Использование в работе начальной школы экспериментального курса "Истоки"
консультация (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Выступление перед родителями на Дне открытых дверей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_v_rabote_nachalnoy_shkoly_eksperimentalnogo_kursa_istoki.doc | 35 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование в работе начальной школы экспериментального курса «Истоки»
Задача учебного курса «Истоки» - дать представление о самом важном в жизни человека и на основе активных форм обучения последовательно развивать духовно-нравственные ценности ребенка. Эта программа помогает ученику соотнести главные ценности жизни с собственным опытом, выбрать то, что он считает самым важным для своей семьи и для себя.
«Истоки» объединяют обучение и воспитание единой целью, едиными ценностями и жизненными ориентациями.
Образовательная программа реализуется на уроках, которые проходят 1 раз в неделю. В программе в доступной форме излагаются очень понятные для всех вещи — нужно любить Родину, родителей, близких. Идет ненавязчивое воспитание патриотизма. Учебные пособия не перегружены информацией, выделяют базисные вещи и учитывают возрастную психологию.
В 1 классе происходит ознакомление с первичными социокультурными категориями: родители, мир и лад, родной край, доброе слово, честное слово, образ Родины, образ защитника Отечества.
Социокультурный опыт, освоенный на первой ступени обучения, позволяет ребенку перейти на вторую ступень, обеспечивая более высокий уровень развития.
Во 2 классе раскрывается смысл ценностей внешнего мира: род, родной очаг, родные просторы. Это помогает ученикам освоить такие понятия как труд земной, и самое сложное – труд души.
В 3-классе идет ознакомление с истоками ценностей внутреннего мира. На уроках мы говорим о Вере, верности, о согласии, терпении, послушании, милосердии, доброте, знаниях и мудрости.
В 4 классе происходит знакомство с истоками русских традиций как важнейшими механизмами сбережения ценностей русской цивилизации. Накопленный социокультурный опыт ребенка к 4 классу позволяет раскрыть многообразие тем: традиции образа, традиции слова, традиции дела, традиции праздника.
Больших успехов позволяет достигать использование на уроках активных форм обучения - это ресурсный круг, работа в паре и работа четверке.
Ресурсный круг - вид работы, при котором предоставляется возможность высказаться каждому ученику. Детям всегда есть, что сказать, они охотно делятся своими мыслями, переживаниями. В процессе этой работы происходит актуализация имеющихся у учащихся опыта и знаний, получаемая информация прочувствована учениками, у них появляется мотивация к ее применению. Темы ресурсного круга: «Любимый праздник», «Любимая книга», «За что я благодарен своим родителям», «Значимые цели жизни», «Что ценили прадеды и что ценим мы в труде земном», «Подари доброе слово», «Верность Родине», «Береги честь смолоду», «В чем проявляется твое милосердие?»
Во время обсуждения пролемы в ресурсном круге учащиеся учатся сосредотачивать внимание на говорящем, внимательно слушать друг друга. Постепенно преодолевается барьер в коммуникации, учащиеся включается в общение.
Работа в парах и четверках дает возможность школьникам оценить имеющиеся друг у друга знания и способы деятельности. Такая работа обеспечивает развитие коммуникативных и управленческих навыков учащихся, а необходимость прийти к единому решению в процессе выполнения задания формирует у учеников такие качества как терпимость, уважение к мнению соседа, способствует развитию мотивации к взаимодействию.
При работе в паре, находя ответ на вопрос, перед учениками ставится задача: подумай сам, внимательно выслушай соседа, сообщи свое решение и вместе придите к согласию.
А при работе в четверках такое задание: подумай сам, сообщи свое решение соседям, выслушайте друг друга, придите к единому решению в группе.
После обсуждения заслушивается мнение каждой пары, четверки; обязательно обращается внимание на начальную фразу выступления: Мы решили, мы думаем, мы считаем.
В результате работы в четверках школьники учатся слышать друг друга, у них не формируется чувство превосходства по отношению к менее успешным в общении и учебе одноклассникам.
Воспитательная программа курса «Истоки» называется «Воспитание на социокультурном опыте». Она разработана в виде классных часов, которые проводятся 1 раз в месяц совместно с родителями. В результате совместных занятий налаживается более тесная связь с семьей, родители становятся заинтересованными участниками воспитания собственных детей. Ученики всегда с радостью ждут в гости своих родителей.
Задания для таких занятий построены с опорой на положительный жизненный опыт ребенка и его семьи. Для решения заданий ребенок непременно обращается за помощью к родителям.
На занятии «Радуга дружбы» ученики с помощью своих родителей учатся подбирать добрые слова своим друзьям.
На занятии «Мои близкие и родные люди» дети рассказывают, за что они любят своих родителей, как им помогают, подбирают самые лучшие слова про своих маму и папу.
На занятии «Образ защитника отечества» ребята размышляют над тем, каким защитник отечества должен быть, какие слова благодарности могли бы они им посвятить. Без помощи родителей ребятам трудно было бы подобрать такие слова.
А на занятии «Труд-дело чести» родители помогают справиться с такими заданиями: какие качества нужны людям для выполнения любой работы, что вместе может делать семья, какую помощь своей семье могут оказать сами ученики.
В совместном воспитательном процессе на основе активных форм обучения развиваются как ребенок, так и его родители. Таким образом, устраняется разрыв между школой и семьей в вопросах воспитания.
Результатом совместных занятий с родителями для учащихся является создание своей Первой книги, где ребенок записывает свои жизненные ориентиры, переживания, свой опыт общения. Ребенок создает свою Книгу и на собственном опыте понимает, что в нашей культуре книга – живое существо, т.к. она написана о самом дорогом и важном в жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы по теме "Использование ИКТ в начальной школе".
Главная цель внедрения ИКТ - появление новых видов учебной деятельности. Новые информационные технологии обучения - это процессы подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления ко...
«Использование ИКТ в начальной школе, как средство повышения качества работы учителя»
В мире, который становится всё более зависимым от информационных технологий, школьники и учителя должны быть знакомы с ними. И учитель, если он заботится о своих учениках, их будущем, долж...
Использование ИКТ в начальной школе. Из опыта работы...
Современный человек окружен таким количеством информации, которое он не в состоянии перерабатывать и использовать для развития общества без помощи новых информационных технологий. С каждым годом все н...
Концепции, содержание личностно ориентированного образования и использование его в условиях работы начальной школы.
Уже много лет в педагогической науке обсуждаются проблемы образования, связанные с его гуманизацией, развитием способностей личности, необходимых и ей и обществу, соединением быт...
Презентация Использование в работе начальной школы экспериментального курса "Истоки"
Презентация к выступлению...
Использование ИКТ в урочной и внеклассной работе начальной школы
Статья по использованию ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности и презентация....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ, КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ.
В статье раскрывается использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе....