«Ошибки семейного воспитания».
статья на тему
Все родители воспитывают детей в меру своего умения и понимания жизни, редко задумываясь о том, почему в определенных ситуациях поступают так, а не иначе. При этом в каждой семье бывают моменты, когда поведение любимого ребенка ставит взрослых в тупик. И родители время от времени совершают ошибки.
В этой статье представлены 10 типичных родительских ошибок в воспитании детей, их неминуемые последствия, а также даны рекомендации альтернативного поведения родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
oshibki_semeynogo_vospitaniya.docx | 39.75 КБ |
Предварительный просмотр:
«Ошибки семейного воспитания».
Все родители воспитывают детей в меру своего умения и понимания жизни, редко задумываясь о том, почему в определенных ситуациях поступают так, а не иначе. При этом в каждой семье бывают моменты, когда поведение любимого ребенка ставит взрослых в тупик. И родители время от времени совершают ошибки.
Ошибка первая. Обещание больше не любить.
Родители часто недовольны тем, что дети оспаривают любую просьбу. По их мнению, отпрыски делают это назло и призывать их к здравому смыслу бессмысленно. Угрозы здесь тоже не действуют. В таких случаях многие используют своеобразную козырную карту: «Если ты не будешь таким, как я хочу, я больше не буду тебя любить». Однако эта угроза, как правило, быстро забывается. Дети прекрасно чувствует фальшь. Единожды обманув, родители могут надолго потерять доверие ребенка – он будет воспринимать их как лживых людей. Лучше сказать так: «Я буду тебя все равно любить, но твое поведение не одобряю».
Ошибка вторая. Безразличие.
«Делай, что хочешь, мне все равно», - часто говорят или думают родители, устав от капризов сына или дочери. Они не спорят, не ищут аргументы, не доказывают что-либо, считая, что незачем напрягаться и нервничать, так как ребенку пора учиться самому решать свои проблемы и готовиться к самостоятельной взрослой жизни. А некоторые родители не уделяют времени на обучение, воспитание ребенка, не посещают родительские собрания, даже не заглядывают в дневник, прикрываясь работой, вечной занятостью; что, по сути, тоже является безразличием к жизни собственного ребенка. Но родители, не должны показывать ребенку, что им все равно, чем он занимается. Вспомните возрастную периодизацию, согласно которой мощным стимулом для ребенка 7-10 лет в обучении является поощрение со стороны значимых взрослых. Простыми словами он учится для того, чтобы мама и папа его заметили и похвалили, а в случае неудач – научили, как с ними справиться. Почувствовав безразличие родителей, он немедленно начинает проверять, насколько это безразличие «настоящее», причем проверка может заключаться в совершении изначально плохих поступков (привлечение внимания любыми способами). В это время снижается успеваемость, появляются конфликты сначала со сверстниками, а позднее и с педагогами, ребенок становится асоциальным, привлекая к себе внимание любыми, порой неприглядными способами. Ребенок будет ждать, последует ли за проступок критика. Словом, замкнутый круг. Лучше вместо показного безразличия постараться наладить с ребенком дружеские отношения, даже если его поведение вовсе не нравится родителям. Можно сказать, например: «Знаешь, в этом вопросе я с тобой совершенно не согласен. Но хочу помочь, потому что люблю тебя. В любой момент, когда тебе понадобится моя помощь, можешь спросить у меня совета».
Ошибка третья. Слишком много строгости.
«Ты должен делать то, что я тебе сказала, потому что я в доме главная», - нередко утверждают мамы в разговоре с ребенком.
Дети должны слушаться старших беспрекословно – это самый важный принцип в воспитании. Многие родители считают, что детям нельзя давать поблажек, иначе они окончательно сядут на шею. Однако слишком строгое воспитание, основанное на принципах, не всегда понятных ребенку, напоминает дрессировку. Чрезмерной строгостью и наложением необоснованных запретов можно задавить развитие личности ребенка. В таких случаях ребенок будет беспрекословно выполнять все в присутствии родителей и сознательно забывать обо всех запретах, когда их рядом нет (двуличность).
Убеждение лучше чрезмерной строгости. При необходимости можно сказать ребенку: «Ты сейчас сделаешь так, как я говорю, а вечером мы спокойно все обсудим».
Ошибка четвертая. Детей надо баловать.
Детство – короткая пора, и чтобы оно было прекрасным, в силах родителей избавить детей от многих трудностей. Так приятно угадывать и исполнять любое желание своего чада! Но избалованным детям очень тяжело приходится в жизни. Если держать их под колпаком родительской любви, это может привести к множеству проблем. Убирая буквально каждый камушек с дороги малыша, решая за него все возникающие проблемы, родители не делают ребенка счастливее. Скорее, наоборот, он часто ощущает свою беспомощность (инфантилизм) и одиночество.
«Попробуй-ка сделать это сам, а если не получится, я тебе с удовольствием помогу», - вот один из вариантов мудрого отношения к дочери и сыну.
Ошибка пятая. Навязанная роль.
«Мой ребенок – мой лучший друг», - заявляют иногда родители.
Для них – главное в жизни, он смышленый, с ним можно поговорить обо всем. Он понимает их, как настоящий взрослый. Да, дети, бывает, делают все, чтобы понравиться своим родителям, ведь папа и мама для них главнейшие люди на свете. Малыши даже готовы погрузиться в сложный мир взрослых. К сожалению, при этом их собственные проблемы так и остаются нерешенными (безысходность, груз проблем).
Ошибка шестая. Денежная.
«Больше денег – лучше воспитание», - убеждены некоторые родители. Но любовь не купить за деньги. В семьях с невысоким достатком взрослые, бывает, делают все, чтобы ребенок ни в чем не нуждался. Родители не должны чувствовать угрызений совести, если не могут исполнить любое его желание. Любовь, ласка, совместные игры и проведенный вместе досуг для ребенка намного важнее содержимого кошелька родителей. Счастливым его делают не деньги, а осознание того, что он для родителей самый-самый, а навороченная одежда, крутые телефоны, планшеты и компьютеры, купленные в ущерб семейного бюджета, делают из ребенка эгоиста.
Ошибка седьмая. Наполеоновские планы.
«Мой ребенок будет заниматься музыкой (теннисом, живописью), я не позволю ему упустить свой шанс». Мечта многих любящих родителей, особенно тех, кто в детстве был лишен возможности заниматься балетом, учиться игре на гитаре, пианино или играть в теннис. Став родителями, они задались целью дать детям самое лучшее образование. Их не волнует, что ребенок не очень-то и хочет. Такие родители убеждены, что со временем дети оценят старания взрослых.
К сожалению, так бывает далеко не всегда. Часто блестящее будущее в воображении взрослых разбивается о полное нежелание ребенка заниматься, например, музыкой. Он слушается взрослых, пока маленький, но затем… Желая вырваться из клетки родительской любви, начинает выражать протест доступными ему способами – грубостью, уходом из дома и даже приемом наркотиков. Ребенок становится конфликтным, агрессивным, взрывным по отношению к родителям, или, наоборот, замкнутым и отстраненным. Поэтому при заполнении дня ребенка нужными и полезными занятиями не стоит забывать и о его желаниях, оставляя время для личных дел.
Ошибка восьмая. Слишком мало ласки.
«Поцелуй и прочие нежности не так уж и важны для ребенка». Некоторые родители считают, что ласки в детском возрасте приведут в дальнейшем к проблемам в личной жизни, что, кроме объятий и поцелуев, есть более нужные и серьезные вещи. Однако следует помнить, что дети любого возраста стремятся к ласке: она помогает им ощущать себя любимыми, придает уверенности в своих силах. Ученые доказали, что для душевного равновесия каждому человеку в день необходимо до 12 объятий и прикосновений. Дети, недополучившие ласки в семье, часто неуверенны, их самооценка снижена. Компенсируют они данную ситуацию уже в школьном коллективе, унижая других, применяя по отношению к более слабым сверстникам физическую силу (драки, избиения). Желание приласкаться должно исходить не только от родителей, но и от самого ребенка.
Ошибка девятая. Ваше настроение.
Из-за неприятностей на работе, плохих отношений в семье взрослые нередко «выпускают пар» на ребенка. Многие уверенны, что в этом нет ничего страшного. Достаточно потом приласкать малыша или купить давно обещанную игрушку – и все будет в порядке.
Когда взрослые, будучи в дурном расположении духа, запрещают что-то ребенку, а назавтра, когда настроение улучшилось, это же разрешают, он делает вывод: все равно, что и как я делаю, главное, какое у мамы настроение. Это прививает ребенку лживость и изворотливость. Однако если родители чувствуют, что себя не переделать, лучше заранее договориться с ребенком: «Когда у меня хорошее настроение, тебе не будет позволено делать все, что ты захочешь. А при плохом настроении – постарайся быть ко мне снисходительным».
Ошибка десятая. Слишком мало времени для воспитания ребенка.
«К сожалению, у меня совсем нет времени», - так говорят своему сыну или дочери некоторые родители, забывая простую истину – родили ребенка, значит надо и время для него найти. В противном случае их чадо будет искать родственные души среди чужих людей и быстро отдалится от собственных родителей. Между ними вырастет стена непонимания, отчуждения, а может быть, и вражды. Разрушить такую стену бывает очень сложно. Даже если день родителей расписан по минутам, необходимо вечером найти хотя бы полчаса (здесь важнее качество), посидеть у кровати ребенка, поговорить с ним, напомнить о том, что, несмотря на вашу занятость, он всегда может рассчитывать на родительскую помощь и поддержку.
Помните, невозможно в прайде львов вырастить трепетную лань.
Поведение ваших детей, их отношение к жизни, обучению, общению – это ваше отражение. Как говорится: «Яблоко от яблони недалеко падает».
И помните, что ребенка учит то, что его окружает:
Если ребенка часто критикуют – он учится ненавидеть.
Если ребенку часто демонстрируют враждебность – он учится агрессивности.
Если ребенка часто высмеивают – он становится замкнутым.
Если ребенка часто позорят – он учится жить с чувством вины.
Если к ребенку часто бывают снисходительны – он учится быть терпеливым.
Если ребенка часто подбадривают – он учится уверенности в себе.
Если ребенка часто хвалят – он учится быть благодарным.
Если с ребенком обычно честны – он учится справедливости.
Если ребенок живет с чувством безопасности – он учится верить в людей.
Если ребенка часто одобряют – он учится хорошо к себе относиться.
Если ребенок растет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным – он вырастет добрым и уверенным в себе человеком!
Удачи Вам!