Психологическая готовность ребенка к школе
материал на тему
Выступление на родительском собрании в подготовительной группе детского сада.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psikhologicheskaya_gotovnost_rebenka_k_shkole.docx | 29.98 КБ |
psikhologicheskaya_gotovnost_rebenka_k_shkole.pptx | 84.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Структурное подразделение детский сад комбинированного вида «Гнездышко» ГБОУ СОШ № 1 города Кинеля
Выступление на родительском собрании:
«Психологическая готовность ребенка
к школе»
Подготовила:
Полянская Наталья Михайловна
педагог-психолог
Кинель, 2014
Общеизвестно, что все дети хотят стать учениками, однако не все одинаково хорошо подготовлены к выполнению новых обязанностей. Можно утверждать, что адаптация ребенка к школьным условиям пройдет быстро, если ребенок психологически подготовлен к школе.
Уменьшить объективные трудности при обучении ребенка в школе возможно лишь в том случае, если правильно подготовить его. Психологическая готовность к школе является важнейшим итогом дошкольного детства. Она обеспечивает переход к позиции школьника и является необходимым фундаментом для усвоения школьной программы.
Что же такое психологическая готовность?
Психологическая готовность к школьному обучению включает в себя:
- интеллектуальную готовность;
- личностную готовность;
- коммуникативную готовность;
- эмоционально-волевую готовность;
Интеллектуальная готовность к школе.
Интеллектуальная готовность к школе предполагает:
- наличие у ребенка определенного кругозора, запаса конкретных знаний, в понимании основных закономерностей. Все это поможет ребенку перейти к восприятию научных знаний, усваиваемых на уроке;
- определенный уровень развития мышления, предполагающий наличие у ребенка умения выделять существенное в явлениях окружающей действительности, сравнивать их, видеть сходное и отличное. Также ребенку потребуется умение рассуждать, находить причины явлений, делать выводы;
- большое значение в становлении интеллектуальной готовности к школе играет уровень развития речи ребенка, поскольку речь связана с интеллектом и отражает как общее развитие ребенка, так и уровень его логического мышления. Уровень речевого развития ребенка, готового к школе, позволяет ему связно, последовательно, понятно для окружающих описывать что-то, передавать ход своих мыслей; он способен находить звуки в словах, то есть у него развит фонематический слух.
Можно сделать вывод: для того, чтобы успешно учиться, ребенку необходим определенный уровень развития познавательных функций – памяти, внимания, мышления, речи.
Личностная готовность к школе.
Говоря о личностной готовности, прежде всего, имеют в виду готовность мотивационной сферы: хочет ли ребенок идти в школу, учиться, интересуется ли он школьной жизнью и учебой, что является ведущим мотивом в этой готовности. Ребенок начинает осознавать свое положение дошкольника не соответствующим его возросшим возможностям и изменившимся желаниям, начинает мечтать о школе и выражает желание учиться, т.е. происходит развитие «внутренней позиции школьника». Желание стать школьником связано не только с тем, что дошкольника привлекают внешние атрибуты школьной жизни - покупка портфеля, стремление получать оценки, желание новых впечатлений. Ребенка привлекает именно учение – как серьезная содержательная деятельность. Наличие у ребенка «внутренней позиции школьника» говорит о том, что он ориентирован на учебное содержание занятий, готов принять форму его осуществления – урок, будет подчиняться требованиям учителя.
Лучший мотив для успешности обучения – интерес к получению новых знаний. Однако этот мотив встречается в шести-, семилетнем возрасте не столь часто. Также благоприятным мотивом считается желание ребенка получить новый статус («в школе я буду уже большой»). Многие первоклассники начинают учиться для того, чтобы «порадовать маму». Этот мотив не самый эффективный, но обычно его хватает на первое время, а потом может подключиться и интерес к самой учебе.
Сложнее, если ребенок не хочет в школу. Чем бы это ни было вызвано, на первых порах такое негативное отношение может серьезно сказаться на эффективности обучения. Если ваш ребенок заявляет, что не хочет в школу, важно разобраться в причинах. В зависимости от причины и нужно действовать.
Так или иначе, важно сформировать у ребенка позитивное отношение к его новой роли, к школе, в целом. Исходя из этого, взрослый должен:
- ставить перед ребенком такую цель, которую бы он не только понял, но и принял ее, сделав своей. Тогда у ребенка появится желание в ее достижении;
- направлять, помогать в достижении цели;
- приучать ребенка не пасовать перед трудностями, а преодолевать их;
- воспитывать стремление к достижению результата своей деятельности в рисовании, играх-головоломках и т.п.
У ребенка должна быть сформирована организованность, умение организовать рабочее место, своевременно начинать работу, уметь поддерживать порядок на рабочем месте в ходе учебной работы.
Коммуникативная готовность к школе.
Коммуникативная готовность к школе характеризуется наличием определенной формы общения со взрослым и сверстниками:
- в общении со взрослым ребенок, готовый к школе, использует внеситуативно-личностную форму общения, которая
способствует принятию ребенком роли учителя и предполагает
умение занимать по отношению к нему роль ученика. Это проявляется в умениях: подчиняться требованиям учителя, выполнять
учебную задачу не отвлекаясь, следовать школьному распорядку,
адекватно реагировать на замечания учителя. Наличие указанных
выше особенностей поведения в ситуации обучения способствует
более успешному выполнению заданий, а значит, влияет и на результат обучения, повышая его эффективность;
- в отношениях со сверстниками готовность к школе определяется следующими характеристиками: наличием умения устанавливать и поддерживать взаимоотношения со сверстниками,
стремления к сотрудничеству - умения согласовывать свои действия с ровесниками в процессе выполнения общей деятельности для достижения общего результата, интересом к сверстнику не только как к партнеру по совместной деятельности, но и как к самоценной личности со своими интересами, мнением, переживаниями. Эти способности обеспечат возможность ребенка наладить контакт с одноклассниками, помогут войти в коллектив и занять место в нем.
Эмоционально-волевая готовность к школе.
Эмоционально-волевая готовность заключается в развитии произвольности поведения и психических процессов: восприятия, памяти, внимания, воображения. Появление произвольного поведения способствует тому, что ребенок овладевает своим поведением, учится вести себя в соответствии с нормами и правилами общественной жизни. Волевая готовность заключается в способности ребенка напряженно трудиться, делая то, что от него требует учитель, режим школьной жизни. Ребенок должен уметь управлять своим поведением, умственной деятельностью.
Наличие волевых качеств у ребенка поможет ему длительное время выполнять задания, не отвлекаясь на уроке, доводить дело до конца.
Успешный школьник – здоровый школьник.
На самом деле, поступление в первый класс – это и эмоциональный стресс, и серьезная интеллектуальная нагрузка для ребенка. У будущего школьника в режиме дня обязательно должны быть оздоровительные процедуры – он должен больше времени проводить на воздухе, много двигаться, по возможности, заниматься спортом.
Если у ребенка ослабленное здоровье, нежелательно, чтобы он учился в школе с усиленной программой, можно выбрать для него так называемую «школу здоровья», где наряду с общеобразовательными задачами решаются и проблемы оздоровления детей.
Ребенка считают неготовым к школе, если он:
- настроен исключительно на игру;
- недостаточно самостоятелен;
- чрезмерно возбудим, импульсивен, неуправляем;
- не умеет сосредоточиться на задании, понять словесную инструкцию;
- мало знает об окружающем мире, не может сравнить предметы, не может назвать обобщающее слово для группы знакомых предметов и др.;
- имеет серьезные нарушения речевого развития;
- не умеет общаться со сверстниками;
- не хочет контактировать со взрослыми или, наоборот, слишком развязан.
Кроме психической готовности к школе, очень важно физическое здоровье детей.
Если ребенок физически ослаблен, ему трудно будет сохранить осанку, сидя за партой, трудно работать на уроке из-за быстрой утомляемости. Для овладения письмом важно развитие мелких групп мышц. Кроме того, у ребенка должны быть развиты и крупные группы мышц, основные двигательные навыки в беге, прыжках, лазании, метании и др. Это поможет ему управлять своим телом, участвуя в играх, соревнованиях, взаимодействии с товарищами.
Список использованной литературы:
1. Психологическая готовность ребенка к школе/ Авт.-сост. Е.А. Грудненко. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.
2. Веракса А.Н. Индивидуальная психологическая диагностика 5-7 лет: Пособие для психологов и педагогов. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Психологическая готовность к школьному обучению: интеллектуальная готовность личностная готовность эмоционально-волевая готовность коммуникативная готовность
Интеллектуальная готовность Ориентировка ребенка в окружающем, запас его знаний Любознательность Развитое воображение, наблюдательность Развитие мышления Развитие речи Развитие мелкой моторики Наиболее важные показатели — это развитие мышления и речи . Очень полезно учить ребенка строить несложные рассуждения, выводы, используя слова: «потому, что» ; «если, то» ; « поэтому » Учите ребят задавать вопросы. Мышление всегда начинается с вопроса. Нельзя заставить мысль работать, если просто сказать «подумай ».
Личностная готовность к обучению в школе — это так же мотивация : желание учиться, получать знания (сформированность «внутренней позиции школьника»); это умение слушать учителя и выполнять его задания (отнюдь не всегда интересные ); организованность, умение организовать рабочее место; определенный уровень развития мышления, памяти, внимания.
Родителям необходимо объяснить своему ребенку, что дети ходят учиться для получения знаний, которые необходимы каждому человеку следует давать ребенку только позитивную информацию о школе. Помните, что ваши оценки с легкостью заимствуются детьми. Ребенок должен видеть, что родители спокойно и уверенно смотрят на его предстоящее поступление в школу необходимо дать понять ребенку, что учеба – это обязанность каждого человека
Коммуникативная готовность развитие потребности в общении умение общаться со взрослыми, со сверстниками, войти в детское общество умение действовать совместно, согласовывать свои действия умение подчиняться правилам и нормам В целях развития коммуникативной готовности следует поддерживать доброжелательные отношения вашего сына или дочери с окружающими. Личный пример терпимости во взаимоотношениях с друзьями, родными, соседями также играет большую роль в формировании этого вида готовности к школе.
Эмоционально-волевая готовность радость ожидания обучения умение управлять своими эмоциями способность подчинять мотивы, управлять своим поведением положительное отношение к целям деятельности , принятие их стремление преодолевать трудности стремление к достижению результата своей деятельности
Родителям советы психолога Несколько конкретных советов о том, как сформировать у ребенка хорошую самооценку, уверенность и способность противостоять трудностям доверять ребенку уважительно относиться в ребенка необходимо вселить уверенность в том, что у него все получится не сравнивать ребенка с другими детьми, особенно если сравнение не пользу ребенка чтобы выработать чувство ответственности, необходимо, чтобы у ребенка были обязанности, за которые отвечает только он похвала не должна быть фальшивой
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практико - ориентированный проект по теме: " Организация адаптационного периода первоклассников в контексте психологической готовности к школе".
Данный проект поможет учителям заранее спланировать свою деятельность по работе с будущими первоклассниками и их родителями. Расписаны все этапы проекта. Имеются приложения....
Психологическая готовность к школе
В презентации имеется краткая информация о психологическрой готовности для родителей будущих первоклассников....
Психологическая готовность к школе.
Психологическая готовность к школе. Наступит первое сентября и за школьные парты сядут вчерашние дошкольники.Первый день в школе- цветы,улыбки,поз...
Психологическая готовность к школе.
Психологическая готовность к школе. Наступит первое сентября и за школьные парты сядут вчерашние дошкольники.Первый день в школе- цветы,улыбки,поз...
Психологическая готовность к школе
Как определеть: готов ребенок к обучению в школе или нет?...
Критерии психологической готовности к школе
1. Что нового возникает в жизни первоклассника?2. Составляющие готовности к школе.3. Интеллектуальная готовность (кругозор, память, внимание, мышление, речь, мелкая моторика).4. Мотивационная и коммун...
Родительское собрание "Психологическая готовность к школе"
Родительское собрание для родителей будущих первокласссников....