Методическая разработка родительского собрания - размышления. «Почему наши дети обманывают?»
консультация (3 класс) на тему

Герасимова Людмила Алексеевна

Методическая разработка родительского собрания - размышления.

 

«Почему наши дети  обманывают?»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pochemu_rebyonok_lzhyot.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка родительского собрания - размышления.

«Почему наши дети  обманывают?»

                                       

Эпиграф

             Меньше врётся – спокойней живется.

Цель родительского собрания: 

 Познакомить родителей с источниками проявления детской лжи и выявить основные причины детской лжи.

Задачи:

  • Предоставить родителям возможность познакомиться с информацией по проблеме детской лжи.
  • Найти способы выявления детской лжи.
  • Найти причины предотвратить обман.

Форма проведения: Семинар – практикум.        

                 

Оформление, оборудование, инвентарь.

  1. Учитель готовит листы  с анкетами и рекомендациями родителям (по количеству родителей)

  1. Родители вырезают круглые жетоны из самоклеящейся бумаги красного, желтого и белого цвета.

  1. На доске написана тема собрания.

            Красный – было интересно и актуально;

            Желтый - мне было скучно;

            Белый  -  у меня остались вопросы по этому поводу.

                                     

                           

 Ход родительского собрания:

I.Организационный  момент. 

II. Вступительное слово учителя:

    Если спросить любого из нас хорошо это или плохо – лгать, то, скорее всего в ответ мы услышим единодушное – ложь – это плохо. Но, взглянув вокруг, мы видим, что ложь стала настолько обыденным явлением в нашей жизни, что впору задаться вопросом «А кто не лжёт?». Лгут женщины и мужчины, лгут политики и бизнесмены, лгут врачи и продавцы на рынке.  Лгут взрослые и дети. Нет людей, которые не лгут. Пример ежедневного вранья на бытовом уровне - ответ на вопрос «Как дела?». Даже у самых воспитанных  людей немедленно слетает с языка лживое «Нормально», тогда как на самом деле всё может быть более чем плохо. Действительно, общество требует известной доли скрытности и лжи. Никто из нас не показывает себя таким, каков он есть: существует, так сказать, особая общественная маска, которую принужден носить каждый человек. Это необходимо, потому что в нас есть много чувств, которых мы не можем высказать, вместе с тем, не шокируя, не раздражая или не оскорбляя окружающих нас людей. Вранье – это социальный и психологический феномен коммуникации: это один из способов установить отношения с партнером, путем манипулирования другими людьми в межличностных отношениях. Вранье – не столько средство преднамеренного искажения фактов, сколько способ установления контакта и сближения людей (такими способами как лесть, обман, подкуп или запугивание)

Статистика утверждает, что люди, в среднем, лгут от 50 до 100 раз в день.

  • В разговоре – 25%
  • По телефону – 40%
  • Общаясь в интернете – 14%

   Скорее всего, не существует такого человека, который хотя бы раз не сказал неправду или не попытался что-нибудь скрыть. Но почему тогда особенно пугает и возмущает детская ложь.

Честность – это то качество, которое испокон веков заботливые родители стремятся привить своим детям. Все  родители мечтают, чтобы их дети выросли хорошими, честными людьми. Но все в большей или меньшей мере сталкиваются с проблемой детской лжи. Осознав, что их ребёнок говорит неправду, родители часто впадают в отчаяние и начинают искать ответы на вопросы – что делать, если ребёнок врет? И почему вообще в нормальной, вполне благополучной семье ребенок начал врать? Взрослые часто не понимают, что ложь – это свидетельство не моральных, а скорее психологических проблем ребенка.  Ложь – это  сигнал  о  том,  что  у  ребёнка  есть  проблемы. Конечно, неприятно осознавать, что в воспитании вашего ребенка что-то пошло не так. Но для            начала  давайте попробуем определить, что такое детская ложь. 

Ложь - феномен общения, состоящий в искажении действительного положения вещей; чаще всего выражается в содержании речевых сообщений, немедленная проверка, которых затруднительна или невозможна.

 Поэтому, чтобы правильно вести себя в подобной ситуации, родители должны, прежде всего, разобраться в причинах, побудивших их ребенка солгать.

                 Сегодня мы поговорим о лжи в нашей жизни и постараемся вместе выяснить всю правду о ней.

 III.   Причины  детской  лжи.

        

Психологи утверждают, что причины детской лжи могут быть следующими:
- попытка избежать наказания;
- стремление привлечь к себе внимание;
- наличие у ребенка проблем, требующих решения;
- защита от стрессовых ситуаций;
- дурной пример окружающих - как детей, так и взрослых.

