Рекомендации родителям будущих первоклассников
консультация (1 класс)

Хисаметдинова Юндуз Рамилевна

В м атериале доступным языком дан ответы на вопросы. волнующие родителей, которые отдают своего ребенка в первый класс. Рекомендации также будут полезны и учителям начальных классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Советы и рекомендации родителям будущих первоклассников


Критерии готовности ребёнка  к школе

Готовность к школе:

n  физическая, нравственная,

n  психологическая,

n  мыслительная .

Нравственная готовность

n  умение строить отношения с учителем;

n  умение общаться со сверстниками;

n  вежливость, сдержанность, послушание.

n  отношение к себе (отсутствие заниженной самооценки).

n  Нельзя сравнивать достижения своего ребенка с достижениями других детей. Нельзя принуждать ребенка работать на «оценку». Надо чаще хвалить своих детей, даже за малейшие успехи.

 

n  Каковы критерии психологической готовности ребенка к школе?

1.      Социально-психологическая готовность к школе:
* учебная мотивация (хочет идти в школу; понимает важность и необходимость учения; проявляет выраженный интерес к получению новых знаний);
* умение общаться со сверстниками и взрослыми (ребенок легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций общения, признает авторитет взрослых);
* умение принять учебную задачу (внимательно выслушать, по необходимости уточнить задание);

    * умение слушать старших и выполнять их распоряжения.


2. Развитие школьно-значимых психологических функций:
* развитие мелких мышц руки (рука развита хорошо, ребенок уверенно владеет карандашом, ножницами);
* пространственная организация, координация движений (умение правильно определять выше - ниже, вперед - назад, слева - справа); умение показать правую или левую руку;
* координация в системе глаз - рука (ребенок может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ - узор, фигуру - зрительно воспринимаемый на расстоянии (например, из книг);
* развитие логического мышления (способность находить сходства и различия разных предметов при сравнении, умение правильно объединять предметы в группы по общим существенным признакам);
* развитие произвольного внимания (способность удерживать внимание на выполняемой работе в течение 15-20 минут);
* развитие произвольной памяти (способность к опосредованному запоминанию: связывать запоминаемый материал с конкретным символом /слово - картинка либо слово - ситуация/).

 

Мыслительная готовность

n  Наиболее важные показатели — это развитие мышления и речи.

n  Очень полезно учить ребенка строить несложные рассуждения, выводы, используя слова:«потому, что»; «если, то»; «поэтому».

n  Учите ребят задавать вопросы. Это очень полезно. Мышление всегда начинается с вопроса. Нельзя заставить мысль работать, если просто сказать «подумай».

Речь является основой, на которой строится учебный процесс. Особенно важно владение монологической речью. Для ребенка это пересказ. После чтения задайте ребенку несколько вопросов по содержанию, попросите пересказать.

Особое внимание обратите на ориентировку в пространстве. Правильно ли ваш ребенок понимает и употребляет в речи предлоги и понятия: выше, ниже, на, над, под, снизу, сверху, между, перед., за, спереди от…, сзади от…, ближе, дальше, лево, право, левее, правее, ближе всего к…, дальше всего    от… и т.д.

В соответствии с программой подготовительной группы д/с ребенок при записи в 1 класс должен

знать свое имя и фамилию, адрес, имена членов семьи, знать времена года, названия месяцев, дней недели, уметь различать цвета, иметь элементарные представления об окружающем мире: о профессиях, о предметах живой и неживой природы, о правилах поведения в общественных местах.

 

 

n  Какие знания должны быть сформированы у будущего первоклассника?

В области развития речи и готовности к овладению грамотой будущему первокласснику необходимо:
* уметь четко произносить
все звуки речи. Не путайте букву со звуком! (Звук мы слышим, букву пишем.);

Хотим подчеркнуть, что многие родители относятся спокойно к тому, что их ребенок не может говорить очень много звуков. Здесь нужно бить тревогу: такому ребенку будет трудно учиться, а также общаться. Не забывайте, что чем дольше запускать эти нарушения, тем труднее будет их ликвидировать. Срочно с сегодняшнего дня начинайте систематичные занятия с логопедом;
*уметь интонационно выделять звук в словах;
* уметь выделять заданный звук в потоке речи;
*уметь определять место звука в слове (в начале, в середине, в конце);
*уметь произносить слова по слогам;
*уметь составлять предложения из 3-5 слов;
* уметь в тексте назвать количество предложений;

* уметь называть в предложении только второе слово, только третье слово, только четвертое слово и т.д.;
* уметь употреблять разные части речи точно по смыслу;

* уметь отвечать на вопросы и задавать их;

*уметь использовать обобщающие понятия (медведь, лиса, волк - это животные);
*уметь составлять рассказ по картинке (например, "В зоопарке", "На детской площадке", "Отдых на море", "За грибами" и т.д.)
* уметь составлять несколько предложений о предмете;
* уметь наизусть читать любимые стихотворения;
 *уметь последовательно передавать содержание сказки.

Поощряйте умение ребенка наблюдать, сравнивать, исправлять, уточнять свою речь. Общайтесь с ним!

n  К началу обучения в школе у ребенка должны быть развиты элементарные математические представления:
* знать цифры от 0 до 9;
* уметь считать до 10 и обратно;
* уметь называть предыдущее и последующее число относительно любого числа в пределах первого десятка;
* уметь сравнивать числа первого десятка;
* уметь соотносить цифру и число предметов;
* уметь сравнивать две группы предметов;

* уметь составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;
* знать названия фигур: треугольник, квадрат, круг;
* уметь сравнивать предметы по цвету, размеру, форме;
* уметь оперировать понятиями "налево", "направо", "вверх", "вниз", "раньше", "позже", "перед", "за", "между","прямо, по кругу, наискосок", "больше-меньше", "старше-моложе", "горизонтально-вертикально";
* уметь группировать по определенному признаку предложенные предметы.

 

Подготовка к чтению:

n  6-7 летний малыш должен знать все печатные буквы алфавита, но многие могут слитно читать слоги, а некоторые - и целые тексты.

n  Несмотря на такую разную подготовку, все дети устают от процесса чтения очень быстро. Чередуйте это занятие с отдыхом. Пусть ребёнок "погримасничает" перед зеркалом, произнося чётко и громко звуки, отдельно и плавно. Это развивает артикуляционный аппарат.

Подготовка к письму:

n  Ручку ребёнок должен брать правильно и разогретыми пальцами. Раскраски замените обведением по трафарету и штриховкой. Линия должна быть направлена сверху вниз, справа налево, а если она кривая, то против часовой стрелки. Расстояние между линиями 0,5 см - это основной принцип нашего письменного алфавита. Запомните, дети также устают от этих занятий, как и от чтения.

 

                  Рекомендации родителям будущих первоклассников по развитию речи

     

1. Больше говорите с ребенком для того, чтобы он, во-первых, чаще слышал правильную, четкую, неторопливую, выразительную речь взрослого, которая является для него образцом, а во-вторых - чтобы развивать активную речь будущего первоклассника. Необходимо добиваться полных ответов на Ваши вопросы, стараться дослушивать до конца, иногда специально изображать непонимание, чтобы ребенок более четко и подробно Вам что-либо объяснил. Понимание с полуслова или даже с жеста не очень полезно для развития речи ребенка. 
      2. Обращайте внимание ребенка на огромное многообразие окружающих его предметов и явлений
, таким образом, пополняя словарный запас ребенка. Увиденное на картинке ребенок может с первого раза и не запомнить, а вот увиденное "вживую" - запомнит почти наверняка. При этом можно задавать ребенку вопросы: "какой?", "какая?", "какое?", "что делает?" и т.д. Можно играть в такую игру. Ребенок загадывает какой-то предмет и начинает его описывать, при этом, не называя его. Вы должны отгадать, что это. В идеале ребенок должен описать предмет по следующим параметрам: цвет, форма, размер, материал, к какому классу предметов относится. 
      3. Важной предпосылкой овладения письменной речью является хорошо развитый фонематический слух
. Для того, чтобы успешно работать над ним, необходимо слуховое внимание, которое можно развивать, обращая внимание ребенка на звуки, окружающие его (шум дождя, рев мотора, шелест пакета и многие-многие другие). При этом обращайте внимание на то, откуда слышится звук (слева, справа, сверху, снизу, спереди, сзади). Советуем поиграть в такую игру: возьмите колокольчик (погремушку), попросите ребенка закрыть глаза и звените колокольчиком с разных сторон, а ребенок должен называть, где звенит (справа, слева, спереди, сзади и т. д.), И еще одна игра на развитие слухового внимания. Наполните спичечные коробки разными крупами (горохом, рисом, фасолью и т. д.). Послушайте вместе с ребенком, как гремят коробочки, какая крупа

дает тот или иной звук, После этого можно попробовать угадать с закрытыми глазами. 
      4. Составление коротких рассказов, по сюжетным картинкам
. Основная задача состоит в том, чтобы ребенок научился правильно устанавливать последовательность картинок и составлять

минимум по два предложения по каждой из них. Для этой цели подойдут любые наборы сюжетных картинок.

 

Важен не объем знаний ребенка, а качество знаний.

n  Важно учить не читать, а развивать речь. Не учить писать, а создавать условия для развития мелкой моторики руки.

n  Для полноценного развития дошкольнику необходимо общаться со сверстниками, взрослыми, играть в развивающие игры, слушать чтение книг, рисовать, лепить, фантазировать.

n  Чем больше ребенок будет причастен к подготовке к школе, обсуждению будущего, чем больше он будет знать о школе, о новой жизни, тем легче ему будет личностно в нее включиться.

n  Уже сейчас постарайтесь очень постепенно режим дня вашего малыша соотнести с режимом дня школьника.

n  Чтобы ребёнок умел слышать учителя, обращайте внимание, как он понимает ваши словесные    инструкции и требования, которые должны быть чёткими, доброжелательными, немногословными, спокойными.

n  Не пугайте ребёнка будущими трудностями в школе!

 

Запомните:

n  При подготовке к школе вы должны оставаться для вашего ребёнка любящим и понимающим родителем и не брать на себя роль учителя! Ребёнок охотно делает только то, что у него получается, поэтому он не может быть ленивым.

n  Постарайтесь достижения ребёнка не сравнивать ни со своими, ни с достижениями старшего брата, ни одноклассников (не озвучивайте это при ребёнке, даже если они в его пользу!).

n  Ваша любовь и терпение будут служить гарантом уверенного продвижения в учёбе для вашего малыша.

 

Важно: перед школой и во время учёбы проверяйте зрение и слух ребёнка. 

 

 

 

                                           Спрашивали?  Отвечаем.

Обязательно ли ребенок должен уметь читать и писать к 1 классу?

Желательно.

n  Умение складывать из слогов слова еще не является умением читать. Многие дети с трудом осваивают эту сложную мыслительную операцию - не стоит их подгонять! Навык чтения и письма должен формироваться по специальным методикам (складываются представления о речи, звуках и буквах).

n  Основными умениями при чтении являются понимание прочитанного текста, анализ описанной ситуации, ответы на вопросы после чтения.

                                                                             

Обязательна ли школьная форма в 1 классе?

Да.

n   Форма дисциплинирует детей, является атрибутом, отличающим дошкольника от ученика. А именно об этом, как правило, и мечтают в первую очередь при поступлении в школу все дети - они теперь первоклассники.

Существуют ли особенности в режиме дня первоклассников?

n  Безусловно, у первоклассников должен быть особый режим дня. Уроки длятся 35 минут, в середине каждого урока проводятся 1-2 физкультурные минутки. Первое время в расписании первоклассников всего 3 урока, чтобы им легче было привыкать к новому виду деятельности - учебной.

Что необходимо приобрести ученику для 1 класса?

  1. Обложки для книг.
  2. Обложки для тетрадей.
  3. Тетради в клетку.
  4. Тетради в косую линейку с двумя дополнительными широкими линиями.
  5. Веер букв. Веер цифр. Набор геометрических фигур.
  6. Счетные палочки.
  7. Линейка.
  8. Ручки (синяя, зеленая, красная).
  9. Простые карандаши.  
  10. Закладки для книг.
  11. Цветная бумага
  12. Цветной картон
  13. Белая бумага
  14. Ножницы с тупыми концами.
  15. Альбом для рисования, кисти (натуральные).
  16. Клей.
  17. Пластилин, дощечка.
  18. Цветные карандаши (акварельные).
  19. Спортивная форма и спортивная обувь.
  20. Сменная обувь со светлой подошвой (не оставляет черных полос на полу).

