Некоторые, чересчур заботливые родители, желая всячески облегчить бремя учебы для своего любимого чада, пытаются сами решать за него задачи, выполнять письменные задания и даже готовить сочинения. Это неправильно. Но и бросать его сразу в воду, не научив плавать, тоже нельзя. Помогать ребенку нужно, но так, чтобы не снимать с него ответственность, не подавлять, а развивать его самостоятельность. Как этого добиваться? 1. Учите ребенка задавать вопросы не только вам, но прежде всего себе. Чтобы он не ждал от вас готового ответа, а находил его сам. Например: — «Тебе всё понятно?» — «А что это значит?» — «А как бы ты ответил на такой-то вопрос?» 2. Помогайте ребенку правильно пользоваться не только учебниками, но и словарями, справочниками, энциклопедиями. 3. Учите его постоянно анализировать свою работу. Особенность восприятия младшего школьника такова, что сам он не замечает своих ошибок: его восприятие еще не дифференцировано. Проверяя выполненную работу, не сразу отмечайте саму ошибку, а спросите: — «На какой строчке сделана ошибка?» — «В каком слове сделана ошибка?» — «Какую ошибку ты допустил и как ее исправить?» — «Как проверить правильность написания?» Стремитесь развивать память ребенка. Для этого заучивайте вместе с ним стихи. Это можно делать наперегонки, по очереди. Не заставляйте его специально «зазубривать» стихи, лучше просто читать их вместе вслух. Так возникает эффект сопереживания. Постепенно стихи запомнятся сами по себе. Развивайте внимание ребенка. Используйте для этого всевозможные упражнения на сравнение рисунков, предметов, нахождение ошибок в изображениях. Задания целесообразно выполнять по очереди: сначала Вы придумываете задание — ребенок выполняет его, а потом наоборот. Могут предлагаться друг другу и иные задачи на внимание: — «Что изменилось сегодня в природе по сравнению со вчерашним днем?» — «Какие особенности одежды были у мамы, у папы вчера?» — «Посмотри внимательно, как я расставила 5 игрушек? А теперь скажи, как они поменялись местами?» Развивайте также волю ребенка. Чтобы осуществить самостоятельные действия, ему всякий раз необходимо применить волевое усилие. А это не так просто. Вот почему важно, чтобы оно приносило ему эмоциональное удовлетворение. Но это возможно лишь в том случае, если дело доводится им до конца. Развитие познавательной самостоятельности — сложный и трудный процесс. Для наглядности можно привести следующую таблицу: Познавательная самостоятельность Познавательная самостоятельность может быть воспитана при обучении, | Познавательная самостоятельность не может быть воспитана при обучении | если ребенок умеет ∙ организовать свои занятия: «Посмотри, всё ли ты приготовил для своей работы?» ∙ проводить необходимые действия (алгоритм выполнения): «Расскажи, что ты будешь делать с этим заданием?» «В каком порядке выполнять его?» «Какой результат должен получиться?» ∙ записывать действия в виде схемы, таблицы, модели ∙ контролировать свои действия в соответствии с образцом: «Сравни, так ли ты действовал?» ∙ решать задачи разными способами и оценивать их преимущества и недостатки: «Каким еще способом можно решить эту задачу?» «Какой тебе больше нравится?» «Почему?» | ∙ на приказе, требовании взрослого: «Садись за уроки и немедленно делай их!», «Не перечь!», «Замолчи!», ∙ на упреках, окриках и оскорблениях: «Сколько тебе можно говорить?» «И тебе не стыдно?», «Ты что, не понимаешь что ли?» «Ты что, совсем дурак (дура)?» и т.д. ∙ на инструктивной педагогике: «Делай так-то и так-то», «Пиши так и не иначе», «Слушай, что я тебе говорю». ∙ на постоянной опеке: «Я сейчас освобожусь и решу за тебя эту задачку (сочиню ответы на вопросы, придумаю предложения, нарисую...)» |
Желательно вырабатывать у ребенка всякий раз положительный настрой на успех: ∙ хвалить его за любую положительную инициативу: «Это у тебя получилось хорошо, а теперь давай попробуем сделать вот это». «И это тоже получилось, ты просто молодец!» ∙ «авансировать» успех: «А теперь попробуй решить задачу потруднее: наверняка получится!» ∙ предоставлять ему в пределах допустимого (с 16.00 до 19.00) право выбора времени для занятий, порядка их выполнения, право выбора товарищей по занятиям, а также играм, интересам и т.д. Чем больше будет развиваться самостоятельность ребенка, тем меньше придется оказывать ему всестороннюю помощь. Конечная цель воспитания — вполне самостоятельная и развитая личность, способная ответственно решать самые разнообразные жизненные задачи. Рекомендации для родителей по подготовке домашних заданий -необходимо создавать условия для двигательной активности детей между выполнением домашнего задания. -наблюдайте за правильной позой во время выполнения домашних заданий, правильностью светового режима. -обязательно введите в рацион ребенка витаминные препараты, фрукты и овощи. Следите за организацией правильного питания. -организуйте обоснованный контроль за учебной деятельностью ребенка. -развивайте самоконтроль ребенка.
Для устранения причин плохой учебы необходимо внимание и терпение взрослых -нужно помогать ребенку в учебе, чтобы он понял все детали трудного задания и сам мог выполнить аналогичное, подробно объясняя свои действия. -необходимо чаще играть с ребенком в развивающие игры, чтобы тренировать его память, внимание и мышление. Разгадывать шарады, кроссворды, головоломки. - нужно приучать ребенка к режиму дня, тем самым развивая его волю и собранность. -помогать ему стремиться совершенствовать свои способности не только в учебе, но и в других делах. Что касается учебы, то пусть ребенок научится в первую очередь добросовестно выполнять домашнее задание. |
|