Тематическое родительское собрание на тему : "Поощрение и наказание в семье".
презентация к уроку (2 класс) на тему
Вопрос поощрения и наказания в семье, является особо острой. Цель доклада - донести до сознания родителей, что жестокое обращение с детьми , недопустимо, что похвала и одобрение имеет более сильное педагогическое воздействие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rod.sob_.pooshchr.i_nakaz.doc | 79 КБ |
tematicheskoe_roditelskoe_sobranie.pptx | 1.42 МБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ СКОШ № 869
Тематическое родительское собрание:
«Поощрение и наказание в семье».
Учитель начальных классов: Горшенина С.А.
Москва.
Цели:
- Помочь родителям овладеть культурой воспитания; помочь разрешить проблему взаимоотношений родителей и детей.
- Донести до сознания родителей, что жестокое обращение с детьми недопустимо; что лучше лишний раз похвалить ребёнка, чем его наказать; что наказание и поощрение не должны идти во вред ребёнку.
- Развивать педагогическое мышление и такт родителей; умение прислушиваться к мнению своих детей.
Подготовительная часть.
Провести анкетирование учащихся и их родителей; обработать итоги.
Составить «Памятку строгим родителям», напечатать для всех родителей.
Подготовить с учащимися инсценировку стихотворения О. В Гребнёвой «Родительское собрание на лесной поляне».
Основная часть.
Всё начинается с семьи.
Призывный крик ребёнка в колыбели,
И мудрой старости докучливые стрелы-
Всё начинается с семьи.
Умение прощать любить и ненавидеть,
Умение страдать и сложность жизни видеть.
Всё начинается с семьи.
Опять вставать, идти и ошибаться,
И так всю жизнь и только не сдаваться.
Все начинается с семьи.
Учитель: Добрый вечер дорогие родители. Благодарю вас, что вы нашли время и пришли на собрание.
Давно уже изгнана розга из сферы общественного воспитания. «Применение в школе мер физического воздействия к учащимся не допускается», - записано в Уставе общеобразовательной школы. Но не секрет, что во многих семьях «воспитательные розги» всё ещё сохраняются. И сегодня можно встретить родителей, которые не только бьют своих детей, но и пытаются «теоретически обосновать» необходимость физического наказания.
Вопрос о поощрениях и наказаниях ребёнка, представляется крайне важным, их можно рассматривать как контролирующую фразу в воспитательной стратегии семьи.
Легко представить себе реакцию большинства мам и пап, если кто-то чужой – сосед, няня или ещё кто-то – попытается ударить вашего ребёнка или как-то обидеть его...
При этом многие родители способны поднять руку на своих детей.
В своих анкетах некоторые дети указывают, что их бьют родители. Почему? Возможно, кто-то считает, что будто без ремня ничего хорошего из ребёнка выйти не может. Есть три причины, по которым родители бьют своих детей.
Многих из них в детстве били (25% родителей ответили положительно). Они рассуждают: « Нельзя спускать, разбалуется , совсем от рук отобьётся».
Вторая причина подлинных несчастий детей – наша несдержанность, срывы, которые бывают вызваны не промахами ребят, а посторонними причинами. Вот слова одного мальчика: «Родители приходят домой злые, начинают ругаться между собой, а когда им это надоедает, набрасываются на меня и всегда выискивают, за что наказать». Не вымещайте на ребёнке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб, ибо что посеешь, то и взойдёт.
А ещё бьют от пустоты, от гулкой пустоты внутри себя. Бьют потому, что по-другому разговаривать не умеют с детьми. Слов не знают, не находят нужных.
Все знают: бить детей очень вредно. И по медицинским показаниям тоже. По голове – это просто преступление, вряд ли кто-то из бьющих родителей не желает видеть своё чадо умным. По рукам врачи категорически запрещают, так как здесь много нервных окончаний, связанных с самыми различными органами. Удар по лицу самый унизительный, он никогда не забывается и никогда не будет прощён.