Примечание: всю одежду первоклассника следует подписать или пометить условным значком.

Можно ли носить в школу мобильный телефон?

n  В нашей школе запрещено пользование мобильным телефоном на уроке.

n   Мы не рекомендуем носить в школу мобильный телефон первоклассникам — велико искушение звонить маме по малейшему поводу или поиграть на уроке в электронную игру. Кроме того, дорогой телефон может возбудить нездоровый интерес одноклассников.

n  Можно ли давать ребенку в школу деньги? Если вы считаете, что вашему ребенку недостаточно школьного питания, то дайте ему с собой яблоко или бутерброд. Первоклассники могут израсходовать полученные от вас денежные средства вовсе не на еду. Трата денег детьми этого возраста должна находиться под контролем родителей.

Как правильно организовать дома рабочее место ученика?

n  Купите первокласснику письменный стол. Тогда ребенок сможет сам систематизировать и разложить в ящики стола учебные принадлежности и научится поддерживать порядок на рабочем месте.

n  Лучше, если освещение будят слева. Занавески нужно отодвинуть в сторону - основной свет должен попадать через верхнюю треть окна.

n  Можно купить первокласснику парту и стул с регулирующейся высотой, а для школьных принадлежностей книжные полки.

n  Приобретая мебель, обязательно учитывайте рост ребенка. При росте 1м - 1 м 15 см высота крышки стола над полом должна быть 46 см, а высота сиденья стула - 26 см. При росте от 1 м 15 см до 1 м 30 см высота стола должна быть 52 см, а стула - 30 см. Важно, чтобы ноги ученика стояли на полу, спина прикасалась к спинке стула, а между крышкой парты и грудью ребенка могла пройти его ладонь.

 

Можно ли носить в школу игрушки?

n  Да, можно!

n  Игровая деятельность ещё значимая для ребёнка, любимая игрушка зачастую олицетворяет друга, с ней можно поиграть на перемене вместе с одноклассниками.

n  Лучше, если игрушка не громоздкая и без острых углов.

Дети часто ссорятся по любому поводу. Что делать?

n  Вопрос конфликтов в отношении между людьми самый не простой и касается не только детей. К сожалению, вмешиваясь в детские ссоры, взрослые зачастую действуют столь неграмотно, что только усугубляют ситуацию. Родители просто запрещают ребёнку дружить с товарищем. Это необходимо лишь в самом крайнем случае, когда понятие дружба уже не соответствует сложившимся отношениям.

n  Если взрослым не известны мотивы конфликта, то следует по очереди выслушать обе стороны (иногда их бывает и больше), не давая оценки детским поступкам до тех пор, пока ситуация не прояснится. В любом случае в ссоре чаще всего виноваты сами ссорящиеся, не умеющие уступать друг другу и не желающие идти на компромисс. Умению общаться вам придётся учить ребёнка ещё очень долго, желательно на собственном примере. Если вы хотите воспитать честного человека, то приучите малыша признавать свои ошибки, начиная со слов “ Я виноват…”.

Нужно ли наказывать ребёнка за отсутствие успехов в обучении?

n  Этого делать не рекомендуется, ведь первоклассник ещё ничему не научился.

n  Наказать можно за непослушание. Однако помните, что нельзя наказывать трудом или лишением прогулки.

n   Небрежно выполненное задание необходимо переделать, но не поздно вечером.

n  Попытайтесь вселить в ребёнка уверенность в своих силах, подбодрите его и подскажите, как лучше сделать задание.

n  Хвалите первоклассника даже за самые маленькие успехи, и тогда вам не придётся думать о наказании.

