Родителям на заментку
консультация (1 класс) на тему

Бондаренко Валентина Николаевна

Содержание поможет родителям и учителям взаимодействовать, облегчить адаптационный период первоклассников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon anketa_dlya_roditeley_pervoklassnikov.doc155.5 КБ

Предварительный просмотр:

Анкета для родителей первоклассников

1. Общие сведения о ребенке и семье: Адрес_______________________________________________

Телефоны: домашний _________ мамы________________________ папы________________________

1.1. Фамилия, имя, отчество, дата рождения ребенка

_______________________________________________________________________________________

1.2. Какой ребенок по счету в семье?___________Имена, возраст других детей, место учебы и нахождения____________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

1.3. Посещал ли ребенок дошкольное образовательное учреждение или был на домашнем воспитании (если «да», то какое и в течение скольких лет)?____________________________________

1.4. Часто ли ребенок болеет, какие тяжелые заболевания и травмы перенес?

_______________________________________________________________________________________

1.5. Состав и тип семьи (полная, неполная - развод, сирота, полусирота, одинокая мать, под опекой многодетная)

Мать: а) фамилия, имя, отчество __________________________________________________________

б) дата рождения ____________в) образование (высшее, незаконченное высшее, среднее, среднее специальное)

г) место работы, специальность __________________________________________________________

Отец: а) фамилия, имя, отчество __________________________________________________________

б) дата рождения ____________в) образование (высшее, незаконченное высшее, среднее, среднее специальное)

г) место работы, специальность __________________________________________________________

1.6. Характеристика материального положения семьи (низкий, средний, высокий уровень)

1.7. Бытовые условия семьи: отдельная квартира, частный дом, комната с общей кухней, общежитие, съемная квартира

Площадь жилья ________________________ количество комнат_________________________________________________

Наличие отдельной комнаты у ребенка ДА/НЕТ            Наличие у ребенка отдельного письменного стола ДА/НЕТ

2. Особенности воспитания ребенка в семье, его склонности и интересы:

2.1. Чем больше всего любит заниматься ваш ребенок? _______________________________________                

_______________________________________________________________________________________

2.2. С кем чаще всего ребенок проводит время? _____________________________________________

Кто чаще всего гуляет с ребенком? _______________                         Кто чаще всего играет с ребенком? _______________

Кто чаще всего читает ребенку? __________________   Занятия семьи в выходные дни______________________________                    

_______________________________________________________________________________________

2.3. Какие меры воздействия на ребенка применяются в семье:

Поощрения_____________________________________________________________________________

Наказания______________________________________________________________________________

2.4. Какие игры, игрушки и материалы для занятий имеются у ребенка? Где и как они хранятся (есть ли специально отведенное для игр место)?__________________________________________________ _______________________________________________________________________________________

2.5. Назовите:

• любимые игрушки и игры вашего ребенка:_________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

• его любимые сказки и книги:____________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

2.6. Какие кружки, секции посещает ребенок? _______________________________________________

2.7. Назовите лучших друзей вашего ребенка _______________________________________________

2.8  Посещал ли ребёнок «Детский сад»№ _____, домашнее воспитание.

2. 9 С какого возраста и по какой возраст посещал детский сад?

      С ____ лет по _____лет.

3. Уровень развития у ребенка навыков и умений:

3.1. Какие навыки самообслуживания развиты у ребенка? Подчеркните нужное (самостоятельность в уборке игрушек, постели, приёме пищи и туалета, одевания)      

3.2. Как ваш ребенок помогает в работе по дому? ____________________________________________

3.3. Подчеркните, какие из перечисленных видов деятельности ребенок выполняет успешнее всего: рисование, лепка, пение, конструирование, придумывание игр, пересказ сказок и историй?

4. Шаг к сотрудничеству:

4.1. Каким образом вы проводили подготовку ребенка к школе?_______________________________

______________________________________________________________________________________

4.2. Какие качества и способности вашего ребенка вы особенно цените__________________________

_______________________________________________________________________________________

4.3. От каких дурных привычек вы стремитесь отучить вашего ребенка?________________________

4.4.Что бы вы хотели узнать какую помощь, какие советы получить от педагога, школьного психолога, логопеда, других специалистов нашего образовательного учреждения?________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

Пробный день: 1 «Б» класс учитель …….

Дом. т\ф …..                                       моб. …..                  Инструктаж

На линейку форма: белый верх, темный низ, в пакете сменная обувь, 3 маленьких булавочки (Приколоть ленту первоклассника и эмблему-колокольчик) Это,а  еще воздушный шарик хлопушку –салют -  выдаст учитель. На 2 сентября дать ребенку пакет для учебников.

