Родительское собрание на тему: "Отцы глазами детей"
консультация (4 класс) на тему

Буянкина Валентина Юрьевна

         Если мальчик хоть раз в жизни видел, как его отец бросился выручать женщину, если заметил, как он уступает место тому, кто в этом больше всех нуждается, такой мальчик уже в детстве усвоит нормы порядочности, нормы естественного мужского поведения. Подражание – это один из основных способов научения. Особенно это важно для детей с ограниченными возможностями здоровья.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon rod._sob._ottsy_glazami_detey.zip15.1 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья - специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 115

г.о. Самара

Выступление на родительском собрании

«Отцы глазами детей»

Разработала

Воспитатель В.Ю. Буянкина

Самара, 2014 г.

Здравствуйте, уважаемые родители!

        Сегодняшняя встреча посвящена проблеме отцов и детей. Отец – это звучит гордо. Ребенок – это завтрашнее вы. Если к сыну или дочери вы подходите с такой точки зрения, значит между вами добрые отношения.

        Хорошими отцами не рождаются, или даже не сразу становятся с появлением младенца. Еще Аристотель замечал, что отцовство – признак гражданской и личностной зрелости.

        «Нашему мальчику не хватает мужской руки»,- вздыхает бабушка 13-летнего внука. И мы понимаем, речь идет не о той руке, которая может крепко ударить, а о той, на которую можно опереться. Дети должны знать: есть на свете такое, что могут сделать и вынести только мужские руки, мужские плечи. Такое знание усваивается на опыте.

        Если мальчик хоть раз в жизни видел, как его отец бросился выручать женщину, если заметил, как он уступает место тому, кто в этом больше всех нуждается, такой мальчик уже в детстве усвоит нормы порядочности, нормы естественного мужского поведения. Подражание – это один из основных способов научения. Особенно это важно для детей с ограниченными возможностями здоровья. Самая лучшая женщина в мире, самоотверженная и преданная мать, не восполнит мальчику, да и девочки того, что может дать ребенку отец.

        Воспитание тогда полноценно и всесторонне, когда в нем участвуют оба родителя. Среди подростков, оказавшихся в колонии, 70% проживали в неполных семьях.

        Полная безотцовщина уродует души детей и, прежде всего, дурно воздействует на них через беспокойную, настороженную мать. Отсюда повышенная раздражительность и агрессивность, нет уверенности, устойчивость. Но и неумный, недобрый родитель скорее вредит домашнему самочувствию, делу воспитания, чем помогает.

        К сожалению, бывают семьи, где папа уверен в собственном совершенстве и считает, если он и озоровал в детстве, то потом стал приличным человеком: плохо учился, а все же не хуже иных образованных живет; сам не чурался алкоголя, никотина и беды не находит в раннем пристрастии сына к этим вещам, если все традиционные мужские пороки возводит в мужские доблести, то можно заключить: он – родитель, но не отец-воспитатель, поскольку это не одно и то же.

        Но хорошего человека на одних благих желаниях не вырастить. Важно не только, что хотят в ребенке заложить родители, но и как они это делают. Ведь не секрет: в иных семьях отец выступает в роли грозного судьи, прибегая к помощи ремня. Как правило, ничего доброго из подобной системы воспитания не получается: насилие порождает равнозначный протест, зло и жестокость или постоянный страх, депрессию, суицидные мысли.

        А вот уважительная справедливость, дружеское участие в сочетании с принципиальной требовательностью – такое отношение отца к ребенку может быть наиболее благоприятным, в особенности, когда оно сочетается с нежностью, лаской, заботливостью, которую оказывает ребенку мать.

        Важная и интересная сфера воспитания – отношения отца и дочки. «Я у батюшки жила, сладко ела и пила»- такое можно встретить в народных сказках и песнях. Таким видится взрослым дочерям отцовский дом. И как бы не желал страстно отец появление сына, как бы не сетовал поначалу на рождение дочери, с полным основанием можно сказать, что потом дочерей любят как-то нежнее, чем мальчишек. Любовь к дочери - самое святое и возвышенное чувство, на которое только способен мужчина.

        Отец для девочки – это еще и воплощение мужского начала вообще. По нему она будет судить обо всем мужском роде. То ли восхищаться и уважать, то ли бояться и раболепно подчиняться, то ли ненавидеть и презирать. Так что отец воспитывает из своей дочки будущую жену и мать семейства своим поведением, своим авторитетом.

        Часто приходится слышать вопрос: «Что делать с ребенком, если он не слушается?». Вот это самое «не слушается» показывает, что родители в его глазах не имеют авторитета. В чем же должен состоять настоящий родительский авторитет? Главным его основанием является образ жизни и работы родителей, их гражданское лицо. Если родители живут честно, разумно, перед ними стоят значимые цели, они отдают себе полный отчет в своих делах и поступках, это значит, что у них есть родительский авторитет. Как можно раньше дети должны узнать, где работают родители, чем интересуются. Дело отца и матери должно выступать перед ребенком как серьезное, заслуживающее уважения дело.

        Отец, как и мать, должен знать, чем живет, интересуется, что любит, чего не любит, чего хочет и чего не хочет ребенок. Вы не должны неожиданно узнавать о разных неприятностях. Скорее важно их предугадывать и предупреждать. Поставьте дело так, чтобы они хотели рассказать. Зная своего ребенка, вы вовремя сможете помочь ему.

        Родителям важно усвоить спокойный, уравновешенный тон, но если надо то и решительный, особенно в деловых распоряжениях. Отдавая распоряжение ребенку, следует выполнять следующие требования:

  • распоряжение не должно даваться со злостью, криком, с раздражением;
  • оно должно быть посильным и разумным;
  • оно не должно противоречить распоряжению другого родителя. Давая повторное распоряжение и добиваясь его выполнения, задумайтесь, почему возникло сопротивление вашему распоряжению, и вы обязательно увидите, что в чем-то вы сами виноваты, что-то сделали неправильно;
  • самое важное не накапливать опыт непослушания. Если вы этого не допустите, вам никогда не придется впоследствии прибегать к наказанию.

Кстати, физическое наказание – это показатель слабости, растерянности, бессилия и бескультурия родителей. Дети, воспитанные ремнем, делаются бездушными, скрытыми и лживыми.

Хочется затронуть еще одну проблему. Проблему усталости родителей от детей. Конечно, в общении с ребенком много такого, что вызывает нервное напряжение. Ребенок шумит, подросток слушает громкую музыку, а нам так хочется тишины. И подчас мы осознаем, как под действием утомления ухудшается наше отношение к детям. И мы выплескиваем на ребенка все свои эмоции, крики, раздражения.

Родительская усталость толкает к равнодушию, к постепенной потере родительского интереса к подробностям детской жизни. А «выключение» родителей из участия в жизни ребенка – первый путь к отчуждению. «Выключаясь», папы и мамы, чаще всего папы, сами подчас не осознавая, начинают отвечать тем же. Наступает пора взросления, и родители видят, что вырастили далеких от себя людей.

Усталости можно и нужно противостоять. Может, полезно изредка отдыхать от ребенка особенно нашим мамам. Во-первых, и устают они больше, во-вторых, с детьми они больше имеют дело. Так и хочется сказать папам: «Берегите мам!».

Отдохнувшая мама – самая добрая и лучшая на свете.

Отцы глазами детей

«Папа!» красивое и сильное слово. Но меняются времена, меняются наши представления о жизненных ценностях. Еще совсем недавно для любого мужчины настоящим унижением был намек на то, что он неважный отец и плохо справляется со своими родительскими обязанностями. Сегодня же стало даже модно этим хвастаться. В последние годы все больше говорят о роли матери в воспитании детей, ее приглашают в школу, она ходит на родительские собрания, на комиссию и т.д. но ведь недаром говорится: «Если в доме плохой отец, значит, в нем нет ни одной стены».

