ПОРТФОЛИО УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
презентация к уроку (1, 2, 3, 4 класс) по теме

Пронина Любовь Владимировна

КАК ПРАВИЛЬНО СОБИРАТЬ ПОРТФОЛИО

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon sobranie_portfolio.ppt2.09 МБ
Файл shkolnoe_metodicheskoe_obedinenie.docx404.43 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Портфолио учащихся начальной школы 2 д класс МОУСОШ № 31, г. ПОДОЛЬСК Учитель Пронина Л.В.

Слайд 2

Портфолио ученика – что это такое? Портфолио – модное слово, пришедшее в наш лексикон не так давно и употребляющееся до недавнего времени исключительно в сфере модельного бизнеса. Но… Время течет, все вокруг меняется. И вот уже сегодня все родители должны знать, что такое портфолио ученика.

Слайд 3

Портфолио ученика – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных образовательных достижений обучающихся в определенный период его обучения со 2 по 11 классы. Если говорить проще, портфолио – это портфель документов, в которой ученик за все время обучения в школе должен фиксировать все свои достижения как творческого характера, так и учебные результаты. Портфолио призвано дополнить традиционные контрольно-оценочные средства, и позволяет учитывать результаты, достигнутые обучающимися в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной и т.п.

Слайд 4

Одной из основных целей составления портфолио ученика является установка тесного сотрудничества между родителями, педагогом и ребенком. Ученики младших классов при оформлении портфолио не смогут обойтись без помощи родителей. Их помощь должна заключатся в постоянном побуждении ребенка проявлять инициативу и самостоятельность в заполнении данных. Таким образом, он сможет производить оценку своих достижений и возможностей, формировать личное отношение к полученным результатам. Портфолио помогает ребенку развивать уравновешенный взгляд на себя, свои достоинства и на свои цели.

Слайд 5

Роль учителя в работе с портфолио Педагог обязан объяснять правила ведения и заполнения портфолио. Производить своевременную оценку заполнений всех разделов. Подготовить выставки, конкурсы, которые позволят ученикам проявить себя. Всё это помогает формироваться личности ребенка. Главное то, что портфолио не несет идеи соперничества между детьми, а помогает каждому индивидуально развивать свои таланты.

Слайд 6

Девизом работы с портфолио ученика начальной школы должна стать фраза: "Каждодневный творческий процесс ученика должен быть зафиксирован".

Слайд 7

Структура портфолио Жестких требований по введению не существует. Ведь работа над портфолио - хорошая возможность проявить себя, подойти творчески к этой задаче, придумать что-то свое, оригинальное.

Слайд 8

Разделы портфолио I. Титульный лист(личная информация) Анкета о себе Моя семья Мои друзья (фото) II. Моя учёба Правила поведения в школе Памятки(работа над ошибками, список литературы на каникулах, т.д.) III. Мои достижения ( грамоты, сертификаты, диагностические, т.д.)

Слайд 9

Титульный лист Содержит основную информацию: фамилия имя и отчество; - заведение; - класс; контактную информацию; - фото ученика.

Слайд 10

Здесь можно поместить любую информацию, которая интересна и важна для ребенка.

Слайд 11

« Моё имя » - информация о том, что означает имя, можно написать о знаменитых людях, носивших и носящих это имя. Если у ребенка редкая или интересная фамилия, можно найти информацию о том, что она означает.

Слайд 12

"Моя семья" - здесь можно рассказать о каждом члене семьи или составить небольшой рассказ о своей семье.

Слайд 13

"Мой город" - это рассказ о родном городе (селе,деревне), о его интересных местах. Здесь же можно разместить нарисованную вместе с ребенком схему маршрута от дома до школы. Важно чтобы на ней были отмечены опасные места (пересечения дорог, светофоры).

Слайд 14

"Мои друзья" Здесь можно расположить фотографии друзей, информация об их интересах, увлечениях.

Слайд 15

"Мои увлечения" - это небольшой рассказ о том, чем увлекается ребенок. Здесь же можно написать о занятиях в спортивной секции, учебе в музыкальной школе или других учебных заведениях дополнительного образования.

