Психологическая готовность ребенка к школе
материал на тему

Полянская Наталья Михайловна

Выступление на родительском собрании в подготовительной группе детского сада.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Структурное подразделение детский сад комбинированного вида «Гнездышко» ГБОУ СОШ № 1 города Кинеля

Выступление на родительском собрании:

 

«Психологическая готовность ребенка

 к школе»

Подготовила:

Полянская Наталья Михайловна

педагог-психолог

Кинель, 2014

Общеизвестно, что все дети хотят стать учениками, однако не все одинаково хорошо подготовлены к выполнению новых обязанностей. Можно утверждать, что адаптация ребенка к школьным условиям пройдет быстро, если  ребенок психологически подготовлен к школе.

Уменьшить объективные трудности при обучении ребенка в школе возможно лишь в том случае, если правильно подготовить его. Психологическая готовность к школе является важнейшим итогом дошкольного детства. Она обеспечивает переход к позиции школьника и является необходимым фундаментом для усвоения школьной программы.

Что же такое психологическая готовность?

Психологическая готовность к школьному обучению включает в себя:

  • интеллектуальную готовность;
  • личностную готовность;
  • коммуникативную готовность;
  • эмоционально-волевую готовность;

Интеллектуальная готовность к школе.

Интеллектуальная готовность к школе предполагает:

- наличие у ребенка  определенного кругозора, запаса конкретных знаний, в понимании основных закономерностей. Все это поможет ребенку перейти к восприятию научных знаний, усваиваемых на уроке;

- определенный уровень развития мышления, предполагающий наличие у ребенка умения выделять существенное в явлениях окружающей действительности, сравнивать их, видеть сходное и отличное. Также ребенку потребуется умение рассуждать, находить причины явлений, делать выводы;

- большое значение в становлении интеллектуальной готовности к школе играет уровень развития речи ребенка, поскольку речь связана с интеллектом и отражает как общее развитие ребенка, так и уровень его логического мышления. Уровень речевого развития ребенка, готового к школе, позволяет ему связно, последовательно, понятно для окружающих описывать что-то, передавать ход своих мыслей; он способен находить звуки в словах, то есть у него развит фонематический слух.

Можно сделать вывод: для того, чтобы успешно учиться, ребенку необходим определенный уровень развития познавательных функций – памяти, внимания, мышления, речи.

Личностная готовность к школе.

Говоря о личностной готовности, прежде всего, имеют в виду готовность мотивационной сферы: хочет ли ребенок идти в школу, учиться, интересуется ли он школьной жизнью и учебой, что является ведущим мотивом в этой готовности. Ребенок начинает осознавать свое положение дошкольника не соответствующим его возросшим возможностям и изменившимся желаниям, начинает мечтать о школе  и выражает желание учиться, т.е. происходит развитие «внутренней позиции школьника». Желание стать школьником связано не только с тем, что дошкольника привлекают внешние атрибуты школьной жизни -  покупка портфеля, стремление получать оценки, желание новых впечатлений. Ребенка привлекает именно учение – как серьезная содержательная деятельность. Наличие у ребенка «внутренней позиции школьника» говорит о том, что он ориентирован на учебное содержание занятий, готов принять форму его осуществления – урок, будет подчиняться требованиям учителя.

Лучший мотив для успешности обучения – интерес к получению новых знаний. Однако этот мотив встречается в шести-, семилетнем возрасте не столь часто. Также благоприятным мотивом считается желание ребенка получить новый статус («в школе я буду уже большой»). Многие первоклассники начинают учиться для того, чтобы «порадовать маму». Этот мотив не самый эффективный, но обычно его хватает на первое время, а потом может подключиться и интерес к самой учебе.

Сложнее, если ребенок не хочет в школу. Чем бы это ни было вызвано, на первых порах такое негативное отношение может серьезно сказаться на эффективности обучения. Если ваш ребенок заявляет, что не хочет в школу, важно разобраться в причинах. В зависимости от причины и нужно действовать.

Так или иначе, важно сформировать у ребенка позитивное отношение к его новой роли, к школе, в целом. Исходя из этого, взрослый должен:
- ставить перед ребенком такую цель, которую бы он не только понял, но и принял ее, сделав своей. Тогда у ребенка появится желание в ее достижении;
- направлять, помогать в достижении цели;
- приучать ребенка не пасовать перед трудностями, а преодолевать их;
- воспитывать стремление к достижению результата своей деятельности в рисовании, играх-головоломках и т.п.

У ребенка должна быть сформирована организованность, умение организовать рабочее место, своевременно начинать работу, уметь поддерживать порядок на рабочем месте в ходе учебной работы.

Коммуникативная готовность к школе.

Коммуникативная готовность к школе характеризуется наличием определенной формы общения со взрослым и сверстниками:

- в общении со взрослым ребенок, готовый к школе, использует внеситуативно-личностную форму общения, которая
способствует принятию ребенком роли учителя и предполагает
умение занимать по отношению к нему роль ученика. Это проявляется в умениях: подчиняться требованиям учителя, выполнять
учебную задачу не отвлекаясь, следовать школьному распорядку,
адекватно реагировать на замечания учителя. Наличие указанных
выше особенностей поведения в ситуации обучения способствует
более успешному выполнению заданий, а значит, влияет и на результат обучения, повышая его эффективность;

- в отношениях со сверстниками готовность к школе определяется следующими характеристиками: наличием умения устанавливать и поддерживать взаимоотношения со сверстниками,
стремления к сотрудничеству - умения согласовывать свои действия с ровесниками в процессе выполнения общей деятельности для достижения общего результата, интересом к сверстнику не только как к партнеру по совместной деятельности, но и как к самоценной личности со своими интересами, мнением, переживаниями. Эти способности обеспечат возможность ребенка наладить контакт с одноклассниками, помогут войти в коллектив и занять место в нем.

Эмоционально-волевая готовность к школе.

Эмоционально-волевая готовность заключается в развитии произвольности поведения и психических процессов: восприятия, памяти, внимания, воображения. Появление произвольного поведения способствует тому, что ребенок овладевает своим поведением, учится вести себя в соответствии с нормами и правилами общественной жизни. Волевая готовность заключается в способности ребенка напряженно трудиться, делая то, что от него требует учитель, режим школьной жизни. Ребенок должен уметь управлять своим поведением, умственной деятельностью.
Наличие волевых качеств у ребенка поможет ему длительное время выполнять задания, не отвлекаясь на уроке, доводить дело до конца.

Успешный школьник – здоровый школьник.

На самом деле, поступление в первый класс – это и эмоциональный стресс, и серьезная интеллектуальная нагрузка для ребенка. У будущего школьника в режиме дня обязательно должны быть оздоровительные процедуры – он должен больше времени проводить на воздухе, много двигаться, по возможности, заниматься спортом.
Если у ребенка ослабленное здоровье, нежелательно, чтобы он учился в школе с усиленной программой, можно выбрать для него так называемую «школу здоровья», где наряду с общеобразовательными задачами решаются и проблемы оздоровления детей.

Ребенка считают неготовым к школе, если он:

- настроен исключительно на игру;

- недостаточно самостоятелен;

- чрезмерно возбудим, импульсивен, неуправляем;

- не умеет сосредоточиться на задании, понять словесную инструкцию;

- мало знает об окружающем мире, не может сравнить предметы, не может назвать обобщающее слово для группы знакомых предметов и др.;

- имеет серьезные нарушения речевого развития;

- не умеет общаться со сверстниками;

- не хочет контактировать со взрослыми или, наоборот, слишком развязан.

Кроме психической готовности к школе, очень важно физическое здоровье детей.

Если ребенок физически ослаблен, ему трудно будет сохранить осанку, сидя за партой, трудно работать на уроке из-за быстрой утомляемости. Для овладения письмом важно развитие мелких групп мышц. Кроме того, у ребенка должны быть развиты и крупные группы мышц, основные двигательные навыки в беге, прыжках, лазании, метании и др. Это поможет ему управлять своим телом, участвуя в играх, соревнованиях, взаимодействии с товарищами.

Список использованной литературы:

1. Психологическая готовность ребенка к школе/ Авт.-сост. Е.А. Грудненко. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.

2. Веракса А.Н. Индивидуальная психологическая диагностика 5-7 лет: Пособие для психологов и педагогов. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Психологическая готовность ребенка к школе Полянская Наталья Михайловна педагог-психолог структурного подразделения детский сад комбинированного вида «Гнездышко » ГБОУ СОШ № 1 города Кинеля

Слайд 2

Психологическая готовность к школьному обучению: интеллектуальная готовность личностная готовность эмоционально-волевая готовность коммуникативная готовность

Слайд 3

Интеллектуальная готовность Ориентировка ребенка в окружающем, запас его знаний Любознательность Развитое воображение, наблюдательность Развитие мышления Развитие речи Развитие мелкой моторики Наиболее важные показатели — это развитие мышления и речи . Очень полезно учить ребенка строить несложные рассуждения, выводы, используя слова: «потому, что» ; «если, то» ; « поэтому » Учите ребят задавать вопросы. Мышление всегда начинается с вопроса. Нельзя заставить мысль работать, если просто сказать «подумай ».

Слайд 4

Личностная готовность к обучению в школе — это так же мотивация : желание учиться, получать знания (сформированность «внутренней позиции школьника»); это умение слушать учителя и выполнять его задания (отнюдь не всегда интересные ); организованность, умение организовать рабочее место; определенный уровень развития мышления, памяти, внимания.

Слайд 5

Родителям необходимо объяснить своему ребенку, что дети ходят учиться для получения знаний, которые необходимы каждому человеку следует давать ребенку только позитивную информацию о школе. Помните, что ваши оценки с легкостью заимствуются детьми. Ребенок должен видеть, что родители спокойно и уверенно смотрят на его предстоящее поступление в школу необходимо дать понять ребенку, что учеба – это обязанность каждого человека

Слайд 6

Коммуникативная готовность развитие потребности в общении умение общаться со взрослыми, со сверстниками, войти в детское общество умение действовать совместно, согласовывать свои действия умение подчиняться правилам и нормам В целях развития коммуникативной готовности следует поддерживать доброжелательные отношения вашего сына или дочери с окружающими. Личный пример терпимости во взаимоотношениях с друзьями, родными, соседями также играет большую роль в формировании этого вида готовности к школе.

Слайд 7

Эмоционально-волевая готовность радость ожидания обучения умение управлять своими эмоциями способность подчинять мотивы, управлять своим поведением положительное отношение к целям деятельности , принятие их стремление преодолевать трудности стремление к достижению результата своей деятельности

Слайд 8

Родителям советы психолога Несколько конкретных советов о том, как сформировать у ребенка хорошую самооценку, уверенность и способность противостоять трудностям доверять ребенку уважительно относиться в ребенка необходимо вселить уверенность в том, что у него все получится не сравнивать ребенка с другими детьми, особенно если сравнение не пользу ребенка чтобы выработать чувство ответственности, необходимо, чтобы у ребенка были обязанности, за которые отвечает только он похвала не должна быть фальшивой


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практико - ориентированный проект по теме: " Организация адаптационного периода первоклассников в контексте психологической готовности к школе".

Данный проект поможет учителям заранее спланировать свою деятельность по работе с будущими первоклассниками и их родителями. Расписаны все этапы проекта. Имеются приложения....

Психологическая готовность к школе

В презентации имеется краткая информация о психологическрой готовности для родителей будущих первоклассников....

Психологическая готовность к школе.

Психологическая готовность к школе.         Наступит первое сентября и за школьные парты сядут вчерашние дошкольники.Первый день в школе- цветы,улыбки,поз...

Психологическая готовность к школе.

Психологическая готовность к школе.         Наступит первое сентября и за школьные парты сядут вчерашние дошкольники.Первый день в школе- цветы,улыбки,поз...

Психологическая готовность к школе

Как определеть: готов ребенок к обучению в школе или нет?...

Критерии психологической готовности к школе

1. Что нового возникает в жизни первоклассника?2. Составляющие готовности к школе.3. Интеллектуальная готовность (кругозор, память, внимание, мышление, речь, мелкая моторика).4. Мотивационная и коммун...

Родительское собрание "Психологическая готовность к школе"

Родительское собрание для родителей будущих первокласссников....