Родительское собрание "Развитие внимания детей младшего школьного возраста"
материал (2 класс) на тему
Родительское собрание
"Развитие внимания детей младшего школьного возраста"
Цель:
Дать родителям информацию о признаках и причинах невнимательности. Обучить приемам развития внимания.Дать советы по организации помощи невнимательному ребенку при выполнении домашних заданий.
Слайд 1
Здравствуйте уважаемые родители! Вы наверное согласитесь со мной, что успешность обучения напрямую связаны с развитием памяти, мышления, внимания, речи и др. Тема нашей встречи “Внимание, требует внимания” или попытаемся ответить на вопрос “Как бороться с невнимательностью ребенка и неумением сосредоточиться?”
По анализу самостоятельных и контрольных работ выясняется, что большой процент ошибок составляют не пробелы в знаниях, а именно пропуск, замена, т.е. зачастую невнимательность мешает получить отличную оценку.
Для современного ребенка характерно опережение в некоторых областях, например владение компьютером, сотовым телефоном объяснить ребенку проще и быстрее чем взрослому, но опять же внимание оставляет желать лучшего.
Слайд 2
Внимание – это направленность на определенный объект.
Слайд 3
Выделяют три основных вида внимания:
Непроизвольное внимание (пассивное)
Вид внимания, при котором отсутствует сознательный выбор направления и регуляции. Оно устанавливается и поддерживается независимо от сознательного намерения человека
Иногда непроизвольное внимание может быть полезным, как в работе, так и в быту, оно дает нам возможность своевременно выявить появление раздражителя и принять необходимые меры, и облегчает включение в привычную деятельность. Но в то же время непроизвольное внимание может иметь отрицательное значение для успеха выполняемой деятельности, отвлекая нас от главного в решаемой задачи, снижая продуктивность работы в целом. Например, необычный шум, выкрики и вспышки света во время работы отвлекают наше внимание и мешают сосредоточиться. Причины возникновения непроизвольного внимания:
Произвольное внимание
Требует от человека волевых усилий, напряжения, причем длительное поддерживание произвольного внимания вызывает утомление, зачастую даже большее, чем физическое напряжение.
Полезно чередовать сильную концентрацию внимания с менее напряженной работой, путем переключения на более легкие или интересные виды действия или же вызвать у человека сильный интерес к делу, требующему напряженного внимания.
Послепроизвольное внимание
Когда человек прилагает значительное усилие воли, концентрирует свое внимание, понимает содержание, необходимое для себя, и уже дальше без волевого напряжения внимательно следит за изучаемым материалом. Его внимание становится теперь вторично непроизвольным, или после-произвольным. Оно будет значительно облегчать процесс усвоения знаний и предупреждать развитие утомления.
Слайд 4
Наиболее распространенными причинами рассеянного внимания являются:
· Общее ослабление нервной системы (если ребенок медлителен или гиперактивен, причина на физиологическом уровне т.е. нервная система еще недостаточно созрела, в этом случае заставлять ребенка долго сидеть на месте, выполнять одну работу, попросту вредно для здоровья. Квалифицированные советы может дать неврапотолог)
· Ухудшение состояния здоровья
· Физическое и умственное переутомление
· Нарушение режима занятий и отдыха
· Нарушение дыхания (хронические простуды, аденоиды т.е. если ребенок часто дышит ртом)
· Причины психологического характера, может быть в отношение ребенка к занятию (страхи, повышенная тревожность)
· Наличие тяжелых переживаний, травм
· Эмоциональная перегрузка вследствие большого количества впечатлений (положительных и отрицательных)
· Недостатки воспитания (например, в условиях гиперопеки ребенок, получивший слишком много словесных указаний от родителей, большой объем информации, привыкает к постоянной смене впечатлений и его внимание становится поверхностным, не формируются наблюдательность, устойчивость внимания)
Проанализировав причины, вы сделаете полдела, теперь будете знать, над чем именно вам предстоит работать.
Слайд 5
Кроме этого у внимания есть свои свойства, которые нужно знать.
1.По тому, сколько объектов ребенок может сознательно удержать в короткий промежуток времени, судят об объеме внимания.
У 2-ка он невелик, поэтому нельзя загружать ребенка избыточной информацией.
Как определить объем внимания?
Таблица Шульте
Покажите указкой и назовите все числа от 1 до 25. Как можно скорее, не ошибаясь.
9 | 5 | 11 | 23 | 20 |
14 | 25 | 17 | 19 | 13 |
16 | 21 | 7 | 3 | 1 |
18 | 12 | 6 | 24 | 4 |
22 | 15 | 10 | 2 | 8 |
Норма 30–50 сек на 1 таблицу.
Упражнения, направленные на увеличение объема внимания:
Игра “Пуговица”
Играют 2 человека. Перед ними лежат два одинаковых набора пуговиц, в каждом из которых ни одна пуговица не повторяется. У каждого игрока есть игровое поле – это квадрат, разделенный на клетки. Начинающий игру выставляет на своем поле 3 пуговицы, второй игрок должен посмотреть и запомнить, где какая пуговица лежит. После этого первый игрок закрывает листком бумаги свое игровое поле, а второй должен на своем поле повторить то же расположение пуговиц.
Чем больше в игре используется клеток и пуговиц, тем игра становится сложнее. Эту же игру можно использовать в работе на развитие памяти.
Проигрываем с родителями
Взрослый в отсутствие ребенка выкладывает на стол какое-то, на первых порах небольшое количество предметов (ручку, несколько карандашей, тетрадь, игрушку) и все это закрывает. Затем приглашает ребенка, на несколько секунд открывает все предметы, опять закрывает и просит перечислить все, что увидел. Чем больше предметов ребенок успевает зафиксировать, тем больше объем его внимания. Тренировка объема внимания, его расширение достигаются путем многократного повторения этого простого упражнения при постоянном увеличении количества предметов.
2. Еще одно свойство внимания – устойчивость или концентрация.
Концентрация — удержание внимания на каком-либо объекте.
Устойчивость
Характеризуется длительностью, в течение которой сохраняется на одном уровне концентрация внимания
Это тоже связано с физиологией. Ребенок не может себя вовремя остановить, не может долго заниматься одной деятельностью. И не надо требовать, чтобы ребенок долго себя посвящал одному делу, т.к. он переутомляется и наступает апатия. Еще один вывод: нужно чаще чередовать виды деятельности. Но эти виды не должны обрушиваться сразу, они должны чередоваться с некоторыми промежутками, отвлечениями.
Мозаики, пазлы, конструкторы, предполагающие внимание к мелким деталям. Это может быть любой труд или занятие, при котором нужно что-то мастерить руками.
Перерисовывание геометрических узоров, картинки “Найди отличие”, “Путаницы”
3.Следующее свойство внимания – распределение.
Обычно младшие школьники могут выполнять только один вид деятельности: если они слушают, то в это время не могут записывать: если пишут, то этот процесс их так захватывает, что совсем не слышат, что говорят им в это время. И научить ребенка делать несколько дел – работа очень трудная.
Практическое задание: В течение 1 минуты, родители одновременно рисуют двумя руками: левой – круги, правой – треугольники. В конце подсчитывается количество нарисованных треугольников и кружков.
Упражнения на распределение внимания
Прочитайте вслух небольшое предложение. Чтение сопровождается негромким постукиванием карандашом по столу. Дети должны запомнить текст и сосчитать число ударов. В процессе занятий количество предложений увеличивается.
Слайд 6
4.Переключение внимания – сознательный переход от одного объекта к другому. Быстрота переключения зависит от индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Если ребенок быстро отвлекается, предложите ему формулировать, проговаривать вслух собственные мысли и действия.
Методика “Красно-черная таблица” Рассмотреть таблицу и найти по порядку все числа черного цвета от 1 до 12.
Рассмотреть таблицу и найти по порядку все числа красного цвета в обратном порядке.
Поочередно искать числа черного цвета в прямом порядке от 1 до 12, а числа красного цвета в обратном порядке от 12 – 1.
1 | 5 | 11 | 8 | 2 |
6 | 7 | 4 | 1 | 9 |
12 | 8 | 10 | 2 | 4 |
3 | 11 | 6 | 9 | 5 |
6 | 7 | 3 | 12 | 10 |
Общие рекомендации
· Если ребенок часто отвлекается, предложите ему формулировать и проговаривать вслух собственные мысли и действия. Этот прием позволит ухватить внимание за хвост, не позволяя ему ускользнуть.
· Облегчить процесс выполнения домашнего задания. Детям которые не могут долго заниматься однообразной деятельностью рекомендуется выполнять упражнения поочередно по разным предметам, чередуя их с короткими перерывами, во время которых можно перекусить, сделать небольшую зарядку, поиграть.
· Можно предлагать ребенку помочь вам. Например, подмести пол так, чтобы ни одной соринки на нем не осталось, доверить пришивание пуговицы к рубашке ему самому. Так вы не только научите ребенка сосредотачиваться, но и привьете ему навыки самостоятельности.
· Помните во 2 классе нашим детям еще нужно время запомнить неизвестный предмет, если это возможно, то его нужно потрогать, погладить рукой, взвесить, даже понюхать, погладить, вот тогда ребенок поймет его своими чувствами, значит, и сумеет удержать внимание на нем.
· Большое значение для ребенка имеет связь с эмоциями. Вот почему вам, родители, в объяснении, в рассказе нужно следить за интонациями своего голоса. Чем больше будет чувства в голосе, тем внимательнее ребенок будет слушать.
Не забудьте о доброжелательной обстановке, дома должны царить только понимание и терпение!
Слайд 7
В заключение хочется привести слова К.Д. Ушинского.
“Внимание – это именно та дверь,
перед которой проходит все,
что входит в душу человека из внешнего Мира.
Только наше понимание и терпение
помогут обогатить внутренний мир ребенка,
развивать его и совершенствовать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie.pptx | 638.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Внимание – это направленность на определенный объект
Виды внимания Непроизвольное внимание Произвольное внимание После произвольное внимание
Причины рассеянного внимания Общее ослабление нервной системы Ухудшение состояния здоровья Физическое и умственное переутомление Нарушение режима занятий и отдыха Нарушение дыхания Причины психологического характера Наличие тяжелых переживаний, травм Эмоциональная перегрузка Недостатки воспитания
Свойства внимания Объём Устойчивость и концентрация Распределение Переключение
Переключение внимания
“Внимание – это именно та дверь перед которой проходит все, что входит в душу человека из внешнего Мира. Только наше понимание и терпение помогут обогатить внутренний мир ребенка, развивать его и совершенствовать К.Д. Ушинский
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание-практикум "Развитие внимания детей младшего школьного возраста"
Дать родителям информацию о признаках и причинах невнимательности;Обучить приемам развития внимания;Дать советы по организации помощи невнимательному ребенку при выполнении домашних заданий....
Доклад "Развитие внимания детей младшего школьного возраста"
Внимание... Как оно важно для развития наших детей! Какие упражнения можно проводить с детьми для этого,читайте в этой статье....
Особенности внимания детей младшего школьного возраста
Жизнь окружает человека большим количеством самой разнообразной информации. Этой информации слишком много, поэтому человеку необходим механизм, который выделяет наиболее значимые для него сигнал...
Упражнения на развитие внимания детей младшего школьного возраста
Упражнения на внимание нужны как во время уроков, таки во внеурочное время. Дети с удовольствием выполняют эти упражнения....
Упражнения на развитие внимания детей младшего школьного возраста
Упражнения на развитие внимания детей младшего школьного возраста...
Использование игровых приёмов в коррекции внимания детей младшего школьного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
В настоящее время перед педагогами и родителями стоит задача обучения и воспитания младших школьников с нарушениями речи, развития их психических процессов. Особую актуальность приобретает проблема ум...
Исследовательская работа по теме: "Развитие внимания детей младшего школьного возраста в учебно - воспитательном процессе."
Работа посвящена исследованию внимания как познавательного процесса....