Я - первоклассник
статья на тему

Карякина Марина Вячеславовна

Советы родителям  будущих  первоклассников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Я – ПЕРВОКЛАССНИК

                                                                   

  Со школой у многих родителей связаны самые большие ожидания.

О чём ведут разговоры родители первоклассников как настоящих, так и будущих? У кого школа престижнее, иностранных языков больше, нагрузка серьёзнее, коллектив привилегированнее.

  То, что ваш ребенок самый-самый, то, что он, конечно, будет хорошо учиться, преодолеет все  нагрузки и справится со всеми препятствиями,- в этом вы, безусловно, не сомневаетесь (он ведь все умеет, и в школу искусств ходит, занимается плаванием, борьбой, читает, считает и т. д.)  А робкие попытки обратить внимание папы и мамы на те или иные особенности в поведении и развитии ребенка, на его слабое здоровье, на необходимость целенаправленной  подготовки к школе не находят понимания. А напрасно!

  И каким же горьким бывает разочарование, огорчение и растерянность, когда малыш, приходя в школу, уже через несколько недель, а то и дней, начинает испытывать трудности:

1- никак не налаживается дружба с детьми, обижают ребята;

        2- учительница не довольна его поведением;

3- не получаются буквы, много ошибок и т. д. да можно ли их все перечесть эти трудности.

  И вы начинаете замечать у сына или дочери раздражительность, плаксивость. И вот уже малыш просит вас: «Давай сегодня не пойдем в школу!» Что же случилось? Ведь ребенок так хотел идти в школу.

Мы часто загружаем своих чад сверх меры, забывая о том, что сама по себе учёба в первом классе – большое испытание. Ребёнок ежедневно загружен – с утра до вечера. «Этого и добивались, чтобы на всякие гл4упости времени не оставалось…» - так объясняют родители жёсткий режим дня первоклассника. Почти невозможно бывает переубедить взрослых, что это мнение в корне неверно, что ребёнку необходимо личное, свободное время на «глупости» - игры, прогулки с друзьями, раскраски и мультики. Почему? Да потому что у сотрудников, знакомых и других уважаемых людей дети тоже заняты «под завязочку» - и ничего, справляются. Какой ценой – об этом говорить не принято. А ведь ребёнку жизненно необходим отдых, и если уж выбирать кружки (конечно, по ребячьему хотению, а не по взрослому велению) , то те, где ребёнок сможет активно двигаться и по возможности без строгих окриков и железной дисциплины. И про прогулки нельзя забывать – ежедневно хорошо бы хоть пару часов проводить на улице. А дневной сон? Многим ли родителям удаётся сохранить его в режиме дня первоклассника? Вот и получается, что здоровых ребятишек остаётся в школе всё меньше и меньше. И  виной тому не только перегруженные школьные программы, но и мы с вами, к большому сожалению.

  В 6-7 лет интенсивно идет развитие опорно-двигательной системы (скелета, мускулатуры). А если представить себе, какую нагрузку испытывает этот еще несформировавшийся опорно-двигательный аппарат ребенка в классе, когда необходимо длительное время удерживать статическую сидячую позу, то становится ясно, почему ребенок так непоседлив, почему долго удерживаемая неправильная поза приводит к нарушениям осанки. Нельзя «проходить мимо», если ребенок тяжело облокотился на край стола при чтении, рисовании. У ребенка 6-7 лет еще слабо развиты мелкие мышцы рук, не закончено отвердение костей запястья и фаланг пальцев. Вот почему часто звучит жалоба: «Болит рука», «Рука устала».

  Да и нервная регуляция движений еще не совершенна. Несовершенство нервной регуляции во многом и объясняет недостаточную точность и быстроту выполнения движений, трудность завершения их по сигналу.

  Я не буду дальше продолжать физиологические рассказы, лишь остановлюсь на тех системах детского организма, от развития которых во многом зависит успешное обучении в школе. Одна из самых острых проблем для многих первоклассников - они не умеют управлять собой. Лишь к 9-10 годам произойдет резкое изменение, и тогда дети смогут работать длительно, сосредоточенно, без отвлечений и ошибок.

  Одними замечаниями и окриками отвлекаемость не одолеть. И если вы хотите чему-то научить ребенка 6-7 лет, необходимо создать ситуацию интересную, привлекательную. Известно, что внимание поддерживается интересом.

  Длительно сохранять и удерживать внимание к деятельности, лишенной интереса – невозможно. И те трудности, на которые жалуются взрослые, - их не дети создают. Это взрослые учат и воспитывают неумело, не считаясь с возможностями ребенка.

  Часто родители жалуются: во время занятий дети невнимательны, очень трудно заставить их работать без отвлечений. Это безуспешные старания, ибо природа берет свое: малая устойчивость внимания, высокая эмоциональность и быстрое торможение приводят к отвлечениям уже после 10-15 минут работы. А родители не могут понять, почему их ребенок не может выучить стихотворение или решить задачу, через 10 минут отказывается от занятий , просится погулять.

  Одна мама с беспокойством жаловалась на своего 7-милетнего сына: «Целый час заставляла Володю учить стихотворение – и все бесполезно». Целый час! Да какой же ребенок выдержит часовую сухую зубрежку! Ведь у него сил-то всего на 15 минут, да и то в игре!

  Или «Юра не хочет учить английский язык. Ему 6 лет. Дело здесь не в Юре и не в английском языке, а в том, что занятия эти проводятся в шесть часов вечера. Ребенок уже утомился и не воспринимает никакой учебный материал.

  Известно, давление с двух сторон – собственное ощущение вины да еще и недовольство взрослых – совсем не способствуют желанию учиться, больше того, формирует отвращение  к этому занятию, ведет к потере активности и инициативы. Все это очень недолго приобрести и, увы, очень трудно изменить…

  Родители говорят о разном характере своих детей, речь, скорее всего идет не о характере, а о темпераменте ребенка: характер-то будет еще складываться… А вот темперамент достаточно четко проявляется уже в младшем школьном  возрасте – в виде таких качеств, как общая психологическая активность, моторика (развитие дыхательных функций), эмоциональность. Значение их немалое. Именно они определяют  общую активность ребенка, темп, скорость и интенсивность его деятельности, способность переключаться на новый вид работы. Все это имеет большое значение при обучении!

  Известно, что одна из самых больших школьных бед и для детей и для взрослых – неуспеваемость. Больше половины не готовых детей к школе плохо успевают. Значит, борьба за успеваемость в значительной степени должна идти до школы.

  К концу дошкольного возраста ребенку уже мало одой игры – у него формируется стремление к общественно значимой деятельности, оно и становится предпосылкой готовности к обучению. Постепенно ребенок начинает нуждаться в новых источниках знания, в новых отношениях, его уже не удовлетворяет обычный статус маленького, он  ХОЧЕТ учиться.

  Что же делать? Если вдруг возникли трудности.

  Нельзя рассматривать их (трудности) как личную трагедию, не отчаиваетесь, старайтесь не показывать свое огорчение. Ваша главная задача – помочь ребенку. Принимайте и любите его таким, какой он есть, тогда ему будет легче и в школе.

Как много открытий ждёт первоклассника в школе! Меняется атмосфера и дома. Родители становятся более требовательными, зачастую на их отношение к ребёнку начинает влиять его успеваемость, то, как его оценивает учитель. И к этому тоже нужно приспосабливаться. Многие взрослые чувствуют себя обманутыми, видя, что на самом деле их уникальному ребёнку приходится нелегко, и буквы не очень-то ровные, и что-то забыл, где-то пропустил объяснение и теперь не понимает.

«Мелкое, незаметное педагогическое корыстолюбие – вот что  губит наших детей», - писал известный педагог С. Соловейчик. Часто обращаю внимание на лица родителей, сидящих на родительском собрании, - они отражают живейший интерес. К сожалению, не всегда это интерес к тому, комфортно ли чувствует себя в классе их малыш. Гораздо чаще родителей интересует лучше ли у ребёнка оценки, чем у соседа по парте, больше ли его  хвалит учительница, чем Машу. Учёба первоклассника становится лишь поводом свысока поглядеть на других родителей. Или стыдиться их…

Мало кто задумывается, что именно комфортные ощущения ребёнка в школе – то, что психологи называют школьной адаптацией, и являются залогом хорошей учёбы.

Быть примером для всех, отличником – очень трудно. Такие дети (да и их родители) не дают себе права на ошибку, не позволяют проявить слабость. В результате многие страдают от нервного перенапряжения, головных болей, бессонницы и других психосоматических расстройств.

С одной стороны, малышам очень хочется соответствовать родительским ожиданиям, да и собственные амбиции дают о себе знать. А с другой, неокрепший организм не справляется с нагрузкой. Дети болеют, пропускают школу и по-прежнему не щадя сил пытаются нагнать и перегнать  одноклассников. Как тут быть?

Задумайтесь, дорогие родители! Что важнее: здоровье или успеваемость?

Успеваемость и интеллект, способность – это разные понятия. Ребёнок ходит в первый класс, он  только учится учиться, не предъявляйте ему завышенных требований! Чаще обсуждайте с ребёнком его успехи и неудачи – так, чтобы «пятёрки» не становились самоцелью, а «двойки» - жизненной катастрофой. К сожалению, не так  редко встречаются родители, которые в педагогических целях приводят ребёнка в пример своё безоблачное прошлое: «Вот у меня одни пятёрки были! А ты позоришь моё честное имя!». Не кривите душой, вспоминайте своё детство (и это очень важный момент во взаимоотношениях с детьми!) – рассказываете и о плохом, и о хорошем, и о трудностях, и о победах.

Делитесь сегодняшним жизненным опытом – как вы ошиблись, как исправили – и ничего страшного не случилось. Может быть, и не всё будет понятно, но постепенно ваш первоклассник осознает, что мир школы отнюдь не переполнен «ужасными необратимостями», как это кажется на первый взгляд. И даже случайно порвавшийся листок учебника и каракули в тетради – это не конец света, а, как говорил всеми любимый герой: «Пустяки, дело житейское».

И, наконец, учите ребёнка ошибаться! Да-да, не  удивляйтесь. Умение ошибаться для первоклассника ничуть не менее важно, чем для спортсмена умение падать. И то и другое нужно уметь делать правильно.

Строго выполняйте режим дня!

Если ребенок с трудом встает, не дергайте его, не торопите, лучше поставьте будильник на полчаса раньше.

Ежедневно гулять 3,5 часа (6-10 лет). Нехватка свежего воздуха , умственное переутомление, недосыпание – основные причины возникновения неврозов, которые отмечаются у 50 % школьников.

Никаких серьезных занятий после 18.00 часов. После шести часов вечера сосредоточенность и способность воспринимать информацию резко снижается, всегда помните о том, что детям 6-7 лет заниматься перед сном противопоказано, из-за перевозбуждения ребенок может плохо засыпать.

Контролируйте, но не опекайте. Уроки – его работа и за её результаты отвечает только он.

Не перегружайте дополнительными занятиями.

В институте возрастной физиологии РАО проводилось исследование  с применением аппаратуры для подготовки космонавтов, результаты показали: по степени напряжения состояние первоклассника в первые дни учебы сопоставимо лишь с состоянием космонавта в условиях экстремальных перегрузок.

Первые полтора месяца в школе – период острой адаптации, не

стоит усугублять ситуацию и одновременно с общим образованием начинать занятия в музыкальной, спортивной или художественной школах. Дополнительное образование нужно начинать либо за год до первого класса, либо отложить на один год позже.

Внимание и понимание – самая большая помощь, которую вы можете оказать ребенку. Своевременность принятых мер увеличивает шансы на успех! Проконсультируйте ребенка у специалистов и выполняйте все рекомендации.

А вот правила ошибок, которые неплохо было бы знать всем первоклассникам:

 - Не ругай себя за ошибки, не вини в них обстоятельства и других людей. Лучше потрать это время на то, чтобы извлечь опыт, и впредь так не ошибаться.

- Не бойся ошибок, в  учёбе они закономерны. Страх только мешает сосредоточиться.

- Ошибаясь, не впадай в отчаяние! Соберись с силами, мыслями и исправь то, что возможно.

-  Если  ты не знаешь, как исправить ошибку – спроси учителя, не бойся! Ты  для того и ходишь в школу, чтобы научиться!

 Обсудите эти правила со своим ребёнком. И, пожалуйста, старайтесь в своих поступках чаще руководствоваться интересами первоклассника, а  не желанием выглядеть успешными родителями в глазах учителей и соседей.

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Что вы знаете о своём ребёнке

1.  Что больше всего любит делать ваш ребёнок?

2.  В какие игры и с кем он больше всего любит играть?

3. Что может вызвать у него наибольшую радость?

4. Что ему активно не нравится?

5.  Что даётся трудно?

6.  Что вызывает обиду, гнев, слёзы?

7.  Какие действия и поступки вашего ребёнка раздражают вас, вызывают гнев, выводят из себя, беспокоят?

