Влияние мелкой моторики рук на развитие речи у детей.
классный час (1 класс) на тему
Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий мышечной, костной и нервной систем человека, зачастую в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких, точных движений кистями и пальцами рук и ног.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
melkaya_motorika_ruk.docx | 19.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья: «Влияние мелкой моторики рук на развитие речи у детей».
Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий мышечной, костной и нервной систем человека, зачастую в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких, точных движений кистями и пальцами рук и ног. Часто для понятия «мелкая моторика» используется такой термин как «ловкость».
В настоящее время рядом исследователей (М. И. Кольцова, Е. И. Исенина, А, В. Антакова-Фомина и др.) доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно» сказывается на становлении детской речи. Так, на основе проведенных опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы (Л.В. Фомина).
Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский отмечал: «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». Это совершенно справедливо, ведь кисть руки имеет наибольшее представительство в моторной зоне коры головного мозга.
Выдающийся ученый И.П. Павлов придавал большое значение тактильным ощущениям, доказывая, что они формируют речевой центр. Чем совершеннее кора мозга, тем совершеннее речь, а значит, и мышление.
Учёные пришли к выводу, что приблизительно треть всей поверхности двигательной проекции головного мозга занимает именно проекция кисти рук, которая располагается рядом с речевой зоной. Из этого следует следующий вывод: развитие речи ребёнка и развитие мелкой моторики – два взаимосвязанных неразрывных процесса.
У большинства детей с речевыми нарушениями, наблюдаются трудности в завязывание шнурков, бантиков, узелков, нанизывании колец на пирамиду, также в застёгивание и расстёгивание пуговиц, выкладывание определенных узоров из пуговиц, бус, фасоли и.т.д.
Заметное отставание в развитии навыков мелкой моторики рук должно насторожить родителей. Этот симптом может быть характерен для органического поражения головного мозга при ДЦП, травмах, аутизме и СДВГ (так называемом, синдроме дефицита внимания и гиперактивности). Если родители обнаружили, что ребенок не справляется с простыми мелкими движениями пальцами рук, то необходимо срочно показать его лечащему врачу для обследования и лечения.
Родителям, нужно с самого рождения малыша, развивать его моторику, для того чтобы в будущем ребенок не испытывал трудности в обучении.
В связи с этим возникает вопрос, как развивать мелкую моторику у детей?
В настоящее время есть, множество игр, которые помогут развить моторику.
Игры с пуговицами, с сыпучими материалами, с пробками от бутылок, игры с прищепками, игры с бусинами, макаронами, фасолью, горохом, с камушками
Игры – шнуровки, на вырезание узоров (аппликация). Также лепка из пластилина, теста и рисование.
Включите в игры разнообразный природный материал (палочки, веточки, шишки, скорлупки, початки и т.д.), запускайте пальцами мелкие волчки, складывайте матрешку, играйте с различными вкладышами. Попробуйте технику рисования пальцами. Можно добавить в краски соль или песок для эффекта массажа. Используйте цветные клубочки ниток для перематывания, веревочки различной толщины и длины для завязывания и развязывания. Упражнения с массажным шариком (из су-джок терапии), грецкими орехами, карандашами, ручками, фломастерами. «Танцуйте» пальцами и хлопайте в ладоши тихо и громко, в разном темпе. Используйте с детьми различные виды мозаики, конструкторы (железные, деревянные, пластмассовые), игры с мелкими деталями, счетными палочками.
Все, это поможет развить мелкую моторику рук Вашего ребенка!
Литература
- Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль. «Академия развития»., 1997.
- Родничок А.П.Савина «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников» Москва 1999г.
- Громова О.Н., Прокопенко Т.А. Игры – забавы по развитию мелкой моторики у детей. М., Гном и Д, 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развивающее влияние мелкой моторики на речь детей раннего возраста»
Данная статья расскажет о влиянии движений пальцев на развитие речи ребёнеа....
Влияние мелкой моторики на развитие речи детей младшего школьного возраста
Современные физиологи подтвердили тесную связь больших полушарий головного мозга с нервными окончаниями кистей рук....
«Влияние мелкой моторики на развитие речи детей дошкольного возраста». Игры шнуровками.
-Развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук;-развивают пространственное ориентирование, способствуют пониманию понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева"; ...
"Как мелкая моторика влияет на развитие речи ребенка".
Эта статья поможет нам еще раз обратиться к теме развития речи ребенка через взаимосвязь с пальцевой моторикой,путем тренировки движений пальцев рук....
Влияние мелкой моторики на развитие речи детей
Проблема исправления речи в наше время является актуальной. В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в речевом развитии...
Развитие мелкой моторики – залог успешного развития речи ребёнка
Источник знаний находится на кончиках пальцев» – так говорил В. Сухомлинский и мы с вами точно знаем, что развитие мелкой моторики напрямую связано с развитием речи малыша.Одним из способо...
ВЛИЯНИЕ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ РЕБЁНКА
Подражание движениям рук, игры с пальцами стимулируют, ускоряют процесс речевого и умственного развития ребенка. Об этом свидетельствуют не только опыт и знания многих поколений, но и исследования физ...