Родительское собрание "Садимся за уроки"
план-конспект занятия на тему

Бондаренко Валентина Николаевна

Материал содержит практическую работу для заботливых ,памятки  составленные учителями и психологами. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gotovoe_sobranie_26_sentyabrya.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание №1 во 2 «Б» классе 26.09.11

Темы:1. Садимся за уроки

2. Здоровье детей и физкультура

3.доведение информации

4.Выборы родительского комитета класса

5.Разное

Ход собрания

1 Садимся за уроки: Диагностический этап

Игра «Шапка вопросов»  (идет осознание родителей своих проблем)

- У нашего ребенка есть специальное место, где он ….

- Наш ребёнок выполняет домашнее задание….

- Самостоятельно справляется ….

- Готовит с трудом…..

-Моя помощь в приготовлении д/з заключается….

- Когда ребёнок учит уроки, мы …..

- Если ребенок выполнил д/з небрежно, то…..

- Мы думаем, что на воскресенье …..

- Ребёнок начинает приготовление д/з с …..

- При приготовлении д/з необходимо …..

- При подготовке д/з по русскому языку мы ……

- Если ребёнок включается в работу сразу, то ….

- Если ребёнок включается в работу медленно, то ….

 

Классный руководитель: Если мы задумаемся над тем, как правильно организовать учебную работу дома, то заметим, что это задача двоякая. 

1. С одной стороны, нужно помочь ребёнку найти правильный режим работы, выделить место для занятий, определить наилучший порядок приготовления уроков.

 

2.  А с другой стороны, воспитать у него стойкую привычку садиться за уроки вопреки желанию поиграть или погулять,  сформировать умение быстро включиться в работу, вести её, не отвлекаясь, и в хорошем темпе. Малейшая внутренняя ненастроенность ребёнка или какие-то внешние неудобства могут оказаться серьезной помехой.

 Ситуация Обсуждение

       « Мой Петя  сидит за уроками 3-4 часа. Такой прилежный, такой трудолюбивый. Если бы это старание  сохранилось у него до десятого класса»  Но ведь во 2 классе  на домашние уроки  надо тратить 1,5 часа. Давайте понаблюдаем, как Петя  делает уроки

Петя занял рабочее место. Сидит за столом, значит, работает…  Но нет, оказывается. Вот куда-то подевался циркуль и карандаш, тут же обнаружилось, нужной записи в дневнике нет, и надо узнать у приятеля, что  задали по математике, да самого учебника не оказалось на месте. А минуты бегут….

     Но  всё найдено, уточнено, приготовлено, мальчик углубился в работу….   Вдруг ему захотелось попить воды, а ещё через минуту выяснилось, что нужна бумага для черновика…. На раскачку ушло более 20 минут, два с лишним часа  ушло на приготовление уроков. Петя за это время:

- дважды вставал из-за стола и ходил на кухню пить воду;

-  один раз вставал и включал телевизор, чтобы узнать, не началась ли программа мультфильмов;

- дважды, отрываясь от работы, прислушивался к разговору взрослых в соседней комнате;

- один раз доставал из стола альбом с марками и листал его.

          Но вот работа закончена. Петя ещё 10 минут бесцельно  перекладывал с места на место  учебники и тетради….

             Итак, выяснилось, что из  двух  с лишним часов, затраченных  Петей,  только1 час 27 минут  использовано с толком,  сколько и положено ученику 2 класса. 

         Такая картина, как вы видите,  является типичной.  Чуть ли не половина школьников  проводит за приготовлением домашних заданий больше времени, чем положено. 

- Что можно посоветовать родителям, если их ребёнок не может «усидеть за уроками»?

 

- Во-первых, игры. Тихие настольные игры  и подвижные сюжетно-ролевые игры.