8.  Часто ли капризничает ваш ребёнок? По какой причине? Как вы реагируете на его капризы?

9.  В каких ситуациях вы чувствуете,  что бессильны, - и как стараетесь их избегать?

10.  Какие проблемы  воспитания, отношений с ребёнком, готовности к школе и школьного обучения интересуют (или волнуют) вас больше всего?

   Надеемся, теперь вы не только хорошо знаете проблемы ребёнка, но научились объективно оценивать свои трудности. Если вдобавок вам удастся обсудить их со школьным психологом, - будет очень хорошо.  

ЗАКОНЫ РОДИТЕЛЬСКОЙ ИСТИНЫ.

Уважаемые родители! Постарайтесь следовать им в самых трудных жизненных ситуациях, любите своего ребёнка и дорожите его любовью к Вам!

Закон 1.

Дорожите любовью своего ребёнка. Помните, от любви до ненависти один шаг, не делайте необдуманных шагов.

Закон 2.

Не унижайте своего ребёнка. Унижая его самого, вы формируете у него умение и навык унижения, который он сможет использовать по отношению к другим людям.

Закон 3.

Не угрожайте своему ребёнку. Угрозы взрослого порождают враньё ребёнка, приводят к боязни и ненависти.

Закон 4.

Не налагайте запретов. В природе ребёнка – дух бунтарства. То, что категорически запрещено, очень хочется попробовать, не забывайте об этом.

Закон 5.

Не опекайте своего ребёнка там, где можно обойтись без опёки; дайте возможность маленькому человеку самостоятельно стать большим.

Закон 6.

Не идите на поводу у своего ребёнка, умейте соблюдать меру своей любви и меру своей родительской общественности.

Закон 7.

Развивайте в себе чувство юмора. Учитесь смеяться над своими слабостями, разрешайте своему ребёнку смеяться вместе с вами. Учите своего ребёнка смеяться над собой. Это лучшее, чем, если над ним будут смеяться другие люди.

Закон 8.

Не читайте своему ребёнку бесконечные нотации, он их просто не слышит!

Закон 9.

Будьте всегда последовательны в своих требованиях. Хорошо ориентируйтесь в своих «да» и «нет».

Закон 10.

Не лишайте своего ребёнка права быть ребёнком. Дайте ему возможность побыть озорником и взрослым. Дайте возможность своему ребёнку быть им во время детства,  иначе период детства будет продолжаться и в его  взрослой жизни. Это может обернуться  серьёзными последствиями и для Вашего ребёнка и для Вас, родители!

   Помните, что самое большое родительское счастье – видеть состоявшихся, умных и благородных детей!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей первоклассника "Ваш ребенок-первоклассник".

Рекомендации которые помогут справиться с переменами в жизни ребенка....

"Посвящение в первоклассники"-конкурсно-развлекательная программа для первоклассников

Первоклассники на огромном корабле отправляются в путешествие, которое будет длится долгих 11 учебных лет .В пути они встречаются с известными сказочными героями, которые приготовили для них разл...

Рекомендация для родителей первоклассника "Эмоциональная поддержка первоклассника"

Рекомендация- совет подготовлена для родителей учащихся 1 класса с целью помочь им оказать эмоциональную поддержку детям в период адаптации к школе....

Беседа с родителями будущих первоклассников по теме:"Логопед-кто он? Советы родителям будущих первоклассников"

В нашей школе каждую субботу с 1 марта по 1 июня проходит школа будущего первоклассника.Дети подготавливаются к школе с будущими учителями, а с родителями проводят беседы различные специалисты, ...

"ЛИКБЕЗ"для родителей первоклассников или что должен знать родитель первоклассника.

В материале говорится о том, что должен знать родитель первоклассника, а именно: как выбрать школу,во сколько лет привести ребёнка в школу,существуют ли особенности в организации режима дня первокласс...

Праздничная программа посвящение в первоклассники «Теперь я - первоклассник!»

Праздничная программа«Ты, первоклассник !» Цели:   вовлекать учащихся и их родителей во внеурочную учебно-воспитательную деятельность;прививать интерес к школе учащихся  1-х ...

ПРОЕКТ «ПЕРВОКЛАССНИК» подготовительные курсы будущих первоклассников

Подготовительные занятия для детей, которые позволяют выявить уровнь подготовленности будущих первоклассников Данный курс позволит перенести адаптационный курс более “мягко”....