Рекомендации родителям первоклассников
материал (1 класс) на тему

Далеко не все родители уделяют должное внимание подготовке ребенка к школе, часто перекладывая эту ответственность на дошкольные образовательные учреждения. Не всегда родители первоклассников придают серьезное значение несовершенству речи своих детей, надеясь на то, что со временем дефекты устной речи исчезнут без специализированной помощи. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Памятка  для  родителей

о  нарушении  речи  у  первоклассников

На что обратить внимание в развитии речи.

Если ваш ребенок в устной речи:

►        неправильно произносит один или несколько  

                     звуков;

►        все понимает, но мало говорит (из-за того, что  

                     не может подобрать нужные слова);

►        путает названия предметов;    

►        не может сформулировать просьбу;

►        плохо передает содержание прочитано книги,

                     просмотренного фильма;

то он нуждается в специальной логопедической помощи.

Уважаемые родители:

    Если вы заметили у ребенка какие-либо из перечисленных нарушений, обратитесь к помощи логопеда, который подберет для вашего ребенка индивидуальную программу для коррекции речевого дефекта.                                  

       Даже, если ребенок посещает занятия логопеда, вам необходимо дома создать условия для закрепления правильных речевых навыков, полученных на логопедических уроках.

Это можно осуществить активным участием в жизни ребенка, обсуждением учебного дня, просмотренного фильма, прочитанной книги. Во время прогулки обращайте его внимание на особенности погоды, окружающие предметы.

      И помните: «Если на ветке молодого дерева посидит птичка, оно меняет направление своего роста. Так и ребенку, необходимо очень мало, чтобы он поменял направление своего развития».

Рекомендации логопеда родителям первоклассников

по профилактике нарушений письменной речи

Далеко не все родители уделяют должное внимание подготовке ребенка к школе, часто перекладывая эту ответственность на дошкольные образовательные учреждения. Не всегда родители первоклассников придают серьезное значение несовершенству речи своих детей, надеясь на то, что со временем дефекты устной речи исчезнут без специализированной помощи.

Есть и такие родители, которые в дефектном произношении звуков речи не видят причин для беспокойства считая, что такое произношение не мешает в дальнейшем жить и учиться. «Несерьезное» отношение родителей к речевому развитию  первоклассника зачастую связано с недостаточным уровнем их просвещенности в вопросах нарушений устной и письменной речи. Основной целью данных ниже рекомендаций является повышение уровня компетентности родителей в вопросах профилактики нарушений письма.

Необходимо отметить, что путь профилактики нарушений письменной речи первоклассника должен быть основным в решении данной проблемы и осуществляться не только силами специалистов, но и в семье. Родителям важно понять, что легче предупредить специфические ошибки в письме заранее, чем потом устранять с помощью коррекционных занятий.

Рекомендации для родителей.

Развитие фонематических процессов

и коррекция нарушений звукопроизношения.

1. К моменту поступления в школу ребенок должен правильно произносить все звуки речи родного языка и не путать их между собой в речевом потоке. Перед школой необходимо проконсультироваться с логопедом.

2. Если ваш ребенок говорит, по вашему мнению, абсолютно «чисто», не помешает, все-таки, обратиться к логопеду и проверить так ли это на самом деле.

3. Работу по устранению дефектов звукопроизношения должен проводить только специалист. Самостоятельное вмешательство родителей в процесс коррекции звукопроизношения может привести к отрицательному результату.

4. Обратите внимание на сформированность слоговой структуры речи у вашего ребенка. К шести годам ребенок безошибочно, не переставляя и пропуская слоги, должен произносить слова типа: милиционер, экскаватор, велосипедист и т.д.

5. Формируйте у ребенка способность к различению на слух всех звуков речи, - это поможет в дальнейшем избежать трудностей в овладении письменной речью.

6. Развитию фонематических процессов помогут упражнения, которые можно выполнять не только дома, но и по дороге в школу, на прогулке, в магазине и т.д. :

☻ Произнесите ряд слов и попросите ребенка хлопнуть в ладоши (поднять руку), когда услышит заданный звук. Например: «Хлопни в ладоши, когда услышишь в слове звук [Р]». Так можно «играть» с любым звуком речи.

☻ Попросите вспомнить и назвать предметы, окружающие ребенка (на улице, в комнате, магазине, детском саду), начинающиеся на звук [Ш] (или любой другой звук).

☻ Предложите самостоятельно придумать 5-7 слов, начинающихся на заданный звук.

☻ Попросите вспомнить и назвать учебные принадлежности (продукты из магазина, домашних или диких животных и т.д.), в названиях которых «спрятался» звук [С] (или любой другой).

☻ Произносите ряд слов и попросите ребенка хлопнуть в ладоши (поднять руку) когда услышит мягкий согласный звук в начале слова (Например: лента, лапка, моль, мир, мяч, лужа, ремонт, рама , кошка, кедр, санки, сено, и т.д.); в конце слова (моль, укол, якорь, забор, огонь, вагон и т.д.); в середине слова (малина, коляска, корабль, вареный, косилка, косынка).

☻ Предложите ребенку самостоятельно придумать слова, начинающиеся: на мягкие и твердые согласные звуки; звонкие и глухие согласные.

Развитие навыков языкового анализа и синтеза

К моменту поступления в школу у ребенка должны быть сформированы процессы языкового анализа и синтеза, которые являются важной операцией при последующем обучении ребенка. Развитию навыков языкового анализа и синтеза помогут следующие задания, выполнение которых не требует специальных условий и могут происходить, например, на прогулке:

1. Сосчитай, сколько слов в предложениях: «Мама моет посуду.», «Петя пьет вкусный сок.», «Папа едет на работу.». Назови первое и последнее слово в предложении.

2. Самостоятельно придумай предложение, в котором будет два, три слова и т.д.

3. Придумай предложение с маленьким словом «на» (так можно придумывать с любым предлогом), например: «Ваза стоит на столе.»

4. Придумай предложение с первым словом "веселый" (или любым другим), постепенно добавляя слова связанные между собой по смыслу. Например: «Веселый…», «Веселый кот…», «Веселый кот прыгнул…», «Веселый кот прыгнул на …», «Веселый кот прыгнул на диван.».

5. Составь как можно больше слов, используя буквы заданного слова. Например: метрополитен, велосипедист, экскаватор и др. Можно использовать любые длинные слова.

6. Доскажи слог, чтобы получилось слово. Например: ма-ли-(на), ка-ран-(даш), кар-тош-(ка) и др.

7. Сосчитай сколько слогов в словах. Пример: слон, дом, кран, пень (слова с одним слогом); каша, лето, сумка, урок, сырок (слова с двумя слогами); малина, картина, цыпленок (слова с тремя слогами).

8. Назови первый звук в словах. (Произносим слова с первым гласным звуком: утка, аист, указка, апельсин, игла, обруч и т.д.; с первым согласным звуком: кошка, шуба, зонт, лента и т.д.)

9. Назови последний звук в словах. В 8 и 9 задании родители обращают внимание на то, что ребенок должен произнести именно звук, а не букву.

10. «Угадай слово». Родители предлагают ребенку угадать слово, которое они произносят по отдельным звукам, делая между ними в произнесении паузу. Например: [с] - [л] –[о] –[ н].

11. «Где спрятался звук?». Ребенок должен определить приблизительное место звука в слове: в начале, середине, конце. Например: «Где спрятался звук [С] в слове «санки» (в начале), в слове «миска» (в середине), в слове «нос» (в конце)».

12. «Рассыпушки». Ребенку предлагается собрать слова из букв, которые «рассыпались», т.е. поменялись местами. Такое задание не обязательно выполнять дома, сидя за столом; интереснее разгадывать слова, написанные во время прогулки палочкой на песке или земле. Можно загадывать слова из 3, 4 и 5-ти букв. Например: а р к (рак), и а л с (лиса), с о т л (стол), о к ш к а (кошка).

                

Развитие зрительно-пространственных представлений.

1. «Найди спрятанное». Предложите ребенку найти спрятанный вами предмет или игрушку в комнате, следуя инструкциям. Например: «Встань спиной к телевизору и сделай два шага вправо, повернись налево и сделай один шаг и т.д.».

2. Попросите ребенка показать различные части тела: правый глаз, левую руку и т.д. Усложните задание попросив показать левой рукой правое ухо, правой рукой левый глаз и т.д. Такой вид упражнений помогает сформировать умение ориентироваться в правой и левой сторонах пространства.

3. На улице можно предложить ребенку рассмотреть окружающие предметы и назвать их расположение относительно друг друга. Например: «Машина стоит около дома.», «Автобус едет справа от девочки.», «Цветы растут слева от дерева.» и т.д.

4. «Графический диктант по клеточкам». Рисунки графических диктантов можно найти в литературе по подготовке ребенка к школе. Это задание помогает не только развивать зрительно-пространственную ориентировку, но и готовит руку к письму.

5. Предложите ребенку сложить по образцу какой либо предмет из сборного конструктора или кубиков.

6. «Найди отличия в картинках». Такие задания можно встретить в детских журналах.

7. «Чего не хватает?» . На рисунке изображены предметы, у которых художник не нарисовал какой-либо детали. Ребенок должен определить чего не хватает и дорисовать. Материалы к игре можно найти в специальной литературе и в детских журналах.

8. «Что изменилось?» Разложите перед ребенком игрушки или картинки, предложите запомнить и закрыть глаза. Поменяйте игрушки местами и спросите, что изменилось?

Развитие мелкой моторики

Важным условием полноценного овладения ребенком навыками письма является достаточная степень развития мелкой моторики пальцев рук. Известно, что упражнения на развитие мелкой моторики стимулируют речевое развитие ребенка, активизируя отделы коры головного мозга. Можно использовать следующие виды заданий:

1. «Пальчиковые игры». Такие игры можно найти в литературе по подготовке ребенка к школе. Пример игры: «Апельсин».

Начиная с мизинца загибать попеременно все пальцы:

Мы делили апельсин.

Много нас, а он один.

Это долька для кота,

Это долька для ежа,

Это долька для улитки,

Это долька для чижа,

Ну, а волку – кожура.

2. Штриховка орнаментов, геометрических фигур, различных  

    картинок.

3. Раскрашивание изображений и рисование.

4. Собирание мелкого конструктора и мозаики.

5. Выполнение аппликаций из бумаги и природного материала.

6. Вырезание из бумаги геометрических фигур или фигурок

    животных.

7. Лепка из пластилина и глины.

8. Завязывание шнурков и застегивание мелких деталей одежды.

9. Выкладывание фигур из спичек, бисера, крупы. Этот вид задания можно выполнять на улице, выкладывая фигуры из камешков, веточек или листиков.

10. Вышивание.

Состояние словарного запаса

Объем словаря должен соответствовать возрасту ребенка. Он должен уметь обобщать и классифицировать предметы по группам (времена года, их признаки, месяцы, дни недели, качества предметов, овощи, фрукты, насекомые, перелетные, зимующие и домашние птицы, грибы, ягоды, домашние и дикие животные, их детеныши, одежда по сезонам, обувь, головные уборы, ткани, мебель, посуда, транспорт, профессии, инструменты, комнатные растения, рыбы, деревья цветы, игрушки, геометрические фигуры, школьные принадлежности). Активно использовать антонимы (грустный - весёлый, молодой - старый, высоко - низко, бежать - стоять, разговаривать-молчать и т. д.), синонимы (например, пес, собака, псина; лошадь, конь, жеребец, скакун и т. д.), слова - действия, слова - признаки.

Состояние связной речи.

Основные акценты должны быть расставлены на умении будущего школьника отвечать на вопросы. Дети должны владеть навыком полного и краткого пересказа,  составления описательного рассказа, рассказа по картине, по серии картин, из личного опыта. В речи использовать принятые нормы вежливого речевого обращения (внимательно слушать собеседника, задавать вопросы, строить высказывания кратко или распространенно).

