Статья для родителей "Готов ли ваш ребёнок к школе?
статья на тему

Статья для родителей будущих первоклассников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gotov_li_vash_rebenok_k_shkole.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

                    Готов ли ваш ребенок к школе?  

Что такое готовность к школе?  Это  сформированность необходимых психологических предпосылок учебной деятельности, помогающих ребенку приспособиться к условиям школы и приступить к систематической учебе.

Набор психологических свойств и качеств многообразен, поскольку понятие психологической готовности к школе включает в себя несколько аспектов. Все они между собой тесно взаимосвязаны.

Под  функциональной готовностью понимают "соответствие степени созревания определенных мозговых структур, нервно-психических функций  условиям и задачам школьного обучения"

Интеллектуальная готовность предполагает приобретение ребенком определенного запаса конкретных знаний, понимание общих связей, принципов, закономерностей; развитость наглядно-образного, наглядно-схематического мышления, творческого воображения, наличие основных представлений о природе и социальных явлениях.

Оценка готовности к школе по уровню интеллектуального развития— наиболее распространенная ошибка учителей и родителей. Старание родителей направляется на "запихивание" в ребенка всевозможной информации. Но важен не столько объем знаний, сколько их качество, степень осознанности, четкость представлений. Желательно развивать способность слушать, понимать смысл прочитанного, пересказывать услышанный материал, умение сопоставлять, сравнивать, выражать свое отношение к прочитанному, проявлять интерес к неизвестному.

Интеллектуальная готовность имеет и другой аспект — формирование у ребенка определенных умений. К ним прежде всего относится умение выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности.

Умение выделить учебную задачу означает понимание (или непонимание) ребенком специфики учебной ситуации, роли учителя в учебном процессе, условности учебного общения.

К 6 годам происходит постепенное оформление основных элементов волевого действия: ребенок способен поставить: цель, принять решение, наметить план действия, исполнить его, проявить определенное усилие для преодоления препятствия. Но все эти компоненты еще недостаточно развиты: волевое поведение и процессы торможения слабы. Сознательное управление собственным поведением дается пока ребенку с большим трудом. Помощь родителей в этом направлении может выражаться в формировании у детей умения преодолевать трудности, в высказывании одобрения и похвалы, в создании для него ситуаций успеха.

Возможность управлять своим поведением тесно связана с уровнем развития способности контролировать свои поступки усилием воли. Это выражается в умении слушать, понимать и точно выполнять указания взрослого, действовать в соответствии с правилом, использовать образец, сосредоточивать и удерживать внимание на определенной деятельности в течение длительного времени.

Волевая готовность к школе позволит первокласснику включиться в общую деятельность, принять систему школьных требований, выполнять новые для него правила. Мотивационная готовность  к школе — это желание ходить в школу, приобретать новые знания, желание занять позицию школьника. Интерес детей к миру взрослых, стремление быть похожим на них, интерес к новым видам деятельности, установление и сохранение положительных взаимоотношений со взрослыми в семье и школе, самолюбие, самоутверждение—все это возможные варианты мотивации учения, порождающие в детях стремление заниматься учебным трудом.

Одна из наиболее значимых потребностей в данном возрасте — познавательная потребность. Уровень ее развития — один из показателей психологической готовности к школе. Познавательная потребность означает привлекательность самого содержания получаемых в школе знаний, интерес к процессу познания.

Познавательные интересы складываются постепенно. Наибольшие трудности испытывают в начальной школе не те дети, у которых небольшой объем знаний и навыков, а те, у которых не сформировано желание думать, решать задачи, прямо не связанные с какой-либо интересующей ребенка игровой или житейской ситуацией.

Познавательный интерес можно сравнивать с костром: для горения постоянно необходимо топливо — новые впечатления, знания, умения. Без "топлива" костер начинает гаснуть. В дошкольный период познавательную потребность детей во многом стимулируют и удовлетворяют родители. У детей, не получивших необходимого им общения с родителями и другими близкими взрослыми, эта потребность остается неразвитой.

Социально-психологическая готовность к школе означает наличие таких качеств, которые помогают первокласснику строить отношения с одноклассниками, учиться работать коллективно. Умение общаться со сверстниками поможет ему включиться в совместную работу на уроке. Не все дети к этому готовы. Обратите внимание на процесс игры вашего ребенка со сверстниками. Умеет ли он договариваться с другими детьми? Согласует ли свои действия с правилами игры? А может быть, он игнорирует партнера по игре?

Учебная деятельность — деятельность коллективная, а потому ее успешное усвоение становится возможным при наличии дружеского и делового общения между ее участниками, при умении скооперироваться, объединить усилия для достижения общей цели.

Несмотря на важность каждого из названных ранее критериев психологической готовности, самосознание ребенка представляется особенным. Оно связано с отношением к самому себе, к своим возможностям и способностям, к своей деятельности и ее результатам. Л.С.Выготский отмечал, что с переходом в новый возрастной период происходят серьезные изменения в отношении ребенка к самому себе. Он "открывает" свои переживания. Самооценка становится более объективной. Появляется тенденция к обоснованию своих оценок. Это важно для последующего формирования умения оценивать свою деятельность и результаты своего учения. Завышенная оценка своих возможностей, необъективное отношение к результатам своей деятельности, неверное восприятие оценок учителя могут осложнить адаптацию ребенка к школе.

Трудно сказать, какие из перечисленных факторов - психологической готовности к школе являются более существенными, а какие второстепенными. Степень сформи-

рованности каждого из них у разных детей разная. Но отсутствие или низкий уровень развития хотя бы одного из необходимых психологических качеств, может привести к сложностям и конфликтам. Помочь начинающему школьнику; родители смогут только в том случае, если причина трудностей будет определена верно. Дети, не готовые к обучению, требуют специального подхода. И учителю, и родителям предстоит кропотливая работа. Трудности, связанные с приходом в школу "неготового" к ней ребенка, могут ухудшить его психологическое состояние, нарушить эмоциональное восприятие школы и учебы, развитие личности в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Разногласия родителей в воспитании ребёнка"

Проблемы воспитания детей в семье - это вечная, но до сих пор нерешенная до конца тема. Этот вопрос занимает умы ученых - педагогов, психологов, вызывая споры и разногласия. Бытовые баталии перерастаю...

Статья « Игра, как форма самореализации ребёнка»

Статья « Игра, как форма самореализации ребёнка»...

Статья.Как не отбить у ребёнка желание читать

Статья.Рекомендации родителям учащихся "Как прививать любовь к чтению"....

Статья для родителей "Как научить ребёнка быстро читать?"

Материал содержит методические рекомендации для родителей....

Статья направлена на помощь воспитанию ребёнка воспитателю и родителям.

Надеюсь эта статья поможет воспитателям ГПД и родителям в воспитании детей. Раскрываетсяя суть и цель воспитания младших школьников....

Статья "Советы родителям, как помочь ребёнку с чрезмерной активностью в поведении ребёнка"

В статье обращаю внимание на некоторые причины чрезмерной активности детей,  и как родителям помочь "снять" эту активность....

Статья для родителей будущих первоклассников "Ребёнок идёт в школу"

Данная статья будет полезна  родителям, дети которых заканчивают дошкольные образовательные учреждения....