим и произносим.

В русском языке различают буквы, которые обозначают гласные звуки (звуки принято обозначать в квадратных скобках): а [а], о [о], у [у], и [и], ы [ы], э [э] и гласные буквы, которые обозначают два звука я [йа], ю [йу], е [йэ],ё [йо].

Буквы, которые обозначают согласные звуки. Чаще всего согласные звуки бывают твердые и мягкие (мягкие согласные звуки обозначают с маленькой запятой в верхнем правом углу): 
б
 [б]- [б’], в [в]- [в’], г [г]- [г’], д [д]- [д’], з [з]- [з’], к [к]-[к’], 
л
 [л]- [ л’], м [м]-[м’], н [н]-[н’], п [п]-[п’], р [р]-[р’], с[с]-[с’], 
т
 [т]-[т’], ф [ф]-[ф’], х [x]- [x’]. Есть буквы, которые обозначают всегда твердые звуки: ж [ж], ш [ш], ц [ц], всегда мягкие звуки: ч [ч], щ [щ], и [и]. Буквы, которые звуков не обозначают: твердый знак (ъ), мягкий знак (ь).

Одна и та же буква в слове может обозначать разные звуки. Например, слова мама и мир пишем с буквы м, но читаем ее по-разному: в слове мама – твердо [м], с слове мир – мягко [м,]. Это зависит от гласной, которая стоит после согласной. Следует помнить: если после буквы, обозначающей согласный звук, стоят: а, о, у, ы, э, то звук произносится твердо [м], как в слоге ма, если – я, е, ё, ю, и или ь, то – мягко [м’], как в слоге ми.

Для знакомства с новыми звуками и буквами можно предложить следующий план действий.

Покажите ребенку картинку, где нарисован предмет, в состав слова которого входит новый звук, например, мыло – [м]ыло. Попросите своего малыша назвать этот предмет и произнести отчетливо первый звук.Покажите еще одну картинку, где нарисован, например, мяч – [м]яч. Ваш ребенок должен произнести слово и выделить первый звук. Звук [м’] в этой позиции произносится мягко – [м’]яч. Вы помогаете ребенку сравнить два звука [м], [м’]. Убедитесь, что он вас понял, назовите ему несколько слов, в которые входят эти звуки, например, мир, мел, мама, мёд и т.п., попросите назвать в этих словах нужный звук. Приведите примеры слов, где нет новых звуков. Заставьте своего ребенка думать, анализировать, сопоставлять. Можно вырезать несколько кружков небольшого размера и наклеить их на плотную бумагу. Раскрасить их в красный, зеленый и синий цвета. Они будут символизировать звуки. Красным цветом принято обозначать гласные звуки, синим цветом –твердые согласные звуки, зеленым цветом – мягкие согласные звуки. При произношении слов с новым звуком ребенок определяет, сколько всего звуков в слове, и с помощью кружков может выложить слово с новым звуком, например, слово мама выглядит с помощью кружков так: синий кружок, красный кружок, синий кружок, красный кружок. Слово мель – зеленый кружок, красный кружок, зеленый кружок, всего три кружка, буква ь обозначает мягкость согласного звука.

Покажите ему буквы, которые обозначают новые звуки. Их четыре – две печатные и две письменные. Лучше показать печатные буквы, так как именно с ними мы встречаемся при чтении. 
В данном случае это буквы 
М и м, большая и маленькая. Печатные буквы легко воспроизвести, напечатать. Заведите ребенку тетрадь, где он будет наклеивать картинки с предметами, в словах которых содержится новый звук, а рядом буквы, которые их обозначают. Буквы ваш малыш может вырезать и приклеить или напечатать сам.

Чтение слога, например, ма, происходит таким образом: читающий смотрит сначала на букву, которая обозначает гласный звук [а], а затем переводит глаза на букву, обозначающую согласный звук [м], и читает твердо. Чтение слога мя происходит аналогично, изменяется признесение – звук [м’], он произносится мягко – [м’]’[а][ч].

Легче научить ребенка читать такие слоги, как: ом, ем и т.п. Буква, которая обозначает согласный звук, произносится всегда мягко.

Сначала детей учат читать по слогам, затем они учатся читать небольшие слова, например, сам, мой, дом и т. п., целыми словами, и только когда они усвоят чтение слог + слог – слово, можно переходить к чтению целыми словами.

Если вы много читаете ребенку, то он должен обязательно высказывать свое мнение о прочитанном.

