Воспитание сознательной дисциплины
материал (3 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Родительское собрание
3 КЛАСС
Тема: «Воспитание сознательной дисциплины».
Цель: познакомить родителей с методами воспитания у младших школьников сознательной дисциплины.
План проведения:
- Сообщение темы собрания;
- Этап «Выбор ассоциаций», работа с родителями;
- Этап «Осмысление». Вступительное слово учителя;
- Этап «Составление кластера»;
- Подведение итогов.
ХОД ПРОВЕДЕНИЯ.
- Сообщение темы собрания.
- «Вызов ассоциаций». Родители называют ассоциации, которые возникают у них в связи со словом «дисциплина». Предложенные ассоциации записываю в столбик на доске
- «Осмысление». Вступительное слово учителя.
В «Словаре русского языка» С.И.Ожегова записано: «Дисциплина- …обязательное для всех членов какого-нибудь коллектива подчинение установленному порядку, правилам». Соответственно дисциплинированный- это человек, подчиняющийся дисциплине, соблюдающий порядок, воспитанный.
Если обратиться за разъяснением смысла данного понятия к мнению авторов «Энциклопедического словаря», то можно прочитать, что дисциплина- это «определённый порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе нормам права и морали, а также требованиям той или иной организации».
Интересна и другая точка зрения американского психиатра Росса Кэмпбелла, который считает, что «в области воспитания детей дисциплина- это тренировка ума и характера ребёнка , чтобы он стал самостоятельным, умеющим владеть собой, достойным и конструктивным членом общества».
Что же включает в себя дисциплина? Что её формирует? На эти вопросы мы будем вместе искать и находить ответы.
- Этап «Составление кластера».
-Давайте поразмышляем над тем, что же такое дисциплина, что она в себя включает.
( На доске записываю слово «Дисциплина», ключевые слова из выступлений родителей по обсуждению данной проблемы, сообщения учителя).
На доске составляется кластер следующего содержания:
1.Любовь близких. 3. Поощрение.
1.1.Обеспечение возможности
учиться.
1.2.Эмоциональная
уравновешенность. Дисциплина
1.3.Применр взрослых. 4. Наказание.
1.4.Обучение, просвещение.
1.5.Жизненый опыт.
1.6.Моделирование ситуации.
1.7.Умение слушать и
понимать ребёнка. 2. Просьбы устные и письменные.
Любовь близких.
По моему мнению это связано с тем, что:
а)родители первыми знакомят своих детей с нормами и правилами поведения дома, на улице, в общественных местах и т.д.;
б) имея свой жизненный опыт, отец и мать организуют просветительскую работу с детьми для того, чтобы их сын или дочь имели отчётливые представления, что такое хорошо и что такое плохо;
в) родители обеспечивают ребёнку возможность учиться;
г) их пример (положительный или отрицательный) влияет на формирование жизненного опыта детей;
д) при помощи родителей моделируются ситуации поведения детей в различных местах;
е) обладая умением слушать, слышать и понимать ребёнка, любящие и эмоционально уравновешенные родители создают благоприятную среду для нравственного развития сына или дочери, для формирования у ребёнка доброго и заботливого отношения к людям.
Отсюда следует вывод: если у вас полная семья, хорошие супружеские отношения, и ребёнок чувствует любовь близких, то можно предположить, что он будет добрым, отзывчивым, дисциплинированным, умеющим и желающим совершать высоконравственные поступки.
Просьбы.
-Подумайте о том, как взрослый должен правильно попросить сына или дочь, чтобы ребёнок выполнил эту просьбу.
Правила:
- Обращайтесь к ребёнку с просьбой вежливо, исключайте командный тон.
- Старайтесь вызвать у ребёнка ответственное отношение к выполнению вашей просьбы.
- Обращаясь с просьбой, давайте ребёнку инструкцию выполнения.
- Не просите ребёнка выполнить то, что ему сделать не по силам. Сначала научите.
- Не забывайте выразить родительскую признательность за выполненную просьбу.
Поощрение.
Поощрение- это проявление положительной оценки поведения ребёнка. «Я очень довольна твоими успехами»,- говорит мама дочке. «Мне нравится твоя сила воли»,- замечает отец в беседе с сыном. Все эти оценочные суждения направлены на то, чтобы поддержать позитивное поведение ребёнка. Такие оценки вызывают у детей чувство удовлетворения, а у тех, кто не заслужил поощрения, возникает желание пережить в следующий раз подобное чувство. В этом и заключается основной психолого-педагогический смысл влияния поощрения на личность ребёнка, на формирование его характера. Важно «вызвать» чувство удовлетворения, чтобы всё, что связано с исполнением норм и правил высоконравственного поведения, сопровождалось положительными переживаниями. Существует много способов выразить ребёнку свою положительную оценку. Это и ласковый взгляд, и поощрительный лёгкий кивок головы, и одобряющий жест, и доброе слово, и похвала…
Многообразие форм и методов поощрения позволяет родителям не повторяться при их выборе. Это очень важно, так как адаптационные механизмы привыкания к часто повторяющимся воспитательным приёмам и методам снижают эффективность их влияния на процесс развития личности ребёнка.
Наказание.
Наказание- это отрицательная оценка поведения ребёнка в случае нарушения им норм нравственности. Педагогический смысл наказания заключается в пробуждении угрызений совести, чувства неудовлетворённости своим поведением, что должно сопровождать всякое нарушение этических норм и правил. Аналогично поощрению существует немало способов демонстрации взрослыми своего отрицательного отношения к проступкам сына или дочери холодный взгляд, нахмуренные брови. «Не ожидала от тебя»,- грустно говорит мама, и для ребёнка это уже является наказанием, ибо из уст самого родного человека прозвучала отрицательная оценка его поведения.
Но надо помнить, чем больше родители используют такие авторитарные методы воздействия, как приказы, нагоняи, ворчание, придирки, крик, брань, тем меньше это всё оказывает влияние на поведение их детей. Если вдобавок взрослые ещё и разгневаны, раздражены, настроены враждебно или вовсе впадают в истерику, то не следует ожидать положительного результата.
Определить необходимое наказание и его меру очень трудно. Оно должно соответствовать проступку. Ребёнок очень чувствителен к справедливости наказания. Если родители уверены в целесообразности наказания, то всё равно нужно проявлять гибкость и дипломатичность. Пожалуйста, помните следующее:
- Вы можете ошибаться.
- Имейте мужество извиниться перед ребёнком, если наказали его незаслуженно.
- Контролируйте поведение ребёнка, старайтесь предупредить возможные отрицательные поступки.
5.Подведение итогов.
6.Выполнение домашнего задания.
7. Итоги 1 четверти.
8. Организация питания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ВОСПИТАНИЕ СОЗНАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Цели:- рассмотреть значение игры в коррекции поведения недисциплинированных детей;- дать рекомендации родителям по воспитанию правдивости у ребенка;-...
Воспитание сознательной дисциплины школьников
Исследовательская работа, направленная на поиск путей в воспитании сознательной дисциплины школьников....
Родительское собрание. Тема: «Воспитание сознательной дисциплины». Родительское собрание. Разработка на тему "Воспитание сознательной дисциплины"Презентация к родительскому собранию "Воспитание сознательной дисциплины"
Родительское собрагние-разработка. Презентация создана к собранию "Воспитание сознательной дисциплины" Содержание: название темы родительского собрания; кластер (графическая организа...
ВОСПИТАНИЕ СОЗНАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ У СВОИХ ДЕТЕЙ НА ПРИМЕРЕ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
КАК СОБСТВЕННЫМ ПРИМЕРОМ СПОСОБСТВОВАТЬ ВОСПИТАНИЮ СОЗНАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ У СВОИХ ДЕТЕЙ НА ПРИМЕРЕ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ....
Лекторий для родителей. Тема:"Воспитание сознательной дисциплины младших школьников"
Лекторий для родителей . Круглый стол. Родители поделились своими методами и приемами в воспитании сознательной дисциплины....
Презентация "Воспитание сознательной дисциплины".
Краткое содержание лектория для родителей....
Презентация: "Воспитание сознательной дисциплины"
Лектории для родителей...