С шести или с семи лет нужно отдавать ребенка в 1 класс?

n  Однозначно ответить на этот вопрос нельзя, так как необходимо учитывать ряд факторов, определяющих подготовленность ребенка к обучению. Именно от того, насколько ребенок развит физически, психически, умственно и личностно, а также каково состояние здоровья

      ребенка, и будет зависеть, с какого возраста ему необходимо начать обучение в школе. Имеет   значение весь комплекс факторов, определяющих уровень развития ребенка, при  котором  требования систематического обучения не будут чрезмерными и не приведут к    нарушению его     здоровья.

n  Напомним, что у детей, не подготовленных к систематическому обучению, труднее и дольше проходит период адаптации (приспособления) к школе, у них гораздо чаще проявляются различные трудности обучения, среди них значительно    больше неуспевающих, и не только в первом классе.

Какими навыками должен обладать будущий первоклассник?

К моменту поступления в школу, дети должны уметь самостоятельно:
мыть руки с мылом после игр (особенно с животными), после прогулок и посещения туалета, перед едой;
умываться утром после сна и утренней гимнастики, вечером перед сном;
причёсываться (своей расчёской);
мыть ноги перед сном тёплой водой;
утром и вечером чистить зубы;
при приёме пищи: сидеть правильно (прямо, не класть локти на стол, не болтать ногами), не разговаривать, пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой, ножом) и салфеткой, тщательно пережёвывать пищу;
пользоваться носовым платком;
быстро одеться, раздеться, убрать постель;
содержать в чистоте и порядке игрушки и книги;
содержать в чистоте и порядке одежду и обувь ;
при входе в помещение вытирать обувь;
переодеваться в домашнюю одежду и обувь;
при необходимости своевременно обращаться за медицинской помощью.

 

Выводы

n  Учебно-воспитательная деятельность в школе не может иметь успеха без тесных контактов с родителями.

n  Именно Вы должны стать нашими лучшими помощниками, заинтересованными союзниками, доброжелательными участниками единого педагогического процесса.

n   В школе должны отсутствовать две поведенческие "модели" родителей: в качестве "провинившегося ученика" и в качестве "обвинителя".

n  Должна присутствовать третья "модель": родители с адекватным поведением, предполагающая взаимопонимание родителя и учителя на благо ребенку.

n  Родители нужны нам, учителям!  Удачи вам и нашим детям!

 



Предварительный просмотр:

Хәйерле кис, хөрмәтле атай-әсәйҙәр, өләсәйҙәр. Минең сығышым үҙебеҙҙең туған тел-башҡорт теле тураһында.

Һуңғы йылдарҙа мәктәптәрҙә башҡорт телен дәүләт теле һәм туған тел булараҡ уҡытыу тураһында бәхәстәр көсәйҙе.  

Беренсенән. Һәр  ата-әсә балаһын ниндәй телдә уҡытырға уйлай, шул телде һайлай ала, был мәктәптең мөмкинлектәренә ҡарай. Был теләк ата-әсәнең ғаризаһында күрһәтелә.

Икенсенән. Һәр ата-әсәнең балаһын мәктәпкә урынлаштырғас, төплө белемгә өмөт итеүе законлы. Был теләгенең тормошҡа ашырылыуы тураһында ата-әсә даими хәбәрҙар булырға тейеш. Бының өсөн уҡытыусылар коллективы менән әүҙем һәм даими бәйләнештә булыу кәрәк..

Өсөнсөнән. Ныҡлы, сифатлы белем биреү, тәрбиәле, тәртипле баланы тормошҡа әҙерләү ата-әсәнең, мәктәп коллективының һәм бөтөн йәмғиәттең (тәү сиратта, мәғариф органдарының, министрлыҡтың, хөкүмәт органдарының) берлектә эшләүен талап итә. Бергә эшләүҙе һыҙыҡ өҫтөнә алырға кәрәк, юғиһә, йә ғаиләне, йә мәктәпте генә был мәсьәләлә яуаплы итергә тигән фекерҙәр яңғырай. Тик бергә эшләгәндә генә кәрәкле һөҙөмтә буласаҡ.  

