Родительское собрание о проекте.
консультация на тему
Родительское собрание. Рекомендации для родителей и ознакомление с проектом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie_o_proekte.doc | 79.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация проектной деятельности младших школьников, как одна из форм работы классного руководителя по формированию коммуникативной компетентности обучающихся
(Родительское собрание)
Расскажи - и я забуду,
Покажи – и я запомню,
Дай попробовать – и я пойму…
Китайская пословица.
Цель: Создать условия для овладения родителями умением оказывать квалифицированную помощь своим детям в их проектной деятельности.
Задачи:
1.Сформировать понятие о творческой проектной деятельности, познакомить с актуальностью и содержанием данной деятельности.
2.Способствовать овладению родителями умением оказать помощь своим детям в проектной деятельности.
3.Способствовать привитию интереса к новому виду деятельности детей, сплоченности родителей.
Форма проведения: собрание - практикум.
(родители по интересам распределились на две группы)
Оборудование: мультимедийная презентация, выставка с образцами детских проектов, памятка для родителей, бланк поискового этапа проектной деятельности.
План родительского собрания:
I. Выступление учителя по теме собрания.
II. Презентация семейного проекта «Подарок для Дедушки Мороза».
III. Практическая работа
Вопросы
- Что такое метод проектов?
- Каковы этапы выполнения проекта?
- Для чего в начальной школе организуется проектное обучение?
- Какие умения могут формироваться у детей в процессе проектной деятельности?
- Какова роль родителей в работе над проектом?
I. В настоящее время начальное и среднее образование претерпевает большие изменения. С чем это связано легко понять, ведь меняется время, меняется мир, меняются и наши дети. Они становятся более раскрепощёнными, свободно мыслящими, не подверженными шаблонам, с возможностями получать и использовать информацию из самых разнообразных источников. Учить, руководствуясь девизом: «Делай как я!», в настоящее время невозможно. Преобразования в обществе, изменения в Российском образовании требуют нового подхода к процессу обучения. При разработке Федеральных государственных стандартов второго поколения приоритетом начального общего образования становится формирование общеучебные умений и навыков, а также способов деятельности, умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему. Сегодня важны не только базовые навыки, такие как умение читать, писать, решать, слушать и говорить, но каждому человеку, вступающему в этот сложный и противоречивый мир, необходимы определенные навыки мышления, способность к самосовершенствованию и умение дать адекватную самооценку, быть ответственным, самостоятельным, уметь творить и сотрудничать – вот с чем ребенку необходимо войти в этот мир.
Известно, что до 70% личностных качеств закладываются в начальной школе. Поэтому учителю необходимо не только доступно все рассказать и показать, но и научить ребенка мыслить, привить ему навыки практических действий. Достижению такого уровня развития младшего школьника способствует использование в учебном процессе метода проектной деятельности. Решение проектных задач не только работает на перспективу, но и способствует более высокому уровню усвоения программного содержания начальной школы.
«Человек рожден для мысли и действия», - говорили древние мудрецы. Проектная деятельность учащихся - сфера, где необходим союз между знаниями и умениями, теорией и практикой. Образно говоря, окружающая жизнь - это творческая лаборатория, в которой происходит процесс познания. Данный вид деятельности распространен в основном в старших классах, но его основы целесообразно вводить в учебный процесс с начальной школы. Проекты в начальных классах – это трудно? Это проблематично, так как дети ещё малы для проектирования. В начальных классах учащиеся только-только приступают к поисково-исследовательской работе. Чем младше дети, тем более «облегчённый» вариант проектной деятельности им предлагается. Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения и потому возбуждение сил ученика и его желание работать над другим проектом. Силы ребёнка невелики - пусть невелики будут и его дела, но пусть это будут всё-таки полезные дела
На первом этапе проектного метода необходимо участие не только учеников и учителя, но и их родителей. Однако при этом важно, чтобы родители не брали на себя большей части работы над проектом, иначе губится сама идея метода проектов. А вот помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей - важный фактор поддержания мотивации и обеспечения самостоятельности школьников при выполнении ими проектной деятельности.
Что же такое проект?
Слово “проект” пришло к нам из латинского языка и означает “выброшенный вперед”, “выступающий”, “бросающийся в глаза”.
Проект – это «пять П»:
- Проблема
- Проектирование (планирование)
- Поиск информации
- Продукт
- Презентация
Шестое "П" проекта - это его портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы.
Учебный проект, с точки зрения ученика - это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе, или самому, это поисковая деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои силы, свои знания и публично показать свой результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи. Причем проблема должна иметь личностно- значимый для автора проекта характер, мотивировать его на поиски решения.
Характерная особенность проекта - предварительное планирование работы. Весь путь от исходной проблемы до реализации проекта необходимо разбить на отдельные этапы, каждый имеет определенные задачи, планируются способы решения этих задач и необходимые ресурсы для этого.