Но дело не только в медицинских противопоказаниях. Смелые и благородные люди вырастают чаще всего из небитых детей. Понимаю, что рискованное утверждение. И всё-таки лишь человек, который не ждёт удара, может быть смел не только с подчинёнными, может быть смел в идеях, планах, может разговаривать с людьми, не втягивая инстинктивно голову в плечи. Неправда, что небитый ребёнок не готов к превратностям судьбы, которая, как известно, бывает и бьёт. Удары судьбы для него несправедливость, с которой можно побороться, которую нужно преодолеть, небитый не воспримет их покорно, как должное, привычное.
Никогда не бейте своих детей! Ибо жестокость порождает зло, трусость, лицемерие, страх.
Проведённые специалистами исследования показывают, что телесные наказания причиняют вред ребёнку и практически не приносят никакой пользы. Подобная мера воздействия действует только в течение короткого времени – оно, возможно, и разряжает обстановку, но не улучшает поведение ребёнка вообще. Чаще всего оно приводит к противоположным результатам: ребёнок чувствует себя униженным и, «отбыв» наказание, возвращается к прежнему поведению. Систематические физические наказания вырабатывают у ребёнка своего рода «иммунитет», и побои перестают приводить его «в норму».
Многие родители не наказывают детей физически, но почему-то забывают, что грубое слово может ранить душу ребёнка намного больше, чем ремень. К несчастью, с грубым, нечутким отношением взрослых к детям мы сталкиваемся в очень многих семьях. Это обстоятельство волнует не только нас, педагогов, но и врачей-психиатров. Почему же родители, очень оберегая детей от инфекционных, простудных заболеваний, так жестоко относятся к состоянию их нервной системы?
Пожалуй, чаще всего дело не только в том, что взрослые не осознают вреда, который их грубость наносит здоровью и воспитанию характера детей, но и в том, что у них не хватает выдержки, а потому бестактное, оскорбительное слово становится безобразной привычной манерой учить детей уму-разуму.
Грубые слова и бесконечные окрики плохо воспитывают. Задевая самолюбие, унижая человеческое достоинство, они только усложняют отношение взрослых и детей в семье, вызывают ответную грубость, внутреннее сопротивление требованием старших, а значит, и новые конфликты, которые ещё больше расшатывают нервную систему и детей и взрослых, омрачают жизнь и тех и других.
Но что же делать?
Вот такие советы, мне кажется, будут полезны каждой семье, где хотят покончить с оскорбительными криками, бранью.
Во-первых, попробуйте какое-то время не говорить с ребёнком сразу после поступка. У ребёнка будет возможность задуматься над своим поведением. У родителей пройдёт вспышка гнева, и разговор примет уже совсем другой, действительно воспитывающий характер.
Второй совет. Умейте выбрать место и время для серьёзного разговора. Не оставляют в душе нужного следа разговоры на ходу и у порога.
В-третьих, замечания детям в присутствии их товарищей никогда не оказывают желанного педагогического воздействия.
В-четвёртых, никогда не давайте характеристику ребёнку, лучше дайте оценку его поступку. Вместо того, чтобы сказать : «ты плохой», лучше произнести: «ты поступил плохо».
И вообще всегда ли за проступок нужно бранить, делать резкое замечание? Ведь способы выражения недовольства могут быть разнообразными, и дети лучше воспринимают те из них, где взрослые проявляют больше такта.
А теперь давайте послушаем, что говорят об этом на «лесной поляне»
Стихотворение О. В. Гребнёвой «Родительское собрание на лесной поляне».
Как-то осенью по лесу прокатилась вдруг молва:
На поляне ровно в 8 собирает всех Сова.
Побросав дела и деток, не закончив сбор грибов,
Кто пошёл, кто полетел на тревожный этот зов.
Ты не ведаешь, кума , чем встревожена сова?
Может, твой Лисёнок снова в школе мучает Косого
- Ой не говори Енот, он и дома сущий чёрт.
- Волк, дружище, твой сынок не срывал Сове урок?
- Я не знаю, может быть, он ведь так умеет выть.
-А скажи-ка мне, Медведь , твой сынок ведь любит петь?
-Может, он Совы терпенье испытал «прекрасным» пеньем?
-Не могу сказать соседка, я Мишутку вижу редко.
Нацепив очки на нос, задала Сова вопрос.
Поднимите, звери, лапы, кто не бил детишек папы?