Задавайте ему вопросы: о ком (о чем) это произведение? Кто понравился и чем? Если бы ты был на месте героя сказки, как бы ты поступил? Дайте ему задание продолжить рассказ, сказку, рассмотреть иллюстрации к произведению и рассказать, к какому сюжету произведения они относятся, нарисовать самому рисунок к прочитанному произведению и т.д. Чтение произведений должно вызвать у ребенка сопереживания, осознание того, что с помощью книг можно очень многое узнать.

Надо ли учить ребенка писать рукописные буквы?

Не пытайтесь учить ребенка писать рукописные буквы. Этот процесс очень сложный. Необходимо знать методику написания каждой рукописной буквы: откуда начать букву, куда вести линию, как расположить элементы в букве, чтобы каждый находился на определенном расстоянии друг от друга и буква выглядела бы красиво, была понятна для окружающих и многое, многое другое, на что в школе отводят весь первый год.

Вы можете только помочь развить и укрепить руку, которой будет писать малыш, различными упражнениями в виде раскрашивания мелкими частыми линиями всевозможных по форме рисунков, обводить их по контуру и вырезать, лепить различные формы.

Какой у ребенка должен быть портфель?

Лучше, если это будет ранец среднего размера, не маленький рюкзачок, а именно ранец, который даст возможность сохранить осанку при возрастающих физических нагрузках.

Что должно лежать в портфеле ребенка?

Это вам расскажет учитель на первом родительском собрании. Вот несколько советов: лучше, если пенал для ручки и карандашей будет мягкий, на липучках. Линейка небольшая (10 или 20 см), чтобы можно было положить ее в пенал. Обложки для книг должны быть с закладками (закладки можно приклеить к обложкам). Ученическая ручка – с синей пастой, не слишком бледной. Тетради, в которых будет писать ваш ребенок, должны иметь поля. Иначе придется их проводить. Счетные палочки должны быть двух цветов. Так удобнее овладевать счетом. Много хлопот принесут вашему ребенку рассыпные буквы, слоги, звуковые схемы и цифры, которые даны в виде приложения к "Букварю", "Русской азбуке". Приложение разрезают и наклеивают на плотную бумагу. Это очень важный и нужный материал для обучения чтению и математике. К сожалению, буквы, звуковые схемы, цифры очень маленькие, и дети их теряют. Буквы, слоги, звуковые схемы, цифры можно сделать из плотной бумаги большего размера или купить. Ножницы приобретите с тупыми концами, для них можно сшить чехол. На урок рисования ребенку потребуется баночка для воды. Для этих целей подойдет стаканчик из-под йогурта.

Школа, кто в ней работает.

Самым важным человеком для вас и вашего ребенка будет учительница. Именно с ней он будет проводить важную часть своего дня. Ребенку необходимо запомнить ее имя и отчество. Он будет часто забывать, как обратиться к ней. Вам необходимо узнать и запомнить имя, отчество, фамилию учителя вашего ребенка, чтобы помочь ему быстрее запомнить. "Тетенька" – так часто ребенок обращается к учителю, забыв имя и отчество. Это поставит ребенка в неловкое положение, вызовет смех остальных детей. Преподаватель после уроков провожает всех детей своего класса до раздевалки, помогает детям одеться. Первый месяц учебы преподаватель выходит к родителям и рассказывает, что дети делали на уроках. Возможно, у нее будут какие-то просьбы к вам и вашим детям, поэтому лучше каждый день приходить за своим ребенком в школу, хотя бы первый месяц. Уроки физкультуры, музыки и т.д. будут вести другие учителя, с ними ребенку будет необходимо не только общаться на уроках, но и выполнять их требования, например, на уроке физкультуры необходима спортивная форма, которая принята в этой школе; на уроке музыки – нотная тетрадь и т.д. Поэтому необходимо будет прийти на первое родительское собрание или подойти к каждому учителю и спросить, что необходимо приобрести для урока. Если ребенок будет оставаться в группе продленного дня, что в первый месяц делать нежелательно, то вам нужно познакомиться с воспитателем, рассказать ему об особенностях своего ребенка и познакомиться с его требованиями.

Как изменится распорядок дня ребенка-первоклассника?