Целью, каждого проекта является решение исходной проблемы, но в каждом конкретном случае это решение имеет собственное, неповторимое воплощение. Этим воплощением является проектный продукт, который создается автором в ходе его работы.
Формы продуктов проектной деятельности:
- справочник; газета; журнал; учебное пособие;
- альбом; гербарий; карта;
- игра; сценарий праздника;
- костюм; макет; модель; сувенир;
- мультимедийный продукт и др.
Непременным условием проекта является его публичная защита, презентация результата работы. В ходе презентации автор не только рассказывает о ходе работы и показывает её результаты, но и демонстрирует собственные знания и опыт в решении проблемы проекта.
Формы презентации проектов:
- демонстрация медиа – презентации, коллажа, макета, журнала, игрушек, предметов домашнего обихода;
- защита реферата;
- сюжетно-ролевая игра;
- праздник или инсценировка;
- демонстрация учебного пособия и т.п.
Защита проектов может проходить на родительском собрании, на уроке, во внеурочное время.
Существуют различные подходы к классификации видов проектов. В начальной школе используются следующие виды:
- по типу доминирующей деятельности: исследовательские, творческие, ролевые, игровые, информационные.
Исследовательский проект – это исследование какой-либо проблемы по правилам научного исследования.
Обучающиеся 3 и 5 классов совместно работали над проектом «Школьная перепись населения». Юные переписчики ставили перед собой цель выявить возрастной, половой состав учащихся школы, а так же их интересы, склонности, предпочтения. Продукт проекта – статистический сборник. При разработке плана воспитательной работы школы были учтены результаты данного проекта. план строился согласно интересам и предпочтениям обучащающихся.
Творческий проект предполагает максимально свободный авторский подход в решении проблемы. Продукт – альманахи, видеофильмы, театрализации, совместная газета и сочинение, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства и т. п.
Примером творческого проекта является проект «Дымковская игрушка». Ребята вместе с родителями заготовили сырье (глина), затем из глины вылепили игрушки. Последний этап – роспись игрушек. Продукт – дымковская игрушка.
Ролево-игровые проекты – это литературные, ролевые игры и др., результат которых остается открытым до самого конца. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения с придуманными участниками, ситуациями.
По мотивам сказки Корнея Ивановича Чуковского «Муха- Цокотуха» была организована работа над проектом «Муха – Цокотуха». Участники проекта распределили роли и совместно с родителями изготовили эскизы костюмов, декорации. Презентация проекта – постановка музыкальной сказки «Муха – Цокотуха».
Информационные проект – это сбор и обработка информации по значимой проблеме с целью ее презентации широкой аудитории. Такие проекты часто интегрируются в исследовательские и становятся их органичной частью.
Например, проект «Кто сказал Мяу?». Авторы данного проекта оформили альбомы: породы домашних кошек и дикие родственники кошек.
Проект «Моя малая Родина – Ясная.». Работая над этим проектом, был собран материал об истории возникновения посёлка. Оформлен альбом «Дорогами памяти».
- по области предметного содержания: монопроект, межпредметный проект.
Монопроекты – реализуются, как правило, в рамках одного учебного предмета, т.е. выполняется на материале конкретного предмета.
Межпредметный (интегрированный) – это проект, интегрирующий смежную тематику нескольких предметов, выполняется в основном во внеурочное время под руководством нескольких специалистов в различных областях знаний. Интеграция позволяет перейти от изолированного рассмотрения различных явлений действительности к их взаимосвязанному комплексному изучению, дает возможность показать мир во всем его многообразии с привлечением научных знаний, литературы, живописи, что способствует эмоциональному развитию личности ребёнка и формированию его творческого мышления.
- по количеству участников: личностные, парные, групповые.
- по продолжительности: краткосрочные, средней продолжительности.
Краткосрочные – на 4-6 уроков.
Средней продолжительности – укладываются в 1-2 месяца.
Познакомимся в общих чертах с основными этапами проектной деятельности:
подготовительный (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности);
практический (ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);
презентационный (ученики: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности).
Какова же роль каждого участника проектной деятельности?
В ходе проектной деятельности учитель, ребенок и его родители проходят совместный путь по достижению цели проекта, являются равноправными партнерами.
Роль учителя при выполнении проектов изменяется в зависимости от этапов работы над проектом. Но на всех этапах педагог выступает как помощник. Педагог не передает знания, а направляет деятельность школьника, то есть: консультирует, мотивирует, наблюдает.
Как и у педагога, роль ученика при выполнении проекта изменяется в зависимости от этапов работы. Но на всех этапах он: является субъектом познавательной деятельности; выбирает (принимает решения), несет ответственность за свой выбор; выстраивает систему взаимоотношений с людьми.
На всех этапах родители выступают как помощники. Роль родителей заключается в том, чтобы не брать на себя выполнение работы детей над проектом, а проявить заинтересованность, помочь советом, сбором информации.
Общеучебные умения и навыки, формирующиеся в процессе проектной деятельности.
- умения в решении проблем: ставить цель; планировать деятельность; выбирать адекватные средства достижения цели; оценивать ход и результат своей деятельности;
- исследовательские умения: генерировать идеи; выбирать лучшее решение;
- информационные: самостоятельно осуществлять поиск, сбор, структурирование, сохранение информации; использовать полученную информацию; представлять имеющуюся информацию ее в различных формах и на различных носителях;
- технологические умения: понять инструкцию, описание технологии, алгоритма деятельности, действовать согласно инструкции, описания технологии, алгоритма, иметь установки, не позволяющие нарушать технологию деятельности;
- коммуникативные: ставить цели устной и письменной коммуникации, общаться в малых группах, грамотно оформлять необходимые документы, представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге и в публичном выступлении; соблюдать нормы русского языка, публичной речи и регламент; высказываться в ходе обсуждения;
- презентационные умения: выступать перед аудиторией; использовать средства передачи информации;
- рефлексивные умения: отвечать на вопросы: «Чему я научился?», «Чему мне необходимо научиться?»; адекватно выбирать свою роль в коллективном деле.
Для успешных занятий проектной деятельностью необходимо наличие обязательных условий: желание самого ребёнка;
- благоприятная среда;
- грамотный доброжелательный преподаватель – консультант.
Без этого проектная деятельность будет формальной, неинтересной ученику и неплодотворной. Только при взаимном понимании и доверии, взаимном интересе и обмене мыслями и чувствами между учителем, учеником и родителями можно достигнуть хорошего результата в работе над проектом и развитии творческого потенциала ребёнка.
II. Презентация проекта «Подарок Дедушке Морозу».
Презентацию проекта «Подарок для дедушки Мороза» приготовили семья .
III. Практическая работа.
Уважаемые родители, я предлагаю вам поработать творчески, перед вами бланк подготовительного этапа проекта, разработайте в группах подготовительный этап проекта «Моя семья».
Родители работают, учитель наблюдает, оказывает помощь.
Бланк подготовительного этапа проекта.
Тема проекта | Название проекта | Проблема проекта | Цель проекта | Задачи проекта | Продукт проекта | Презентация проекта |
Семья |
Презентация результатов.
IV. Подведение итогов. Рефлексия.
В конце нашего собрания подведем итоги.
- Что было самым главным для вас в проделанной работе?
- Что ценного для себя каждый из вас получил?
Напишите в столбик три любых буквы алфавита. На каждую букву продолжите писать слово-ассоциация сегодняшнего собрания.
Спасибо всем! Было приятно увидеть вас снова, общаться в процессе работы на родительском собрании.
Памятка для родителей
- Учебный проект - специально организованный педагогом и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий по решению значимой для учащегося проблемы, завершающихся созданием творческого продукта.
- На всех этапах родители выступают как помощники в определении темы и проблемы проекта, в подборе материалов, оформлении продукта и портфолио проектной деятельности (дневника выполнения проекта).
- Темы проектов детей должны быть тесно связаны с предметным содержанием.
- Проблема проекта должна быть в области познавательных интересов ребенка и находиться в зоне ближайшего развития.
- При оценке успешности ребенка в проекте необходимо понимать, что самой значимой оценкой для него является общественное признание состоятельности. Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов.
- В проектной деятельности ребенка важно повысить его уверенность в достижении цели, сохранить индивидуальность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка родительского собрания-проекта "Семья-дом радости и мудрости на пути становления личности ребёнка". 1 класс
Такое родительское собрание проводится в 1 классе в рамках проекта "Моя семья" и представляет собой огромный по масштабу проект, где представлены все семьи учащихся класса, их традиции, национальная к...
Родительское собрание. Тема: «Воспитание сознательной дисциплины». Родительское собрание. Разработка на тему "Воспитание сознательной дисциплины"Презентация к родительскому собранию "Воспитание сознательной дисциплины"
Родительское собрагние-разработка. Презентация создана к собранию "Воспитание сознательной дисциплины" Содержание: название темы родительского собрания; кластер (графическая организа...
Родительское собрание "Проекты в начальной школе"
Представлен конспект и презентация....
Информационно-практико-ориентированный проект к родительскому собранию "Здоровье сгубишь - новое не купишь!"
Информационно-практико-ориентированный проект к родительскому собранию...
Родительское собрание "Проекты" ФГОС
Ознакомление родителей с проектами...
проект родительского собрания по теме "Как помочь ребёнку стать внимательным?"
Данный материал заинтересует тех педагогов, кто в тесном контакте работает с родителями своих учеников. По мнению автора, тема "Работа с родителями" очень актуальна в современной школе, особенно в усл...
Родительское собрание "Как работать над проектом вместе с родителями"
Уже в начальной школе можно встретить учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они читают словари и специальную литературу, ищут отв...