Родительское собрание: «Третьеклассники»
статья (3 класс) на тему

Князева Наталья Александровна

Родительское собрание: «Третьеклассники»

 

Цели: познакомить родителей с психологическими особенностями детей 3-го года обучения,  дать практические рекомендации по развитию познавательных процессов

Методы: лекция, практикум.  

     

      Третий класс является переломным в жизни младшего школьника. Многие учителя отмечают, что именно с 3-го года обучения дети начинают действительно осознанно относится к обучению, проявляя активный интерес к школьным предметам. Так как между 2-м и 3-м классами происходит скачок в умственном развитии обучающихся, то именно в 3-м классе происходит активное усвоение и формирование мыслительных операций, более интенсивно развивается вербальное мышление, т.е. мышление, оперирующее понятиями.

      Новые возможности мышления становятся основанием для дальнейшего развития других познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти. Известный детский психолог Д.Б.Эльконин так писал об особенностях развития младших школьников: «Память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие думающим».

      Активно развивается и способность ребенка произвольно управлять своими психическими процессами, он учится владеть вниманием, памятью, мышлением.

      РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ

      Хорошо развитые свойства внимания и его организованность являются факторами непосредственно определяющими успешность обучения в младшем школьном возрасте. Как правило, хорошо успевающие обучающиеся имеют лучшие показатели развития внимания.

      Специальные исследования показывают, что различные свойства внимания вносят неодинаковый «вклад» в успешность обучения по разным школьным предметам. Так при овладении математикой ведущая роль принадлежит объему внимания, успешность усвоения русского языка связана с распределением внимания, а обучение чтению – с устойчивостью внимания. Таким образом, развивая различные свойства внимания, можно повысить успеваемость школьников по разным учебным предметам.

      Такие свойства внимания, как распределение, переключение и устойчивость, можно и нужно у ребенка тренировать.

Можно использовать для развития внимания следующие упражнения:

- Развитие концентрации внимания.

Находить, вычеркивать определенные буквы в печатном тексте.

- Увеличение объема внимания и кратковременной памяти.

Упражнения основаны на запоминании чисел и порядка расположения ряда предметов, предъявляемых для разглядывания на несколько секунд. Число предметов увеличивать.

- Тренировка распределения внимания.

Выполнение 2-х разноплановых заданий (чтение рассказа и подсчет ударов карандашом).

- Развитие навыка переключения внимания.

Работа с печатным текстом. Чередование правил подчеркивания и вычеркивания определенных букв.

Занятия с ребенком должны носить систематический характер в игровой форме, соревнований и, конечно, при заинтересованности взрослых, их внимании к ребенку, его успехам и достижениям.

 

      РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ

      Наиболее распространенный прием запоминания у младших школьников – многократное повторение, обеспечивающее механическое заучивание. Однако при возрастающем объеме учебного материала он перестает себя оправдывать. Поэтому в качестве новых приемов запоминания могут быть использованы: выделение смысловых опор, классификация, составление плана…

      РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ

      Важная роль в работе с детьми принадлежит развитию их мыслительных способностей. Основное внимание необходимо уделить обучению элементам логического мышления: выделению различных признаков предметов, сравнению, нахождению общего и различного, классификации, умению давать простейшие определения.

      КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ СТАТЬ ЧИТАТЕЛЕМ

      К 3-му классу у разных детей складывается неодинаковое отношение к чтению как самостоятельному интеллектуальному занятию. Как правило в каждом классе есть 2 группы детей, демонстрирующих полярное отношение к чтению. Одни читают охотно и много, не расстаются с книгой. Другие, напротив, не любят читать, делают это лишь по принуждению. Именно 2-я группа обучающихся чаще всего вызывает особое беспокойство учителей и родителей.

      Дети, которые не любят читать, нередко плохо владеют техникой чтения. Именно отсутствие хорошо отработанного навыка чтения может служить препятствием для свободного общения ребенка с книгой. Для закрепления навыка чтения ребенок нуждается в систематических, ежедневных домашних упражнениях.

      Формирование навыка чтения тесно связано с общим речевым развитием ребенка, в случае явных затруднений, следует обратиться за необходимыми рекомендациями к логопеду.

      Специалисты, занимающиеся проблемами детского чтения, утверждают: для улучшения навыков чтения особенное значение имеет эмоциональное состояние ребенка. Родителям необходимо помнить, что ребенок, любимый ими независимо от своих недостатков, получающий эмоциональную поддержку взрослых, а значит, уверенный в себе, легче обучается чему бы то ни было, в том числе и чтению.

      Между тем многие 3-ки владеют техникой чтения достаточно хорошо, однако не являются активными и самостоятельными читателями. Родители нередко отмечают, что ребенок не проявляет большого интереса к книгам, зато много времени проводит у телевизора или компьютера.

      Потребность в чтении не возникает сама собой и не складывается в результате принудительного общения с книгой. Насилие здесь недопустимо. Любовь к чтению закладывается  годами, и первостепенное значение при этом имеет отношение к чтению самих родителей. Любят ли в семье читать? Есть ли в доме своя библиотека? Часто ли ребенок видит родителей с книгой? Делятся ли они с детьми своими впечатлениями о прочитанном? Как правило, читать любят дети читающих родителей.

 

Советы родителям

1.       Наслаждайтесь чтением сами и выработайте у детей отношение к чтению как к удовольствию.

2.       Пусть дети видят, как вы сами читаете с удовольствием: цитируете, заучивайте отрывки, делитесь прочитанным…

3.       Показывайте, что вы цените чтение: покупайте книги, дарите их сами и получайте в качестве подарков.

4.       Пусть дети сами выбирают себе книги и журналы (в библиотеке, книжном магазине …)

5.       На видном месте дома повесьте список, где будет отражен прогресс ребенка в чтении (сколько книг прочитано и за какой срок)

6.       Выделите дома специальное место для чтения (укромный уголок с полками…)

7.       В доме должна быть детская библиотечка.

8.       Собирайте книги на темы, которые вдохновят детей еще что-нибудь прочитать об этом (например, книги о динозаврах или космосе).

9.       Предложите детям до или просмотра фильма прочитать книгу, по которой поставлен фильм.

10.    По очереди читайте друг другу  рассказы или смешные истории. Развлекайте себя сами вместо того, чтобы смотреть телевизор.

11.    Поощряйте чтение детей вслух, когда это только возможно, чтобы развивать их навык и уверенность в себе.

12.    Разгадывайте с детьми кроссворды и дарите их им.

13.    Почаще спрашивайте мнение детей о книгах, которые они читают.

14.    Поощряйте чтение любых материалов периодической печати: комиксов, обзоров телесериалов, прогноза погоды …

15.    Детям лучше читать короткие рассказы, а не большие произведения: тогда у них появится ощущение законченности и удовлетворения.

16.    Пусть дети читают каждый вечер перед тем как уснуть.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rodsobr-3-ki.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание: «Третьеклассники»

Цели: познакомить родителей с психологическими особенностями детей 3-го года обучения,  дать практические рекомендации по развитию познавательных процессов

Методы: лекция, практикум.        

        

        Третий класс является переломным в жизни младшего школьника. Многие учителя отмечают, что именно с 3-го года обучения дети начинают действительно осознанно относится к обучению, проявляя активный интерес к школьным предметам. Так как между 2-м и 3-м классами происходит скачок в умственном развитии обучающихся, то именно в 3-м классе происходит активное усвоение и формирование мыслительных операций, более интенсивно развивается вербальное мышление, т.е. мышление, оперирующее понятиями.

        Новые возможности мышления становятся основанием для дальнейшего развития других познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти. Известный детский психолог Д.Б.Эльконин так писал об особенностях развития младших школьников: «Память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие думающим».

        Активно развивается и способность ребенка произвольно управлять своими психическими процессами, он учится владеть вниманием, памятью, мышлением.

        РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ

        Хорошо развитые свойства внимания и его организованность являются факторами непосредственно определяющими успешность обучения в младшем школьном возрасте. Как правило, хорошо успевающие обучающиеся имеют лучшие показатели развития внимания.

        Специальные исследования показывают, что различные свойства внимания вносят неодинаковый «вклад» в успешность обучения по разным школьным предметам. Так при овладении математикой ведущая роль принадлежит объему внимания, успешность усвоения русского языка связана с распределением внимания, а обучение чтению – с устойчивостью внимания. Таким образом, развивая различные свойства внимания, можно повысить успеваемость школьников по разным учебным предметам.

        Такие свойства внимания, как распределение, переключение и устойчивость, можно и нужно у ребенка тренировать.

Можно использовать для развития внимания следующие упражнения:

- Развитие концентрации внимания.

Находить, вычеркивать определенные буквы в печатном тексте.

- Увеличение объема внимания и кратковременной памяти.

Упражнения основаны на запоминании чисел и порядка расположения ряда предметов, предъявляемых для разглядывания на несколько секунд. Число предметов увеличивать.

- Тренировка распределения внимания.

Выполнение 2-х разноплановых заданий (чтение рассказа и подсчет ударов карандашом).

- Развитие навыка переключения внимания.