Зашумела тут толпа:
- Что за глупости сова?
-Я Лисёнка лишь вчера дома за уши драла.
-Про Медведей говорят, он на ухо глуховат
Я за шалости сыночка приласкаю лишь пруточком.
Папа-заяц на пеньке, хрумкая морковку,
Важно с пафосом изрёк:
Я же против порки!
Я косых своих детей лапою не трону,
По дороге каждый день им внушаю строго:
Не ходите «на ушах» не грызите двери.
И хвосты своих друзей вы не суйте в щели.
Протрещала тут сорока.
- Я в беде не одинока.
Моим детям каждый день
Коль трещат они помногу-
Я ремень беру в подмогу.
Зашумела вновь толпа,
Кто был «против», кто был «за».
Долго не могла Сова донести до них слова:
Сова: Я прошу вас, звери-мамы, а в особенности – папы,
Прекратить в своей семье воспитанье «на ремне».
Ваши дети так привыкли к выволочкам за проступки,
Что от нас учителей, ждут таких же вот вещей.
Как не бить!- сказал Енот.
Да, да, да!- тут вторил Крот.
Ну, а мне,- всплакнула Белка,-
Делать что с моей пострелкой?
Как накрасится румяной, подведёт себе глаза
И порхает по поляне, где танцует до утра.
Тут родительские страсти накалились докрасна.
Не в Совиной было власти прекратить их голоса.
Сова: Нерешённая проблема о битье и не битье
Стать, должна, несовременной
Если мир царит в семье.
Получается, что детей наказывать нельзя. Или всё таки можно, а иногда даже и нужно?
Ситуации:
1 Мальчик играл и разбил нечаянно дорогую чашку. Никто не видел и мальчик выбросил осколки. Вечером мама обнаружила пропажу.
2 Ваш ребёнок пригласил в ваше отсутствие друзей. Играли они очень шумно и навели беспорядок. Вечером дети ушли домой, а ваш ребёнок не успел убрать в квартире до вашего прихода.
3 Два брата постоянно ссорятся между собой. Очередная разборка опять окончилась дракой. Вам это уже надоело, надо что-то делать.
4 Дочь постоянно приносит из школы плохие отметки и замечания. Как быть?
Родители делают выводы, как и за что можно наказывать детей.
-Подбирать наказания в соответствии с поведением ребёнка.
-Быть последовательными в своих наказаниях.
-Нельзя наказывать физическими упражнениями или трудом.
-За один проступок достаточно одного наказания.
-Перед вынесением «приговора» не забывать о сроке давности. Запоздалое наказание возвращает ребёнка к прежним ошибкам, тем самым не позволяя ему стать лучше.
-Если ребёнок кроме своего проступка сделал что-то хорошее, то лучше отменить наказание.
-Нельзя наказывать за незнания и неумения, надо ребёнку помочь.
-Прежде чем наказать ребёнка за плохую отметку, надо разобраться за что он её получил, скорее всего, ребёнку нужна ваша помощь, а не наказание.
-Никогда не наказываете ребёнка сгоряча или просто, потому что у вас плохое настроение.
- Нельзя наказывать и ругать ребёнка:
когда он болен, плохо себя чувствует или ещё не набрался сил после перенесённой болезни. В этот период детская психика особенно уязвима, а реакция непредсказуемы;
-Ребенок не должен бояться наказания. Он должен знать, что в определенных случаях наказание неотвратимо. Не наказания он должен бояться, не гнева даже, а огорчения родителей. Если отношения с ребенком нормальны, то их огорчение для него – наказание.
- Не унижайте ребенка. Какой бы была его вина, наказание не должно восприниматься им как торжество вашей силы над его слабостью и как унижение человеческого достоинства. Если ребенок особо самолюбив или считает, что именно в данном случае он прав, а вы несправедливы, наказание вызывает у него отрицательную реакцию.
-Если ребенок наказан, значит, он уже прощен. О прежних его проступках – больше ни слова.
Итак, мы разобрались с требованиями, которые важны при использовании наказания.