Уважаемые родители! Школьные принадлежности нужно принести и отдать учителю 2 сентября В файле  (файл подписать: фамилия, имя. (под скотч)) должно лежать:

  1. Тетради тонкие(12 листов-18листов) обложка одного цвета (сами не подписываем, можно  еле заметно на обратной стороне обложки карандашом):
  • 2 штуки в узкую линейку для 1 класса (без дополнительной разлиновки – косой линии) (фиолетового цвета)
  • 2 штуки в крупную  клетку (зеленого цвета)
  • Пенал: шариковые ручки (должны писать тонко) синего, красного, зеленого цвета, ластик, чинка,  деревянная линейка 12-15 см, треугольник, позже циркуль, 2 простых карандаша, набор из 6 цветных карандашей (заточить), клюющий карандаш.
  • Нелинованный блокнот (величина не меньше половины тетради)
  • Дети обязательно питаются в школе, Деньги положить в маленькие пакетики (сразу себе купите наборчик таких пакетиков) подпишите фамилию ребенка, назначение (например: обеды 4 дня 260 руб) Внимание! Прошу запомнить, что деньги на питание сдаем только в понедельник и без сдачи – учителю некогда тратить время на подсчеты и размены.  Если у вашего ребенка сотовый телефон, то он должен быть самый простой, и лежать также глубоко в портфеле, не привлекая внимание других детей. Во время уроков все телефоны будем выключать. Если вам срочно надо связаться с малышом – звоните учителю.
  • После линейки устройте ребенку праздник, а 30,31 августа поговорите о разного рода опасностях, которые могу  быть дома, на улице, в природе, на дороге.
  1. Школьные принадлежности для уроков  (на папках подписать фамилию, имя под скотч):

У ребенка  на каждый урок изо и труда должен быть фартук, нарукавники и плотная клеенка на парту.                Труд                                                                   Рисование

  • пластилин, стеки внутри коробочки

             дощечка небольшая для лепки (стандарт)

  • клей ПВА
  • ножницы
  • цветная бумага, вложить листы белой А4
  • картон цветной
  • картон белый
  •  степлер
  • узкий скотч

      рисование  

  • альбом
  • краски: гуашь, акварель
  • палитра
  • «непроливай-ка» (стандартная специальная баночка для воды)
  • кисти натуральные 3 штуки: тонкая, средняя и крупная
  • салфетка тканевая

На урок физической культуры удобный спортивный костюм для зала и улицы. Обратите внимание на удобную обувь. Помните, что спортивная обувь не может быть сменной. Её надо обязательно переобувать. Давайте свою бутылочку с питьевой негазированной водой. Салфетки для туалета.

Уважаемые родители первоклассников!

        Мы просим Вас ответить на вопросы, касающиеся  самочувствия Вашего ребенка, его адаптации к школе. Ваши искренние ответы помогут нам сделать школьную жизнь Вашего ребенка психологически комфортной. Информация, которую Вы сообщите, является конфиденциальной и не будет использована  без Вашего согласия.

Ф.И. ребенка______________________________________________________________________

Ф.И.О.родителей__________________________________________________________________

Ф.И.О.родителей __________________________________________________________________

Просим Вас ответить на приведенные ниже вопросы. Подчеркните тот вариант, который кажется Вам наиболее подходящим к Вашему ребенку.

1.Охотно ли идет ребенок в школу?

  • неохотно
  • без особой охоты
  • охотно, с радостью
  • затрудняюсь ответить

2. Вполне ли приспособился ребенок к школьному режиму?

    -      пока нет

  • не совсем
  • в основном да
  • затрудняюсь ответить

3. Какие изменения в самочувствии и поведении ребенка Вы отмечаете с того времени, как он пошел в школу? Если эти признаки наблюдались до школы, поставьте галочку слева, если появились сейчас – подчеркните.

    -     засыпает с трудом

  • долго не может заснуть, хотя очень устал
  • внезапно просыпается ночью, плачет
  • разговаривает во сне
  • просыпается с трудом
  • утром сонный  и вялый
  • недержание мочи
  • плохой аппетит
  • вялый, уставший, раздражительный, перевозбужденный после школы
  • беспричинные боли в животе
  • частые головные боли
  • болел  в сентябре-октябре
  • стал сосать пальцы, грызть ногти, кусать губы, ковыряться в носу, теребить волосы или многократно повторять какие-либо действия
  • наблюдаются быстрые подергивания (тики)лицевых мышц, плеч, рук и т.п.
  • ведет себя как маленький, не соответственно возрасту
  • другие изменения___________________________________________________________________________________________________________

4. Есть ли в настоящее время у Вашего ребенка хронические заболевания, проблемы со здоровьем?

  • да______________________________________________________
  • нет

5. Опишите режим дня Вашего ребенка:

  • встает в ______
  • в школу идет самостоятельно
  • в школу ребенка отводит   ______________
  • посещает группу продленного дня с________до_________
  • из школы  возвращается самостоятельно
  • из школы ребенка забирает______________в___________
  • посещает дополнительные занятия, кружки, секции______________________________________________________________________________________________________________

_________________раз в неделю

  • делает уроки обычно в группе продленного дня с________до________
  • делает уроки дома с_________до__________
  • гуляет с___________до____________
  • смотрит телевизор с__________до___________
  • играет с______________до______________
  • ложится спать в ___________________
  • Ваш ребенок имеет отдельную комнату______
  • имеет свое место для работы и игр в общей комнате_________

6. Часто ли ребенок делится с Вами школьными впечатлениями?

  • иногда
  • довольно часто
  • затрудняюсь ответить

7. Каков эмоциональный характер этих впечатлений?

  • в основном отрицательные впечатления
  • положительных и отрицательных примерно поровну
  • в основном положительные впечатления

8 . Жалуется ли ребенок на товарищей по классу, обижается на них?

  • довольно часто
  • бывает, но редко
  • такого практически не бывает
  • затрудняюсь ответить

9. Жалуется ли ребенок на учителя, обижается на него?

  • довольно часто
  • бывает, но редко
  • такого практически не бывает
  • затрудняюсь ответить

10. Справляется ли ребенок с учебной нагрузкой без напряжения?

   -     да

  • скорее да, чем нет
  • скорее нет, чем да
  • нет
  • затрудняюсь ответить

11. С какими проблемами, связанными с началом школьного обучения, Вы столкнулись?

12. Нуждаетесь ли Вы в нашей помощи и в чем именно___________________________________

__________________________________________________________________________________________

Дата _____________

Карта учащегося МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №…»

 Фамилия, имя, отчество      _______________________________________________________

 Дата рождения: …….            Национальность: ……..___.

Домашний адрес: ….., улица________________________________________

                                 дом _____ корпус _______квартира______

Домашний телефон:_________________

Статус семьи: полная______

                          неполная (одинокая мать, разведены, полусирота)

                          многодетная (количество детей до 18 лет)_______

Сведения о родителях:  

 

мать

отец

а) Фамилия, имя, отчество   

 

 

б) Дата  рождения

 

 

в) образование

(среднее, средне-специальное, неокон.высшее, высшее). Указать, что окончили.

 

 

г) место работы

 

 

д) должность

 

 

е) рабочий телефон

 

 

                  сотовый

Состояние здоровья

Хронические заболевания___________________________________________________________

Перенесенные операции  (возраст)____________________________________________________

                                             сколько времени был под наркозом____________________________

Особенности развития______________________________________________________________

Зрение _________________________ Сколиоз (нарушение осанки) ________________________

Аллергия и аллергические реакции ___________________________________________________

_________________________________________________________________________________Обратите внимание на______________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

Особенности характера и темперамента

Что хотели Вы, чтобы знал педагог о Вашем ребенке и обратил на это внимание в процессе работы, чтобы легче была общаться с ним. Особенности характера ребёнка, его взаимоотношений с окружающими (положительные, отрицательные стороны)._______________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Жилищные условия

  • Отдельная квартира, частный дом, комната с общей кухней, общежитие, съемная квартира.   _______________________________________________  кв. метров___________________
  • Кол-во комнат_______________   Имеется ли детская комната_______________________
  • Удобства в доме: да / нет
  • Организовано рабочее место для подготовки уроков: письменный стол (да/нет), стул (да/нет),
  • настольная лампа (да/нет), подставка для книг (да/нет).
  • Нуждается ли ваш ребенок в бесплатном питании? (да/нет)_____________________________

Вопросник – знакомство:

1. Кто играет ведущую роль в воспитании ребёнка?

(мать, отец, бабушка, дедушка,  совместно)

2. Тип поощрения: словесное, подарок, иное____________________________.

3. Тип наказания: осуждение, лишение удовольствий, физическое воздействие, иное______________________________________________________________.

4. Посещал ли ребёнок «Детский сад»№ _____, домашнее воспитание.

5. С какого возраста и по какой возраст посещал детский сад?

      С ____ лет по _____лет.

Реакция на «Детский сад»: испугался, проявил интерес, плакал, переживал, не отпускал маму.

6. Как готовили ребенка к школе?

  • Дома  (да/нет)
  • Детский сад (да/нет)
  • МОУ «Средняя общеобразовательная школа №8» (да/нет)
  • Другие учебные заведения____________________________________________________

7. Постарайтесь назвать три любимых занятия ребенка:

     1. __________________________________________

     2. __________________________________________

     3. __________________________________________

8. Есть ли у вашего ребёнка друзья? (да/нет)

  • Детский сад_____________________________
  • Во дворе _______________________________
  • Среди одноклассников (кто?)_________________________________________________

 Приходят ли они в гости? (да/нет)

9. Какие игры предпочитает ребёнок: подвижные, настольные, индивидуальные, коллективные или другие?

