Что такое адаптация первоклассников к школе
статья (1 класс) на тему

Уважаемые родители, подходит к концу первый учебный год!
Каким он был для Вашего первоклассника? Оправдались ли Ваши надежды и ожидания. Сумел ли Ваш ребенок освоить роль ученика, адаптироваться к школьным условиям, завести новых друзей? Ведь от того, с каким «багажом» ученик закончит первый класс зависит его настрой на дальнейшую учебу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Что такое адаптация первоклассников к школе

Уважаемые родители, подходит к концу первый учебный год!

Каким он был для Вашего первоклассника? Оправдались ли Ваши надежды и ожидания. Сумел ли Ваш ребенок освоить роль ученика, адаптироваться к школьным условиям, завести новых друзей? Ведь от того, с каким «багажом» ученик закончит первый класс зависит его настрой на дальнейшую учебу.

Наиболее важным показателям успешности первоклассника является  достаточно быстрая адаптация к школе.

Каковы признаки успешной адаптации?

Во-первых, это удовлетворенность ребенка процессом обучения. Ему нравится в школе, он не испытывает неуверенности и страхов.

Такие дети адаптируется в течение первых двух месяцев обучения. Они относительно быстро вливаются в коллектив, осваиваются в школе, приобретают новых друзей. У них почти всегда хорошее настроение, они спокойны, доброжелательны, добросовестны и без видимого напряжения выполняют все требования учителя. Иногда у них все же отмечаются сложности либо в контактах с детьми, либо в отношениях с учителем, так как им еще трудно выполнять все требования правил поведения. Но к концу октября трудности этих детей, как правило, преодолеваются, ребенок полностью осваивается и с новым статусом ученика, и с новыми требованиями, и с новым режимом.

Второй признак - насколько легко ребенок справляется с программой. Сюда же можно отнеси и степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому.

Но самым важным, на наш взгляд, признаком того, что ребенок полностью освоился в школьной среде, является его удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем.

У детей со среднем уровнем адаптации период «привыкания» у школе затягивается. Они не могут принять новую ситуацию обучения, общения с учителем, детьми. Такие школьники могут играть на уроках, выяснять отношения с товарищем, они не реагируют на замечания учителя или реагируют слезами, обидами. Как правило, эти дети испытывают трудности и в усвоении учебной программы, лишь к концу первого полугодия реакции этих детей становятся адекватными требованиям. 

Третья группа дети, у которых социально-психологическая адаптация связана со значительными трудностями. Такие дети с большим трудом усваивают учебные программы. Они чрезмерное возбуждение, агрессивные или, наоборот, вялые У них проявляется тревожность, нежелание идти в школу... Стресс ослабляет иммунитет: первоклассник часто болеет, замедляется рост, снижается вес. Чем дольше протекает процесс адаптации, тем выше риск нарушений физического и психического здоровья ребёнка, и тем больше ему требуется внимания родителей.  

В такую «Группу риска» в основном попадают дети, которые были недостаточно психологически подготовлены к школе:

         Мало играли и общались со сверстниками. 

        Имели маленький запас знаний об окружающем мире, не были заинтересованным и любопытным имели высокую степень тревожности и низкую самооценку.

        Имели логопедические проблемы, которые не удалось решить к началу школьного обучения.

         Не умели сосредотачиваться и доводить дело до конца.

        Проблемы со здоровьем тоже негативно сказываются на учебной деятельности и успеваемости детей и т.д.    

Психолого-педагогическая практика показывает, что причины, приводящие к школьной неспешности очень разнообразны и индивидуальны. Сюда входят и психологические и физические и личностные характеристики ребенка.   Следовательно, помощь необходимая «неуспешному» первокласснику  должна быть индивидуальной, продуманной и структурированной.

Многие проблемы связанные с «привыканием» к школе решаются непосредственно во время учебы. Но для их решения необходимы прежде всего помощь и поддержка самых близких для ребенка людей – его семьи.

Степень адаптации Вашего ребенка к школе Вам поможет «Анкета для родителей первоклассника».



Предварительный просмотр:

Что такое адаптация первоклассников к школе

Уважаемые родители, подходит к концу первый учебный год!

Каким он был для Вашего первоклассника? Оправдались ли Ваши надежды и ожидания. Сумел ли Ваш ребенок освоить роль ученика, адаптироваться к школьным условиям, завести новых друзей? Ведь от того, с каким «багажом» ученик закончит первый класс зависит его настрой на дальнейшую учебу.