Очень часто родители забывают о том, что ребёнка надо ещё и поощрять. Старайтесь хвалить детей как можно чаще. Мы и сами порой не подозреваем, насколько глубоко сидят в нашем сознании и подсознании слова взрослого человека, его выражения и даже интонация. Только похвала укрепляет в ребёнке уверенность в себе, помогает проявляться всему самому лучшему, что только есть в нём!
Хвалите детей за хорошее поведение подобно тому, как вы указываете на их ошибки и отрицательное поведение. Поощрение закрепляет в их сознании представление о правильном действии.
Старайтесь похвалить ребёнка за любое изменение к лучшему в его поведении, даже если оно весьма незначительно. Помните, что достаточно часто прибегая к поощрению, вы способствуете развитию у ребёнка уверенности в себе.
Чаще говорите добрые ласковые слова, утешайте, просто улыбайтесь – это делает жизнь намного приятнее и снимает стресс. Не даром русская пословица гласит «Прекрасны те уста, которые часто произносят добрые слова».
Выбор за вами, дорогие родители. Ведь никто не знает вашего ребёнка лучше вас. Но помните:
Поощрения и наказания не должны идти во вред ребёнку.
Конечно, воспитывать ребёнка – нелёгкое дело. Мифы об ангельских чистых и кротких созданиях далеко не соответствуют действительности. Дети – не ангелы. Но это маленькие человеческие существа, и поэтому из всех трудных ситуаций, в которые дети нередко ставят своих родителей, можно и нужно стараться выйти с уважением к их человеческому достоинству, без применения физических наказаний или словесных оскорблений.
А теперь давайте проведем тест “Какой вы родитель?”.
Отметьте те фразы, | Баллы |
Сколько раз тебе повторять? | 2 |
Посоветуй мне, пожалуйста. | 0 |
Не знаю, что бы я без тебя делала. | 1 |
И в кого ты только такой уродился?! | 2 |
Какие у тебя замечательные друзья! | 1 |
Ну, на кого ты похож(а)? | 2 |
Я в твое время! | 2 |
Ты моя опора и помощник(ца)! | 1 |
Ну, что за друзья у тебя? | 2 |
О чем ты только думаешь? | 2 |
Какая ты у меня умница! | 1 |
А как ты считаешь, сынок (доченька)? | 1 |
У всех дети как дети, а ты … | 0 |
Какой ты у меня сообразительный! | 1 |
Подсчитайте общее количество баллов.
5-6 – вы живете с ребенком душа в душу. Он искренне любит и уважает вас: ваши отношения способствуют становлению личности.
7-8 – свидетельствует о намечающихся сложностях в ваших отношениях с ребенком, непонимании его проблем, попытках перенести вину за недостатки его развития на самого ребенка.
9-10 – вы непоследовательны в общении с ребенком. Он уважает вас, хотя и не всегда с вами откровенен. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств.
Дети учатся тому, что они видят вокруг себя.
Если ребенок живет в атмосфере критики, он учится порицать.
Если ребенок живет в обстановке враждебности, он учится воевать.
Если ребенок живет в атмосфере страха, он учится бояться.
Если ребенок окружен жалостью, он учится жалеть самого себя.
Если ребенок окружен насмешками, он учится робеть.
Если ребенок окружен ревностью, он учится завидовать.
Если ребенок живет с чувством стыда, он учится чувствовать себя виноватым.
Если ребенок чувствует поощрение, он учится быть уверенным в себе.
Если ребенок живет в атмосфере терпимости, он учится быть терпимым.
Если ребенка хвалят, он учится быть благодарным.
Если ребенок живет в атмосфере любви, он учится любить.
Если ребенок чувствует одобрение окружающих, он учится любить себя.
Если вокруг ребенка все делятся друг с другом, он учится щедрости.
Если ребенок живет среди честных и справедливых людей, он поймет, что такое правда и справедливость.
Если ребенок живет с чувством безопасности, он учится верить в себя и в
окружающих».
А в какой атмосфере живет ваш ребенок?
Притча: Ведь это всего один час…
После нелегкого рабочего дня вернулся отец домой. Время было позднее, он измучился и устал, но обрадовался, увидев, что пятилетний сынишка ждет его на пороге дома.