Особенно тяжелым для ребенка будет первый месяц обучения. Поэтому родители чаще всего берут отпуск, чтобы помочь ему освоиться с новым видом деятельности. Вашему первокласснику придется ежедневно, кроме выходного дня, вставать в 7 часов утра. Самостоятельно умываться, чистить зубы, причесываться. Хорошо, если он будет делать зарядку. Всему этому его будут учить в школе, и каждый раз, когда учитель будет спрашивать о личной гигиене, не давайте ребенку чувствовать себя неловко, лгать, если он по утрам не выполняет правила личной гигиены. Помогите ему в этом. Ваш ребенок позавтракал. Теперь он готов идти в школу. Но ему нужно взять с собой необходимые школьные вещи.Чтобы ежедневно помогать ребенку собирать портфель, необходимо знать расписание уроков, которое даст преподаватель или вы сами спишете в школе со стенда, на котором написано: "Расписание уроков".

Ребенок ушел в школу. Первую неделю у первоклассников три урока. После уроков лучше медленно пройти до дома и постараться спросить у ребенка, что он делал в школе, что запомнил.

Что делать, если ребенок забывает, что делал на уроках?

Первое время ребенок будет забывать, что делал в школе. Не раздражайтесь, ведь он не только привыкает к новому месту работы, но и получает огромный объем информации, который нередко не успевает перерабатывать. Поэтому лучше познакомиться с кем-нибудь из родителей этого класса. Заведите ребенку блокнот или половинку тетради, в которой нарисуйте символы-рисунки для чтения, математики, письма и запишите под ними цифры. Весь основной учебный материал ребенок получает из учебников. Обычно страница (или разворот, как в "Русской азбуке") учебника рассчитана на один урок. Попросите ребенка обвести цифры в блокноте, которые совпадают со страницами учебника на уроке. Так вы узнаете, чем занимался ребенок на уроке. Постоянно, даже если у вас нет времени, интересуйтесь его делами в школе: "Что нового узнал?" Ведь он для себя открывает мир, учится смотреть на все по-новому, и ему необходимо поделиться с вами своими открытиями и познаниями. Если он увидит, что вас интересует его учеба, то он постарается запомнить как можно больше и рассказать вам. Ребенку надо будет вечером раньше, чем обычно, ложиться спать, ведь ему утром рано вставать в школу. Перед сном умыться, почистить зубы, собрать портфель на завтра. Обязательно проверяйте портфель ребенка, помогайте ему наводить порядок в нем. Постарайтесь меньше его ругать, а больше помогать.

Какие требования предъявит учитель к Вашему ребенку (как и ко всем)?

Ребенку надо внимательно слушать учителя на уроке и все запоминать, не кричать на уроке. Если он хочет что-то спросить, то должен поднять руку. Нельзя кричать с места, вставать без разрешения учителя и выходить из класса. Помнить, что учитель дает задание всему классу и не может еще раз повторять только ему. Ваш ребенок будет постоянно испытывать дискомфорт от того, что в классе для учителя все дети равны и он один из них. Научите ребенка слушать и слышать вас. Выполнять ваши просьбы. Таким образом вы будете учить его работать в коллективе своих сверстников, слушать, когда говорят всему классу, и выполнять задание вместе со всеми, учиться вместе со всеми. И ни в коем случае не привлекать к себе внимание плохим поведением. Тогда будет назревать конфликт между учителем и недисциплинированным учеником.

Развитие коммуникативности – умения общаться со взрослыми и сверстниками – является одной из необходимых условий успешной учебной деятельности.

Желаем вам и вашему ребенку счастливого учебного года.

Нина Федосова «Первый раз — в первый класс».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вредные советы родителям первоклассников

Вредные советы родителям первоклассников...

Советы родителям первоклассников

В статье даются ответы на вопросы, которые часто задают родители: есть ли в 1 классе домашнее задание, можно ли давать ребёнку карманные деньги, как помочь первокласснику в учёбе и др....

Советы родителям первоклассников"

Сообщение на родительском собрании по теме "Советы родителям первоклассников"...

Адаптационный период первоклассников. Советы родителям первоклассника в период адаптации к школе.

Адаптационный период первоклассников.Советы родителям первоклассника в период адаптации к школе. Материал будет интересен учителям начальных классов (для проведения родительского собрания) и род...

Советы родителям первоклассника «Помощь первокласснику в период адаптации к школе»

Советы родителям первоклассника по теме "Помощь первокласснику в период адаптации к школе" рекомендавана учителям начальных классов и их родителям для оказания психологической поддержки учащимся перво...

Адаптационный период первоклассников.Советы родителям первоклассника в период адаптации к школе.

Адаптация ребёнка к школе происходит не сразу и у всех по разному.  Это довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма. Поэтому в период адаптации должно...