Что волнует родителей
материал на тему
Предварительный просмотр:
Ярукина Ольга Васильевна учитель начальных классов,
МОУ «Гимназия № 2» (г. Чебоксары)
ЧТО ВОЛНУЕТ РОДИТЕЛЕЙ
Головной мозг человека разделен на два полушария: правое и левое. Хотя внешне они зеркально симметричны и похожи в этом плане на правую и левую руки, такое разделение отражает различия в функциях двух половинок мозга. Наши руки тоже отличны друг от друга: то, что мы с легкостью делаем правой рукой, левой повторить не всегда удается. Работа полушарий может быть выражена у различных детей в разной степени, и этим они будут отличаться друг о друга.
Правое полушарие несет опыт, накопленный нашими предками. Оно отвечает за целостность и эмоциональное восприятие окружающей действительности. Правое полушарие отвечает у человека за образное мышление и эмоциональное поведение. Дети, у которых правое полушарие доминирует над левым, эмоциональны, возбудимы, чувствительны. Это драчуны и плаксы. Это дети-фантазеры, способные к неформальной логике. Люди, у которых доминирует правое полушарие, лучше решают творческие задачи, быстрее находят выход из ситуаций. Они часто решают задачи методом случайных проб и ошибок.
Правое полушарие контролирует рисование и лепку. Оно отвечает за музыкальные способности
Левое полушарие отвечает за строгую логику, за умение выводить следствия из причин, за возможность что-либо аргументировано доказывать. Здесь находится центр счета. Математики, шахматисты опираются в своей работе на способности этого полушария. Обучение, контролируемое левым полушарием, будет проходить строго последовательно. Левое полушарие заставляет воспроизводить текст или любую другую информацию почти дословно.
Но для полного развития личности ребенка необходимо гармоничное развитие обеих этих половинок. Полушария обязательно должны работать «рука об руку». Практически во всех случаях чрезмерная медлительность, некоторая «заторможенность» ребенка, плохая память- это результат отсутствия у него координации в работе двух полушарий. Связи между ними можно налаживать и шлифовать, занимаясь упражнениями, в которых сделан акцент на скоординированность действий правой и левой половинок тела.
Для начала ответьте на ряд вопросов. После каждого вопроса в скобках стоит один из вариантов ответа. Если вы с ним согласны, поставьте галочку. Если ваш ответ иной, галку не ставьте. Там, где больше всего галочек, и есть проблемная зона.
Диагностика работы правого полушария
Замечали ли вы, что ваш ребенок не всегда понимает текст при чтении?
Легко ли ваш ребенок придумывает вопросы, много ли вопросов он может придумать к картинке? (нет)
Хорошо ли ваш ребенок рисует? (нет)
Использует ли он цвет в рисунках? (нет)
Любит ли он рисовать красками? (нет)
Много ли деталей в рисунках ребенка? (нет)
Легко ли ваш ребенок пересказывает истории близко к тексту? (нет)
Эмоционально ли он читает? (нет)
Любит ли он лепить из пластилина? (нет)
Хорошее ли воображение у вашего ребенка, любит ли он что-то придумывать, сочинять? (нет)
Любит ли ребенок что-либо делать своими руками? (нет)
Диагностика работы левого полушария
Бывает ли, что ваш ребенок не замечает полей в тетради и при письме «залезает» на них? (да)
Есть ли у ребенка сложности с математикой? (да)
Сложно ли ему решать логические задачи? (да)
Бывает ли так, что ваш ребенок пропускает буквы при письме? (да)
Бывает ли так, что ваш ребенок не следит за окончанием слов при чтении? (да)
Замечали ли вы, что ваш ребенок иногда заменяет слова при чтении по смыслу? (да)
Часто ли ваш ребенок пишет предлог и слово слитно? (да)
Забывает ли ребенок ставить знаки препинания при письме? (да)
Трудно ли вашему ребенку сохранять порядок в своей комнате, в своем шкафу, а своем рабочем столе? (да)
Бывает ли так, что ребенок неправильно строит фразы при общении? (да)
Часто ли ребенок забывает, какое сегодня число, день недели, который час? (да)
Часто ли ребенок забывает дома дневник, нужную тетрадь или учебник? (да)
Может ли ребенок найти сам все ошибки, допущенные при списывании или письме? (нет)
Имеются ли у ребенка дефекты речи? (да)
Любит ли ребенок считать? (нет)
Диагностика работы связей между полушариями
Сбивается ли ребенок при обратном счете, т.е. от 30 до 1? (да)
Замечали ли вы, что ваш ребенок чересчур медлителен? (да)
Быстро ли ваш ребенок схватывает новую информацию? (нет)
Бывает ли, что ребенок думает слишком медленно? (да)
Хорошо ли он запоминает новый материал? (нет)
Хорошая ли у вашего ребенка память? (нет)
Бывает ли, что ребенок не слышит, что ему говорят? (да)
Бывает ли, что ребенок не всегда понимает, что ему говорят? (да)
Бывает ли, что ребенок не может рассказать в классе, особенно у доски, то, что он отлично знает? (да)
Умеет ли ребенок ездить на велосипеде? (нет)
Хорошо ли ребенок умеет прыгать через скакалку? (нет)
Умеет ли ваш ребенок завязывать шнурки? (нет)
Игры для тренировки левого полушария мозга
Лишние картинки
Принцип этого очень полезного упражнения очень прост. Ребенок должен взглянуть на небольшой ряд картинок (5-6) и сказать, какая картинка, с его точки зрения, лишняя, обосновав свой выбор. Игра начинается с того, что ребенок должен последовательно сказать, что нарисовано на каждой картинке: « на первой картинке нарисовано...», «на второй картинке нарисовано…» и т.д. Неспособность четко и правильно считать и опознавать образ свидетельствуют о недостаточно эффективной работе правого полушария. Такие ребята не видят «мелких» деталей. Играя в эту игру, ребенок должен действовать по схеме: «Посмотри. Назови. Выбери. Покажи. Объясни».
Определения
Хорошей тренировкой способности включать объекты в группы и вычленять их из них является умение давать определения. Такая способность лежит в основе любых классификаций.
Первый вариант - отсутствует само определяемое понятие. Ребенок должен самостоятельно догадаться, что это такое. Например, «Предмет, с помощью которого можно привести волосы в порядок».
Второй вариант- ведущий придумывает «плохое», неточное определение. Например, «Носки – одежда, которую надевают на ноги». Ребенок должен объяснить, почему определение не годится, и предложить свой вариант.
Третий вариант – в определении отсутствует слово, и это слово играющий должен восстановить. Например: «Свинья –…. с пятачком».
Четвертый вариант – придумать разные определения к одному и тому же слову.
Классификация картинок
Условия этого занимательного и полезного упражнения очень просты. Предложить ребенку стопку карточек, на каждой из которых изображен какой-то объект. Картинок должно быть не менее трех десятков.
Первая задача ребенка - разложить их на кучки.
Вторая задача - объяснить словами, почему он разложил карточки так, а не иначе. Чем больше кучек составил ученик, тем лучше.
Перепутавшиеся буквы
Насколько у ребенка развита комбинаторика, можно быстро установить с помощью упражнения «Перепутавшиеся буквы». Записать слово, состоящее из 5-6 букв, предварительно перепутав буквы. Ребенок должен отгадать задуманное слово.
В аналогичную игру полезно играть и с числами. Для начала взять три разных числа и составить возможные комбинации.
Мяч и числа
Полезное упражнение, тренирующее устный счет. Перед началом игры ведущий сообщает ребенку некое число. Затем ведущий бросает ребенку мяч и произносит при этом любое число. Поймав мяч, игрок мысленно прибавляет к нему оговоренное число, произносит вслух результат сложения и бросает мяч обратно. Можно изменить правила игры. Ученик должен не прибавлять, а вычитать.
Найди ошибку
Предложить два листка, которые на первый взгляд кажутся практически одинаковыми. Задача ученика – найти измененные буквы (ошибки), сличая первый лист со вторым, и обвести замены кружочком. Такая игра приучит ученика к более методичной и более последовательной проверке.
Найди букву
Для этой игры потребуется лист бумаги с напечатанными на нем строчками, состоящими из набора букв. Используемых букв должно быть 8 или 9. Чередуя их случайным образом, составляем строчки по 30 знаков в каждой. Всего таких строчек на странице должно быть 50-60. Между буквами оставляем разные промежутки, знаки препинания не ставим. Учитель выбирает две буквы и ставит перед игроком задачу. Ученику надо просмотреть все строчки и обвести каждую букву А кружочком, а букву К подчеркнуть. Время выполнения 5 минут.
Домино
Старинная игра в домино является для детей не просто пустым времяпрепровождением. Она учит действовать по строгому алгоритму, сохраняя четкую последовательность действий в сочетании с принятыми правилами.
Марсианский язык
Вот так выглядит марсианский текст:
«Халяме! Мом титл Заг. Ом ном та бара. Мом бар ном кви фара. Ол фар, та фара, кви фара. Мом гил бар, мом док бар. Ом ном кви пода. Гил под, мид под, док под. Мом под но ном фара. Ом ном ог пода им иг бара. Валяме!».
После перевода получили следующий текст: «Привет! Мое имя Заг. Я имею две руки. Моя рука имеет три пальца. Один палец, два пальца, три пальца. Моя левая рука, моя правая рука. Я имею три ноги. Левая нога, средняя нога, правая нога. Моя нога не имеет пальцев. Я имею большие ноги и маленькие руки. Пока!»
Задача ребенка – сличая слова на листочках и анализируя структуру языка, составить следующие фразы на марсианском языке: «Моя вторая нога. Мои большие ноги. Большой левый палец и маленький правый палец. Заг имеет два имени. А не имею средней ноги. Моя левая рука не имеет больших пальцев.