Народная пословица гласит: «Ребенок – памятник отцу». Поэтому больно видеть, что многие отцы оставят после себя не памятник, а сорную траву.

Много говорится о том, каким должен быть хороший отец, что он должен делать. А какими же хотят видеть своих отцов дети?... вряд ли этот вопрос задавал кто-нибудь из родителей детям.

Проводя диагностическое исследование: как ребенок относится к себе, к своему будущему, к окружающим людям, получила очень интересные данные, которые побудили меня провести это родительское собрание. Мне хочется, чтобы отцы посмотрели на себя глазами своих же детей.

Одни дети гордятся своими отцами; другие, наоборот, не любят и стыдятся их: «А что про него писать, он злой, я его ненавижу»; а третьи говорят, что их папы живут отдельно, и они очень хотят, чтобы отцы вернулись обратно в семью. Проблем, как видите, у детей хватает.

Ответы детей сильно отличаются в зависимости от возраста. Учащимся начальных классов свойственна наивная детская похвальба: «Мой папа самый лучший на свете», «Мой папа самый красивый, самый сильный, самый смелый. Он никого не боится», «Моего папу знают все люди, когда мы с ним идем, все люди с ним здороваются».

Для детей младшего школьного возраста самое главное, чтобы папа уделял бы им как можно больше времени: помогал делать уроки, гулял с ними, читал сказки, играл… им больше и не надо.

А вот для подростков же главное, чтобы слова отца не расходились с делами, чтобы отец вносил в дом спокойствие и уверенность. Подростки очень категоричны в своих суждениях: «Я хочу, чтобы мой папа был порядочным человеком и не бросил бы меня в трудную минуту», «Я хочу, чтобы папа как можно больше времени уделял своему ребенку».

Многие дети видят в своих отцах только источник денег и материальных благ, и, если он не может обеспечить их, значит, он вообще не заслуживает внимания и уважения. Вот такие ответы дают некоторые дети: «Я хочу, чтобы мой папа был «новым русским», у него была машина «Мерседес» и четырехэтажный дом», «Я хочу, чтобы мой папа был президентом или банкиром и у него было много денег».

Такие ответы часто провоцируют сами взрослые, обсуждая с детьми материальные проблемы. Помочь в их решении дети все равно не могут, а лишь начинают болезненно реагировать на них.

У старшеклассников же требования к отцам меняется. Им нужен отец, который сам идет на откровенный разговор, которому можно доверять. «Мой отец предостерегает меня от неверных поступков», «Многие секреты я доверяю маме, но с некоторыми проблемами я обращаюсь к папе, т.к. никто лучше не решит их». «Мой папа часто сует нос в мои дела, но это не любопытство, а обыкновенная забота».

Для старшеклассников важно, чтобы отец понимал современную молодежь, верил в нее, верил в своего сына или дочь. Вот такой общий портрет папы дали девятиклассники: «Главное, чтобы папа любил своих детей, чтобы к ним справедливо относился. Отец не должен унижать своего ребенка, навязывать свое мнение. Очень важно пошутить с папой и поговорить серьезно. Он должен уважать мои интересы, а не смеяться над ними».

Гордость за своих родителей – это моральный фундамент для взлета личности ребенка. Стыд за своих родителей – это тяжесть на сердце, не позволяющая ребенку взлететь до полной высоты.

К сожалению, все больше детей испытывает стыд за своих отцов. Вот такие ответы дают дети:

  •  «Мой папа пьет. Я хочу, чтобы мой папа не пил и любил маму»
  •  «Мне не нравится, когда папа кричит на меня и бьет»
  •  «Мне не нравится, что, когда папа приходит с работы, он лежит на диване и смотрит телевизор. Я хотела бы, чтобы папа вовремя приходил с работы, помогал маме и играл со мной»
  •  «Мой отец уделяет мне мало времени. За плохие поступки он меня ругает, а за хорошие не говорит ни слова. Мне бы хотелось, чтобы он не был таким строгим»
  •  «Я не хочу, чтобы мой отец говорил. Что лучше бы кто-то другой был его сыном»
  •  «Я хочу, чтобы моего папу не поили на работе. И чтобы выходные проводили вместе».

90% детей считают, что папа не должен курить, пить, приходить поздно домой. «Мне очень не нравится, когда мой папа курит. Я думаю, что никому не нравится, что папа курит». «Мужчины пьют, потом ходят по улицам и ведут себя некультурно. Им-то не стыдно, стыдно детям». «Сейчас много отцов, которые становятся ими, а потом отказываются от своих детей». Сколько горечи, обиды в этих детских словах.

В своих ответах на вопрос: «Каким я буду отцом?» выражали свои желания и мечты о папах. «Когда я стану папой, я буду очень внимательно относиться к своему ребенку. Я буду водить его в детский сад, поведу в первый класс. Мы будем вместе заниматься спортом. Ходить на прогулку». «Я хочу быть умным папой, чтобы вечерами играть с ребенком в шашки, строить конструктор».

Но есть и такие мысли. «Папа – хозяин дома. Он должен зарабатывать деньги, держать детей в строгости. Он не должен иметь никакого отношения к женским и детским делам. Он самый главный в доме».

Дети желают своим отцам не болеть, не стареть, вспомнить свое детство и быть не очень строгими. Очень много таких предложений: «Я хочу, чтобы мой папа вернулся. Жил в нашей семье, я знаю, что он меня сильно любит». «Если папа вернется, мы пойдем к врачу и вылечим его от пьянства». «Я хочу, чтобы папа снова жил с нами, я его очень люблю».

Среди девятиклассников гуляют другие мысли. «Говорить отцу, чтобы бросил пить, или учить его, как воспитывать детей, бесполезно. Слов хватает лишь на несколько дней. Он все равно будет делать по-своему. Он больше думает о себе, а не о других».

Это были высказывания детей о своих отцах.

В конце своего выступления хочу привести слова из романа Эрве Базена «Ради сына»: «Можно сменить рубашку, род занятий, убеждения. Можно переменить жену. Но нельзя переменить ребенка. Он родился, вы принадлежите ему, вы в его власти… Ребенок необратим».

Вопросы:

  1. Давайте составим идеальный портрет отца.
  2. Посмотрите внимательно: насколько вы далеки от идеала?
  3. Что вам мешает быть идеальным отцом?
  4. Подумайте, что вы сделаете, чтобы приблизиться к данному портрету.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Неразлучные друзья - родители и дети".

Формирование у родителей ответственного отношения к воспитанию доброжелательного отношения к людям. Приведены практические рекомендации по воспитанию доброжелательности....

Родительское собрание по теме: " Здоровье наших детей."(презентация)

В данной презентации я так составляла материал, чтобы перед родителями открывалась проблема и они её все вместе решали.В конце работы я предложила небольшой тест, сразу же они узнали многое о сохранен...

Родительское собрание "Родители - первые учителя своих детей "

Дети должны жить в мире красоты, игры ,сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребёнка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать. От того, как ребёнок будет ч...

Родительское собрание "О поощрении и наказании детей в семье"

Цель: познакомить родителей с видами поощрения и наказания, как хвалить и наказывать ребенка, оставаясь на позициях подлинной любви; раскрыть роль поощрения и наказания в воспитании детей; опред...

Родительское собрание по теме:" Школа глазами родителей "

Материал поможет учителю подготовиться к обсуждению темы взаимодействия и сотрудничества родителей и учителя, предупредить факты недопонимания , урегулировать взаимоотношения сторон...

Родительское собрание-диспут во 2 классе «Дети глазами родителей, родители глазами детей»

Задачи собрания:1. Формировать у ребят уважительное отношение к своему дому, семье и культуру взаимоотношений родителей и детей.2. Способствовать сближению взрослых и детей, формирование положительных...