– Пап, – поприветствовав отца, тихо проговорил малыш, – можешь ответить? Я ждал, чтобы спросить…
– Конечно, спрашивай! – воскликнул отец.
– Сколько денег ты получаешь?
– Да разве это твое дело?! Незачем тебе об этом знать!
Ребенок поднял на него грустные глаза.
– Я очень-очень прошу тебя, скажи, сколько ты зарабатываешь за один час?
– Ну, допустим, пятьсот. И что дальше? Тебе-то какая разница?
– Пожалуйста, папа, – очень серьезно промолвил ребенок, – займи мне триста рублей.
Отец вышел из себя и закричал на сына:
– Ты ведешь себя отвратительно! Я так устал, но вынужден стоять здесь и слушать твою пустую болтовню! Думаешь только об игрушках, дожидался меня лишь для того, чтобы выпросить денег на всякие глупости!
Опустив голову, мальчик скрылся за дверью детской. А отец, рассерженный и огорченный, так и стоял, прислонившись к стене. «Вот бессовестный, – думал он, – как же мой сын эгоистичен. Однако… Может, и я был не во всем прав?.. Я напрасно на него накричал, ведь обычно дитя никогда не просит у нас с матерью денег. Значит, ребенок обратился ко мне неспроста». Он тихонько зашел в комнату сына и сел возле детской кровати.
– Ты ещё не заснул, мой хороший? – шепнул он.
– Нет, я лежу и думаю…
– Не сердись на меня, сынок, я сегодня ужасно устал, поэтому и нагрубил тебе. Вот, возьми деньги и, пожалуйста, прости меня.
Малыш обнял отца за шею, его глазенки радостно засветились.
– Пап, спасибо, большое-большое спасибо!
Мальчик вытащил из кармана пижамы несколько скомканных банкнот и добавил к ним только что полученные купюры. Отец снова начал ворчать:
– У тебя, как оказалось, предостаточно денег, а ты жадничаешь и выпрашиваешь еще.
– Нет, папочка, мне как раз этих трехсот не хватало. Вот теперь я собрал ровно столько, чтобы купить один, всего лишь один час твоего, папка, времени. Можно? Я очень прошу, приди завтра чуть раньше, чтобы мы сели ужинать все вместе: ты, мама и я…
Помните! Ваше внимание, любовь и ласка, дружеское участие и расположение могут сделать для вашего ребенка больше, чем самый дорогой подарок!
Раны унижения и издевательства не заживают годами, шрамы безразличия и игнорирования остаются на всю жизнь! Помните!
Приложение № 1.
Анкета для родителей.
1.Надо ли наказывать детей?
а) да; б) нет.
2.За что надо наказывать детей?
а) за плохое поведение;
б ) за невыполненное поручение;
в) за беспорядок в комнате;
г) за плохие отметки;
д) другое.
3.Надо ли наказывать за плохие отметки?
а) да; б) нет.
4.Как реагируете на плохие отметки:
а) никак;
б) беседуем;
в) наказываем;
г) помогаем исправить;
д) другое.
5.Часто ли хвалите своего ребёнка?
а) часто;
б) редко;
в) никогда.
6.Как вы поощряете своего ребёнка?
а) словами;
б) подарками;
в) деньгами;
г) развлечениями;
д) другое.
7.Наказывали ли вас в детстве?
а) да; б) нет; в) иногда.
Литература:
Бабкина О. Б. «Акулята пера» (родительское собрание в третьем классе)// ПедСовет – № 8 – М., 2001, с.4 – 6 .
Брюхова В. М. Школа и семья: от диалога к партнёрству// Классный руководитель - № 7 – М., 2007, с.113 – 129.
Буленкова Н. Семья – это любовь//Воспитание школьников - №1 – М., 2003, с.42 – 44.
Корецкая М. Л. Воспитание без насилия// Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 2006-2007 учебного года, диск №1.
Литарова Н., Аксюченко В. Противоречия в процессе сотрудничества учителя и родителей и основные пути их разрешения//Воспитание школьников - №1 – М,,2003, с.16-17.
Сергеева Л. И. Что такое педагогический такт и в чём он должен проявляться у родителей//Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 2006-2007 учебный год, диск №2.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели: - Помочь родителям овладеть культурой воспитания; помочь разрешить проблему взаимоотношений родителей и детей. - Донести до сознания родителей, что жестокое обращение с детьми недопустимо; что лучше лишний раз похвалить ребёнка, чем его наказать; что наказание и поощрение не должны идти во вред ребёнку. - Развивать педагогическое мышление и такт родителей; умение прислушиваться к мнению своих детей.
Всё начинается с семьи. Призывный крик ребёнка в колыбели, И мудрой старости докучливые стрелы- Всё начинается с семьи. Умение прощать любить и ненавидеть, Умение страдать и сложность жизни видеть. Всё начинается с семьи. Опять вставать, идти и ошибаться, И так всю жизнь и только не сдаваться. Все начинается с семьи.
Никогда не бейте своих детей! Ибо жестокость порождает зло, трусость, лицемерие, страх.
Но что же делать? Вот такие советы будут полезны каждой семье, где хотят покончить с оскорбительными криками, бранью.
О. В. Гребнёва «Родительское собрание на лесной поляне».
-Подбирать наказания в соответствии с поведением ребёнка. -Быть последовательными в своих наказаниях. -Нельзя наказывать физическими упражнениями или трудом. -За один проступок достаточно одного наказания. -Перед вынесением «приговора» не забывать о сроке давности. -Если ребёнок кроме своего проступка сделал что-то хорошее, то лучше отменить наказание. -Нельзя наказывать за незнания и неумения, надо ребёнку помочь. -Прежде чем наказать ребёнка за плохую отметку, надо разобраться за что он её получил, скорее всего, ребёнку нужна ваша помощь, а не наказание. -Никогда не наказываете ребёнка сгоряча или просто, потому что у вас плохое настроение.
- Нельзя наказывать и ругать ребёнка: когда он болен, плохо себя чувствует или ещё не набрался сил после перенесённой болезни. В этот период детская психика особенно уязвима, а реакция непредсказуемы; -Ребенок не должен бояться наказания. Он должен знать, что в определенных случаях наказание неотвратимо. - Не унижайте ребенка. Какой бы была его вина, наказание не должно восприниматься им как торжество вашей силы над его слабостью и как унижение человеческого достоинства. -Если ребенок наказан, значит, он уже прощен. О прежних его проступках – больше ни слова.
тест
Дети учатся тому, что они видят вокруг себя.
Притча: Ведь это всего один час…
Помните! Ваше внимание, любовь и ласка, дружеское участие и расположение могут сделать для вашего ребенка больше, чем самый дорогой подарок! Раны унижения и издевательства не заживают годами, шрамы безразличия и игнорирования остаются на всю жизнь! Помните!
Всех благодарю за сотрудничество!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание по теме "Поощрения и наказания в семье"
Данное родительское собрание проходило в 3 классе. На нем шло обсуждение вопросов поощрения и наказания в семьях детей. Перед собранием беседа проходила с детьми. Предлагались анкеты и памятки родител...
Родительское собрание на тему: «Поощрение и наказание в семье»
Родительское собрание на тему: «Поощрение и наказание в семье»...
Родительское собрание на тему "Поощрение и наказание в семье"
Цели и задачи: 1. Обсудить с родителями проблему поощрения и наказания ребенка в семье. 2. Формировать у родителей культуру поощрения и наказания ребенка в семье.3. Показать преимущес...
Родительское собрание на тему: « Поощрение и наказание в семье»
Уважаемые родители, нет никаких сомнений в том, что вы любите своих детей и желаете им добра. Но быть родителями - это радостный, но также и нап...
Родительское собрание по теме «Поощрение и наказание в семье».
Цели: формирование у родителей культуры поощрения и наказания. Задачи: обсудить проблему поощрения и наказания ребёнка в семье; определить значение этих методов воспитания; ...
Родительское собрание на тему: "Поощрение и наказание в семье"
Конспект родительского собрания на тему: "Поощрение и наказание в семье"памятки, анкеты...
Родительское собрание на тему "Поощрение и наказание в семье"
Дать родителям возможность задуматься над проблемами воспитания детей, посмотреть по-новому на использование различных видов наказаний и поощрений, переосмыслить их....