Игры для тренировки правого полушария мозга
Вопросы к предложению
Ведущий придумывает и произносит вслух какую-нибудь фразу. Задача игроков- придумать как можно больше вопросов, имеющих отношение к персонажу и к процессу, описанному в предложении.
Отгадай предмет
Ведущий загадывает какой-либо предмет, находящийся в данный момент в комнате. Дети должны отгадать, что это за предмет, задавая ведущему вопросы, на которые можно ответить только «да» или «нет». Задача детей – обнаружить предмет с помощью как можно меньшего числа вопросов.
Хорошо и плохо
Игра вырабатывает способность аргументировать утверждения, находить им логическое и житейское обоснование. Задача игроков – придумывать утверждения, используя слова «хорошо», «плохо» и «потому что».
Первый играющий произносит любое утверждение со словом «хорошо». Например, «Есть мороженое – это хорошо, потому что оно вкусное». Второй игрок подхватывает конец фразы. При этом он должен придумать свою реплику, используя слово «плохо». «Есть вкусные продукты плохо, потому что они перебивают аппетит». Третий игрок должен начать свою фразу со слов «Перебивать аппетит хорошо, потому что…» и т.д.
История в картинках
Для проведения этой игры необходима серия картинок. Задача ребенка – расставить картинки по порядку и рассказать соответствующую историю. Задачу можно усложнить, взяв несколько серий картинок с разными персонажами. Задача ребенка – разделить истории, разложив их на части по порядку и составить связный рассказ.
Найди связь
Предложите участнику игры придумать и записать на листочке в столбик 16 слов. Желательно, чтобы это были существительные. Задача игрока – выбирать пары слов и указывать на их ассоциативную связь. Связь эта должна быть выражена одним словом. Например, берем слова: машина, радость, семья, лошадь, крючок, стул, радио, трава, обои, жук, стекло, мел, бумага, школа, солнце, дождь. Получаем следующие пары: машина – семья = путешествие; лошадь – трава = луг и т.д.
Теперь, действуя точно также, из полученных 8 слов сделать 4. Продолжаем игру, и сокращаем число слов до 2.
Сходство и различие
Ведущий заранее придумывает пары слов. Например, лампочка и солнце; девочка и кукла; трамвай и автобус. Задача ребенка – назвать как можно больше сходств и различий для каждой пары.
Поиск смысла
Попросите ученика вспомнить все известные ему пословицы, затем выбрать одну и записать на листочке. Теперь предложите ему придумать и написать три разных предложения, объясняющие ее смысл. Например:
Любишь кататься – люби и саночки возить.
1.Если хочешь получить удовольствие, то надо приложить силы.
2.Если хочешь что-нибудь получить, то ты должен поработать.
3.За удовольствие надо платить.
Литература
1. А. С. Валявский. Оздоравливающие учебные игры. – Санкт-Петербург.: ТЕССА, 2001. – 352 с.
2. Т. Шишова. Страхи – это серьезно. – Москва.: «Издательский дом «Искатель», 1997. – 94 с.
3. М. Д. Маханева. Мы с друзьями-целый мир. – Москва.: ТЦ Сфера, 2007. – 96 с.
4. В. Н. Рыбинский. Творческое мышление. – Ярославль.: Академия развития, 2006. – 112 с.
5. А. З. Зак. Методы развития интеллектуальных способностей у детей. –Москва.: ИНТЕРПРАКС, 1994.
6. А. З. Зак. Развитие умственных способностей младших школьников. –Москва.: Просвещение,1994.
7. А. Э. Симановский. Развитие творческого мышления детей. – Ярославль.: «Гринго», 1996.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира, 4 класс "Книги – корабли мысли, странствующие по волнам времени. Из книжной сокровищницы Древней Руси."
Главной целью урока было познакомить с историей появления письменности, создания первых книг, с первопечатником Иваном Федоровым, расширять представления учащихся об источнике знаний – книге. Исполдь...
М.Ю.Лермонтов. "Когда волнуется желтеющая нива..."
Материал содержит презентацию к уроку литературного чтения в 4 классе по программе "Планета знаний", а также аудиозапись стихотворения....
"По морям по волнам..."
сценарий внеклассного мероприятия к 23 февраля в 1 классе....
"По морям по волнам..."
Сценарий внеклассного мероприятия к 23 февраля в 1 классе....
Внеклассное мероприятие к 23 февраля "По морям, по волнам"
Сценарий предназначен для учащихся 4 классов....
Спортивная игра-соревнование между родителями и учащимися «По морям, по волнам»
Для проведения мероприятия необходимо большое пространство, в идеале - школьный стадион. Мы проводили его в конце учебного года во 2 классе, где воспитательное пространство класса организовано в морск...
статья "Безопасность ребенка волнует каждого родителя и педагога"
Очень важно работать над этой важной темой. Накапливать по ней материал. Делиться им с коллегами. Консультировать родителей. Это даст возможность в разы сократить детскую смертность, сберечь их здоров...