IV.  Мини-доклад учителя о знаках и признаках лжи.

             Психологи говорят, что до 7 лет малыши часто путают, что происходит на самом деле, а что понарошку. Воображение – одно из ценных качеств личности, его надо не разрушать, а направлять в нужное русло. Однако к 10-12 годам взгляды ребенка на правду и ложь сильнейшим образом изменяются. Например, в ходе одного исследования детям 5-11 лет был задан вопрос: "Хорошо ли лгать?'' Из пятилетних детей 90% ответили, что лгать нельзя никогда и ни за что. А вот когда тот же вопрос был задан одиннадцатилетним, 90% ответили: "Да, иногда солгать можно". Разница, разумеется, в том, что к 11 годам ребенок знает: ложь бывает разная. Например, можно уклоняться, увиливать и скрывать правду, но бывает и невинная ложь, и такая ложь "не считается" - например, если говоришь подруге, что тебе нравится ее новая прическа, даже если на деле это не так.

Умение определять, когда ребенок лжёт, а когда нет, необходимо для того, чтобы выяснить,  не нарушил ли ребенок нормы приличия, обещание, запреты, не предпримет ли чего-то рискованного и чтобы принять своевременные меры.

Так как же узнать, обманывает нас ребенок или нет?

Лучший детектор лжи – материнское сердце. Но существует также несколько признаков, которые могут свидетельствовать, что при разговоре с вами ваш ребенок говорит не правду.

Учёные  выделяют

Невербальные  знаки лжи:

  • Классический признак лжи - если человек избегает зрительного контакта, то есть или не смотрит в глаза вообще, или старается отвести взгляд.

  • Однако если человек, наоборот, слишком старательно поддерживает зрительный контакт и смотрит вам в глаза не отрываясь, это тоже означает: что-то не так.

  • Человек, который лжет, как правило, совершает меньше движений и меньше жестикулирует, чем обычно.
  • Собеседник чаще обычного дотрагивается до лица и рта.
    Его движения кажутся скованными и неестественными.

  • Собеседник устраивается так, чтобы отстраниться от вас, по возможности стараясь развернуться к окну или дверям.

  • Собеседник держит ладони обращенными вниз или даже подкладывает их под себя, если сидит.

Ложь также можно распознать по набору верных признаков.

Лжецов выдают:

  • многословие, отсутствие четких формулировок;
  • паузы перед ответами;
  • громкость голоса;
  • внутреннее напряжение;
  • хаотичное движение;
  • расширенные зрачки.
  • неестественная мимика;
  • румянец или бледность.

V. Советы  родителям.

- Так как же бороться с этим злом?

-Что делать, чтобы наши дети не врали?

-Как вы поступаете дома, если узнаете, что ребенок Вас обманул?

Ситуация 1.

Представьте, что вы обнаруживаете испачканную одежду своего ребенка, спрятанную им под диван. Ваши действия.

    Лучше сказать: «Я нашла твою грязную футболку. Ничего страшного – мы ее почистим, но впредь будь аккуратней и сразу расскажи мне про пятно. Свежим  его проще отстирать». Тогда доверие и благодарность ребенка станут тем зерном, из которого потом вырастут честность и порядочность взрослого человека.

Ситуация 2.

Представьте другую ситуацию: ребенок показывает вам дневник и говорит:  «Мамочка, вот в дневнике 4 пятерки за два дня. Ты сказала, что если я буду приносить каждый день по хорошей отметке, то смогу в субботу пойти в кино!» Но, радостно изучая дневник «отличника», вы вдруг обнаруживаете еле видную затёртость на месте оценки и понимаете: вас обманывают. Мало того ваш  ребёнок  мастерски исправил «3» на «5», так он еще и, не моргнув глазом, требует от вас поощрения. Ваши действия.

    Вполне объяснимо, что первое желание в такой ситуации – вспомнить о папином ремне. Держите себя в руках. Безусловно, наказание здесь уместно, но делать это надо не выходя из себя. Крики и рукоприкладство только напугают ребенка, и в итоге он так и не поймет, в чем провинился. Строго, но спокойно объясните ребенку, что обман в ваших отношениях неприемлем, так он никогда не добьется желаемого.  Конечно, требовать успеваемости от ребенка надо, но делать это стоит не кнутом, а скорее пряником! «Милый, мы переживем эту двойку по контрольной, хотя я и очень расстроена. Скажи, что именно у тебя не получается, – я помогу или поговорю с учителем, чтобы он с тобой позанимался» – вот правильная реакция на происшествие. Ребенок будет понимать, что он может рассчитывать на твою поддержку. Поэтому впредь, получив плохую оценку, вместо того чтобы стереть ее ластиком, он постарается исправить двойку легальным путем: переписав контрольную или заработав много пятерок после. Ведь мама не накажет, а поможет!

Вот несколько советов, которые помогут нам справиться с детской ложью.

1.Если ребенок соврал, не стоит заниматься его разоблачением, лучше всякий раз объясняйте ему, что врать нехорошо, разберите ситуацию и найдите способ выйти из нее без вранья.

2.Не называйте ребенка вруном и обманщиком, особенно при свидетелях. Часто бывает, что детям легче следовать навешанным на них взрослыми ярлыкам, чем поступать так, как требуют от них окружающие.

3.Мы взрослые очень часто обманываем наших детей для того, чтобы избежать скандала.  Поэтому постарайтесь при ребенке не прибегать к обману, даже если он кажется вам невинным.

4.Никогда не вступайте в заговор с ребенком с целью кого-то обмануть. Например: "Ничего страшного не случится, если ты пропустишь недельку в школе.  
Если вы случайно услышали, что ваш ребенок лжет, чтобы выставить себя в лучшем свете перед друзьями -  не кидайтесь его тут же разоблачать. Подождите подходящий момент и объясните, почему его ложь выглядит смешно. Ваш ребенок обладает многими достоинствами, которые заслуживают восхищения.

5.Не устраивайте допросов, "выбивая" из ребенка правду, не ругайте его за безобидную ложь. Агрессивная реакция на его вранье лишь усугубляет его желание дальше говорить неправду и изворачиваться.

6.Наказывая ребенка за ложь, не задевайте его личность. Снижение самооценки, чувство никчемности не излечивает от вранья, зато формирует комплекс неудачника.
Если заметили, что ваш малыш солгал, тут же скажите ему: "Ты мне что, совсем не доверяешь? Боишься меня?" Объясните сложившуюся ситуацию ребенку, расскажите, что вы сейчас чувствуете. Что Вам обидно из-за его недоверия. Ведь малыш всегда и во всем может вам доверять и надеяться на вашу помощь, умение всегда  справедливо разобраться в ситуации. За обманом в большинстве случаев стоит желание ребенка выглядеть лучше, представить себя в хорошем свете. Значит, дело в его самооценке.

7.Не следует "заминать" ложь. Помните историю про мальчика, который постоянно кричал: "Пожар! Пожар!" Все соседи так привыкли к его "шутке", что когда случился всамделишный пожар, ему никто не поверил и дом сгорел  Эта история производит впечатление на всех без исключения малышей. Поработайте с малышом — воспитывайте в нем любовь к истине. И чем больше вы знаете о своем ребенке, тем больше шансов выполнить эту задачу. Чем быстрее вы наладите

доверительные отношения с ребенком, поймете причины его вранья, объясните, что во многих случаях ложь совершенно не нужна и будете поощрять его за правду.

Ребенок  честен  с вами  только  тогда,  когда:

  • Доверяет  вам;
  • Не боится гнева или осуждения;
  • Уверен: что  бы ни случилось, его не унизят как личность;
  • Обсуждать будут не его, а поступок, который надо исправить;
  • Помогут, поддержат, когда ему плохо;
  • Ребенок твердо знает:   вы на его стороне;
  • Знает, что даже если накажут, то разумно и справедливо

VI. Подведение итогов родительского собрания.

   Приучить ребенка к правде — вполне посильная задача. Во многих семьях это решают без всякого вмешательства детского психолога. Но если Вы чувствуете, что правда и ваш ребенок — это антонимы, то обращайтесь за помощью к специалисту. Согласитесь, что решить проблему гораздо проще, пока она еще невелика. Пусть ваш ребенок привыкнет к мысли, что честность — самый достойный способ поведения. Тогда в старшем возрасте он будет гордиться своим воспитанием и передаст любовь к правде своим детям. Я надеюсь, что совместными усилиями мы сделаем наших детей добрее, честнее и порядочнее.  

VII. Рефлексия.

-Уважаемые родители, мне хотелось бы знать, было ли собрание интересным  и нужным для вас или кому-то оно было не актуально, а кого-то остались вопросы.

-Уходя, прикрепите на доску  жетон  соответствующего цвета, а именно:

Красного – было интересно и актуально;

Желтого  - мне было скучно;

Белого  - у меня остались вопросы по этому поводу.

-Мне очень радостно, что большинство из вас провели время с пользой, полученные рекомендации могут использовать полученный материал в воспитании своего ребенка.

 Спасибо за сотрудничество. Всего доброго.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка родительского собрания «Роль семьи в воспитании личности»

Доклад родительского собрания на тему: «Роль семьи в формировании личности».Данный доклад  обеспечивает интеграцию усилий семьи и педагогов в деятельности по развитию личности учащихся.Самое глав...

Методическая разработка родительского собрания в 4 классе "Мой ребёнок становится трудным".

Цель собрания: формировать у родителей культуру принятия трудностей, связанных с проблемами в воспитании детей.Форма проведения: дискуссионный клуб....

методическая разработка родительского собрания "Качество питания и его влияние на полноценное развитие младшего школьника"

Познакомить родителей с влиянием генетически модифицированных продуктов на здоровье детей, разработать меню младшего школьника....

Методическая разработка родительского собрания по теме: "Трудности обучения письму и чтению в начальной школе"

Ознакомление  родительского коллектива  с трудностями обучения письму и чтению на первом  году обучения в школе; дать практические советы, как можно преодолеть возникшие трудности...

Методическая разработка родительского собрания по теме «Режим дня первоклассника и его влияние на учебную деятельность»

На данном родительском собрании необходимо подвести родителей к мысли о том, что режим дня влияет на учёбу детей.  Показать родителям необходимость выполнения режима дня. Убедить родителей ...

Методическая разработка родительского собрания "Родительская любовь"

Методическая разработка предназначена для проведения родительского собрания в 1-4 классах. ...