Консультация "Инициатива не наказуема"
консультация (1 класс) на тему

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл initsiativa_ne_nakazuema.docx20.2 КБ

Предварительный просмотр:

Инициатива не наказуема

Цель данного родительского собрания – ознакомить родителей с такими терминами, как «креативность», «творчество», «тип нервной системы», показать суть использования данных терминов в работе с учащимися 1 класса.

Творчество – это процесс, присущий деятельности человека. Творчество доступно каждому. Ребёнок, строящий свой первый дом из песка, и архитектор, создающий проект ультрасовременного здания, могут быть названы творцами.

Творчество означает созидание нового, под которым могут подразумеваться как преобразования в сознании и поведении субъекта, так и порождаемые им, но и отчуждаемые от него продукты.

Процесс творчества обусловлен особым видом мыслительной деятельности – творческим мышлением. Способность человека к творческому мышлению называют креативностью.

Учащиеся первого класса при поступлении в школу должны уметь следовать ряду инструкций, предлагаемыми им учителем. Но наряду с этим следует помнить, что креативный потенциал даже 7-летнего ребёнка значительно выше, чем у взрослого, но необходимо не только наличие творческого потенциала, но и умение им пользоваться, творческий потенциал сам по себе не обеспечит ребёнку реальных творческих достижений в будущем. Поэтому и педагогам, и родителям нужно стремиться стимулировать мотивацию ребёнка к проявлению творчества, для процесса творческого мышления, создавать условия для переживания и осознания интеллектуального удовольствия, которым сопровождается процесс создания нового в любом виде деятельности. Поэтому уже сейчас хочется предупредить родителей о том, что в отношении своих первоклассников следовать девизу «Инициатива не наказуема». Конечно, процесс творчества в учебной деятельности первоклассникам труднее освоить, чем в любой другой деятельности. Но, тем не менее, создавать условия для развития творческого мышления нужно уже в 1 классе, иначе инициатива не возникнет, а только загубится в последующие годы обучения в школе. Даже такие простые предложения со стороны взрослого, как ниже перечисленные, смогут способствовать созданию условий для развития творческого мышления:

  1. Попробуй по – другому ответить на этот вопрос.
  2. Попробуй решить задачу другим способом.
  3. Выучи ещё какое-нибудь стихотворение этого автора.
  4. Дополни выученное тобой правило своим примером.

На первых этапах обучения важно выявить наличие креативности у учащихся класса, чтобы знать, насколько творчески может в целом класс подойти к выполнению какого-либо предложенного задания.

Чаще всего таких детей можно заметить в ходе обычных педагогических наблюдений. Эти дети имеют своё мнение, они равнодушны к внешней оценке, очень независимы, самодостаточны.

Темп работы – уровень работоспособности – тоже может оказывать влияние на процесс творческого мышления, так как по уровню работоспособности определяются наклонности ребёнка, его индивидуальные возможности. Хотя медленный, средний или высокий темп работы не всегда обуславливают возникновение, формирование и развитие творческого потенциала в ребёнке.

Наследственный потенциал не является показателем будущей творческой продуктивности. Степень превращения творческих импульсов ребёнка в творческий характер зависит от влияния родителей и других взрослых в школе и дома. Семья способна развить или уничтожить творческий потенциал ребёнка даже в дошкольном возрасте. Учёными замечено, что отцы оказывают большее влияние на творческие способности девочек, а матери – на творчество мальчиков. Исследователи считают, что когда отцы проявляют больше «женских» свойств, а матери – больше «мужского», то их дети противоположного пола более развиты в творческом плане. Но родители, стремящиеся развить в ребёнке творческие способности, должны дать место творчеству и в собственной жизни. Восприятие новых идей и радость собственных достижений дают и ребёнку прямой и убедительный пример. Родители должны учитывать результаты медицинских и психологических исследований, позволяющих выявить в ребёнке наибольшую развитость одного полушария мозга (левое отвечает за рационально-логические процессы, а правое – за интуицию). Учёные доказывают, что необходимо понимать творчество комплексно, т.е. процесс творчества зависит от знаний и навыков, которыми «руководит» левое полушарие мозга. Родителям можно воспользоваться следующими рекомендациями, разработанными Дэвидом Льюисом. Он составил список утверждений, вытекающих из материала по изучению опыта семей, где имеются одарённые дети. Эти утверждения показывают удачный подход к стимулированию позитивного умственного развития. Родителям обычных детей, желающим видеть своего ребёнка личностью, желающим воспитать в ребёнке любовь к творчеству, к созданию новых идей и решений, нужно ознакомиться с этим списком и выбрать для себя основные, отражающие собственное отношение к процессу творчества ребёнка рекомендации.