Во-вторых. Полезно для ребёнка выполнять какое-то дело вместе с  взрослыми, делать его быстро, весело, без раскачки, без томительных пауз. Можно вместе заняться грязной посудой: вы моете, ребёнок вытирает; можно вместе что-то чинить;  можно вместе читать книгу: страницу вы, страницу ребёнок. 

        Можно выработать у ребёнка привычку быстро переключаться с одного дела на другое. Если его зовут кушать, то он должен немедленно прекратить игру. Недопустимо позволять ребёнку игнорировать родительские указания в чем бы то ни было. Необходимо приучать ребёнка  отделять свободное время от времени, когда он занят чем-то серьёзным, не путать дело с игрой. Сколько  раз приходилось видеть, как во время еды ребёнок играет с хлебом, помыл руки и заигрался  с бахромой полотенца. Родители не должны быть пассивными наблюдателями таких сцен. Иначе - то же самое будет твориться с занятиями. Добивайтесь, чтобы  все необходимое ребёнок делал без дополнительного напоминания, ни на что не отвлекаясь.

          Большую роль в организации учебного труда школьника играет  режим дня. Специальные исследования, проведенные в начальных классах, показали: у тех, кто хорошо учится,  есть твердо установленное время для приготовления уроков, и они его твердо придерживаются. Ребята признавались, что когда приближается час приготовления уроков, у них пропадает интерес к играм, не хочется больше гулять.

      И, напротив, среди слабых учеников много таких, у которых нет  постоянно отведенного для занятий времени. Это не случайно. Воспитание привычки к систематической работе начинается с установления твёрдого режима занятий, без этого  не могут быть достигнуты успехи в учебе. Режим дня не должен изменяться в зависимости от  количества уроков, от того, что интересный фильм показывается по телевизору или в дом пришли гости. 

-. Ребёнок должен садиться за уроки не только в одно и то же время, но и на постоянное  рабочее место. Чтобы он там мог держать  книги и тетради. Если же ребёнок занимается за общим столом, никто не должен мешать ему, отвлекать от занятий 

-Почему же у ребёнка должно быть не просто удобное место для занятий, но и постоянное 

        -  Дело в том, что у каждого человека, а у младшего школьника в особенности, вырабатывается установка не только на определенное время, но и на определённое место работы. Когда такая установка у ребёнка сформируется, то ему  бывает достаточно усесться за привычный стол, как само собой приходит рабочее настроение, возникает желание приступить к работе.

      Помогите своему ребёнку строго выполнять  такое правило: до начала занятий со стола должно быть  убрано всё, что не имеет отношения к ним. Все вспомогательные вещи, которыми придется пользоваться (линейка, резинка, карандаш), класть слева от себя; учебники, тетради, дневник – справа. Всё, что уже не понадобится, тут же укладывать в портфель или в другое определенное место.

Полезно вместе  с ребёнком составить памятку

 «Садимся за уроки».

  1. Садись за уроки всегда в одно и то же время.
  2. Проветри комнату  до начала занятий.
  3. Выключи радио, телевизор
  4. Сотри со стола пыль
  5. Свет с левой стороны
  6. Уточни расписание уроков на завтра
  7. Приготовь письменные принадлежности для занятий
  8. Убери со стола все лишнее
  9. Сядь на стуле удобно и открой учебник.

 

 Начав сопоставление своих действий с пунктами памятки, школьник через некоторое время  достигает того,  что все эти действия станут для него привычными.

 

ВЫВОД: Организовать в каждой семье рабочий уголок ребёнка. Учить детей выполнять  домашние задания самостоятельно, пользуясь памяткой «Садимся за уроки»,  

- В каком порядке следует учить уроки?

Обсуждение , выступление. 

              -  С выполнения,  каких заданий необходимо начинать? С устных или письменных, с трудных или лёгких, с интересных или скучных?

             Лучше всего научить ребёнка самому оценивать трудности выполняемой работы и путем сравнения сложности заданий, постараться самостоятельно ответить на вопросы: какие из изучаемых в школе предметов легче, а какие труднее, какое задание выполнять первым – трудное или лёгкое.

