Круглый стол для мам "В семье растет дочь"
методическая разработка (3 класс) на тему

Бердникова Надежда Викторовна

Данное мероприятие ставит своей целью способствовать осознанию мамами их роли в воспитании дочери, познакомить с условиями успешного воспитания девочки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_seme_rastet_doch.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

        Круглый стол для мам  «В семье растет дочь»

Цели:

  • способствовать осознанию мамами их роли в воспитании дочери;
  • познакомить с условиями успешного семейного воспитания девочки.

Задачи:

  • улучшение взаимоотношений в семье;
  • установление тесного сотрудничества между школой и семьей;
  • воспитание в душе ребенка гармонического видения мира;
  • развитие у ребенка творческого восприятия семейных ценностей;
  • воспитание в детях ответственного отношения к семье

Участники: мамы девочек 3-гo класса, классный руководитель.

Подготовка:

I.  Проводится предварительное анкетирование девочек:

  1. Считаешь ли ты, что у вас с мамой есть взаимопонимание?

 а) да, б) не всегда, в) нет

  1. Какие общие занятия и увлечения есть у вас с мамой? Бывают ли у вас с мамой конфликты?

а) часто, б) иногда, в) никогда.

  1. Если бывают конфликты, то по какой причине?

а)  из-за одежды,  б)  из-за домашних обязанностей, в) по поводу учёбы, г) из-за телевизора или музыки, д)  по другим причинам

        Классный руководитель анализирует анкеты и готовит сообщение о результатах анкетирования девочек.

II. Готовится анкета для мам:

  1. Считаете ли вы, что у вас с дочерью есть взаимопонимание?
  2. Говорит ли с вами дочь по душам, советуется ли по личным делам?        
  3. Знаете ли вы друзей вашей дочки?
  4. Участвует ли ваша дочь вместе с вами в хозяйственных делах?
  5. Есть ли у вас с дочкой общие занятия и увлечения?
  6. Бываете ли вы вместе с дочерью в театре, на выставке, на концерте, в библиотеке?
  7. Обсуждаете ли вы вместе с дочкой прочитанные книги, журналы?
  8. Бывают ли у вас с дочерью конфликты?        

а) часто; б) иногда; в) никогда.

  1. Если бывают, то по какой причине?

а) из-за одежды; б) из-за домашних обязанностей; в)по поводу учебы,

 г) из-за телевизора или музыки;  д) по другим причинам ...

 

III. Членами родительского комитета вместе с девочками и классным руководителем готовится выставка «Мы вместе», для которой ученицы приносят различные поделки, сделанные совместно с мамами.

IV. Девочки готовят красочные открытки-приглашения для своих мам.

Оформление, оборудование и инвентарь:

        На доске тема собрания: «В семье растет дочь»; ниже  — русская пословица: «Нет такого дружка, как родная матушка».

На откидной доске правила:

Начинать с прекрасного!

Учить рукоделию! Создавать уют в доме!

Учить кулинарному искусству! Начинать с малого и постепенно! Поддерживать интерес!

Не опускать руки! Хвалить почаще!

На столе лежат красочно оформленный «конверт дружеских вопросов», памятки—советы мамам.

На видном месте располагается выставка «Мы вместе».

В классной комнате оборудованы места для двух групп: столы и возле них полукругом стулья для каждой группы.

Ход собрания.

  1. Вступительное слово классного руководителя:

        -Уважаемые мамы, в вашей семье растет дочь. И сегодня мы будем говорить о том, как воспитывать девочку, как сделать так, чтобы она выросла настоящей женщиной, способной сохранить тепло домашнего очага, сумела стать хорошей женой и матерью. Именно в этом — залог счастья дочери. А что может быть более важным для родителей, чем счастье их детей! Поэтому целью родительских забот является необходимость деликатно и умно учить девочку быть женщиной в самом широком смысле этого слова. Давайте подумаем вместе, каковы же составляющие понятия «женственность».

(мамы называют женские качества, а учитель записывает их на доске: доброта, нежность, ласка, заботливость, привлекательная внешность, мягкость, образованность, терпимость, отзывчивость, трудолюбие, скромность, аккуратность, благоразумие, вежливость и др.)

 Всему этому и многому другому должны научить дочерей мамы: беречь свое женское достоинство; быть жизнерадостной; осмотрительной; уметь хорошо готовить; шить и вязать; видеть прекрасное и создавать его вокруг себя; выглядеть привлекательной; выполнять любую домашнюю работу быстро и с радостью; гигиене; душевной красоте излучать тепло, свет и доброту; создавать уют; стойко переносить жизненные невзгоды.