  1. Я отвечаю на все вопросы ребёнка насколько возможно терпеливо и честно.
  2. Серьёзные вопросы и высказывания ребёнка я воспринимаю всерьёз.
  3. Я поставил стенд, на котором ребёнок может демонстрировать свои работы.
  4. Я не ругаю ребёнка за беспорядок в его комнате или на столе, если это связано с творческим занятием и работа ещё не закончена.
  5. Я предоставил ребёнку комнату или часть комнаты для его занятий.
  6. Я показываю ребёнку, что он любим таким, какой он есть, а не за его достижения.
  7. Я поручаю ребёнку посильные заботы.
  8. Я помогаю ребёнку строить его собственные планы и принимать решения.
  9. Я беру ребёнка в поездки по интересным местам.
  10. Я помогаю ребёнку улучшить результат его работы.
  11. Я помогаю ребёнку нормально общаться с детьми из разных социальных и культурных слоёв.
  12. Я устанавливаю разумный поведенческий стандарт и слежу, чтобы ребёнок ему следовал.
  13. Я никогда не говорю ребёнку, что он хуже других детей.
  14. Я никогда не наказываю ребёнка унижением.
  15. Я снабжаю ребёнка книгами и материалами для его любимых занятий.
  16. Я приучаю ребёнка мыслить самостоятельно.
  17. Я регулярно читаю ребёнку.
  18. Я приучаю ребёнка к чтению с малых лет.
  19. Я побуждаю ребёнка придумывать истории, фантазировать.
  20. Я внимательно отношусь к индивидуальным потребностям ребёнка.
  21. Я нахожу время каждый день, чтобы побыть с ребёнком наедине.
  22. Я позволяю ребёнку принимать участие в планировании семейных дел и путешествий.
  23. Я никогда не дразню ребёнка за ошибки.
  24. Я хвалю ребёнка за выученные стихи, рассказы и песни.
  25. Я учу ребёнка свободно общаться с людьми любого возраста.
  26.  Я разрабатываю практические эксперименты, чтобы помочь ребёнку больше узнать.
  27. Я позволяю ребёнку играть со всяким хламом.
  28. Я побуждаю ребёнка находить проблемы и затем решать их.
  29. В занятиях ребёнка я нахожу достойное похвалы.
  30. Я не хвалю его беспрестанно и неискренне.
  31. Я честен в оценке своих чувств к ребёнку.
  32. Не существует тем, которые я совершенно исключаю для обсуждения с ребёнком.
  33. Я даю ребёнку возможность действительно принимать решения.
  34. Я помогаю ребёнку быть личностью.
  35. Я помогаю ребёнку находить заслуживающие внимания телепрограммы.
  36. Я никогда не отмахиваюсь от неудач ребёнка, говоря: «Я этого тоже не умею».
  37. Я поощряю в ребёнке максимальную независимость от взрослых.
  38. Я верю в здравый смысл ребёнка и доверяю ему.
  39. Я предпочитаю, чтобы основную часть работы, за которую взялся ребёнок, он выполнял самостоятельно, даже если я не уверен в позитивном конечном итоге.

Дэвид Льюис считает, что родителям полезно ознакомиться с этими утверждениями и предполагает, что если они согласны с 20% из предложенных утверждений, то над остальными стоит ещё подумать. Но если родителей устраиваю полностью или хотя бы на 90% эти утверждения, то им следует несколько охладить воспитательный пыл и предоставить большую свободу как себе, так и ребёнку.

Чтобы тревоги уменьшить, можно воспользоваться ответами Кэрола Тэкэкса, профессора университета г. Кливленда:

  1. Не ограничивать ребёнка школьными рамками, развивать его интересы и ставить перед ним новые, увлекательные задачи.
  2. Следует уделять специальное внимание проблеме развития и воспитания.
  3. Постараться посвятить неделю тщательному наблюдению за ребенком, его интересами и занятиями. Это поможет выбрать те направления, в которые лучше всего вкладывать время и силы.
  4. Учитывайте способности, возможности и индивидуальность ребёнка.

Последние десятилетия привнесли ряд существенных изменений как в жизнь людей в целом, так и в развитие детей в частности.

Увеличился поток информации, появилась необходимость постоянно обновлять знания, жизненный опыт. Опыт же старших поколений перестаёт быть определяющим фактором в социализации формирующейся личности. Успешность адаптации личности в постоянно изменяющейся окружающей среде будет зависеть от того, как она может адекватно оценивать свои возможности и как может самоизменяться в соответствии с возникающими обстоятельствами. Поэтому очень важно, чтобы у ребёнка вырабатывался внутренний стимул к движению вперёд. С этой целью замечательно справляются учреждения дополнительного образования (УДО), способствующие развитию у школьников заинтересованности в познании себя, выявлению природных задатков и способностей. Усилия педагогов поддерживаются собственными умениями ребёнка.

Примерное решение родительского собрания может быть следующим:

  1. Помочь детям определить направления своего развития и осуществить запись в учреждения дополнительного образования.
  2. Организовывать мероприятия, способствующие развитию творческого потенциала детей. Это могут быть предметные недели, организации конкурсов чтецов, художников, юных поэтов и писателей.
  3. Поддерживать инициативу детей к творчеству в школе и дома.
  4. Проводить в классе конкурсы по демонстрации достижений учащихся.