Һәм тағы бер фекер. Һәр ата-әсә мәктәпте тамамлағанда балаһының физик яҡтан ныҡ һәм таҙа, киң эрудициялы, төплө белемле, алған белемен тормошта иркен файҙалана белгән, төрлө тормош һынауҙары һәм ауырлыҡтарына ҡаршы икеләнмәй тора алырлыҡ шәхес булыуын теләй. Күпселек ата-әсә ошоноң менән сикләнә. Ләкин тормош күрһәтеүенсә, был ғына аҙ. Мин тағы ла ошоно өҫтәр инем – әүҙем йәмғиәтте аңлай һәм уға әүҙем тәьҫир итә алырлыҡ шәхес тәрбиәләү ҙә мөһим. Әгәр бала үҙенең артында ныҡлы халыҡ баҫып тороуые аңламаһа, үҙенең ниндәй милләт кешеһе икәнен белмәһә,уны тамыры юҡ ағасҡа тиңләргә була. Теле барҙың иле бар, тип юҡҡа әйтмәгәндәр. Балаларыбыҙ ике телле булып үҫә. Инглиз, ҡытай, немец, рус телен яҡшы белер өсөн, балаға һәр саҡ үҙенең туған теленә таянырға кәрәк. Әгәр ул бәләкәйҙән әкиәттәр тыңлап, шиғырҙар ятлай икән, тимәк, хәтере яҡшыра, сит телдәрҙәге һүҙҙәрҙе лә тиҙ иҫтә ҡалдырасаҡ. Шулай уҡ диктант яҙыуҙа, дөрөҫ уҡыуҙа проблемалары булған уҡыусылар күбәйҙе. Шул уҡ йырҙар тыңлау, әкиәттәр уҡыу, һөйләшеү фекерләүҙе арттыра, фонематик ишетеүҙе үҫтерә. Төрлө телдәрҙәге өндәрҙе ишетеп айыра белеү ҙә туған тел аша еңелерәк үҙләштерелә. Билдәле ғалимәбеҙ Мәрйәм Бураҡаева әйтмәксе, ни өсөн урыҫ балалары тик урыҫ телендә генә уҡып, грамоталы яҙа белмәй һуң? Ни өсөн өйгә эштәрен эшләргә минең балаларыма килә? Улар урыҫ теленең ҡағиҙәләрен аңлатып бирә? Шуға күрә балаларығыҙға үҙ туған телдәрен оноттормау, уларҙы милли юҫыҡта тәрбиәләү иң беренсе ғаилә бурысы, шунан һуң балалар баҡсаһы һәм мәктәп бурысы.

Миҫалдар күп: саф башҡорт телендә уҡып, юғары уҡыу йорттарына инеүсе күренекле ғалимдарыбыҙ ҙа бихисап, улар бер кемдән дә кәм түгел.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Советы и рекомендации родителям будущих первоклассников

Здесь не только советы и рекомендации, но ответы на часто задаваемые вопросы родителей будущих первоклассников...

Советы и рекомендации родителям будущих первоклассников

Здесь помещены не только советы и рекомендации, но и ответы на часто задаваемые вопросы родителей будущих первоклассников...

Методические рекомендации родителям будущих первоклассников

Уважаемые родители! Начало школьного обучения – важный этап в жизни ребенка. У родителей он вызывает: гордость за своего уже «взрослого» человечка, волнение, связанное с ожиданием и надеждой на его у...

Советы и рекомендации родителям будущих первоклассников.

Критерии готовности ребёнка  к школе Готовность к школе: Физическая, нравственная, психологическая, мыслительная ....

Адаптация первоклассников к школе. Советы и рекомендации родителям будущих первоклассников.

Начало обучения в школе один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в психологическом, так и в физическом плане. Поступив в школу, ребёнок становится школьником далеко не сраз...

Рекомендации родителям "Рекомендации родителям будущих первоклассников"

Переход из детского садв в школу - важный этап в жизни каждого ребенка и родителя. Оказывшись в новых социальных условиях, дети часто оказываются не готовы и это сказывается на адаптации пер...

Статья на тему "Адаптация первоклассников к школе. Советы и рекомендации родителям будущих первоклассников"

Начало обучения в школе один из ответственных и сложных моментов в жизни детей, как в психологическом, так и в физическом плане. Переступив порог школы, ребенок становится школьником не сразу. Чтобы п...