     С самого начала ребёнок должен осознавать, что в  приготовлении уроков может и должна быть своя внутренняя логика, связанная с содержанием материала. Бывает, что дети делают так: старательно выполняют письменные упражнения, а затем приступают к устным и учат то правило, на которое было задание в упражнениях.

         Когда у ребёнка  накопится собственный опыт выполнения домашних заданий, то можно будет ему посоветовать установить очередность выполнения заданий на основе своих наблюдений. Если ученик знает, что  он включается в работу сразу, работает с подъемом именно в самом начале, а не в конце, ему целесообразно делать сначала наиболее трудные уроки и постепенно переходить к легким, требующим меньшего умственного напряжения. Если же ученик втягивается в работу медленно, если усталость появляется не скоро, то ему следовало бы начать с более легких и постепенно переходить к трудным. Самую трудную, неинтересную работу следует отнести на середину, либо на вторую половину занятий.

ВЫВОД: Сначала устные предметы – правила, а потом письменные. Трудные, потом легкие

 

-Как приучить к самостоятельности?

Обсуждение, выступление.

 

            Кл. рук:  Начните с предмета, который легче дается, и не  отвечайте на вопросы пока задание не сделано до конца. Не стойте за спиной, не злите его.  Делайте свои дела, а ребёнок пусть учит. Вы слушайте и можете задать вопрос.  Потом проверьте и не высмеивайте ошибки детей. Таблицы  сложения и умножения повесьте над кроватью и учите. Опережайте школу. Учите таблицу умножения.  По русскому языку выполнить вслух. При письменном выполнении ребёнок ещё раз все вспоминает.

 

ПАМЯТКА «Как готовить Д/З по русскому языку»

 

  1. Работу начинай с работы над ошибками. Повтори правила, которые забыл.
  2. Выучи или повтори заданное правило. Придумай свои примеры на это правило.
  3. Прочитай задания упражнения.
  4. Прочитай всё упражнение. Устно выполни задания к нему.
  5. Выполни упражнение письменно.
  6. Проверь всю работу

 

ВЫВОД: Родители, которые практически сразу предоставляют детям возможность проявить полную самостоятельность в приготовлении уроков, так же не правы, как и те, которые  чрезмерно опекают своего ребёнка. Одни взрослые заявляют ребёнку: «Уроки заданы тебе, а не мне, вот ты и делай» Другие ласково спрашивают: «Ну что нам сегодня задано?» - и раскрывают учебники и тетрадки. В первом случае возникает обида  на равнодушие родных к таким важным школьным делам и страдает качество  выполняемых заданий. Во - втором – формируется безответственность  уверенность в том, что все будет сделано правильно без особых усилий.

Безусловно, родители должны быть заинтересованы в том, чтобы наладить процесс приготовления д/з

 

Закрепление полученных знаний

 

РАДУЙТЕСЬ ТОМУ, ЧТО У ВАС ЕСТЬ ТАКОЕ СЧАСТЬЕ – С КЕМ-ТО ДЕЛАТЬ УРОКИ, КОМУ-ТО ПОМОГАТЬ, ВЗРОСЛЕТЬ!

       Ваш ребёнок заявил: «Не пойду больше в школу. Заберите меня из неё!» Как вы поступите в данной ситуации?

Ответ: не говорите о школе плохо, не критикуйте учителей в присутствии детей. Не спешите обвинять учителя в отсутствии индивидуального подхода. Вспомните сколько раз вы сидели с ребёнком и наблюдали за его работой. Не обсуждайте с ребёнком все подробности конфликтных ситуаций. Пусть ребёнок видит, что вы интересуетесь его заданиями, книгами. Читайте сами, а не сидите у телевизора.  Принимайте участие  в жизни класса, ребёнку это приятно.  

