Статья " Роль семьи в воспитании ребенка"
статья (1 класс) на тему

Статья "Роль семьи в воспитании ребенка"  была подготовлена к родительскому собранию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_.docx25.09 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание на тему:

      «Роль семьи в воспитании ребёнка».

Галаева В.Н.  учитель ГБОУ СОШ № 76 г. Санкт-Петербурга

Семья является  главным институтом формирования личности ребенка. Именно семье отводится значительная часть жизни ребенка, этим и обусловлена ее важность. В семье закладываются и формируются основы личности, и уже к семи годам, т.е. когда ребенку идти в школу, наполовину заканчивается личностное формирование.

Семейный микроклимат играет в воспитании важнейшую и долговременную роль. В каждой семье объективно складывается определенная система воспитания. Под системой воспитания понимаются цели воспитания, формулировка задач, более или менее целенаправленная преемственность методов и приемов воспитания, учёт того, что можно и что нельзя допустить в отношении ребенка. Родители составляют первую общественную среду ребенка. Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека. У матерей с повышенной тревожностью нередко вырастают тревожные дети; у детей, приучаемых к честолюбию с раннего возраста, в большинстве случаев формируется комплекс неполноценности; вспыльчивый отец сам того не желая диктует своим детям подобный тип поведения и т.д.

Смотрите в глаза детей. Вы увидите в них свой автопортрет, портрет домашнего воспитателя. Чего больше в глазах вашего ребенка – неприязни? Желания защититься? Страха? Или любознательности, любопытства, интереса к миру? Здесь ответ, хороший ли вы воспитатель и правильно ли идет воспитание. Живые глаза ребенка – прекрасный результат воспитания.

Специфика чувств, возникающих между детьми и родителями, определяется главным образом тем, что забота родителей необходима для поддержания самой жизни ребенка. Любовь каждого ребенка к своим родителям беспредельна, безусловна, безгранична. Причем, если в первые годы жизни любовь к родителям обеспечивает собственную жизнь и безопасность, то по мере взросления родительская любовь все больше выполняет функцию поддержания безопасности внутреннего, эмоционального и психологического мира человека. Родительская любовь – источник и гарантия благополучия человека, поддержание душевного и телесного здоровья.

Семейное воспитание предусматривает определенную целеустремленность, наличие конкретных задач. Главную цель воспитания детей в семье составляет всестороннее развитие личности, сочетающее в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Достижением этой цели является осуществление таких задач, как физическое, умственное, нравственное, трудовое и эстетическое воспитание.

Здоровый, физически развитый человек, способен более успешно заниматься умственным и физическим трудом, у него обычно хорошее и бодрое настроение, он, как правило, доброжелателен к окружающим, готов прийти на помощь, острее воспринимает красоту, и сам стремится все делать красиво.

Уже первые обращения матери к младенцу заключают начала умственного воспитания. Дальнейшее обучение речи, рассказывание сказок, чтение книжек, стимулирование, поощрение детской любознательности, ответы на вопросы ребенка, соответствующие разъяснения и т. д. – все это отвечает интересам развития мышления, памяти, внимания, воображения.

Родители должны много внимания уделять нравственному воспитанию детей, поскольку в повседневной жизни постоянно и неизбежно возникают разнообразные проблемы, связанные с поведением, взаимоотношениями между людьми. Именно в семье дети главным образом постигают азбуку нравственности, усваивают, что такое хорошо и что такое плохо, учатся проявлять доброжелательность к людям, оказывать посильную помощь. По мере взросления ребенка моральные требования к нему значительно возрастают и углубляются. Нравственное воспитание в семье предполагает формирование любви к родному краю, своему Отечеству, гуманности, чувства товарищества, честности, справедливости, ответственности. И здесь играют большую роль не только и не столько специальные беседы и разъяснения, сколько организация всей жизни ребенка в соответствии с принципами общечеловеческой морали, повседневная практика надлежащего поведения.

Чрезвычайно ответственное место в системе семейного воспитания принадлежит трудовому воспитанию детей. Важная задача родителей – не отбивать у детей охоту к трудовым занятиям, поощрять их в этом отношении, оказывать всяческое содействие. Участие в домашних хлопотах, вооружение ребенка разнообразными трудовыми умениями и навыками, разъяснение роли труда в жизни человека и общества, ознакомление с профессиями, поощрение участия в общественно полезном труде – все это весьма существенно для подготовки добросовестного труженика, способного в будущем обеспечить себя и свою семью всем необходимым и принести пользу обществу.

У родителей как воспитателей ничего не получится, если они не будут знать особенностей своего ребенка. Ведь каждый человек  – это конкретная своеобразная личность. Поэтому отцу и матери нельзя довольствоваться обыденным представлением о своем ребенке. В целях воспитания требуется постоянное и глубокое изучение ребенка, выделение его интересов, запросов, увлечений, склонностей и способностей, достоинств и недостатков, положительных и отрицательных черт. Только тогда отец и мать получат возможность целенаправленно и обоснованно, последовательно и планомерно влиять на формирование личности растущего человека, акцентируя внимание на ее позитивных сторонах и развивать их, а с другой стороны, настойчиво преодолевая негативные черты. В изучении ребенка помогут непринужденные беседы по интересующему вопросу, наблюдение за его поведением, как дома, так и на улице, в общественных местах, в школе, во время труда, отдыха, что читает ребенок, как проводит свободное время, с кем дружит, в какие игры играет. Доверие – вот главная линия поведения отца и матери. Очень важно, чтобы и ребенок им доверял.

Среди конкретных направлений всестороннего развития личности ребенка в условиях семьи немаловажную роль играет эстетическое воспитание. Тесно связанное с другими сторонами воспитания, оно способствует к приобщению детей к прекрасному, учит воспринимать и ценить красоту в жизни, природе, искусстве, приучает их творить по законам красоты. Совместное прослушивание музыки, песен, обучение ребенка игре на музыкальных инструментах, посещение театров, музеев, экскурсий по родным местам, выставок и многое другое. Задача семьи – воспитать не только потребителей, созерцателей прекрасного, но и активных участников  созидания во всех возможных областях и сферах.

Воспитание ребенка и организация его жизни начинаются, прежде всего, с воспитания самих себя, с организации жизни семьи, создания высоконравственных внутрисемейных отношений, обеспечивающих здоровый микроклимат. Семья – школа чувств ребенка. Наблюдая за отношениями взрослых, их эмоциональными реакциями и ощущая на себе все многообразие проявлений чувств близких ему людей, ребенок приобретает нравственно – эмоциональный опыт. В спокойной обстановке и ребенок спокоен, ему свойственно чувство защищенности, эмоциональной уравновешенности. Он по своей природе активен  и любознателен, ему легко впитывать все, что видит и слышит вокруг, ему передается настроение взрослых. Важно, какие эмоциональные впечатления получает ребенок: положительные или отрицательные; какие проявления взрослых он наблюдает: сердечность, заботливость, нежность, приветливые лица, спокойный тон, юмор или суету, взвинченность, ворчливость, зависть, мелочность, хмурые лица. Все это своеобразная азбука чувств – первый кирпичик в будущем здании личности.

Внутрисемейное общение приобретает черты воспитательной функции и предполагает совместное осуществление супругами досуговых занятий. Особенно большим воспитательным потенциалом в сфере семейного досуга обладают семейные традиции. Ими могут быть: семейные праздники, совместные прогулки, выезды за город, семейное чтение  и др. Традиции как основа, как порядок, принятый всеми членами семьи, способствуют сплочению семейного      коллектива.

        В основе воспитания ребенка прежде всего лежит любовь. Родительская любовь должна быть мудра и терпелива. Надо суметь открыть ему пути к любви, к внутренней свободе, вере и совести, ко всему тому, что составляет источник духовного характера и  истинного счастья. Родительская любовь должна строиться на понимании и уважении личности ребенка, желании понять и оценить мир его глазами. Стать мудрым другом и наставником своего ребенка, стараться не навязчиво направлять мысли ребенка в правильное русло, не уничтожая его собственной инициативы. Ведь семейные и товарищеские узы в детстве легко оборвать одним неловким словом. Надо стараться, чтобы ребенку в доме было хорошо, чтобы он чувствовал защиту семьи и сам был ее защитником с малых лет.

Семейное воспитание – это постоянное общение с ребенком при соблюдении общечеловеческой морали. Нужно всегда помнить родителям, что ребенок учится тому, что видит у себя дома, и родители пример тому.

Эффективность воспитания детей в семье еще зависит от единства требований к ребенку со стороны родителей и педагогов. Взаимодействие семьи и школы –  важнейшее условие успеха в воспитании детей, но оно возможно в том случае, когда учителя и родители становятся единомышленниками, способными вовремя заметить и устранить причины тревожного поведения ребенка; найти эффективные средства включения его в личностно и общественно значимую деятельность, обеспечивающую развитие внутренних сил и нравственное становление растущего человека. Врезка1

        Основные условия успешного семейного воспитания.        

Принимать ребенка таким, каков он есть, чтобы при любых обстоятельствах он был уверен в неизменной любви родителей. Учитывать особенности, возраст, пол детей.

Внушать ребенку, что он все может, если только поверит в себя и будет работать.

Стремиться понять, о чем думает ребенок, чего он хочет, почему ведет себя так, а не иначе. Вести наблюдения за взаимоотношениями ребенка с товарищами.

Жить с ребенком общей жизнью, видеть в нем личность.

Помнить, что воспитывают не слова, а личный пример родителей.

Очень важное условие успешного воспитания – единство требований со стороны взрослых в семье и школе.

Литература:

  1. Асадулина М.Н. Роль семьи в воспитании ребенка (Текст)/

Асадулина М.Н., Колодяжная Т.П. Теория и практика образования в современном мире: материалы науч. конф., г. СПб, февраль 2012г.

  1. Азаров Ю. П. семейная педагогика: Педагогика Любви и свободы.

М., 1993.

  1. Аркин Е.А. родителям о воспитании. М., 1957.
  2. Бодалев А.А. Семья и формирование личности., М., Просвещение, 1989
  3. Земска М. Семья и личность, М., изд. Прогресс, 1986.
  4. Эльконин Э.Г. Детство и общество., СПб, изд.Ленато, 1996
  5. http://www.moluch.ru/conf/ped/archive/21/1879/
  6. http://otebe.info/deti/rol-semi-v-vospitanii-rebenka.html#ixzz3P65wbIU8
  7. http://www.kid.ru/pregnancy/index583.php3
  8. http://biofile.ru/psy/11477.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание. Тема:«Семья и школа. Роль семьи в воспитании ребенка»

Семья- колыбель духовного рождения человека.Семейные ценности.Общение в семье.Задачи родителей.Формула истиной родительской любви.Проблемы семейного воспитания.Правила для родителей.Любите и цените св...

Родительское собрание на тему :«Семья и школа. Роль семьи в воспитании ребенка»

В семейном кругу мы с вами растемОснова основ – родительский дом....

«Семья и школа. Роль семьи в воспитании ребенка»

Доклад к родительскому собранию по теме "Семейное воспитание. Роль семьи в воспитании ребенка" . Материал будет полезен для учителей общеобразовательных школ. Семья- основа первичной социали...

Презентация для родительского собрания «Семья и школа. Роль семьи в воспитании ребенка»

Презентация для родительского собрания «Семья и школа. Роль семьи в воспитании ребенка»...

Родительское собрание на тему: «Семья и школа. Роль семьи в воспитании ребенка»

Традиционно главным институтом воспитания является семья. Семья- колыбель духовного рождения человека. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни...