Поощрение и наказание детей
консультация (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Проблемы поощрения и наказания, значение этих методов воспитания, их эффективность во все времена волновали учителей, психологов , родителей и самих воспитанников.
Неумелое применение поощрений и наказаний не только не дает ожидаемых результатов, но и играет отрицательную роль в формировании личности, повышает уровень тревожности ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pooshchreniya_i_nakazaniya.docx | 17.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Поощрения и наказания
Проблемы поощрения и наказания, значение этих методов воспитания, их эффективность во все времена волновали учителей, психологов , родителей и самих воспитанников.
Неумелое применение поощрений и наказаний не только не дает ожидаемых результатов, но и играет отрицательную роль в формировании личности, повышает уровень тревожности ребенка.
Многие дети проявляют тревожность при переживании неудач. Это может быть связано с боязнью непонимания родителей , с возможным наказанием.
Выбор предпочитаемых методов поощрения и наказания закладывается у будущих мам и пап еще в детстве. Несмотря на эмоциональные потрясения в школьные годы, традиции наказания с большим трудом претерпевают изменения в течение жизни. Иногда можно слышать как родители, оправдывая свою жестокость, говорят, что их воспитывали в строгости и это пошло только на пользу, или что я всегда слушалась своих родителей, и мои дети обязаны тоже меня слушаться.
В некоторых случаях опыт жестокого обращения заставляет пересмотреть жизненные принципы. Такой родитель, помня свой опыт , никогда не ударит ребенка.
Теме поощрений и наказаний посвящено много книг, телепередач, но многие родители не прислушиваются к мнению специалистов, считая что «чужая семья – потемки», «своего ребенка я лучше знаю, как воспитывать».
Выделяют следующие виды наказаний:
- Словесные (угрозы, унижения, оскорбления и т. д.);
- Физические наказания ( шлепки, порка и др.);
- Наказание изоляцией (стояние в углу, запирание в помещении, отказ от контакта);
- Наказание трудом или уроками, чтением;
- Наказание лишением компьютера, прогулок и т. д.
По мнению психологов, в семьях, где физические наказания в порядке вещей, дети находят различные пути адаптации к таким жестким условиям, Агрессия со стороны взрослых провоцирует детскую агрессию. Дети начинают вымещать обиды на тех, кто слабее: младших детях, одноклассниках. Иногда, избиение ребенка является продолжением конфликта между мужем и женой, когда озлобленность родителей переносится на беззащитного ребенка. Дети в таких семьях становятся неуравновешенными, замкнутыми, их уровень тревожности высок.
В большинстве случаев, когда родители бьют детей, за « благовидной» целью воспитания обнаружится неумение взрослого управлять своими эмоциями, справляться с раздражением, гневом, жестокостью.
Физические наказания приводят к следующим проблемам в воспитании детей:
- Агрессия родителей приводит к агрессии детей;
- Дети становятся неуравновешенными, эмоционально ранимыми, вспыльчивыми;
- Формирование замкнутости;
- Повышение уровня тревожности.
Каждый уважающий себя родитель должен сделать вывод, приведут ли методы физического воздействия к поставленным целям (хорошо учиться и др.).
Словесные наказания считаются наиболее мягкими, не приносящими большого вреда. Трудно представить родителя, который бы никогда в жизни не крикнул бы на своего ребенка, не обозвал его, не выругался бы в его адрес. Но это эмоциональная реакция, а не метод воспитания. Зачастую родители кричат и ругаются, потому что у них проблемы на работе, они устали, им сейчас не до ребенка. Фразы «Все из-за тебя!», «Когда все это кончится» вызывают у детей ответное озлобление или подавленность, разочарование. Ведь взрослый для ребенка – огромный авторитет, все, что он произносит, воспринимается как непреложная истина. Принимая на веру эти утверждения, ребенок начинает думать, что он действительно «тупица», «дурак» и ничего хорошего из него не выйдет. Это ведет к формированию заниженной самооценки, а заниженная самооценка ведет к новым проблемам в формировании личности ребенка: агрессивность, замкнутость, неуравновешенность и т. д.
Чтобы добиться пользы от словесных наказаний, надо тщательно выбирать выражения, используемые при этом. Например, «Я так расстроена твоей новостью! Как же наш договор? Я думаю, что тебе срочно надо заняться этим – выучи и расскажи мне эту тему».
Следующий вид наказаний – наказание изоляцией. Например, ребенка на короткий период исключают из общих занятий. Такой прием рекомендуется применять спокойно, объяснив причину наказания, обговорив условия его прекращения. Подобная мера применяется и самими детьми в среде сверстников.
Применяя наказание изоляцией, нельзя забывать об индивидуальных различиях в психике детей. Они могут привести к сильнейшему стрессу и другим тяжелым последствиям.
Очень противоречивый метод воздействия – наказание трудом. Такие наказания могут на всю жизнь закрепить негативное отношение к труду, чтению, учебе.
Какой же вид наказания не нанесет морального вреда детям?
Известный ученый-психолог Ю. Гиппенрейтер в книге «Общаться с ребенком. Как?» советует: когда наказания не избежать, надо придерживаться одного важного правила: «Наказывать ребенка лучше, лишая его хорошего, чем делая ему плохое».
Здесь речь идет о наказании лишением. Найдите то, что для Вашего ребенка наиболее важно, приносит ему много радости. Если ребенок совершает проступок, то удовольствия на определенный промежуток времени отменяются.
Выбирая наказание, спрашивайте себя: «А какую цель я преследую?», «Удается ли достигнуть поставленной цели?» Если нет, то наказание будет фиктивным, бессмысленным.
Рекомендации психологов родителя при выборе методов воспитания:
- При выборе метода наказания контролируйте свои эмоции и действия;
- Не наказывайте ребенка чтением, трудовыми обязанностями.
- Будьте справедливы к детям;
- Не злоупотребляйте наказаниями;
- Прежде, чем применить наказание, спрашивайте себя о целях, прогнозируйте возможный результат.
Дети обычно учатся и ведут себя лучше, если их поощряют за хорошее поведение, а не наказывают за плохое.
Простейшей формой поощрения является похвала. Она может быть простой или сложной.
Действенная похвала должна быть конкретной. Нужно оценить усилия ребенка, его действия, а не его самого. Действенная похвала должна быть незамедлительной. Хвалить нужно искренне, не заигрывая с ребенком.
Похвала будет эффективной тогда, когда звучи не слишком часто. Потребность во внешнем одобрении своего рода наркотик, привыкнув к которому, человек теряет самого себя. Он нуждается в постоянных похвалах и все усилия тратит на то, чтобы услышать в свой адрес положительную оценку, а не на то, чтобы достигнуть результата. В результате человек не слышит и не понимает, что ему говорят окружающие, но и самого себя не слышит и не чувствует.
У детей, которые привыкли к постоянным поощрениям в виде похвалы, появляется чувство вины и протеста в случае неудач, формируются потребности в постоянном восторженном, восхищенном признании его личности.
Поощрение может быть незначительным, а может быть выражено материально. Самое главное помнить, что во всем должно быть чувство меры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание на тему: " Поощрение и наказание детей в семье"
Представлен доклад для выступления на общешкольном родительском собрании...
Родительское собрание Поощрение и наказание детей в семье
На собрании обсуждается проблема поощрения и наказания ребёнка в семье...
Родительское собрание "О поощрении и наказании детей в семье"
Цель: познакомить родителей с видами поощрения и наказания, как хвалить и наказывать ребенка, оставаясь на позициях подлинной любви; раскрыть роль поощрения и наказания в воспитании детей; опред...
"Поощрение и наказание детей в семье"
Поощрение и наказание детей в семье Воспитывать ребенка - нелегкое дело. Из всех трудных ситуаций, в которые дети нередко ставят своих родителей, нужно стараться выйти с ...
"Поощрение и наказание детей в семье"
Цели: обсудить с родителями проблему поощрения и наказания ребенка в семье; формировать у родителей культуру поощрения и наказания ребенка в семье.Форма проведения: обмен мнениями....
Поощрение и наказание детей в семье
Памятка для родителейКак поощрять ребёнка всемье...
Поощрение и наказание детей в семье
Форма проведения собрания: обмен мнениями....