"Скоро в школу. Готов ли ваш ребёнок к обучению?"
материал на тему
Дать практические рекомендации родителям по подготовке ребёнка к школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
byt_gotovym_k_shkole.doc | 63 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Скоро в школу. Готов ли ваш ребёнок к обучению в школе?».
Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».
Венгер Л.А.
Цель: Актуализировать знания родителей по проблеме психологической готовности к школе.
Задачи собрания: Обсудить с родителями проблему психологической готовности к школьному обучению. Создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс подготовки ребенка к школе. Дать практические рекомендации по подготовке ребёнка к школе. Формирование активной педагогической позиции родителей. Вооружение родителей психолого-педагогическими знаниями и умениями. Развивать интерес родителей к педагогической и психологической литературе.
Форма проведения: групповая беседа с элементами дискуссии
Добрый день, уважаемые родители! Сегодня Вы пришли на первую встречу со школой, порог которой переступят в сентябре ваши малыши. Меня зовут …, я ваш учитель первого класса. (Родители представляют друг друга) .Совсем скоро в жизни вашей семьи наступит ответственный момент - ваш малыш сделает новый шаг по лестнице жизни. Всем Вам, конечно, хочется, чтобы он поднимался по ней спокойно и уверенно. Наша общая задача состоит в том, чтобы трудности, которые встретятся на пути наших детей, были преодолимыми. Вместе с Вами мы будем помогать детям учиться, радоваться общим успехам, помогать преодолевать трудности. С недавних времен наши первоклашки стали на год моложе: теперь обучение начинается не с 7, а с 6 лет и 6 месяцев. Именно столько им должно быть на 1 сентября 2013 года и это одно из первых условий приема детей в школу. Учёные говорят, что за первые 5 лет жизни человек получает большую часть все жизненной информации. И оттого, что узнает от нас маленький человек, чему научится, будет зависеть то, каким он станет. Первый год учёбы в школе имеет большое значение. От него во многом зависит, как будет учиться ребёнок в дальнейшем. Первый класс - это серьёзное испытание как для ребёнка, так и для родителей.
Времена, когда ребенок мог пойти учиться в школу абсолютно неподготовленным, давно остались в прошлом.
Сейчас поступать в первый класс без предварительной подготовки не только не принято, но и можно сказать даже неприлично. Да и требования к будущим первоклассникам давно изменились. Теперь дошкольник должен уметь читать и считать. Это как минимум. Сегодня свои требования для дошколят выдвигают как специализированные школы с каким-либо уклоном, так и вполне рядовые школьные заведения.
Для того, чтобы Ваш ребенок чувствовал себя в первом классе уверенно, а учеба давалась ему наиболее легко, будущему школьнику еще до поступления в школу необходимо освоить целый ряд умений и навыков. Помочь детям овладеть ими могут, в первую очередь, конечно же, родители, а также педагоги, которые преподают на специальных курсах подготовки к начальной школе.
К школе готов?
В каком возрасте надо начинать подготовку к школе? Начинать это дело ни в коем случае нельзя слишком рано. Но в то же время нельзя начинать подготовку и слишком поздно. Чтобы этого не случилось, озаботиться вопросом готовности Вашего ребёнка к школе надо примерно в возрасте 5 - 6 лет. Психологи советуют: начинать заниматься подготовкой к первому классу лучше всего за год или два года до поступления в школу. К этому времени родители должны определиться и выбрать один из вариантов "трудоустройства" своего дошколенка.
От того, насколько правильно будет сделан выбор, зависит то, насколько подготовленным Ваш ребенок пойдет в школу и будет ли ему там легко.
Готовность номер один
Неплохо, если к первому классу Ваш ребенок будет знать азы счета и уметь читать. Однако в понятие "готовность к школе" психологи вкладывают не только это. Специалисты выделяют несколько критериев готовности детей к обучению в школе.
- Интеллектуальная готовность.
Она проявляется в способности ребенка концентрировать внимание, в умении строить логические связи, устанавливать связи между явлениями и событиями, а также в достаточном развитии памяти и мелкой моторики. Последнее является основным показателем готовности ребенка к усвоению письма, чтения, правильной речи и интеллекта в целом.
2. Эмоциональная готовность
Об эмоциональной готовности можно говорить, когда у ребенка ослабевают импульсивные реакции, на смену которым приходит произвольное поведение и появляется мотивация к обучению. Помимо этого, эмоциональная готовность к школе означает, что ребенок уже научился управляться своими эмоциями и приобрел важное умение сосредотачиваться.
3. Социальная готовность
В это понятие входит потребность ребенка в общении, способность принимать роль ученика и умение слушать, а также способность к обучению и умение подчиняться правилам, принятым в коллективе.
Все эти критерии готовности детей к обучению в школе необходимы детям для успешного начала обучения в школе. Замечено, что интеллектуальная, эмоциональная и социальная готовность ребенка к школе наступает приблизительно в возрасте 6,5-7 лет. Вот почему не стоит спешить отдавать в школу малыша более раннего возраста.
Многие родители сейчас обеспокоены тем: " Чему и как учить ребёнка?" Ответ прост:
- первое и главное - умению слышать и слушать;
- заниматься общим развитием ребенка, а не учить его считать до 100 и более,
- развивать мелкую моторику рук, обратите внимание рук, а не руки. Рабочими должны быть обе руки.
Дети должны знать:
- Название нашей страны и её столицы;
- Название родного города, свой адрес.
- Назови свои фамилию, имя, отчество.
- Назови фамилию, имя, отчество папы, мамы.
- Ты девочка или мальчик? Кем ты будешь, когда вырастешь – тетей или дядей?
- У тебя есть брат, сестра? Кто старше?
- Сколько тебе лет? А сколько будет через год? Через два года?
- Сейчас утро или вечер (день или утро)?
- Когда ты завтракаешь – вечером или утром? Когда ты обедаешь – утром или днем?
- Что бывает раньше – обед или ужин?
- Где ты живешь? Назови свой домашний адрес.
- Кем работает твой папа, твоя мама?
- Ты любишь рисовать? Какого цвета эта лента ( платье, карандаш)
- Какое сейчас время года – зима, весна, лето или осень? Почему ты так считаешь?
- Когда можно кататься на санках – зимой или летом?
- Почему снег бывает зимой, а не летом?
- Что делает почтальон, врач, учитель?
- Зачем в школе нужна парта, звонок?
- Ты хочешь пойти в школу?
- Покажи свой правый глаз, левое ухо. Для чего нужны глаза, уши?
- Каких животных ты знаешь?
- Каких птиц ты знаешь?
- Кто больше – корова или коза? Птица или пчела? У кого больше лап: у петуха или у собаки?
- Что надо сделать если сломал чужую вещь?
Дети должны иметь представление:
- о всенародных праздниках;
- о труде людей в городе и сельской местности.
- иметь представление о сезонных изменениях в природе;
- определять состояние погоды: солнечно, пасмурно, ветрено, дождливо, выпал снег.
- называть части суток, дни недели, названия месяцев;
- иметь представление о домашних и диких животных;
- о перелетных и зимующих птицах;
- о лесных ягодах и грибах;
- об овощах и фруктах;
- о деревьях, кустарниках и цветах.
- знать название основных профессий и уметь объяснять, чем занимаются люди этих профессий.
- раскрашивать рисунки, не выходя за контуры.
- Дети должны уметь:
- соотносить цифры и числа;
- сравнивать, группировать, классифицировать предметы;
- составлять и решать самые простые задачи в одно действие на сложение и вычитание;
- называть материалы, из которых они изготовлены;
- сравнивать по длине, высоте, ширине;
- ориентироваться на листе бумаги;
- различать форму предметов;
- составлять из нескольких треугольников, четырехугольников фигуры большего размера;
- понимать значение понятий "вчера", "сегодня", "завтра";
- знать дни недели, их последовательность;
- уметь называть месяцы года.
- проводить прямые, не дрожащие линии;
- "видеть" строку и писать в ней;
- видеть клеточки и точно вести по ним рисунок.
- правильно произносить все звуки;
- употреблять в речи простые и сложные предложения;
- составлять небольшие рассказы о предмете, картине или по какой-либо теме;
- пересказывать рассказы близко к тексту;
рассказывать по памяти содержание сюжетной картинки;
- запоминать и рассказывать стихотворения, загадки, повторять дословно предложения, состоящие примерно из 10 слов;
- выполнять самостоятельно задания по предложенному образцу;
Помимо всего этого, будущий первоклассник должен знать свое имя и фамилию, имя и отчество своих родителей, свой домашний адрес. Хорошо бы, если к школе дошкольник мог уже определять время по часам и знал бы основные правила дорожного движения.
Также дети должны уметь:
- прямо и твердо ходить, бегать, прыгать;
- точно ловить и кидать мяч;
- работать с пластилином, бумагой и картоном;
- на протяжении некоторого времени носить не очень легкие вещи, большие предметы;
- застегивать пуговицы, завязывать шнурки.
- должны уметь рассказывать о своей семье.
Детям, которые не умеют и не знают выше перечисленное, еще рано идти в школу. А если такой ребенок попадает в школу, то он плохо усваивает программу, успеваемость его снижается, нарушается психика ребенка. Поэтому вы должны быть уверены, что ваш ребенок готов идти в школу.
Сейчас я назову "портрет" первоклассника, неготового к школе. Пусть эти моменты заставят Вас задуматься:
- чрезмерная игривость;
- недостаточная самостоятельность;
- импульсивность, бесконтрольность поведения, гиперактивность;
- неумение общаться со сверстниками;
- неумение сосредоточиться на задании, трудность восприятия словесной или иной инструкции;
- низкий уровень знаний об окружающем мире, неумение сделать обобщение, классификацию, выделить сходство, различие;
- плохое развитие тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координаций (неумение выполнять различные графические задания, манипулировать мелкими предметами);
- недостаточное развитие произвольной памяти;
- задержка речевого развития (это может быть и неправильное произношение, и бедный словарный запас, и неумение выразить свои мысли и т. п.).
Основной формой организации обучения остается урок, но урок особый, его длительность 35 минут в 1 четверти, 40 минут со 2 четверти. Только хотелось отметить, что это не игра, а урок. В 1 четверти количество уроков - 3 и экскурсии по предметам, а со второй четверти - по 4 урока.
Обучение ведется без отметок. Оценка не нужна для этого возраста. Обучение без отметок постепенно вселяет веру в свои силы у каждого малыша.
Уроки в начальной школе начинается в 9.00.
Трудности, которые могут возникнуть у первоклассников.
- В первые дни, недели посещения школы снижается сопротивляемость организма, могут нарушаться сон, аппетит, повышается температура.
- Первоклассники отвлекаются, быстро утомляются, возбудимы, эмоциональны, впечатлительны.
- Поведение нередко отличается неорганизованностью, несобранностью, недисциплинированностью.
В будущем году обучение будет осуществляться по УМК "Школа России"
Комплект учебников (показать)
Советы родителям:
- Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у будущего первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними до школы.
- Не заучивайте азбуку наизусть, а так делают, к сожалению. Не читайте по пять раз одно и то же. Выучите все буквы и поищите книги с кратким текстом. Развесьте слова в комнате и научите их узнавать. Потом прочитайте книгу вместе с ребёнком (две книжечки за неделю - достаточно).
- Выпишите или покупайте детские журналы и разгадывайте ребусы, кроссворды, находите различия в картинках и сходство. Это позволит освоить сравнение в математике. Отгадывание ребусов даст целостность, тут как бы стыковка математики и русского языка. И в них есть слова,
знакомые в обиходе, но непонятные по отношению к листу бумаги (это слова "за", "над", "под")”.
- Формируйте у будущего школьника ряд простых и сложных привычек: здороваться или прощаться, благодарить за оказанную помощь или услугу; вежливо обращаться к другому.
- Приучайте детей к самообслуживанию : собрать портфель, завязать шнурки, надеть спортивный костюм, убрать за собой в столовой, ведь в школе придется многое делать самому, да еще в условиях ограниченного переменой времени.
- Составьте вместе с будущим первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.
- С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появится человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение ребенка о своем педагоге.
Прием в школу согласно нормативным документам Министерства образования начинается 1 апреля. Мы ждем вас с ксерокопией свидетельства о рождении, ксерокопией вашего удостоверения личности.
Медицинскую справку вы принесете в школу после прохождения медосмотра.
Совсем скоро в жизни вашего малыша наступит очень сложный период, он станет школьником. И очень - очень многое в этот период будет зависеть от вас, вашего терпения, организованности и родительской любви. Ну, а пока у вас ещё есть время, все в ваших руках.
Помните! Ребенок- самая большая ценность в вашей жизни. Стремитесь понять и узнать его, относитесь к нему с уважением, придерживайтесь наиболее прогрессивных методов воспитания и постоянной линии поведения.
- Учитель знакомит с программой, учебниками для 1 класса,с режимом школы;- Идет разговор о школьной форме;- Родители заполняют анкеты.
Советы родителям первоклассников. Несколько коротких правил
Показывайте ребенку, что его любят таким, каков он есть, а не его достижения.
Нельзя никогда (даже в сердцах) говорить ребенку, что он хуже других, не сравнивайте его с другими детьми.
Следует по возможности честно и терпеливо отвечать на любые вопросы ребенка.
Старайтесь каждый день находить время, чтобы побыть наедине со своим ребенком.
Учите ребенка свободно и непринужденно общаться не только со своими сверстниками, но и со взрослыми.
Не стесняйтесь подчеркивать, что вы им гордитесь.
Будьте честны в оценках своих чувств к ребенку.
Всегда говорите ребенку правду, даже когда вам это невыгодно.
Оценивайте только поступки, а не самого ребенка.
Не добивайтесь успеха силой. Принуждение есть худший вариант нравственного воспитания. Принуждение в семье создает атмосферу разрушения личности ребенка.
Признавайте права ребенка на ошибки.
Думайте о детском банке счастливых воспоминаний.
Ребенок относится к себе так, как относятся к нему взрослые.
И вообще, хоть иногда ставьте себя на место своего ребенка, и тогда будет понятнее, как вести себя с ним.
Правила поведения взрослых:
- только сообща, все вместе, мы преодолеем все трудности в воспитании у учебе детей.
- никогда не сравнивайте своего ребенка с другим! Нет кого-то или чего-то лучше или хуже.
Есть ДРУГОЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Готов ли ваш ребёнок к школе?
Выступление учителя на родительском собрании в детском саду. Одна из основных родительских забот – это подготовка ребёнка к школе. Кажется , что если упустишь время, не сделаешь всё необходимо...
Родительское собрание для будущих родителей первоклассников. Тема: «Скоро в школу. Психологическая готовность к школьному обучению. Как помочь ребёнку подготовиться к началу школьного обучения»
Задачи данного родительского собрания: Обсудить с родителями проблему психологической готовности к школьному обучению.Создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс п...
Памятка "Готов ли ваш ребёнок к школе?"
Уровень развития речи– один из самых важных критериев готовности ребенка к обучению в школе. Речь является основой, на которой строится вся учебная деятельность.В памятке содержатся основные тре...
Родительское собрание "Готов ли ваш ребёнок к школе?"
Советы педагога и психолога по подготовке детей к школе...
20.11.12г. Готов ли ваш ребёнок к школе
В статье рассказывается о социально- психологической готовности ребёнка к школе, на что обратить внимание при подготовке к школе и какие требования может предъявить школа....
Родительское собрание "Готов ли мой ребёнок к школе"
Данное родительское собрание проводится в конце мая, после завершения детьми "Школы будущих первоклассников"...
Первый год обучения в школе. Готов ли Ваш ребёнок стать первоклассником?
Данный материал поможет родителям будущих первоклассников....