ВЫВОДЫ Рациональный режим дня

Организовать в каждой семье рабочий уголок ребёнка

 Сначала устные предметы – правила, а потом письменные. Трудные, потом легкие

Моделирование учебной ситуации «Учимся выполнять домашнюю работу»

Карточка 1

Исправить ошибки:

со-се-дка   …………………………………………………………………………….

ка-ме-нь ………………………………………………………………………………

мя-гкий ………………………………………………………………………………..

тя-жё-лый  ……………………………………………………………………………..

сто-ят …………………………………………………………………………………..

за-и-нь-ка ……………………………………………………………………………..

Помни: сколько гласных звуков- столько слогов в слове.

Сделай транскрипцию слова, определи количество букв, количество звуков.

Карточка 2

Поработай над ошибками последующему алгоритму (плану):

а) Найди ошибку и справь её

б) Докажи (если сможешь), пропиши многократно, подчеркни место ошибки.

Надворе стаят силные марозы.

Определи главные члены предложения.  Как ёщё их можно назвать?

подписать вид работы

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

Карточка3

Покажи на карте полушарий материки, океаны, части света

Расскажи, как подготовить пересказ учебной статьи по учебнику  «Окружающий мир»

2. «Что нужно знать родителям о физиологии младшего школьника? Полезные советы на каждый день». Выступление учителя физ.культуры в связи с болезнью переносится на следующее родительское собрание.        

«Здоровье – это возможность возможностей»                            Л. Кьюби.

Задачи выступления:

  1. Познакомить родителей с особенностями физического развития младшего школьника;
  2. Знакомить родителей с результатами развития физических возможностей учащихся класса на уроках физической культуры.

Родители должны помнить о том, что возраст 7 – 10 лет нуждается в постоянной поддержке функциональной активности. Один из способов сохранить здоровье ребёнка, помочь ему выбрать спортивную секцию. Помните, что главное не вырастить чемпиона, а поддержать и укрепить здоровье ребёнка. Сегодня мы поговорим о занятиях в секции «Спортивное ориентирование» (туризм) Напомнить, что в занятиях могут принимать участие родители. Вот возможность совместной деятельности. Но нельзя забывать о выполнении физических упражнений  в перерывах между умственными занятиями и об утренней зарядке как факторе закаливания и психологического настроя на день. Предлагаю внести в свою записную книжку памятку «Самое главное – сохранить физическое и психическое здоровье ребёнка

3.Доведение информации

1. Об ответственности учеников за сохранность мобильных телефонов и личного имущества

2 Режим дня школьника; правила поведения учащихся на территории школы

3. О необходимости  ношения школьной формы и сменной обуви

4. «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» Федеральный закон от 29.12.2010г. №463-ФЗ

5. О мерах по обеспечению антитеррористической защищённости. Пропускной режим в образовательное учреждение.

6. безопасное поведение детей на дорогах. О необходимости применения ремней безопасности и детских удерживающих устройств при перевозке детей в салоне автомобиля. Обязательное ношение светоотражающих повязок.

7. О запрещении детям возрастом до 14 лет езды на велосипеде по проезжей части дороги

8. Заявление о переносе  занятий с субботы на понедельник и четверг

9. Об итогах собрания попечительского совета школы

4. .Выборы родительского комитета класса

5. Разное

В записную книжку родителя:

Гигиенические требования к выполнению домашней работы:

  1. Проверьте, правильно ли организовано рабочее место ребёнка. Оно должно быть достаточно освещено. Вечером настольная лампа с зеленым абажуром
  2. Всё должно быть на своих местах (тетради, ручки, книги)
  3. Не рекомендуется пользоваться тяжелыми ручками. Это усиливает утомление
  4. Стол соответствует росту ребёнка
  5. 120-129 см  стол 59 см, 130-139 см стол 62 см, 140-149 см стол 68 см
  6. Разница между высотой стула и стола от 21 до 27 см. Расстояние от глаза до поверхности стола – 35 см. Между грудью и столом проходит ладонь. Ноги на полу.
  7. При умственной работе кровообращение в мозгу ускоряется в 8-9 раз. Возрастает и потребность в насыщении крови кислородом. Не забудь за 10 минут до начала занятий проветрить комнату.
  8. К д/з приступать через 1 час после школы, чтобы отдохнул от занятий, но еще не устал от домашних развлечений.
  9. 1 класс – 1 час, 2 класс – 1,5 часа, 3-4 классы – до 2 часов

Такие нормативы установлены министерством образования. 

Памятки

ПАМЯТКА

 «Садимся за уроки».

  1. Садись за уроки всегда в одно и то же время.
  2. Проветри комнату  до начала занятий.
  3. Выключи радио, телевизор
  4. Сотри со стола пыль
  5. Свет с левой стороны
  6. Уточни расписание уроков на завтра
  7. Приготовь письменные принадлежности для занятий
  8. Убери со стола все лишнее
  9. Сядь на стуле удобно и открой учебник.

ПАМЯТКА «Как готовить Д/З по русскому языку» 

  1. Работу начинай с работы над ошибками. Повтори правила, которые забыл.
  2. Выучи или повтори заданное правило. Придумай свои примеры на это правило.
  3. Прочитай задания упражнения.
  4. Прочитай всё упражнение. Устно выполни задания к нему.
  5. Выполни упражнение письменно.
  6. Проверь всю работу

Памятка «Как работать над ошибками»

1. Найди ошибку (тебе мог указать на неё учитель)

2. Исправь ошибку. Возможно, тебе понадобится орфографический словарь.

 Или следует свериться с текстом упражнения.

3. Пропиши слово с ошибкой несколько раз, если ты не можешь его проверить

4. Если слово ты можешь проверить, то запиши слово с проверкой.

5. Подчеркни место ошибки.

ЧТО СЛЕДУЕТ, И ЧЕГО НЕ СЛЕДУЕТ ДЕЛАТЬ РОДИТЕЛЯМ

  1. Проверь,  правильно ли организовано рабочее место
  2. Всё должно быть на своих местах
  3. Посидите со своим ребёнком на первых порах выполнения д/з. От того, насколько спокойными  будут его первые шаги, зависит его будущие школьные успехи.
  4. Сформировать привычку делать уроки. Напоминайте об уроках без криков, будьте терпеливы.
  5. Оформите красиво рабочее место. Стол, лампа, расписание,  стихии пожелания школьнику, таблицы учебные.
  6. Учите выполнять уроки только в этом рабочем уголке.
  7. На рабочем месте порядок, если ему трудно навести порядок, то помогите ему.
  8. Вслух читает задание упражнения. Это успокаивает  ребёнка, снимает тревожность
  9. Если ребёнок что-то делает не так, не спешите его ругать.
  10. Если ребёнок отвлекается, то спокойно напоминайте ему о времени, отведенном на выполнение уроков.
  11. Требуйте, чтоб письменные задания выполнял чисто, без помарок. Поэтому тщательно разберите упражнение.
  12. Не заставляйте многократно переписывать д/з.  Это подрывает интерес к школе. Просите достаточно громко комментировать записи.
  13. Старайтесь, как можно раньше приучать делать уроки самостоятельно и обращаться к вам в случае необходимости

Памятка для родителей.               Уважаемые папы и мамы! Помните!

               Самое главное – сохранить физическое и психическое здоровье ребёнка.

