обучение "трудных" детей
консультация (1 класс) на тему
В последнее время проблема общения с "трудным" детьми стала черезвычайно актуально
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trudnye_deti_na_sajt.docx | 24.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Обучение «трудных детей»
Выполнила: учитель 1 класса
В последнее время проблема общения с «трудными детьми» стала чрезвычайно актуальной.
Предлагаю рассмотреть причины возникновения аномалий у детей и пути их преодоления.
- на основании изучения литературы по данной теме, определить, в чем причины и специфика развития детей с трудностями в поведении;
- разработать коррекционную работу с трудными детьми. Анализировать классификацию трудных детей;
- если учитель определит причины аномального поведения младшего школьника, то он может провести целесообразную, эффективную коррекционную работу.
При решении поставленных мною задач использовались методы научно-педагогического исследования: социально – психологический анализ, изучение педагогической методической литературы по данной теме, теоретического анализа, конспектирование, цитирование, составление библиографии, наблюдение, эксперимент.
Учитель начальных классов в процессе воспитания сталкивается с трудновоспитуемостью. Трудновоспитуемость – состояние, в которое волей-неволей впадает личность при комплексе недостатков и отрицательных свойств, которые делают ее невосприимчивой к воспитательным влияниям. Невоспитанность и трудновоспитуемость не одно и то же: если невоспитанность может нести просто к невосприятию педагогических воздействий, то трудновоспитуемость зарождается как противодействие воспитательному процессу.
Когда возникает комплекс отрицательных свойств, можно говорить о сформировавшейся трудновоспитуемости, которая требует специальной системы мер перевоспитания.
Задача перевоспитания на любом этапе – остановить отрицательные проявления личности, восстановить ее способность к естественному развитию положительных человеческих качеств.
Итак, общее, определяющее характеры трудных детей, искажение в общественной направленности личности, несформированность устремлений (человек живет одним днем, своими прихотями и капризами; он податлив дурному влиянию, не имеет своих четких позиций, бесхарактерен или эгоистичен).
Трудновоспитуемый младший школьник всегда стремится найти оправдательные мотивы своему поведению. Причем такое оправдание всегда связано с особенностями зоны ближайшего социального окружения, с личностными недостатками: «Другие так же поступают», «Мне терять нечего» и т.д.
В такой обстановке довольно легко оформляется отрицательное отношение ко всему, что мешает сохранять привычный, избранный образ жизни.
Трудновоспитуемость всегда индивидуальна. Она – результат конкретных пробелов в социально ценном жизненном опыте младшего школьника и тех личностных недостатков, в связи с которыми идет закрепление навыков отрицательного поведения.
Для предупреждения трудновоспитуемости решающими могут оказаться действия педагога в сложный период роста ребенка, когда он делает ошибки и терпит неудачи из-за отсутствия опыта, необходимых знаний, умений и навыков.
В данное время дети дошкольного и младшего школьного возраста подвергаются различным стрессам. Детская психика становится неустойчивой. Ребенок перестает быть, человеком, открытым для общения с другими людьми и окружающим миром, замыкается в себе. Психолог А.И. Захаров считает, что большую роль в формировании поведения и личности ребенка играет семья, которая может помочь ребенку выйти из стресса, но также существует негативное влияние некоторых семей.
Аффективное поведение – это упрямство, драчливость, вспышки гнева, ярость. Это формы поведения, которые возникают у детей неудовлетворенных взаимоотношениями, сложившимися у них со сверстниками или взрослыми в ходе ряда причин.
Причины аффективного поведения:
– пьющие семьи;
– избыток родительского раздражения;
– конфликты в классе, со всем коллективом;
– психологические расстройства;
– заниженная самооценка;
– повышенная тревожность.
Аффективные дети – это дети, демонстрирующие склонность к аффективному поведению.
Аффективные дети самые трудные для коррекции, так как моментально вспыхивают от малейших не нравящихся им раздражителей и фактически лишают учителей возможности работать с ними.
Работая с аффективными детьми в начальных классах, педагогу необходимо обращаться к школьному психологу, чтобы правильно скорректировать и не навредить этому ребенку, а наоборот помочь сгладить это состояние.
Коррекционная работа с трудновоспитуемыми детьми.
Школа в жизни ребенка (наряду с семьей и группой сверстников) занимает довольно важное место. Большую часть времени учащийся проводит в ее стенах, здесь в ходе учебного процесса он познает мир, учится читать и писать, изучает законы и явления природы и общества, усваивает правила и нормы человеческого общежития. Учебная деятельность в школьные годы остается ведущим видом деятельности у абсолютного большинства детей.
Однако, как свидетельствуют статистика и научные исследования, школа постепенно теряет свои общественные позиции, снижаются ее социальная роль значимость в развитии и формировании личности ребенка, в воспитательном воздействии на аномальных детей.
Учителям начальных классов необходимо проводить коррекционную работу с трудновоспитуемыми детьми, чтобы сформировать личность учащегося.
Коррекция – это система педагогических мер, направленных на исправление или ослабление недостатков психофизического развития детей.
Коррекционно-воспитательная работа – система специальных педагогических мероприятий, направленная на ослабление или преодоление недостатков (дефектов) в развитии.
Большое значение в коррекции поведения детей имеет социально-педагогическая поддержка и психологическая помощь семье.
В заключении я акцентирую внимание на то, что в процессе обучения младших школьников учителю начальных классов необходимо проводить диагностическую деятельность для выявления и предупреждения развития аномалий и на основе этого строить воспитательную и коррекционную работу, используя разнообразные методы и формы.
Во время коррекционной деятельности необходимо учитывать причины возникновения аномалий, возраст и индивидуальные особенности учащихся.
Учителю начальных классов рекомендуется осуществлять перевоспитание совместно со школьным психологом, родителями и другими узкими специалистами, которые окажут положительное влияние на изменения в развитии личности учащегося.