Наиболее важным показателям успешности первоклассника является  достаточно быстрая адаптация к школе.

Каковы признаки успешной адаптации?

Во-первых, это удовлетворенность ребенка процессом обучения. Ему нравится в школе, он не испытывает неуверенности и страхов.

Такие дети адаптируется в течение первых двух месяцев обучения. Они относительно быстро вливаются в коллектив, осваиваются в школе, приобретают новых друзей. У них почти всегда хорошее настроение, они спокойны, доброжелательны, добросовестны и без видимого напряжения выполняют все требования учителя. Иногда у них все же отмечаются сложности либо в контактах с детьми, либо в отношениях с учителем, так как им еще трудно выполнять все требования правил поведения. Но к концу октября трудности этих детей, как правило, преодолеваются, ребенок полностью осваивается и с новым статусом ученика, и с новыми требованиями, и с новым режимом.

Второй признак - насколько легко ребенок справляется с программой. Сюда же можно отнеси и степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому.

Но самым важным, на наш взгляд, признаком того, что ребенок полностью освоился в школьной среде, является его удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем.

У детей со среднем уровнем адаптации период «привыкания» у школе затягивается. Они не могут принять новую ситуацию обучения, общения с учителем, детьми. Такие школьники могут играть на уроках, выяснять отношения с товарищем, они не реагируют на замечания учителя или реагируют слезами, обидами. Как правило, эти дети испытывают трудности и в усвоении учебной программы, лишь к концу первого полугодия реакции этих детей становятся адекватными требованиям. 

Третья группа дети, у которых социально-психологическая адаптация связана со значительными трудностями. Такие дети с большим трудом усваивают учебные программы. Они чрезмерное возбуждение, агрессивные или, наоборот, вялые У них проявляется тревожность, нежелание идти в школу... Стресс ослабляет иммунитет: первоклассник часто болеет, замедляется рост, снижается вес. Чем дольше протекает процесс адаптации, тем выше риск нарушений физического и психического здоровья ребёнка, и тем больше ему требуется внимания родителей.  

В такую «Группу риска» в основном попадают дети, которые были недостаточно психологически подготовлены к школе:

         Мало играли и общались со сверстниками. 

        Имели маленький запас знаний об окружающем мире, не были заинтересованным и любопытным имели высокую степень тревожности и низкую самооценку.

        Имели логопедические проблемы, которые не удалось решить к началу школьного обучения.

         Не умели сосредотачиваться и доводить дело до конца.

        Проблемы со здоровьем тоже негативно сказываются на учебной деятельности и успеваемости детей и т.д.    

Психолого-педагогическая практика показывает, что причины, приводящие к школьной неспешности очень разнообразны и индивидуальны. Сюда входят и психологические и физические и личностные характеристики ребенка.   Следовательно, помощь необходимая «неуспешному» первокласснику  должна быть индивидуальной, продуманной и структурированной.

Многие проблемы связанные с «привыканием» к школе решаются непосредственно во время учебы. Но для их решения необходимы прежде всего помощь и поддержка самых близких для ребенка людей – его семьи.

Степень адаптации Вашего ребенка к школе Вам поможет «Анкета для родителей первоклассника».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптация первоклассников к школе: особенности, проблемы адаптации, способы их преодоления.

1 Виды адаптации.2Признаки плохой  адаптации.3 Как облегчить адаптацию первоклассника.4 Советы родителям...

Адаптация первоклассников к школе: особенности, проблемы адаптации, способы их преодоления

Успешность адаптации первоклассника к школе зависит от слаженности усилий учителя, психолога, администрации и родителей. Это довольно сложный процесс, который у каждого ребенка протекает по-разному. ...

Адаптация первоклассников к школе: особенности, проблемы адаптации, способы их преодоления

Учитель : Шебина Маргарита Александровна                  ГБОУ школа №661   Успешность адаптации первоклассника к школе зависит от слаженнос...

Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 1 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе

2.4. Иллюстративный план мероприятий Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 1 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассник...

2 неделя Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 2 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе первого месяца адаптации первоклассников

2 неделя - Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 2 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школепервого ме...

3 неделя Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 3 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе

3 неделя - Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 3 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе...

4 неделя - Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2022 - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе

4 неделя - Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2022 - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе...