Готовность ребенка к школе
статья на тему
Материал предназначен для родителей будущих первоклассников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gotovnost_rebenka_k_shkole.docx | 21.61 КБ |
Предварительный просмотр:
«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться»
(Венгер Л.А.)
Еще вчера вы радовались появлению на свет вашего малыша, его первому слову, первым шажкам, а сегодня ваш ребенок «без пяти минут» первоклассник. И каждого заботливого родителя волнует вопрос: «Готов ли мой ребенок к школе?» Как правило, родители смотрят только на умение будущего школьника читать и считать. И вдруг оказывается, что первоклассник, который успешно справлялся с заданиями в детском саду, знающий все необходимое, не хочет идти в школу и имеет проблемы с дисциплиной. Почему же так происходит?? Что же такое «готовность к школе»?
Готовность к школе определяется следующими факторами:
- Физическая готовность.
- Интеллектуальная готовность.
- Социально-психологическая готовность.
- Эмоционально-волевая готовность.
Физическая готовность – фундамент готовности к школе. Ребёнку предстоит период адаптации, для которого характерны изменения в поведении: нарушается сон, аппетит, наблюдаются повышенная раздражительность, замкнутость, плаксивость. Это всё внешние проявления физического и нервного напряжения, которые со временем проходят. Родителям важно помнить, что период острой адаптации приходится на первые 6-9 недель обучения; самим родителям следует быть терпимыми и внимательными к детям. Постепенно дети привыкают к ритму школьной жизни, меньше устают; возвращается хорошее ровное настроение, они охотно общаются с родителями и сверстниками.
Интеллектуальная готовность ребенка к школе предполагает наличие у него достаточного кругозора, а также развитие внимания, памяти, сформированные мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения, умение устанавливать связи между явлениями и событиями. Сюда включается багаж знаний, соответствующий возрасту и набор специфических навыков, нужных для обучения в школе. Когда мы готовим ребёнка к школе, мало научить его читать или считать, умения должны быть гораздо шире.
Социально-психологическая готовность в своей структуре предполагает три спектра: личностная готовность, социальная готовность и психологическая готовность.
Личностная готовность включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции - положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей. Это выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, учителям, самому себе, к принятию новой социальной позиции. Сюда же входит и определенный уровень развития мотивационной сферы. Готовым к школьному обучению является ребенок, которого школа привлекает не внешней стороной (атрибуты школьной жизни - портфель, учебники, тетради), а возможность получать новые знания. С этой целью родителям необходимо объяснить своему ребенку, что дети ходят учиться для получения знаний, которые необходимы каждому человеку.
Психологическая готовность предполагает достаточный уровень развития познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения и речи. А также произвольность внимания и поведенческих реакций, обеспечивающих усидчивость.
Социальная готовность предполагает качества, благодаря которым ребёнок мог бы общаться с другими детьми и взрослыми. Это проявляется в умении ребенка подчинять свое поведение законам детских групп и нормам поведения, установленным в классе, действовать совместно с другими ребятами, в случае необходимости уступать или отстаивать свою правоту, подчиняться или руководить. Соответственно, родителям следует поддерживать доброжелательные отношения вашего сына или дочери с окружающими. Личный пример терпимости во взаимоотношениях с друзьями, родными, соседями также играет большую роль в формировании этого вида готовности к школе. Следует давать ребенку только позитивную информацию о школе. Помните, что ваши оценки и суждения с легкостью заимствуются детьми, воспринимаются некритично. Ребенок должен видеть, что родители спокойно и уверенно смотрят на его предстоящее поступление в школу.
Эмоционально-волевая готовность считается сформированной, если ребенок умеет ставить цель, принять решение о начале деятельности, наметить план действий, выполнить его, проявив определенные усилия, оценить результат своей деятельности, а также умения длительно выполнять не очень привлекательную работу. Хорошо, если ребёнок способен принимать достойно неудачи, быть готовым к тому, что он не будет всегда лучшим и всегда в центре внимания. К началу школьного обучения у ребенка должна быть достигнута сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость, на фоне которой и возможно протекание учебной деятельности.
Проверить психологическую готовность ребенка к школе вы можете самостоятельно. Для этого выясните, умеет ли будущий первоклассник:
- Заниматься одним делом (не обязательно интересным) в течение 20 - 30 минут или хотя бы сидеть это время на месте;
- С первого раза правильно понимать простейшие задания (например, нарисовать мужчину (а не просто человека, принцессу, робота или что захочет));
- Действовать точно по образцу (например, срисовать простой рисунок, не заменяя деталей, не используя другие цвета);
- Действовать в заданном ритме и темпе без ошибок на протяжение 4 - 5 минут (например, рисовать простой геометрический узор в тетради в клетку под диктовку взрослого: "кружок - квадрат, кружок - квадрат", а потом самостоятельно с той же скоростью);
- Хорошо ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (не путать понятия верх - низ, над - под, направо - налево; уметь нарисовать узор по клеточкам под диктовку взрослого: "три клеточки вверх, три направо, одна вниз, одна направо, одна вверх, три вниз" и т.д.);
- Ориентироваться в понятиях больше - меньше, раньше - позже, сначала - потом, одинаковые - разные.
Что должен знать ребенок, поступающий в школу
Общий кругозор:
- Фамилия, имя.
- Дата рождения.
- Возраст.
- Как зовут родителей.
- Домашний адрес.
- В какой стране живет.
- Знание животных (диких, домашних, северных и южных стран).
- Знание растений.
- Знание профессий, видов спорта, транспорта.
- Быт людей.
- Уметь объяснить закономерности природных явлений.
- Времена года, месяцы по сезонам, дни недели.
2. Мышление:
- "Определение четвертого лишнего.
- "Классификация, обобщение.
- "Сходство/различия.
- "Умение решать логические задачи.
- "Сложение фигур из частей.
- "Сложение из счетных палочек.
- "Постройки из кубиков по чертежу, счет использованных кубиков.
3. Внимание:
- "Устойчивость (сравнение 2-х картинок с 10-15 различиями).
- "Переключение.
- "Распределение.
4. Память:
- "Повтор 10 слов или цифр.
- "Запоминание картинок, фигур, символов (до 10 шт.).
- "Пересказ текстов.
5. Речь:
- "Артикуляция, произношение.
- "Отвечать на вопросы и задавать их.
- "Строить рассказы по картинкам.
- "Сочинять сказки.
- "Составлять предложения.
- "Заучивать наизусть стихи, прозу.
6. Моторика:
- "Правильно держать ручку, карандаш, кисточку.
- "Уметь чертить прямую линию.
- "Писать печатную букву по образцу.
- "Вырезать из бумаги.
- "Аккуратно клеить.
- "Рисовать как отдельные образцы, так и сюжетные картинки.
- "Лепить как отдельные образы, так и целые композиции.
- "Изготавливать аппликации.
7. Математические знания:
- "Знать цифры (от 0 до 9).
- "Называть числа в прямом и обратном порядке.
- "Решать элементарные задачи на сложение и вычитание.
- "Соотносить цифру и число предметов.
- "Ориентироваться на листе бумаги в клетку.
Ребенка считают не готовым к школе, если он:
- настроен исключительно на игру;
- недостаточно самостоятелен;
- чрезмерно возбудим, импульсивен, неуправляем;
- не умеет сосредоточиться на задании, понять словесную инструкцию;
- мало знает об окружающем мире, не может сравнить предметы, не может назвать обобщающее слово для группы знакомых предметов и др.;
- имеет серьезные нарушения речевого развития;
- не умеет общаться со сверстниками;
- не хочет контактировать со взрослыми или, наоборот, слишком развязен.
Хотелось бы подвести итог и отметить, что готовность ребёнка к школе не имеет ничего общего с тем, умеет ли ребёнок читать, считать, писать, а состоит из компонентов личностной (социальная, эмоциональная, мотивационная), волевой и интеллектуальной готовности к школе. Если ребенок хочет учиться, старательно выполняет все требования учителя, умеет работать по образцу и по правилу, обладает хорошей обучаемостью, то в школе у такого первоклассника не должно быть особых проблем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Готовность ребенка к школе
Материал может быть полезен учителям и родителям будущих первоклассников...
Тесты для родителей на определение готовности ребенка к школе
Когда говорят о «готовности к школе», то имеют в виду не отдельные умения и знания, а их определенный набор, в котором присутствуют все основные компоненты. Нельзя не признать, что обучение может быт...
Психологическая готовность ребенка к школе.
Предоставляю подбор сюжетных картинок важных для подготовки ребенка к школе, будет полезен как педагогам так и родителям....
ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ
Конечно, важно, чтобы ребенок пошел в школу физически подготовленным, однако это далеко не единственное условие. Одним из самых необходимых моментов является психологическая готовность. Ее содержание ...
Готовность ребенка к школе
Статья расскрывает вопрос о психологической готовности детей к школе....
Ребенок идет в первый класс: психологическая готовность ребенка к школе. Как помочь ребенку в овладении навыками чтения, письма, счета
Ребенок идет в первый класс: психологическая готовность ребенка к школе. Как помочь ребенку в овладении навыками чтения, письма, счета...
Готов ли ваш ребенок к школе? Психологическая готовность ребенка к школе.
готов ли ваш ребенок к школе?...