Работа с печатным текстом. Чередование правил подчеркивания и вычеркивания определенных букв.

Занятия с ребенком должны носить систематический характер в игровой форме, соревнований и, конечно, при заинтересованности взрослых, их внимании к ребенку, его успехам и достижениям.

        РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ

        Наиболее распространенный прием запоминания у младших школьников – многократное повторение, обеспечивающее механическое заучивание. Однако при возрастающем объеме учебного материала он перестает себя оправдывать. Поэтому в качестве новых приемов запоминания могут быть использованы: выделение смысловых опор, классификация, составление плана…

        РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ

        Важная роль в работе с детьми принадлежит развитию их мыслительных способностей. Основное внимание необходимо уделить обучению элементам логического мышления: выделению различных признаков предметов, сравнению, нахождению общего и различного, классификации, умению давать простейшие определения.

        КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ СТАТЬ ЧИТАТЕЛЕМ

        К 3-му классу у разных детей складывается неодинаковое отношение к чтению как самостоятельному интеллектуальному занятию. Как правило в каждом классе есть 2 группы детей, демонстрирующих полярное отношение к чтению. Одни читают охотно и много, не расстаются с книгой. Другие, напротив, не любят читать, делают это лишь по принуждению. Именно 2-я группа обучающихся чаще всего вызывает особое беспокойство учителей и родителей.

        Дети, которые не любят читать, нередко плохо владеют техникой чтения. Именно отсутствие хорошо отработанного навыка чтения может служить препятствием для свободного общения ребенка с книгой. Для закрепления навыка чтения ребенок нуждается в систематических, ежедневных домашних упражнениях.

        Формирование навыка чтения тесно связано с общим речевым развитием ребенка, в случае явных затруднений, следует обратиться за необходимыми рекомендациями к логопеду.

        Специалисты, занимающиеся проблемами детского чтения, утверждают: для улучшения навыков чтения особенное значение имеет эмоциональное состояние ребенка. Родителям необходимо помнить, что ребенок, любимый ими независимо от своих недостатков, получающий эмоциональную поддержку взрослых, а значит, уверенный в себе, легче обучается чему бы то ни было, в том числе и чтению.

        Между тем многие 3-ки владеют техникой чтения достаточно хорошо, однако не являются активными и самостоятельными читателями. Родители нередко отмечают, что ребенок не проявляет большого интереса к книгам, зато много времени проводит у телевизора или компьютера.

        Потребность в чтении не возникает сама собой и не складывается в результате принудительного общения с книгой. Насилие здесь недопустимо. Любовь к чтению закладывается  годами, и первостепенное значение при этом имеет отношение к чтению самих родителей. Любят ли в семье читать? Есть ли в доме своя библиотека? Часто ли ребенок видит родителей с книгой? Делятся ли они с детьми своими впечатлениями о прочитанном? Как правило, читать любят дети читающих родителей.

Советы родителям

  1. Наслаждайтесь чтением сами и выработайте у детей отношение к чтению как к удовольствию.
  2. Пусть дети видят, как вы сами читаете с удовольствием: цитируете, заучивайте отрывки, делитесь прочитанным…
  3. Показывайте, что вы цените чтение: покупайте книги, дарите их сами и получайте в качестве подарков.
  4. Пусть дети сами выбирают себе книги и журналы (в библиотеке, книжном магазине …)
  5. На видном месте дома повесьте список, где будет отражен прогресс ребенка в чтении (сколько книг прочитано и за какой срок)
  6. Выделите дома специальное место для чтения (укромный уголок с полками…)
  7. В доме должна быть детская библиотечка.
  8. Собирайте книги на темы, которые вдохновят детей еще что-нибудь прочитать об этом (например, книги о динозаврах или космосе).
  9. Предложите детям до или просмотра фильма прочитать книгу, по которой поставлен фильм.
  10. По очереди читайте друг другу  рассказы или смешные истории. Развлекайте себя сами вместо того, чтобы смотреть телевизор.
  11. Поощряйте чтение детей вслух, когда это только возможно, чтобы развивать их навык и уверенность в себе.
  12. Разгадывайте с детьми кроссворды и дарите их им.
  13. Почаще спрашивайте мнение детей о книгах, которые они читают.
  14. Поощряйте чтение любых материалов периодической печати: комиксов, обзоров телесериалов, прогноза погоды …
  15. Детям лучше читать короткие рассказы, а не большие произведения: тогда у них появится ощущение законченности и удовлетворения.
  16. Пусть дети читают каждый вечер перед тем как уснуть.

Советы родителям

      -Наслаждайтесь чтением сами и выработайте у детей отношение к чтению как к удовольствию.

      -Пусть дети видят, как вы сами читаете с удовольствием: цитируете, заучивайте отрывки, делитесь прочитанным…

      -Показывайте, что вы цените чтение: покупайте книги, дарите их сами и получайте в качестве подарков.

      -Пусть дети сами выбирают себе книги и журналы (в библиотеке, книжном магазине …)

      -На видном месте дома повесьте список, где будет отражен прогресс ребенка в чтении (сколько книг прочитано и за какой срок)

      -Выделите дома специальное место для чтения (укромный уголок с полками…)

      -В доме должна быть детская библиотечка.

      -Собирайте книги на темы, которые вдохновят детей еще что-нибудь прочитать об этом (например, книги о динозаврах или космосе).

     -Предложите детям до или просмотра фильма прочитать книгу, по которой поставлен фильм.

     -По очереди читайте друг другу  рассказы или смешные истории. Развлекайте себя сами вместо того, чтобы смотреть телевизор.

     -Поощряйте чтение детей вслух, когда это только возможно, чтобы развивать их навык и уверенность в себе.

     -Разгадывайте с детьми кроссворды и дарите их им.

     -Почаще спрашивайте мнение детей о книгах, которые они читают.

 -Поощряйте чтение любых материалов периодической печати: комиксов, обзоров телесериалов, прогноза погоды …

 -Детям лучше читать короткие рассказы, а не большие произведения: тогда у них появится ощущение законченности и удовлетворения.

-Пусть дети читают каждый вечер перед тем как уснуть.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Винокуров Н.К. Магия интеллекта, или Книга о том, когда дети бывают умнее, быстрее, смышленее взрослых. М., 1994
  2. Ермолаев О.Ю. Внимание школьника. М., 1990
  3. Тихомирова Л.С. Развитие логического мышления детей. Ярославль, 1995
  4. Тихомирова Л.С. Развитие познавательных способностей детей. Екатеринбург, 2003
  5. Младший школьник. Как помочь ему учиться. / Под ред. Б.С. Волкова. М., 2004

Советы родителям

      -Наслаждайтесь чтением сами и выработайте у детей отношение к чтению как к удовольствию.

      -Пусть дети видят, как вы сами читаете с удовольствием: цитируете, заучивайте отрывки, делитесь прочитанным…

      -Показывайте, что вы цените чтение: покупайте книги, дарите их сами и получайте в качестве подарков.

      -Пусть дети сами выбирают себе книги и журналы (в библиотеке, книжном магазине …)

      -На видном месте дома повесьте список, где будет отражен прогресс ребенка в чтении (сколько книг прочитано и за какой срок)

      -Выделите дома специальное место для чтения (укромный уголок с полками…)

      -В доме должна быть детская библиотечка.

      -Собирайте книги на темы, которые вдохновят детей еще что-нибудь прочитать об этом (например, книги о динозаврах или космосе).

     -Предложите детям до или просмотра фильма прочитать книгу, по которой поставлен фильм.

     -По очереди читайте друг другу  рассказы или смешные истории. Развлекайте себя сами вместо того, чтобы смотреть телевизор.

     -Поощряйте чтение детей вслух, когда это только возможно, чтобы развивать их навык и уверенность в себе.

     -Разгадывайте с детьми кроссворды и дарите их им.

     -Почаще спрашивайте мнение детей о книгах, которые они читают.

 -Поощряйте чтение любых материалов периодической печати: комиксов, обзоров телесериалов, прогноза погоды …

 -Детям лучше читать короткие рассказы, а не большие произведения: тогда у них появится ощущение законченности и удовлетворения.

-Пусть дети читают каждый вечер перед тем как уснуть.

ЛИТЕРАТУРА

1. Винокуров Н.К. Магия интеллекта, или Книга о том, когда дети бывают умнее, быстрее, смышленее взрослых. М., 1994

2. Ермолаев О.Ю. Внимание школьника. М., 1990

3. Тихомирова Л.С. Развитие логического мышления детей. Ярославль, 1995

4. Тихомирова Л.С. Развитие познавательных способностей детей. Екатеринбург, 2003

5. Младший школьник. Как помочь ему учиться. / Под ред. Б.С. Волкова. М., 2004

Можно использовать для развития внимания следующие упражнения:

- Развитие концентрации внимания.

Находить, вычеркивать определенные буквы в печатном тексте.

- Увеличение объема внимания и кратковременной памяти.

Упражнения основаны на запоминании чисел и порядка расположения ряда предметов, предъявляемых для разглядывания на несколько секунд. Число предметов увеличивать.

- Тренировка распределения внимания.

