Готовность ребенка к школе
статья на тему

Хлесткова Ольга Борисовна

Материал предназначен для родителей будущих первоклассников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gotovnost_rebenka_k_shkole.docx21.61 КБ

Предварительный просмотр:

                        «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться» 

                                                                                                                                 (Венгер Л.А.)

       Еще  вчера вы радовались появлению на свет вашего малыша, его первому слову, первым шажкам, а сегодня ваш ребенок «без пяти минут» первоклассник. И каждого заботливого родителя волнует вопрос: «Готов ли мой ребенок к школе?» Как правило, родители смотрят только на умение будущего школьника читать и считать. И вдруг оказывается, что первоклассник, который успешно справлялся с заданиями в детском саду, знающий все необходимое, не хочет идти в школу и имеет проблемы с дисциплиной. Почему же так происходит?? Что же такое «готовность к школе»?

 Готовность к школе определяется следующими факторами:

  • Физическая готовность.
  • Интеллектуальная готовность.
  • Социально-психологическая готовность.
  • Эмоционально-волевая готовность.

    Физическая готовность – фундамент готовности к школе.  Ребёнку предстоит период  адаптации, для которого характерны изменения в поведении: нарушается сон, аппетит, наблюдаются повышенная раздражительность, замкнутость, плаксивость.  Это всё внешние проявления  физического и нервного напряжения, которые со временем проходят.  Родителям важно помнить, что период острой адаптации приходится на первые 6-9 недель обучения; самим родителям следует быть терпимыми и  внимательными к детям. Постепенно дети привыкают к ритму школьной жизни, меньше устают; возвращается  хорошее ровное настроение, они охотно общаются с родителями и сверстниками.

     Интеллектуальная готовность ребенка к школе  предполагает наличие у него достаточного кругозора, а также развитие внимания, памяти, сформированные мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения, умение устанавливать связи между явлениями и событиями. Сюда включается багаж знаний, соответствующий возрасту и набор специфических навыков, нужных для обучения в школе. Когда мы готовим ребёнка к школе, мало научить его читать или считать, умения должны быть гораздо шире.

    Социально-психологическая готовность в своей структуре предполагает три спектра: личностная готовность, социальная готовность и психологическая готовность.

    Личностная готовность включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции - положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей. Это выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, учителям, самому себе, к принятию новой социальной позиции. Сюда же входит и определенный уровень развития мотивационной сферы. Готовым к школьному обучению является ребенок, которого школа привлекает не внешней стороной (атрибуты школьной жизни - портфель, учебники, тетради), а возможность получать новые знания.  С этой целью родителям необходимо объяснить своему ребенку, что дети ходят учиться для получения знаний, которые необходимы каждому человеку.

    Психологическая готовность предполагает достаточный уровень развития познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения и речи. А также произвольность внимания и поведенческих реакций, обеспечивающих усидчивость.

     Социальная готовность  предполагает  качества, благодаря которым ребёнок мог бы общаться с другими детьми и взрослыми. Это проявляется в умении ребенка подчинять свое поведение законам детских групп и нормам поведения, установленным в классе, действовать совместно с другими ребятами, в случае необходимости уступать или отстаивать свою правоту, подчиняться или руководить.   Соответственно, родителям следует поддерживать доброжелательные отношения вашего сына или дочери с окружающими. Личный пример терпимости во взаимоотношениях с друзьями, родными, соседями также играет большую роль в формировании этого вида готовности к школе. Следует давать ребенку только позитивную информацию о школе. Помните, что ваши оценки и суждения с легкостью заимствуются детьми, воспринимаются некритично. Ребенок должен видеть, что родители спокойно и уверенно смотрят на его предстоящее поступление в школу.

     Эмоционально-волевая готовность считается сформированной, если ребенок умеет ставить цель, принять решение о начале деятельности, наметить план действий, выполнить его, проявив определенные усилия, оценить результат своей деятельности, а также умения длительно выполнять не очень привлекательную работу. Хорошо, если ребёнок способен принимать достойно неудачи, быть готовым к тому, что он не будет всегда лучшим и всегда в центре внимания. К началу школьного обучения у ребенка должна быть достигнута сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость, на фоне которой и возможно протекание учебной деятельности.

     Проверить психологическую готовность  ребенка к школе вы можете самостоятельно. Для этого выясните, умеет ли будущий первоклассник:

  • Заниматься одним делом (не обязательно интересным) в течение 20 - 30 минут или хотя бы сидеть это время на месте;
  • С первого раза правильно понимать  простейшие задания (например, нарисовать мужчину (а не просто человека, принцессу, робота или что захочет));
  • Действовать точно по образцу (например, срисовать простой рисунок, не заменяя деталей, не используя другие цвета);
  • Действовать в заданном ритме и темпе без ошибок на протяжение 4 - 5 минут (например, рисовать простой геометрический узор в тетради в клетку под диктовку взрослого: "кружок - квадрат, кружок - квадрат", а потом самостоятельно с той же скоростью);
  • Хорошо ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (не путать понятия верх - низ, над - под, направо - налево; уметь нарисовать узор по клеточкам под диктовку взрослого: "три клеточки вверх, три направо, одна вниз, одна направо, одна вверх, три вниз" и т.д.);
  • Ориентироваться в понятиях больше - меньше, раньше - позже, сначала - потом, одинаковые - разные.

Что  должен знать ребенок, поступающий в школу

                        Общий кругозор:

  • Фамилия, имя.
  • Дата рождения.
  • Возраст.
  • Как зовут родителей.
  • Домашний адрес.
  • В какой стране живет.
  • Знание животных (диких, домашних, северных и южных стран).
  • Знание растений.
  • Знание профессий, видов спорта, транспорта.
  • Быт людей.
  • Уметь объяснить закономерности природных явлений.
  • Времена года, месяцы по сезонам, дни недели.

                  2. Мышление:

  • "Определение четвертого лишнего.
  • "Классификация, обобщение.
  • "Сходство/различия.
  • "Умение решать логические задачи.
  • "Сложение фигур из частей.
  • "Сложение из счетных палочек.
  • "Постройки из кубиков по чертежу, счет использованных кубиков.

                   3. Внимание:

  • "Устойчивость (сравнение 2-х картинок с 10-15 различиями).
  • "Переключение.
  • "Распределение.

                   4. Память:

  • "Повтор 10 слов или цифр.
  • "Запоминание картинок, фигур, символов (до 10 шт.).
  • "Пересказ текстов.

                   5. Речь:

  • "Артикуляция, произношение.
  • "Отвечать на вопросы и задавать их.
  • "Строить рассказы по картинкам.
  • "Сочинять сказки.
  • "Составлять предложения.
  • "Заучивать наизусть стихи, прозу.

                6. Моторика:

  • "Правильно держать ручку, карандаш, кисточку.
  • "Уметь чертить прямую линию.
  • "Писать печатную букву по образцу.
  • "Вырезать из бумаги.
  • "Аккуратно клеить.
  • "Рисовать как отдельные образцы, так и сюжетные картинки.
  • "Лепить как отдельные образы, так и целые композиции.
  • "Изготавливать аппликации.

              7. Математические знания:

  • "Знать цифры (от 0 до 9).
  • "Называть числа в прямом и обратном порядке.
  • "Решать элементарные задачи на сложение и вычитание.
  • "Соотносить цифру и число предметов.
  • "Ориентироваться на листе бумаги в клетку.

Ребенка считают не готовым к школе, если он:

  • настроен исключительно на игру;
  • недостаточно самостоятелен;
  • чрезмерно возбудим, импульсивен, неуправляем;
  • не умеет сосредоточиться на задании, понять словесную инструкцию;
  •  мало знает об окружающем мире, не может сравнить предметы, не может   назвать обобщающее слово для группы знакомых предметов и др.;
  • имеет серьезные нарушения речевого развития;
  • не умеет общаться со сверстниками;
  • не хочет контактировать со взрослыми или, наоборот, слишком развязен.

      Хотелось бы подвести итог и отметить, что  готовность ребёнка к школе не имеет ничего общего с тем, умеет ли ребёнок читать, считать, писать, а состоит из компонентов личностной (социальная, эмоциональная, мотивационная), волевой и интеллектуальной готовности к школе. Если ребенок хочет учиться, старательно выполняет все требования учителя, умеет работать по образцу и по правилу, обладает хорошей обучаемостью, то в школе у такого первоклассника не должно быть особых проблем.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Готовность ребенка к школе

Материал может быть полезен учителям и родителям будущих первоклассников...

Тесты для родителей на определение готовности ребенка к школе

Когда говорят о «готовности к школе», то имеют в виду не отдельные умения и знания, а их определенный набор, в котором присутствуют все основные компоненты. Нельзя не признать, что обучение может быт...

Психологическая готовность ребенка к школе.

Предоставляю подбор  сюжетных картинок важных для подготовки ребенка к школе, будет полезен как педагогам так и родителям....

ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ

Конечно, важно, чтобы ребенок пошел в школу физически подготовленным, однако это далеко не единственное условие. Одним из самых необходимых моментов является психологическая готовность. Ее содержание ...

Готовность ребенка к школе

Статья расскрывает вопрос о психологической готовности детей к школе....

Ребенок идет в первый класс: психологическая готовность ребенка к школе. Как помочь ребенку в овладении навыками чтения, письма, счета

Ребенок идет в первый класс: психологическая готовность ребенка к школе. Как помочь ребенку в овладении навыками чтения, письма, счета...