10. С желанием ли ваш ребёнок идёт в первый класс? (да/нет)

11. Ваше мнение о подготовке ребенка к школе:

  • Знает ли он буквы? (да/нет) Знает ли он цифры? (да/нет)
  • Умеет ли читать: бегло (целыми словами), по слогам, по буквам?
  • Может сказать, о чем прочитал? (да; нет; дословно; своими словами)
  • Умеет считать до  _____.  Складывать в пределах «5», «10», «20».
  • Ориентируется в пространстве:

      налево – направо  (да/нет)                                                 длинный – короткий (да/нет)

       вперед – назад  (да/нет)                                                        узкий – широкий  (да/нет)

       вверх – вниз     (да/нет)                                                         легче – тяжелее (да/нет)

       различает предлоги  (над, под, перед, за, в…) (да/нет)    

  • Различает цвета  (да/нет), оттенки цветов (да/нет)
  • Умеет определять время по часам: электронным (да/нет), механическим (да/нет).
  • Пересказывает ли «сказки»? (да; нет; дословно; своими словами; выдумывает сам, что не запомнил)
  • Любит рассказывать стихи? (да/нет)

 Дополнительно о ребенке: __________________________________________________________

 _________________________________________________________________________________

 

Дети (до 18 лет и старше)

Ф.И.О.___________________________________________________________________________

Дата рождения_____________________Класс (Д/сад, №) иное____________________________

Ф.И.О.__________________________________________________________________________

Дата рождения________________ Класс (Д/сад, №), иное________________________________

Ф.И.О.___________________________________________________________________________

Дата рождения________________  Класс (Д/сад, №), иное________________________________

Родственники и другие члены семьи проживающие с вами

 Кто?

 

 

а) Фамилия, имя, отчество   

 

 

б) Дата  рождения

 

 

в) образование

(среднее, средне-специальное, неокон.высшее, высшее).  

 

 

г) место работы

 

 

д) должность

 

 

е) рабочий телефон

 

 

                  сотовый

Примечания:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата___________________                                     Подпись______________________

Для вас, родители!

Что такое готовность к школе?

        Поступление в школу – это начало нового этапа в жизни ребенка, вхождение его в мир знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных отношений со взрослыми и сверстниками

Вашему ребенку исполнилось 5 или 6 лет,

и вы задумываетесь, как лучше развивать его способности, как правильно подготовить его к обучению в школе. Часто родители уверены, что важно научить ребенка читать, считать, писать и никаких проблем с учебой не будет. Но иногда случается так, что читающий, считающий и пишущий малыш придя в школу, постепенно снижает свою успеваемость.

Почему это происходит?

        Оказывается, он не умеет думать самостоятельно, рассуждать, анализировать, сравнивать предметы и явления, у него недостаточно развиты внимание и память, зрительное и слуховое восприятие.

Как подготовить ребенка к успешному обучению в школе?

        Для этого необходимо специально организованное, целенаправленное и систематическое взаимодействие ребёнка и взрослого.

        Наряду с заботой о физическом здоровье, необходимо заботиться о психическом и умственном развитии ребёнка. С ним нужно заниматься каждый день от 15 до 30 минут. Главное в занятии с ребёнком не количество часов, а их регулярность. Чем чаще вы будете заниматься, тем лучше будет развиваться ваш ребёнок.

Готовность к школе подразумевает:

   - мотивационную готовность к обучению в школе, т.е. желание учиться и познавать мир.

   - интеллектуальную готовность, т.е. умение рассуждать, делать выводы, сопоставлять, сравнивать, анализировать, устанавливать простые закономерности.

   - коммуникативную готовность, т.е умение устанавливать дружеские взаимоотношения со сверстниками и просить помощи у взрослого.

   - физическую и физиологическую готовность, т.е. оптимальное состояние здоровья.

   - волевую готовность, т.е. умение преодолевать трудности.

        Хороший уровень знаний помогает ребёнку сформироваться в личностном отношении. В школе ему легче будет ориентироваться в обществе сверстников, правильно построить взаимоотношения с взрослыми, то есть выбрать социально правильный тип поведения, а это значит:

   - ответственное отношение к порученному делу и умение доводить дело до конца;

   - умение регулировать своё поведение;

   - умение выражать свои желания и чувства, обращаться к взрослым с просьбами, мирно разрешать конфликты и ссоры, сдерживать свой гнев и агрессию, умение извиниться;

   - доброжелательное отношение к окружающим;

   - желание учиться, познавать новое.

Ребёнок в возрасте 6 лет должен знать ответы на вопросы:

  • Сколько тебе лет?
  • Как тебя зовут? Назови полную фамилию, имя, отчество.
  • Когда ты родился?
  • Где ты живёшь? Назови город, свой адрес.
  • Назови номер своего телефона?
  • Как зовут родителей? Где и кем они работают?
  • Что делают в школе?
  • Как называются дни недели и месяцы?
  • Чем отличается весна от осени?
  • Какими приборами измеряют время, расстояние, температуру?
  • Какие ты знаешь профессии? Кто строит дома? Кто рисует картины? Кто пишет музыку? Кто печёт пироги? Кто шьёт одежду?
  • Какие ты знаешь города? 

Тест «Готов ли Ваш ребенок к школе»

Что нужно сделать, чтобы ребенок пошел в школу с удовольствием? Хочет ли первоклашка учиться? Попросите ребенка согласиться или не согласиться с этими утверждениями:

  1. Когда я пойду в школу, у меня появится много новых друзей.
  2. Мне интересно, какие у меня будут уроки.
  3. Я буду приглашать на день рождения весь класс.
  4. Я хочу, чтобы урок длился дольше, чем переменка.
  5. Когда пойду в школу, я буду хорошо учиться.
  6. Интересно, что в школе дают на завтрак.
  7. Самое лучшее в школе - это каникулы.
  8. Мне кажется, что в школе интереснее, чем в детском саду.
  9. Мне очень хочется в школу, потому что мои друзья тоже идут туда.
  10. Если бы я мог, я бы пошел в школу еще в прошлом году.

Считаем очки: Если ребенок согласился в 8 пунктами, он готов к школе, хочет туда идти и будет учиться с интересом. Если согласился с 4 - 7 пунктами, ребенок хочет в школу, но она пока привлекает его не учебой. Если он чаще соглашался с первыми 5 пунктами, то он мечтает о новых друзьях и играх. С 6 - 10 пунктами - он понимает, что такое школа, и относится к ней положительно. Если малыш ответил положительно только на три (или меньше) пункта, он не имеет понятия, что его ждет в школе, и не стремится стать первоклашкой.

Проверяем память и мелкую моторику

  1. Попросите ребенка срисовать простую картинку. Он готов к школе, если уверенно и правильно держит карандаш, линии четкие, соединения точные. Не готов, если карандашом работает плохо, линии рисует "лохматые", соединения неточные.
  2. Поговорите с ним. Что он знает о себе, о своей семье? Готов к школе, если может рассказать о себе, знает, как зовут и чем занимаются его родители. Не готов, если не может сказать ничего, кроме своего имени, не знает, кем работают родители.
  3. Предложите ему запомнить 10 картинок с изображением предметов. Готов к школе, если запоминает 4 - 6 картинок, посмотрев один раз; 8 - 10 картинок, посмотрев 3-4 раза. Через час может вспомнить 5 - 10 картинок. Не готов, если, просмотрев 1 раз, запоминает меньше 3 картинок, просмотрев 3 - 4 раза - не более 5. А через час вспоминает не более 3 картинок.
  4. Прочитайте ребенку короткий рассказ с интересным сюжетом и попросите пересказать. Он готов к школе, если пересказывает близко к тексту, выделяет основную мысль, строит фразы правильно. Не готов, если пересказать не может. На наводящие вопросы отвечает "да" и "нет". Фразы строит грамматически неправильно.

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ

Как подготовить малыша к школе

  1. Повторите с будущим первоклашкой алфавит и счет как минимум до 100.
  2. Научите ребенка различать право-лево.
  3. Покажите, как правильно укладывать в портфель книжки и тетрадки.
  4. Соберите пенал. В нем должны лежать две простые шариковые синие ручки, одна красная, одна зеленая, два заточенных карандаша, набор из пяти цветных фломастеров, линейка и ластик.
  5. Выучите с малышом Ваш домашний адрес и телефон, объясните ему, что делать, если он потеряется.
  6. Научите будущего первоклассника писать мелом (можно даже купить маленькую доску и устроить тренировочный урок).
  7. Дети часто боятся или стесняются просить у строгого учителя разрешения выйти во время урока, так что проговорите с ребенком этот момент.
  8. Если у Вашего ребенка есть логопедические проблемы, постарайтесь решить их до начала учебы.
  9. Составьте расписание и попробуйте прорепетировать школьный день - 30 - 35 минут за чтением и азбукой, потом перемена 15 минут и следующий урок. Поиграйте в школу.
  10. Поддерживайте Вашего первоклассника во всем. Хвалите за дело, говорите, как здорово у него получается выводить буквы (считать, рисовать и т. д.). Это придаст ему уверенности в себе.
  11. Объясните ребенку, что он сам несет ответственность за свою учебу. Если мама и папа зарабатывают деньги на работе, то его работа - ходить в школу и "зарабатывать" хорошие отметки.
  12. Проверьте, умеет ли Ваш ребенок самостоятельно завязывать шнурки, застегивать пуговицы и молнии, переодеваться без вашей помощи в спортивный костюм, складывать аккуратно свои вещи.

Знакомство с родителями (1 класс)

БЕСЕДА

В первый раз в первый класс

Для ребенка «первый раз в первый класс» – это как для взрослого с парашютом прыгнуть. Шаг к совершенно другой жизни и новым порядкам требует тщательной подготовки. Некоторые родители зачастую ограничиваются лишь «укладкой парашюта» (покупкой портфеля и канцтоваров). Как правильно подготовить ребенка к школе психологически?

«Предстартовая подготовка»

99% детей идут в школу с большим желанием и удовольствием, но половина из них теряет интерес к учебе уже к концу первого класса. Это статистика! И даже если ребенок учится хорошо, это ему дается ценой невероятных физиологических усилий. Все системы детского организма находятся в состоянии колоссального перенапряжения, как следствие – переутомление. Еще достаточно времени, чтобы адаптировать ребенка к школе, и чем лучше вы это сделаете, тем легче будет вашему ученику. Он и болеть меньше будет, и проблемы многие сам решит.

1. ВСЕЛИТЕ УВЕРЕННОСТЬ, НЕ ПЛОДИТЕ КОМПЛЕКСЫ

Если вы любите ребенка, забудьте фразы типа «что о тебе учительница скажет, если ты не хочешь делать то или это?», «все дети будут учиться хорошо, а ты ленивый (неаккуратный, бестолковый и т. д.)» Напротив, поддержите ребенка, говорите, что вы в него верите и у него все получится. Так вы поможете преодолеть страх ему (да и себе!).

2. НАУЧИТЕ СЛОВУ «НАДО»

Важно научить ребенка доводить начатое дело до конца, научить добиваться пусть самой маленькой, но победы. И здесь без личного вашего примера не обойтись. К первому сентября у ребенка должны быть сформированы определенные моральные представления: умение поделиться, уступить, простить и т.п. Не забывайте и вы про эти понятия: заставлять и принуждать ребенка нельзя!

3. СТРЕМИТЕСЬ НЕ К КОЛИЧЕСТВУ, А К КАЧЕСТВУ ЗНАНИЙ

Учите ребенка не только читать, но и развивать речь (пусть он вам что-нибудь рассказывает, пересказывает, сочиняет). Хороший способ развить логику – предложить ребенку сказать, что он будет делать: «Если будет холодно, то...» – пусть фантазирует. Или пусть вставит пропущенное слово в какую-нибудь фразу, либо, наоборот, уберет из предложения лишние слова. К первому сентября ребенок должен овладеть и оперировать понятиями: «больше-меньше», «выше-ниже», «так же», «старше-младше», «столько же», уметь сравнивать простые предметы.

4. ЗАКАЛЯЙТЕСЬ

Закаляйте ребенка и закаляйтесь сами. Для опорно-двигательного аппарата долгое сидение за партой – большая нагрузка. Так что совместные занятия физкультурой (лучше на свежем воздухе) очень полезны. И еще, если успеете (а вы обязательно должны успеть), сделайте до школы все прививки. Их все равно придется делать, а во время учебы это лишняя нагрузка.

 

(1 класс)БЕСЕДА

Как помочь ребенку хорошо учиться?

Обучение в школе – одно из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социально-психологическом, так и физиологическом плане. Изменяется вся жизнь ребенка: все подчиняется учебе, школе, школьным делам и заботам. Это очень напряженный период, прежде всего потому, что школа с первых же дней ставит перед учеником целый ряд задач, не связанных непосредственно с его опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил.
Чтобы сохранить у ребенка желание учиться, стремление к знаниям, необходимо научить его хорошо учиться.
Все родители мечтают, чтобы их дети хорошо учились. Но некоторые родители считают, что, отдав ребенка в школу, можно облегченно вздохнуть: теперь все проблемы, связанные с обучением, должна решать школа. Конечно же, школа не отказывается от своих обязанностей. Но это дело не только школы, но и родителей. Мы, учителя, объясняем детям приемы работы, а как усвоил ребенок эти приемы, как они их использует и использует ли вообще, остается вне поля зрения учителя. А у родителей есть полная возможность проконтролировать своего ребенка. Они могут оказать ту помощь, которую не может оказать учитель.
Особенное значение в этом случае приобретает сотрудничество родителей и учителя, согласование их действий. Усилия семьи и школы в решении этой проблемы – едины. Помощь детям должна быть эффективной, грамотной и должна идти в трех направлениях:
• организация режима дня;
• контроль за выполнением домашних заданий;
• приучение детей к самостоятельности.

1.Организация режима дня.
Организация режима дня позволяет ребенку:
- легче справляться с учебной нагрузкой;
- защищает нервную систему от переутомления, т.е. укрепляет здоровье. У 20 % школьников плохое здоровье – причина неуспеваемости.
Точный распорядок занятий – это основа любого труда. Необходимо включать в режим дня ежедневное выполнение домашних обязанностей (покупка хлеба, мытье посуды, вынос мусора и т.д.). Их может быть немного, но нужно, чтобы дети выполняли свои обязанности постоянно. Приученному к таким обязанностям ребенку не придется напоминать, чтобы он убрал свои вещи, вымыл посуду и т.д.
Совершенно необходимо, чтобы в режим дня было включено ежедневное чтение книг. Желательно в одно и тоже время.
Хорошо читающий ученик быстрее развивается, быстрее овладевает навыками грамотного письма, легче справляется с решением задач.
Хорошо, если вы будете просить пересказать, что прочитал ребенок (рассказ, сказку). При этом взрослые смогут поправить речевые ошибки, неправильно произнесенные слова. Таким образом, дети будут учиться выражать свои мысли.
Важный вопрос в организации режима дня – это организация досуга. Важно не оставлять ребенка без присмотра, а дать возможность заниматься любимым делом в свободное от учебы время.
Позаботьтесь, чтобы после ужина ребенок не перевозбуждался, не смотрел «страшные фильмы», не играл в шумные игры. Все это отразится на сне, на самочувствии ребенка. Хорошо прогуляться перед сном 30 – 40 мин.
Если ребенок спит, следите, чтобы громко не звучал телевизор, радио. Погасите свет, говорите тише. Часто родители идут на поводу у детей, мирятся с капризами ребенка: дети участвуют в застольях, ложатся поздно спать. Это недопустимо. Здесь нужно проявить твердость.
Вы должны помнить, что теперь у вас в семье есть ученик, и не мешать ему. Часто родители не замечают, что мешают детям: громко разговаривают, включают телевизор. Иногда родители делают за детей уроки. В этом случае страдает нравственность. Дети привыкают ко лжи и лицемерию.
Вы не должны забывать, что в силу возрастных особенностей школьники плохо переключаются с одного вида работы на другой. Например, сядет ребенок рисовать, родители посылают в магазин. Нужно дать время на переключение. Иначе внутреннее нежелание может сопровождаться грубостью. Запомните: всякое необоснованное переключение с одного вида работы на другой может выработать дурную привычку: не доводить дело до конца.

2.Направление помощи – контроль за выполнением домашних заданий.
Контроль должен быть систематическим, а не от случая к случаю и не ограничиваться вопросами:
- какие отметки?
- выполнил ли уроки?
После утвердительного ответа родители занимаются своими делами, не проконтролировав детей.
Некоторые родители не контролируют детей вообще, объясняя это нехваткой времени, занятостью. В результате дети не усваивают материал, работы выполняются небрежно, грязно, пробелы начинают накапливаться, что может привести к интеллектуальной пассивности ребенка. Он не понимает вопросов учителя, ответов товарищей. Ему становится неинтересно на уроке, он не пытается умственно работать, а не желание напрягаться мысленно, перерастает в привычку, т.е. развивается интеллектуальная пассивность. Что приводит ребенка к нежеланию учиться. Поэтому помощь детям должна оказываться своевременно. В противном случае пробелы в знаниях будут накапливаться, а ликвидировать их потом будет просто невозможно. То есть контроль должен быть постоянным, каждодневным, особенно в начальной школе.
Как можно больше требовательности к детям и как можно больше уважения. Контроль должен быть ненавязчивым и тактичным.
На первых порах маленький ученик нуждается в вашей помощи, в том, чтобы и напомнить ему об уроках и даже, может быть посидеть рядом с ним, пока он их сделает. Эти первые его школьные шаги необычайно важны: от них зависит, может быть, вся его школьная жизнь.
Очень важно контролировать не конечный продукт их труда, а сам процесс. То есть важно не просто проконтролировать результат работы, а проконтролировать как ребенок выполнял эту работу, помочь преодолеть трудности в работе.
Хорошо если бы вы интересовались:
~ что изучал ребенок сегодня в школе;
~ как он понял материал;
~ как он может объяснить, доказать те действия, что выполнял.

При работе с детьми важно не натаскивать их в отдельных умениях и навыках, а учить их размышлять самостоятельно, анализировать, доказывать, обращаясь к вам за советом и помощью.
Контроль – это организация помощи для ликвидации каких-то пробелов, трудностей.
Для младших школьников характерно, что они сначала что-то делают, а потом думают. Поэтому необходимо приучать детей к планированию предстоящей работы.
Очень важным моментом является выработка привычки к неукоснительному выполнению домашних заданий:
~ какая бы погода ни была;
~ какие бы ни шли телепередачи;
~ чей бы день рождения ни отмечался;
Уроки должны быть выполнены, и выполнены хорошо. Оправдания невыполненным урокам нет и быть не может. Для выработки этой привычки, нужно, чтобы родители с уважением относились к учебе – как важному и серьезному делу.
Очень важно, чтобы ребенок садился за уроки в один и тот же час. Специальные исследования показали, что фиксированное время занятий вызывает состояние предрасположенности к умственной работе, т.е. вырабатывается установка.
При таком настрое ребенку не нужно преодолевать себя, т.е. сводится до нуля мучительный период втягивания в работу. Если нет постоянного времени занятий, то эта установка может не выработаться, и будет формироваться представление, что приготовление уроков дело не обязательное, второстепенное.
Важным является и место выполнения работы. Оно должно быть постоянным. Никто не должен мешать ученику. Очень важно заниматься собранно, в хорошем темпе, не отвлекаясь на посторонние дела.
У детей бывают два повода отвлечения:
Первый повод – игра: ребенок втягивается в игру незаметно для себя. Поводом может служить оставленная игрушка;
Второй повод – деловой: ищет карандаш, ручку, учебник. Чем больше отвлечений, тем больше затрачивается времени на выполнение домашнего задания. Поэтому необходимо установить четкий порядок: линейка, карандаш, ручка – слева; учебник, тетради, дневник – справа.
У младших школьников есть привычка выполнять работу вполсилы. Вроде бы не отвлекаясь, но мысли текут лениво, постоянно прерываясь, возвращаясь обратно.
Очень важен темп работы. Работают хорошо те, кто работает быстро. Поэтому ребенка нужно ограничивать во времени (ставить часы).
Если на первых порах вы сидите рядом с ребенком, вы должны приободрить его: «Не торопись, детка. Смотри, какая хорошая буква получилась. Ну-ка еще одну постарайся, чтобы еще лучше вышло». Это, конечно, поможет ему в нелегкой работе, даже просто сделает ее веселее. Если вы будете раздражаться, если каждая помарка будет выводить вас из себя, ребенок возненавидит эти совместные занятия. Поэтому наберитесь терпения и не нервничайте. Но если уж очень плохо ребенок выполнил задание, то надо, чтобы он переделал его на листочке и вложил в тетрадь, не для оценки, а для того, чтобы учительница видела, что ребенок старался, и с уважением отнеслась к его труду. Одна из главных задач «сидения» рядом с сыном или дочерью – следить за тем, чтобы они ни в коем случае не отвлекались во время работы. И этого можно добиться даже от самого несобранного ребенка, если сидящие рядом мама или папа вежливо и спокойно будут возвращать его к работе.
При разумной помощи и системе контроля дети приучаются выполнять уроки в одно и то же время, постепенно научатся распределять время самостоятельно.

3.Направление помощи – приучение к самостоятельности.
При проверке домашних заданий не спешите указывать на ошибки, пусть ребенок найдет их сам, не давайте готового ответа на их вопросы. При выполнении домашних заданий не нужно подменять школьника в работе; дети отучаются думать и ждут подсказки. В этом дети очень хитры и находят способы «заставить» работать за себя.
Учите детей выделять учебную задачу, т.е. ребенок должен ясно представлять, какими навыками и знаниями должен овладеть, чтобы суметь выполнить то или иное задание. Выделяя каждый раз учебную задачу на примере только что усвоенного материала, мы способствуем тому, чтобы ребенок научился сам видеть ее и в новом материале, и в том, который еще только подлежит усвоению. Поэтому оказывая школьнику помощь, взрослые не должны забывать, что главное все-таки не в том, чтобы преодолеть ту или иную возникшую на сегодня трудность, а в том, чтобы на примере каждого частного случая показывать, как вообще надо преодолевать трудности в учении и приучать ребят ко все большей самостоятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест для родителей "Какие вы родители"

Ответив на 10 вопросов теста, родители смогут самостоятельно сделать вывод о том, как они справляются с обязанностями воспитателя в семье....

Родительское собрание"Родители первоклассников-первоклассные родители!"

Родительское собрание «Родители первоклассников – первоклассные родители»!Сценарий собрания составлен...

Рабочая программа по работе с родителями "Успешное взаимодействие с родителями классного коллектива"

Программа представлена для учителей начальных классов. Срок реализации - 4 года. В приложении представлены разработки родительских собраний....

Тест для родителей. Какие вы родители?

В данном тесте представлены вопросы для родителей...

Тренинговые формы работы с родителями как фактор гармонизации отношений учитель- родитель и ребенок-родитель

В данной статье проводится  анализ проведения родительских собраний с применением тренинговой технологии для гармонизации детско- родительских отношений  и учитель- родитель. Расскрыты особе...

Тест для родителей "Детей воспитывают родители. А родителей?"

Тест может быть  использован на родительском собрании...