Выполнение 2-х разноплановых заданий (чтение рассказа и подсчет ударов карандашом).

- Развитие навыка переключения внимания.

Работа с печатным текстом. Чередование правил подчеркивания и вычеркивания определенных букв.

Для развития мыслительных операций:

Можно предложить ребенку найти сходства и различия в следующих словах:

Сходства

Слова

Различия

Лошадь – трактор

Линейка – треугольник

Тетрадь – книга

Сердце – легкие

Велосипед – самокат

Радио - телевизор

Записать как можно больше слов на заданную тему:  «дом», «море», «книга», «сказка», «космос»…

Из предложенных слов составить предложение, например: машина, дорога, кошка; мяч, ручей, девочка; дерево, собака, мальчик; лес, грибы, ягоды; солнце, улица, дети.

Для развития зрительной и слуховой памяти использовать методику «10 слов». Например, ребенку предлагается прочитать следующие слова: красный, кровать, стол, синий, огурец, белый, свекла, диван, зеленый, чашка, запомнить их и по памяти записать. Слова также можно зачитывать вслух, тем самым активизируя слуховую память, например на числовом материале: запомни, а затее запиши следующие цифры:16, 23, 47, 92, 78, 36, 32, 59, 53, 14, 89, 64.

Занятия с ребенком должны носить систематический характер в игровой форме, соревнований и, конечно, при заинтересованности взрослых, их внимании к ребенку, его успехам и достижениям.

Можно использовать для развития внимания следующие упражнения:

- Развитие концентрации внимания.

Находить, вычеркивать определенные буквы в печатном тексте.

- Увеличение объема внимания и кратковременной памяти.

Упражнения основаны на запоминании чисел и порядка расположения ряда предметов, предъявляемых для разглядывания на несколько секунд. Число предметов увеличивать.

- Тренировка распределения внимания.

Выполнение 2-х разноплановых заданий (чтение рассказа и подсчет ударов карандашом).

- Развитие навыка переключения внимания.

Работа с печатным текстом. Чередование правил подчеркивания и вычеркивания определенных букв.

Для развития мыслительных операций:

Можно предложить ребенку найти сходства и различия в следующих словах:

Сходства

Слова

Различия

Лошадь – трактор

Линейка – треугольник

Тетрадь – книга

Сердце – легкие

Велосипед – самокат

Радио - телевизор

Записать как можно больше слов на заданную тему:  «дом», «море», «книга», «сказка», «космос»…

Из предложенных слов составить предложение, например: машина, дорога, кошка; мяч, ручей, девочка; дерево, собака, мальчик; лес, грибы, ягоды; солнце, улица, дети.

Для развития зрительной и слуховой памяти использовать методику «10 слов». Например, ребенку предлагается прочитать следующие слова: красный, кровать, стол, синий, огурец, белый, свекла, диван, зеленый, чашка, запомнить их и по памяти записать. Слова также можно зачитывать вслух, тем самым активизируя слуховую память, например на числовом материале: запомни, а затем запиши следующие цифры:16, 23, 47, 92, 78, 36, 32, 59, 53, 14, 89, 64.

Занятия с ребенком должны носить систематический характер в игровой форме, соревнований и, конечно, при заинтересованности взрослых, их внимании к ребенку, его успехам и достижениям


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лекторий «Изменения в интеллектуальном развитии третьеклассников». Материал для проведения родительского собрания в начале учебного года.

 Третий класс является переломным в жизни младшего школьника. С этого возраста дети начинают действительно осознанно относиться к учению, проявлять активный интерес к познанию. Известный ...

Родительское собрание "Ваш ребенок - третьеклассник" (с презентацией)

Материал для проведения родительского собрание в первом полугодии 3 класса....

Родительское собрание "Мы- третьеклассники"

Совместные праздники,собрания,походы сближают родителей и детей, придают уверенность и силы, помогают в учебе....

Родительское собрание. " Ваш ребёнок - третьеклассник"

Сизых Елена Викторовна,учитель начальных классов,МОУСОШ №6город   Петровск-Забайкальский Родительское собрание «Ваш ребенок – третьеклассник» ...

Родительское собрание в 3 классе "Ваш ребенок - третьеклассник"

Третий класс является переломным в жизни младшего школьника. Именно с 3-го года обучения дети начинают действительно осознанно относиться к учению, проявлять активный интерес к познанию. Но вместе с т...

Родительское собрание "Ваш ребёнок - третьеклассник"

Конспект родительского собрания знакомит с психологическими особенностями ребенка третьеклассника. Есть необходимые советы родителям для правильного воспитания ребенка данного возраста. Предлагаются о...