        Да, быть мамой дочки — это непросто. Это ответственно и сложно. Но именно мать оказывает огромное влияние на дочь. Почему? Ведь воспитывают и отец, и другие родственники, и учителя, и книги, и многое другое. Но ничто не сравнимо с влиянием матери. Ей одинаково дороги и сын, и дочь, но дочка всегда ближе именно по своей женской сущности. Образ матери часто определяет всю жизнь дочери и служит ей примером сознательно или подсознательно.

        Вот что пишут девочки на страницах газеты «Моя семья» в рубрике

«Если бы мы были родителями». Давайте прочтем эти письма.

(Каждой группе дается письмо, и кто-либо из мам зачитывает текст.)

«Если бы, если бы... Но ведь однажды я действительно стану мамой. И то, о чем нам сейчас предлагают поразмыслить, когда-нибудь произойдет. И что тогда? Вечные хлопоты, проблемы отцов и детей?! И какая же из меня получится мама? Я думаю, что дети похожи на своих родителей не только внешне, но и своим характером, манерой поведения и воспитания. А если это действительно так, то я буду похожа на свою маму? И это замечательно! Я хочу быть такой же доброй, заботливой, отзывчивой, всегда веселой, готовой помочь своему ребенку в любой ситуации. Но, конечно же, я не говорю о чрезмерной опеке родителей, когда дети становятся белоручками, несамостоятельными, не способными обойтись без помощи пап, мам, бабушек и дедушек, теть и дядь. Нет, я говорю о поддержке, любви и понимании. Я буду такой же, как моя мама!!!

Какими должны быть хорошие родители? На мой взгляд, они должны интересоваться жизнью своих детей. Не проходить мимо их проблем в школе, их общения с друзьями. Детей следует не только критиковать, но и хвалить!

Когда я прихожу из школы и говорю маме, что у меня за контрольную

«4», а у большинства в классе «3», мама мне говорит: «Это, конечно, хорошо, но было бы лучше, если б было «5»!..»

Мне кажется, это правильный подход: и похвала, и критика «в одном флаконе»...

Еще я считаю, что родители не должны навязывать детям свои принципы и вкусы, а дети, в свою очередь, должны уважать взгляды своих родителей. Споры в семье должны быть корректными «Это твое мнение, а я считаю, что ...», а иногда и вовсе лучше промолчать.

Мне с родителями, я считаю, повезло. Если и есть какие-то разногласия, то это на несколько часов. Думаю, что именно мою маму я возьму себе за образец, когда у меня будут свои дети

Какой я буду мамой? В вопросах воспитания, я думаю- строгой. Но это отнюдь не значит, что я буду заставлять своих детей ложиться спать в 22.00 или запирать их дома в наказание за опоздание с прогулки!»

 

        -Вот так пишут девочки о своих мамах, такими мамами они сами хотят стать в будущем. Давайте задумаемся, а что могли бы написать наши дочки о нас? А мы сами? Всегда ли все благополучно в наших отношениях?

  1. Проводится анкетирование мам. Цель анкетирования: самоанализ отношений с дочерью. Анкеты не собираются.
  2. Классный руководитель знакомит мам с результатами анкетирования девочек. Предлагает сравнить их со своей анкетой, подумать, поразмышлять о том, как достичь взаимопонимания между мамой и дочкой. (Общение в группах.  Выступление представителей от каждой группы).

Классный руководитель обобщает:

        -Маме необходимо войти в мир дочери, понять ее жизнь, думы и чаяния. Не нужно бояться и дочь ввести в свой мир. Для этого надо чаще и на равных говорить о школьных делах,  событиях дня, об увиденном, прочитанном и услышанном, о своей юности, о трудностях на работе, т.е. обо всем, что волнует дочь и маму. Помните, что из этих бесед будет взято на вооружение ваше отношение к людям, к жизни. Находите время для такого общения. А общаться можно и в совместной работе, в совместных делах.

Результаты анкетирования девочек говорят о том, что нередко причиной конфликтов в семье становится выполнение домашних обязанностей. Я уверена, что и мамы отметили это в своих анкетах. Почему так происходит? Рассмотрим проблемные ситуации, с которыми мамы часто обращаются к учителю.

  1. Каждая группа получает  карточку  с  описанием  ситуации, предлагается ее обсудить и высказать общее мнение.

Карточка 1. Мама говорит: «Моя дочка ходит в музыкальную школу, хорошо учится. Дома я ее избавляю от всех хлопот, а тут ей, видите ли, надо сходить к подруге, объяснить задание! …» Ваше мнение?

Карточка 2. «Моя дочь хорошо учится, почти отличница. А в домашней жизни ничего не умеет и не любит делать. Как заинтересовать ее домашними делами?» Ваше мнение?

 

Представители каждой группы зачитывают ситуацию и высказывают свое мнение.

Классный руководитель обобщает:

- Ваши дочери учатся в школе. Сегодняшняя учеба — это нелегкий труд, требующий напряжения всех сил. Матери, понимая это, отстраняют дочерей от многих обязанностей по дому. Девочки привыкают к этому, и часто их не огорчает даже усталость матери, срывы в здоровье. Потом в своей семейной жизни они не любят выполнять домашние обязанности и ищут, на кого бы переложить эти заботы.

И выход тут только один: надо почаще давать девочкам ощутить удовлетворение от этой не всегда романтической домашней работы. Сделать так, чтобы заботы о доме не лежали на одной матери. Пусть дочка учится у матери быть хозяйкой, эта школа будет полезной для будущей жизни. Чтобы привить девочке любовь к домашнему труду, вкус к работе, дочке надо просто работать вместе с мамой.   Не заставляйте дочь работать, а включайте ее в  дела: в совместную уборку квартиры, приготовление обеда, ремонт, посадку растений и уход за ними. Любые прозаические дела создают жизнерадостную атмосферу, если мать и дочь все делают дружно и с настроением. Общая усталость, общий отдых, беседы за делом создают ту атмосферу взаимопонимания, которая так необходима и маме, и дочке.

Восемь основных правил о том, как дочери стать хорошей хозяйкой

1 правило. Начинать с прекрасного! Например, с цветов в доме. Пусть это будет заботой дочери с детства. Пусть учится украшать дом букетами живых цветов, составлять композиции из сухих цветов, выращивать и ухаживать за комнатными цветами.

2 правило. Учить рукоделию! Каждая мама передает своей дочери все то, что умеет сама: шить, вязать, вышивать. Умелые руки обязательно пригодятся дочке в будущем.

3 правило. Создавать уют в доме! Чистота, порядок, красивый интерьер, поделки, выполненные своими руками, — все это останется рядом с вашей дочерью, если это есть в вашей семье.

4 правило. Учить кулинарному искусству! Готовить различные блюда, печь пироги, украшать стол, заботиться об эстетике на кухне, накрывать стол для гостей

5 правило. Начинать с малого и постепенно! Нельзя сразу добиться результатов, не проявляя терпения, мудрости и настойчивости. Только под вашим мудрым руководством, с вашей помощью дочка будет учиться вести домашнее хозяйство.

6 правило. Поддерживать интерес! Пусть сама придумает новое блюдо, пусть по- своему заварит чай, пусть найдет интересный рецепт в кулинарной книге. Покупайте интересные книги и журналы по ведению домашнего хозяйства.

7 правило. Не опускать руки! Если что-то не получилось у дочки — не ругайте и не отчитывайте ее. Помогите ей. Сделайте вместе с нею, ободряя и поддерживая.

8 правило. Хвалить почаще! Замечайте каждый успех дочери. Радуйтесь вместе с нею. Говорите о том, как значима для вас ее помощь.

        К нашему собранию члены родительского комитета вместе с девочками подготовили выставку «Мы вместе».

(Некоторые из мам могут рассказать о своих работах поподробнее: как родился замысел, какой вклад внесли дочери в выполнение работы, как строились взаимоотношения мамы и дочки во время этой работы.)

        Особый интерес девочки проявляют к своему внешнему виду. Поэтому мамам очень важно воспитывать у дочек стремление к аккуратности в одежде, к гигиене, хороший вкус, чувство меры, возбудить стремление быть привлекательной не только внешне, но и через умение общаться с людьми, доброжелательность, чуткость, отзывчивость. Именно в этом — истоки женственности. И это воспитывается прежде всего в семье, через отношение к другим ее членам. Надо, чтобы девочка проявляла терпимость и деликатность ко всем членам семьи, училась понимать их душевное состояние, настроение. Надо развивать способность к сопереживанию! Учите дочек говорить добрые слова в адрес членов семьи: бабушки, дедушки, папы, а также подруг. Нам так не хватает этих слов в нашей жизни. А сами вы часто говорите такие слова своим дочкам? Ваша похвала так значима для них. Потренируйтесь!

 Это будет вашим домашним заданием.

        В общении с девочкой должен преобладать спокойный доброжелательный анализ ситуации или поведения. Следует  избегать  поучений, отчитываний, нравоучений. К сожалению, в повседневном общении родители нередко выступают в роли сурового судьи и гораздо реже выражают готовность поддержать добрым словом или жестом, внимательным выслушиванием, стремлением вникнуть и понять.

V.        Групповое        решение практических задач.

 Мамам предлагается «конверт дружеских вопросов». Каждая группа по очереди берет карточку из конверта и после небольшого обсуждения предлагает решение.

Карточка 1. Дочь пришла из школы и обращается к маме: «Мама, я хочу рассказать что-то важное ...» Мама: «Отстань от меня. Мне не до тебя, очень болит голова».

Как бы вы ответили и что бы сделали на месте мамы?

Карточка 2. Дочь просит купить ей дорогое платье. А у вас нет на это де- нег. Что вы скажете ей? 

Карточка 3. Дочка должна помыть после ужина посуду. Но вместо этого смотрит телевизор или играет в компьютерные игры. Что вы скажете ей?

Карточка 4. Вы просите дочку сходить в магазин за покупками. Она отказывается, так как в это время «сидит в компьютере». Как поступите?

Карточка 5. Дочь хочет пригласить подружек на день рождения, а в ваших планах поездка к родственникам. Что делать?

VI.        Заключительный этап.

        Классный руководитель подводит итоги собрания:

-Дорогие мамы, наше счастье заключается в счастье наших детей. И от того, каких мы растим дочерей, зависит наше настоящее и наше будущее. Наши дочери воспитываются каждой сказанной нами фразой, каждым сделанным делом. Ежедневно каждая мать своим примером, своим отношением к людям, к труду, к дому воспитывает свою дочь. Терпения вам и мудрости! Постарайтесь мобилизовать все свои способности, чтобы достичь главного — взаимопонимания с дочерью. Помните мудрую русскую пословицу: «Нет такого дружка, как родная матушка». Пусть в трудные минуты вам помогут памятки:

«Советы мамам»

  • Обращайтесь с девочками без нравоучений, без упреков.
  • Не говорите, особенно в присутствии дочери, соседям, друзьям, гостям, приятелям, как хороша ваша дочь, не перечисляйте ее достоинств. И, наоборот, «не выплескивайте» молву о недостатках вашей дочери, не говорите с соседкой о ее «поведении».
  • Приучение — это многократное повторение. При этом, повторяя, напоминая, чаще подбадривайте, а не упрекайте.
  • Умейте помолчать. Иногда молчание — поистине золото, особенно когда речь идет о воспитании девичьей стыдливости, целомудрия, чистоты. Здесь не должно быть места ни грубоватым шуткам, ни насмешкам.
  • Не кричите! Крик не только показатель вашего бессилия, слабости, но и демонстрация несдержанности, запальчивости. Еще хуже «пилить изо дня в день», «распекать». Все это создает такую атмосферу, которая может перейти в отчужденность.
  • Не отвечайте грубостью на грубость, а покажите превосходство вежливости в общении. Считайтесь  с  мнением  дочери,  советуйтесь  с  нею.    Не  бойтесь,  когда  надо  сказать «Извини!».

        

Классный руководитель благодарит мам за успехи в воспитании дочерей, за активное участие в подготовке и проведении собрания.

Домашнее задание «Комплимент дочке».

Мамам предлагается найти повод похвалить свою дочку, подобрать добрые и искренние слова в ее адрес.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Круглый стол с родителями "Здоровая семья - здоровый ребенок"

цели это мероприятия: повысить уровень знаний родителей в области формирования,сохранения, укрепления здоровья детей, формирование здорового образа жизни; повышение социальной активности и укрепления ...

Круглый стол с участием родителей воспитанников подготовительной группы «Традиции здоровья в нашей семье».

В этом материале изложен план встречи родителей и воспитателя с целью обсуждения "здоровьесбережения в семье"....

Родительское собрание в форме "круглого стола"«Роль семьи в сохранении психологического здоровья детей»

Раскрыть родителям суть понятия «психологическое здоровье», «эмоциональное благополучие», «эмоциональная сфера». Акцентировать внимание на взаимосвязи родительской установки с эмоциональным благополуч...

Что такое "круглый стол"?Как организовать круглый стол для дискуссий.

Переговоры и совещания в формате "круглого стола" популярны еще со времен Средневековья. Тогда рыцари собирались именно за круглым столом. Ведь только так все чувствуют себя равноправными и равными по...

В семье растет дочь

Презентация для родительского собрания....

«КРУГЛЫЙ СТОЛ»: КОНФЛИКТЫ В СЕМЬЕ

КОНФЛИКТЫ РОДИТЕЛЕЙ С ПОДРОСТКАМИ – СПАСАЙСЯ, КТО МОЖЕТ?!.....