  1. Разговаривайте со своим ребёнком о необходимости беречь собственное здоровье.
  2. Собственным примером демонстрируйте своему ребёнку уважительное отношение к собственному здоровью.
  3. Не позволяйте ему выполнять режим дня от случаю к случаю.
  4. Если ребёнок болен, но протекание болезни позволяет ему делать зарядку и он этого хочет – не препятствуете ему.
  5. Посещайте вместе с ним спортивные мероприятия и праздники, особенно детские.
  6. Бывайте вместе с ним на воздухе, участвуйте в его играх и забавах.
  7. Дарите ребёнку подарки, которые будут способствовать сохранению его здоровья.
  8. Не смейтесь над ребёнком, если он выполняет какое-то упражнение не так.
  9. Приветствуете его общение со сверстниками, которые занимаются спортом.
  10. Не ждите, что здоровье само придёт к вам. Идите вместе со своим ребёнком ему навстречу!

Моделирование учебной ситуации «Учимся выполнять домашнюю работу»

Карточка 1

Исправить ошибки:

со-се-дка   …………………………………………………………………………….

ка-ме-нь ………………………………………………………………………………

мя-гкий ………………………………………………………………………………..

тя-жё-лый  ……………………………………………………………………………..

сто-ят …………………………………………………………………………………..

за-и-нь-ка ……………………………………………………………………………..

Помни: сколько гласных звуков- столько слогов в слове.

Сделай транскрипцию слова, определи количество букв, количество звуков.

Карточка 2

Поработай над ошибками последующему алгоритму (плану):

а) Найди ошибку и справь её

б) Докажи (если сможешь), пропиши многократно, подчеркни место ошибки.

Надворе стаят силные марозы.

Определи главные члены предложения.  Как ёщё их можно назвать?

подписать вид работы

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

Карточка3

Покажи на карте полушарий материки, океаны, части света

Расскажи, как подготовить пересказ учебной статьи по учебнику  «Окружающий мир»

………………………………………………………………………………………………….

Моделирование учебной ситуации «Учимся выполнять домашнюю работу»

Карточка 1

Исправить ошибки:

со-се-дка   …………………………………………………………………………….

ка-ме-нь ………………………………………………………………………………

мя-гкий ………………………………………………………………………………..

тя-жё-лый  ……………………………………………………………………………..

сто-ят …………………………………………………………………………………..

за-и-нь-ка ……………………………………………………………………………..

Помни: сколько гласных звуков- столько слогов в слове.

Сделай транскрипцию слова, определи количество букв, количество звуков.

Карточка 2

Поработай над ошибками последующему алгоритму (плану):

а) Найди ошибку и справь её

б) Докажи (если сможешь), пропиши многократно, подчеркни место ошибки.

Надворе стаят силные марозы.

Определи главные члены предложения.  Как ёщё их можно назвать?

подписать вид работы

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

Карточка3Покажи на карте полушарий материки, океаны, части света

Расскажи, как подготовить пересказ учебной статьи по учебнику  «Окружающий мир»

………………………………………………………………………………………………….


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Первые уроки школьной отметки"

Задача родительского собранияпоказать родителям значение школьной отметки в жизни ребенка;  формировать культуру родительского восприятия учебных умений своего ребенка.Именно школьная отметка час...

Родительское собрание. "Домашние уроки. Как помочь ребёнку хорошо учиться" (2класс)

Все родители мечтают, чтобы дети хорошо учились. Но некоторые родители считают, что отдав ребёнка в школу, можно облегчённо вздохнуть: теперь все проблемы, связанные с обучением, должна решать школа....

Родительское собрание "Первые уроки школьной отметки"

Показать родителям значение школьной отметки в жизни ребёнка, формировать культуру родительского восприятия учебных умений своего ребёнка....

Родительское собрание - практикум "Урок родительства"

Цель Данного родительского собрания - привлечь внимание родителей к умению проявлять свою любовь к детям.Задачи:знакомство родителей со способами выражения любви к ребёнку;формирование мотивации...

Родительское собрание "Первые уроки школьной отметки"

Презентация для родительского собрания...

Родительское собрание "Первые уроки школьной отметки"

Презентация для родительского собрания...

Родительское собрание "Первые уроки школьной отметки"

1. Памятка для родителей2. Схема проведения родительского собрания...