Материал для родительского собрания на тему: « Гиперактивный ребенок»
статья на тему
Эта статья рекомендуется для ознакомления родителей с таким понятием как гиперактивность детей . В ней есть рекомендации как заниматься с таким ребенком.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
giperaktivnost_detey.docx | 20.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Материал для родительского собрания на тему:
В последние годы мы все чаще сталкиваемся с гиперактивность детей младшего школьного возраста. Приведя детей в первый класс, многие родители, чьи дети гиперактивны, даже не задумываются о тех проблемах, которые возникают у ребенка в школе. И, к сожалению, не все родители это понимают и хотят сотрудничать с учителем в решении этой проблемы. Так что же это такое - синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)?
По разным данным, его частота среди детей дошкольного и школьного возраста составляет от 4 до 9%! Значит, в каждом классе из 25 человек весьма вероятно присутствие 1 — 2 гиперактивных детей! У многих учителей такие дети влияют и на поведение всего класса.
Синдром гиперактивности у детей — это очень распространенное расстройство, которое встречается у многих ребят дошкольного и младшего школьного возраста. В общем и целом, оно выглядит так, как будто ребенок постоянно не может сидеть на месте: ерзает, бегает и привлечь его внимание на какой-то определенный объект совершенно невозможно. Иногда такое состояние доходит вплоть до того, что затрудняется адаптация ребенка в обществе. Тогда отклонение характеризуется как синдром гиперактивности с дефицитом внимания.
Признаки гиперактивности у детей
Так как синдром гиперактивности у детей — это, в первую очередь, проявления поведенческих нарушений, то все основные симптомы относятся именно к проявлениям отклонений в поведении. Рассмотрим, какие поведенческие проявления, которые невнимательным человеком могут быть трактованы как «особенности» или «капризы», являются симптомами синдрома гиперактивности:
- если ребенка попросить просто посидеть спокойно на стуле, то он не сможет выполнить это простое действие: он будет постоянно ерзать, теребить все вокруг или просто не сможет спокойно усидеть на месте, в общем, с заданием не справится;
- не может завершить одно действие, легко отвлекаясь на что-то новое, неспособен к концентрации;
когда требуется соблюдение каких-либо дисциплинарных правил, будь то очередь в поликлинике или игра, ребенок неспособен их соблюдать, не может дождаться своей очереди, например;
- не думает перед тем, как что либо сказать, особенно если дает ответ на вопрос; зачастую просто не дослушивает вопрос, начинает отвечать на него раньше, перебивает;
- ребенок плохо есть — вполне вероятно из-за того, что просто не может концентрировать свое внимание на приеме пищи;
- постоянно теряет свои личные вещи, игрушки, неспособен следить за тем, чтобы вещи содержались в порядке;
- проявляет агрессию, вмешивается в игры других детей без их на то желания, стремится участвовать во всем.
Большинство исследователей отмечают три основных блока проявления гиперактивности: дефицит внимания, импульсивность, повышенная возбудимость. Р. Кэмпбелл к проявлениям гиперактивности также относит расстройство восприятия. Он считает, что повышенная активность способствует проявлению трудностей в учебе и трудностей принятия любви окружающих, а проблемы восприятия проявляются в неадекватном восприятии окружающей среды (букв, слов и т.д.) и родительской любви.
Н.Н. Заваденко отмечает, что многие дети с диагнозом “синдром дефицита внимания с гиперактивностью” имеют нарушения в развитии речи и трудности в формировании навыков чтения, письма и счета, 66% - обнаруживали признаки дислексии и дисграфии, 61% - признаки дискалькулии.
Как вылечить гиперактивность
Лечение гиперактивности обычно осуществляется при помощи психотерапии. Во-первых, гиперактивность необходимо отличать от обычной повышенной активности, так как зачастую здоровая детская активность может восприниматься спокойными родителями как ненормальное поведение. Кстати, бывает и наоборот — явно гиперактивные дети воспринимаются родителями как просто чересчур шаловливые. Именно поэтому ребенка, у которого подозревается гиперактивность, необходимо отвести к квалифицированному психологу, который сможет определить факт наличия гиперактивности на сто процентов. Кроме психотерапии, ребенок нуждается во внимании родителей, а также обучению различным спокойным занятиям и методикам, вроде дыхательной гимнастики и плаванья.
Работа с родителями гиперактивного ребенка. Родители гиперактивных детей, как правило, испытывают много трудностей при взаимодействии с ними. Так, некоторые стремятся жесткими мерами бороться с непослушанием сына или дочери, усиливают дисциплинарные способы воздействия, увеличивают рабочие нагрузки, строго наказывают за малейший проступок, вводят непреклонную систему запретов. Другие, устав от бесконечной борьбы со своим чадом, махнув на все рукой, стараются не обращать внимания на его поведение или, “опустив руки”, предоставляют ребенку полную свободу действий, тем самым лишая его необходимой для него поддержки взрослых. Некоторые же родители слыша в школе, и в других общественных местах непрекращающиеся упреки и замечания в адрес своего ребенка, начинают винить только себя в том, что он такой, и даже приходят в отчаяние и впадают в состояние депрессии (которое, в свою очередь, негативно влияет на чувствительного ребенка).Во всех этих случаях родители часто теряются при выборе линии поведения с ребенком. Поэтому с ними необходимо проводить планомерную разъяснительную работу. Родителям надо объяснить, что ребенок ни в коей мере не виноват, что он такой, и что дисциплинарные меры воздействия в виде постоянных наказаний, замечаний, окриков, нотаций не приведут к улучшению поведения ребенка, а в большинстве случаев даже ухудшат его.
В повседневном общении с гиперактивными детьми родители должны избегать резких запретов, начинающихся словами “нет” и “нельзя”. Гиперактивный ребенок, являясь импульсивным, скорее всего, тут же отреагирует на такой запрет непослушанием, либо вербальной агрессии. В этом случае, во-первых, надо говорить с ребенком спокойно и сдержанно, даже если вы что-либо ему запрещаете, а во-вторых, желательно не говорить ребенку “нет”, а дать ему возможность выбора. Например, если ребенок “носится как вихрь” по квартире, можно предложить ему на выбор 2 или 3 других занятия: побегать во дворе или послушать чтение взрослого. Если ребенок громко кричит, можно вместе с ним спеть по его выбору несколько любимых песен. Если ребенок швыряется подушками и вещами, можно предложить ему игры с водой.
Очень часто родители гиперактивных детей утверждают, что их дети никогда не устают, такие дети, конечно же, очень устают. И именно эта усталость проявляется в виде двигательного беспокойства, которое родители часто принимают за активность. Они очень быстро утомляются, а это приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности, от которой страдают и они сами, и их родители, и все окружающие. Поэтому, чтобы не допустить перевозбуждения, родителям рекомендуется ограничит пребывание гиперактивных детей в местах скопления большого количества людей.
По возможности надо оградить гиперактивного ребенка от длительных занятий на компьютере и от просмотра телевизионных передач, особенно способствующих его эмоциональному возбуждению.
Довольно часто родители гиперактивного ребенка, стремясь дать возможность своему чаду израсходовать избыточную энергию, записывают его в различные спортивные секции. К сожалению, это не всегда способствует успокоению ребенка. Кроме, того большое значение имеет стиль преподавания взрослого. Хорошо когда ребенок занимается, например, плаванием, конным спортом.
Полезные гиперактивному ребенку и спокойные прогулки с родителями перед сном, во время которых родители имеют возможность откровенно, наедине поговорить с ребенком, узнать о его проблемах. А свежий воздух и размеренный шаг помогут ребенку успокоиться.
В отношении дальнейшего развития таких детей нет однозначного прогноза. У многих серьезные проблемы могут сохраняться и в подростковом возрасте. Но если коррекционная работа с гиперактивным ребенком проводится настойчиво и последовательно с первых лет его жизни, то можно ожидать, что с годами проявления синдрома будут преодолены. В противном случае, поступив в школу гиперактивный ребенок столкнется с еще более серьезными трудностями. К сожалению, такого ребенка считают зачастую просто непослушным и невоспитанным и пытаются воздействовать на него строгими наказаниями в виде бесконечных запретов и ограничений. В результате ситуация только усугубляется, так как нервная система гипердинамичного ребенка просто не справляется с подобной нагрузкой и срыв следует за срывом. Особенно сокрушительно проявления синдрома начинают складываться приблизительно с 13-ти лет и старше, определяя судьбу уже взрослого человека. К подростковому возрасту гиперактивность у детей с синдромом дефицита внимания значительно уменьшается или исчезает. При этом возможно нарастание нарушений поведения, агрессивности, трудностей во взаимоотношениях в семье и школе, ухудшение успеваемости. По данным некоторых исследователей, нарушения познавательных функций и поведения продолжают сохраняться почти у 70% подростков и более чем у 50% взрослых, которым в детстве ставился диагноз «синдром дефицита внимания с гиперактивностью».
Главное условие успеха – комплексный подход к лечению и воспитанию, при участии многих специалистов: невролога, психолога, педагога, и родителей.
Литература:
Буянов М.И., “Ребенок из неблагополучной семьи”, М., Просвещение, 1988г.
Волина В., “Как стать хорошим”, СПб., Дидактика плюс, 2001 г.
Возможности практической психологии в образовании, под ред. Пилипко Н.В.,М., 2001 г.
Заваденко Н.Н., “Факторы для формирования дефицита внимания и гиперактивности у детей”, Мир психологии №1, М., 2000 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Гиперактивный ребенок
Кого считать гиперактивным ребенком? Как относиться учителям и родителям к проблеме гиперактивности?Статья содержит рекомендации психолога родителям и педагогам, игры и упражнения. Желаем удачи!...
Родительское собрание "Гиперактивный ребенок в школе"
Если ребенок гиперактивен, то трудности испытывают не только он сам, но и его окружение: родители, одноклассники, учителя... такому ребенку необходима своевременная помощь, иначе в дальнейшем может сф...
" Гиперактивный ребенок в школе"
Материалы для родительского собрания в младших классах....
Буклет" Гиперактивный ребенок"
Буклет к родительскому собранию....
Как помочь гиперактивному ребенку
Помня об индивидуальных особенностях гиперактивных детей, целесообразно работать с ними в начале дня, а не вечером, уменьшить их рабочую нагрузку, делать перерывы в работе. Перед началом работы ...
Презентация "Гиперактивный ребенок – особый ребенок"
В презентации рассказывается о методах работы с гиперактивными детьми...