Слайд 16

"Мои любимые школьные предметы" - небольшие заметки о любимых школьных предметах, построенные по принципу "мне нравится..., потому что...". Также неплох вариант с названием "Школьные предметы". При этом ребенок может высказаться о каждом предмете, найдя в нём что-то важное и нужное для себя.

Слайд 17

Раздел « Учебная деятельность » В этом разделе заголовки листов посвящены конкретному школьному предмету. Ученик наполняет этот раздел удачно написанными контрольными работами, интересными проектами, отзывами о прочитанных книгах, графиками роста скорости чтения, творческими работами.

Слайд 19

Все мероприятия, которые проводятся вне рамок учебной деятельности можно отнести к общественной работе. Оформлять этот раздел желательно с использованием фотографий и кратких сообщений на тему.

Слайд 20

« Моё творчество » В этот раздел ребенок помещает свои творческие работы: рисунки, сказки, стихи. Если выполнена объемная работа (поделка), нужно поместить ее фотографию. Родителям необходимо предоставить полную свободу ребенку при наполнении этого раздела!

Слайд 21

Раздел « Мои впечатления » В начальной школе дети принимают активное участие в экскурсионно-познавательных программах, ходят в театр, на выставки, посещают музеи. Необходимо в завершение экскурсии или похода предложить ребенку творческое домашнее задание, выполняя которое, он не только вспомнит содержание экскурсии, но и получит возможность выразить свои впечатления.

Слайд 22

Раздел « Мои достижения » Здесь размещаются грамоты, сертификаты, дипломы, благодарственные письма, а также итоговые аттестационные ведомости. Лучше выбрать расположение не в порядке значимости, а, например, в хронологическом порядке.

Слайд 23

Раздел « Отзывы и пожелания » В портфолио ученика начальной школы этот раздел включают не часто. Ничто так не повышает самооценку ребенка, как положительная оценка педагогом его стараний. Например: "Принял активное участие в подготовке к внеклассному мероприятию "Цена Победы". Выучил и великолепно рассказал стихотворение. Самостоятельно подготовил стенгазету, при этом привлек к оформлению своих товарищей."

Слайд 25

Важно помнить!!! В первом классе, когда ребенок только начинает работать над составлением портфолио, без помощи родителей ему не обойтись. Но по мере того, как он взрослеет эту помощь надо сводить к минимуму. Старайтесь с самого начала построить работу ребенка таким образом, чтобы он сам прикладывал определенные усилия к формированию портфолио. В процессе работы неизбежно происходит процесс осмысления своих достижений, формирование личного отношения к полученным результатам и осознание своих возможностей.

Слайд 26

ПОРТФОЛИО



Предварительный просмотр:

Школьное методическое объединение

Доклад

«Портфолио достижений учащихся начальной школы как средство создания ситуации успеха».

Подготовила:

                         учитель начальных классов

   Рябинина Е. А.

Ноябрь 2010г.

Слово «портфолио» было известно еще в эпоху Ренессанса, когда этим англоязычным термином называли альбом с фотографиями для предъявления художниками и архитекторами, претендовавшими на место в Академии художеств или на строительный проект. В 80-х годах XX века в США возникла идея применения портфолио в школе, и уже через десять лет ученые стали говорить о настоящей «портфолиомании», охватившей образовательный мир.

В 2004 году рабочая группа при Министерстве образования и науки РФ представила концепцию «портфолио достижений ученика в средней школе», которая «поможет проследить развитие ребенка, обнаружить в нем склонности к тем или иным наукам и скрытые таланты». «У каждого ученика, – писал B.M. Филиппов, – будет «портфолио», то есть индивидуальный «портфель» образовательных достижений – результаты районных, областных олимпиад, интересные самостоятельные проекты и творческие работы. Это очень важно при определении готовности школьника к углубленному изучению ряда предметов» (Комсомольская правда. 2003. 14 янв.). Основная функция данного нововведения – помочь старшеклассникам в выборе профильного класса, а также возможность предъявлять свои достижения при поступлении в вузы.

 Индивидуальная папка личных достижений ученика начальной школы должна представлять собой интегрированный вариант существующих видов портфолио (отзывов, работ, документов). Основное предназначение портфолио – продемонстрировать достижения ученика в различных областях деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной.

Что стоит за сухой отметкой, выставленной в дневнике? Можно ли разглядеть за ней Личность ученика, его ежедневный кропотливый труд, его неисчерпаемый творческий потенциал? Портфолио становится «историей успеха», помогающей проследить индивидуальный прогресс учащегося; историей, в которой акцент смещается с того, чего не знает и не умеет ученик, на то, что он знает и умеет. Важно, что внимание концентрируется не только на результате деятельности, но учитывается и пройденный учеником путь, то, каким образом он работал над достижением результата, а также его субъективная оценка проделанной работы.

Начиная работу над составлением портфолио, мы вряд ли представляли, каким будет результат. Однако основные цели и задачи ведения портфолио в начальных классах обозначили следующее:

– создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;

– максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка, создание условий для его самореализации и самоактуализации в различных областях школьной и внешкольной жизни;

– развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию;

– формирование установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности, развитие мотивации дальнейшего творческого роста;

– формирование положительных моральных и нравственных качеств личности;

– приобретение навыков саморефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями («я реальный», «я идеальный»);

– формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию.

Первый раздел портфолио представляет собой знакомство с личностью его создателя, позволяющее составить представление о его индивидуальных особенностях, чертах характера, интересах и склонностях. В совместном творчестве с родителями и учителями родились первые рубрики: «Мое имя», «Моя семья», «Мой город», «Моя улица», «Мой друг», «Мои увлечения», «Мой портрет», «Моя гимназия», «Мои учителя», «Мои любимые школьные предметы» и др.

С большим удовольствием дети раскрашивают и штрихуют рисунки в первых «Прописях» под названием «Мои волшебные пальчики», выводят первые буквы. Лучшие работы из первых «Прописей» ребята с гордостью помещают в папки достижений.

В портфолио ученика начальной школы могут присутствовать следующие основные разделы: «Познакомьтесь со мной», «Мое имя», «Мой портрет», «Моя семья», «Мои друзья», «Моя гимназия» (гимн, эмблема, Кодекс гимназиста, история гимназии, ее заслуги), «Мои учителя», «Мои любимые школьные предметы», «Общественная жизнь» (поручения, обязанности ученика в классе, благодарности, поощрения), «Мир моих увлечений» (в том числе кружки, посещаемые ребенком), «Мои достижения» (здесь аккумулируются грамоты, благодарности, дипломы, благодарственные письма, сертификаты, полученные в конкретном учебном году).

Отдельной рубрикой может стать раздел «Работы, которыми я горжусь» в виде текстов, рисунков, фотографий (ежедневные, контрольные, творческие). Нам представляется важным помещать в портфолио работы, которые демонстрируют индивидуальный прогресс ученика из начала, середины, конца курса. Например: «Так я писал раньше», «Так я пишу теперь», «Мое творчество» (творческие работы: рисунки, фотографии поделок и т.п.), «Наши праздники» (творческие отчеты с фотографиями, рисунками о конкурсах, праздниках, играх по станциям), «Путешествия по городу» (фоторепортажи об экскурсиях, творческие домашние задания по итогам экскурсий), «Книги, которые я прочитал» (отзывы о прочитанных книгах), анкеты, тесты, «Оценка и самооценка моей деятельности за год» – отзывы о ребенке классного руководителя, учителей-предметников, педагогов дополнительного образования, их рекомендации, осмысление самим ребенком своего духовного, интеллектуального и творческого роста, саморегуляция поведения и эмоциональной восприимчивости.

Портфолио становится важнейшей точкой соприкосновения во взаимодействии «учитель – ученик – родители», а работа над его составлением – неинтересным духовным взаимообогащением. Большая часть работ, помещаемых в папку достижений, рождается в классе, в совместной деятельности с учителями, а отзывы, фоторепортажи и т.п. выполняются дома с помощью заинтересованных родителей. Успех совместной работы зависит от общего настроя на подобный вид сотрудничества всех участников процесса, от выбора форм работы, от учета индивидуальных особенностей ребенка. В первом классе, когда ребенок начинает работать над составлением портфеля достижений, без помощи родителей ему не обойтись, однако помощь эта должна минимизироваться по мере взросления. При этом с самого начала важно построить работу таким образом, чтобы ребенок сам прикладывал определенные усилия к формированию портфолио, поскольку в процессе работы неизбежно происходит процесс осмысления своих достижений, формирование личного отношения к полученным результатам и осознание своих возможностей. Авторы российской версии портфолио Т. Новикова и А. Прутченков в статье «15 ловушек на пути раскрытия способностей» (Первое сентября. 2005. 29 окт.), посвященной типичным ошибкам при использовании технологии портфолио, отмечают недопустимость формирования портфолио взрослыми без учета мнения самого ребенка. Именно за учеником должно оставаться право выбора того, какие материалы необходимо включить в папку достижений, а какие – нет.

Роль классного руководителя мы видим, прежде всего в том, чтобы стимулировать детей к сбору материалов по той или иной теме, обсуждать с ним различные способы демонстрации достижений, рекомендовать рубрики, давать советы по оформлению. И, что особенно важно, проявлять искренний интерес к помещаемым в портфолио работам, не оставляя без внимания деятельность ребенка по его формированию – напротив, всячески поощряя активность школьника. Практика показывает, что не только учитель, но и одноклассники вносят свою лепту в составление портфолио товарищей, делают конструктивные замечания, дают комментарии и советы.

 (Т. Новикова, А. Прутченков). Безусловная ценность портфолио заключается в том, что он способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста.

МОЙ МИР

МОЯ УЧЕБА

МОЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ РАБОТА

МОЕ ТВОРЧЕСТВО

МОИ ВПЕЧАТЛЕНИЯ

МОИ ДОСТИЖЕНИЯ

ОТЗЫВЫ И ПОЖЕЛАНИЯ

РАБОТЫ, КОТОРЫМИ Я ГОРЖУСЬ

ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ

Содержит основную информацию (фамилия имя и отчество; учебное заведение, класс), контактную информацию и фото ученика.

Считаем важным дать ребенку самому выбрать фотографию для титульного листа. Не стоит давить на него и склонять к выбору строгого портрета. Дайте ему возможность показать себя таким, каким он себя представляет и хочет представиться другим.

РАЗДЕЛ "МОЙ МИР"

Здесь можно поместить любую информацию, которая интересна и важна для ребенка. Возможные заголовки листов:

"Мое имя" - информация о том, что означает имя, можно написать о знаменитых людях, носивших и носящих это имя. Если у ребенка редкая или интересная фамилия, можно найти информацию о том, что она означает.

"Моя семья" - здесь можно рассказать о каждом члене семьи или составить небольшой рассказ о своей семье.

"Мой город" - рассказ о родном городе (селе, деревне), о его интересных местах. Здесь же можно разместить нарисованную вместе с ребенком схему маршрута от дома до школы Важно чтобы на ней были отмечены опасные места (пересечения дорог, светофоры).

"Мои друзья" - фотографии друзей, информация об их интересах, увлечениях.

"Мои увлечения" - небольшой рассказ о том, чем увлекается ребенок. Здесь же можно написать о занятиях в спортивной секции, учебе в музыкальной школе или других учебных заведениях дополнительного образования.

"Моя школа" - рассказ о школе и о педагогах.

"Мои любимые школьные предметы" - небольшие заметки о любимых школьных предметах, построенные по принципу "мне нравится..., потому что...". Также неплох вариант с названием "Школьные предметы". При этом ребенок может высказаться о каждом предмете, найдя в нём что-то важное и нужное для себя.

РАЗДЕЛ "МОЯ УЧЁБА"

В этом разделе заголовки листов посвящены конкретному школьному предмету. Ученик наполняет этот раздел удачно написанными контрольными работами, интересными проектами, отзывами о прочитанных книгах, графиками роста скорости чтения, творческими работами.

РАЗДЕЛ "МОЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ РАБОТА"

Все мероприятия, которые проводятся вне рамок учебной деятельности можно отнести к общественной работе (поручениям). Может быть, ребенок играл роль в школьном спектакле, или читал стихи на торжественной линейке, или оформил стенгазету к празднику или выступал на утреннике… Вариантов очень много. Оформлять этот раздел желательно с использованием фотографий и кратких сообщений на тему.