Родителям необходимо помнить, что развивая речь ребенка, мы закладываем основу для формирования высших психических функций (воображения, памяти, мышления), и, следовательно, для успешного обучения ребенка в школе.

♥  Испытывайте уважение к ребенку как к личности. Сохраняйте доброжелательную эмоциональную атмосферу в семье.

♥  Развивайте и поддерживайте интерес ребенка к обучению. Во время выполнения домашнего задания проводите физкультминутки, следите за осанкой ребенка.

♥   Работайте над развитием познавательных способностей ребенка: разучивайте стихи, придумывайте рассказы.

♥ Поощряйте успехи («Ты сможешь, ты способен»), не акцентируйте внимание на неудачах при обучении. Не требуйте любой ценой только высоких результатов. Объясняйте, как важно получать новые знания и развивать свои способности.

♥   Будьте последовательны в своих требованиях. С пониманием отнеситесь к тому, что многое не будет получаться сразу.

♥ Не наказывайте ребенка ограничением его двигательной активности (не запрещайте гулять вместе с другими детьми на свежем воздухе). Строго придерживайтесь режима дня.

♥ Почаще хвалите ребенка и радуйтесь вместе с ним каждой, даже самой незначительной, удаче. Ваш доброжелательный настрой - залог успеха.

Помощь заботливым родителям

В настоящее время на полках книжных магазинов представлено большое количество популярной литературы по развитию речи и коррекции речевых недостатков. Чтобы помочь заботливым родителям сориентироваться в таком многообразии, можно рекомендовать книги и пособия, созданные специалистами для домашних занятий с ребенком.

Рекомендованная литература для родителей:

1. Анисимова Т.Б. Подготовка детей к школе. - Ростов н/Д.: Феникс, 2004.

2. Большаков С.Е. Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

3. Герасимова А.С. Тесты для подготовки к школе: развитие речи, математика, мышление. – М. : Айрис-Пресс, 2005.

4. Зарин АА, Тулина Л.Л. Рисуем по клеткам. – СПб.: КАРО, 2007.

5. Ивановская О.Г., Гадасина Л.Я. Энциклопедия логопедических игр. СПб.: КАРО, 2004.

6. Калягин В.А. Когда ребенок плохо говорит. Советы психолога. – СПб.: КАРО, 2004.

7. Кирьянова Р.А. Игры со словами для развития речи. – СПб.: КАРО, 2010.

8. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно. – СПб.: ЛИТЕРА, 2005.

9. Нищева Н.В. Если ребенок плохо говорит. Советы специалистов родителям коротко и доступно. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011.

10. Парамонова Л.Г. Ваш ребенок на пороге школы. – СПб.: КАРО, 2005.

11. Парамонова Л.Г. Легкий способ научиться правильно говорить и писать. –СПб.: СОВА, 2009.

12. Серова Л.Г. Формирование правильной речи у ребенка. – М.: АСТ:Астрель, 2008.

13. Узорова О.В., Нефедова Е.А.. 350 упражнений для подготовки детей к школе. Игры, задачи, основы письма и рисования. – М.: АСТ:Астрель, 2002.

14. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. -Н.Новгород.: ФЛОКС, 1995.

Самое главное: внимательно относитесь к своей собственной речи, старайтесь как можно больше разговаривать с ребенком и проводить с ним время, окружая его грамотным речевым общением и своим вниманием. Помните, что у ребенка с недостаточно сформированной устной речью, в дальнейшем неизбежно появление школьных трудностей в процессе овладения письмом.

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации родителям первоклассников

Рекомендации родителям первоклассниковПоддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижени...

Рекомендации родителям первоклассников

Рекомендации родителям первоклассников...

Рекомендации родителям первоклассников

Очень хорошо, если во время первого знакомства с учителем родители получат некоторые рекомендации....

Рекомендации родителям первоклассников

Трудности периода адаптации. Как поступать?...