РАЗДЕЛ "МОЁ ТВОРЧЕСТВО"

В этот раздел ребенок помещает свои творческие работы: рисунки, сказки, стихи. Если выполнена объемная работа (поделка), нужно поместить ее фотографию. Родителям необходимо предоставить полную свободу ребенку при наполнении этого раздела!

Важно! Если работа принимала участие в выставке или участвовала в конкурсе, также необходимо дать информацию об этом мероприятии: название, когда, где и кем проводилось.

Хорошо бы дополнить это сообщение фотографией. Если событие освещалось в СМИ или Интернете - надо найти эту информацию. Если проводилось Интернет-порталом, сделать распечатку тематической странички

РАЗДЕЛ "МОИ ВПЕЧАТЛЕНИЯ"

В начальной школе дети принимают активное участие в экскурсионно-познавательных программах, ходят в театр, на выставки, посещают музеи. Необходимо в завершение экскурсии или похода предложить ребенку творческое домашнее задание, выполняя которое, он не только вспомнит содержание экскурсии, но и получит возможность выразить свои впечатления. Если в школе это не практикуется, родителям имеет смысл прийти на помощь учителю и разработать и размножить типовой бланк "Творческого задания". В конце учебного года возможно проведение презентации творческих заданий с обязательным награждением лучших работ в нескольких номинациях.

РАЗДЕЛ "МОИ ДОСТИЖЕНИЯ"

Здесь размещаются грамоты, сертификаты, дипломы, благодарственные письма, а также итоговые аттестационные ведомости. Причем в начальной школе не следует разделять по важности успехи в учебе (похвальный лист) и успехи, например, в спорте (диплом). Лучше выбрать расположение не в порядке значимости, а, например, в хронологическом порядке.

РАЗДЕЛ "ОТЗЫВЫ И ПОЖЕЛАНИЯ"

В портфолио ученика начальной школы этот раздел включают не часто. А жаль! Ничто так не повышает самооценку ребенка, как положительная оценка педагогом его стараний. К сожалению дневники школьников пестрят либо нелицеприятными замечаниями типа "Не готов к уроку!", либо ничего не отражающей похвалой типа "Молодец!". А что если вместо того же "Молодец!" дать небольшой отзыв в портфолио? Например: "Принял активное участие в подготовке к внеклассному мероприятию "Цена Победы". Выучил и великолепно рассказал стихотворение. Самостоятельно подготовил стенгазету, при этом привлек к оформлению своих товарищей."

Считаем важным добавить лист отзывов, а также бланк, где учителя могут высказать свои рекомендации и пожелания, например, по итогам учебного года.

РАЗДЕЛ "РАБОТЫ, КОТОРЫМИ Я ГОРЖУСЬ"

В начале нового учебного года необходимо внимательно изучить портфолио, проанализировать собранный в нем материал. При переходе в старший класс содержимое всех разделов надо полностью обновить.

Менее значимые работы и документы извлекаются (можно поместить в отдельную папку), а то, что представляет большую ценность, размещается в специальном разделе. Его можно озаглавить "РАБОТЫ, КОТОРЫМИ Я ГОРЖУСЬ"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Портфолио учащихся начальной школы

Портфолио достижений учащихся начальной школы как средство создания ситуации успеха...

Портфолио учащихся начальной школы

Способы оценивания успешности в начальной школе ( из личного опыта)...

портфолио учащегося начальной школы

Портфолио я создавала сама. Сюда входит: титульный лист, история имени, знак зодиака, фото мамы, фото папы, фото семьи, фото классного руководителя и разделы по предметам, где после каждого раздела вк...

Портфолио учащегося начальной школы

Портфолио - как инструмент, соответствующий ФГОС....

Портфолио учащихся начальной школы

Материал содержит вариант детского портфолио , которое можнодополнять или редактировать...

Портфолио учащегося начальной школы

Большое внимание в школе уделяется работе с портфолио. В нём отмечаются успехи в учебной, творческой, общественной деятельности учащегося начальной школы. систематическая работа в портфолио поможет уч...

Портфолио учащегося начальной школы

Большое внимание в школе уделяется работе с портфолио. В нём отмечаются успехи в учебной, творческой, общественной деятельности учащегося начальной школы. систематическая работа в портфолио поможет уч...