Родителям на заметку.
статья по теме

Фурзикова Надежда Анатольевна

Материал для родителей , взят из интернета.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_zametku.docx24.66 КБ

Предварительный просмотр:

   Когда в мае заканчивается учебный год, кажется, что впереди целая вечность под названием "летние каникулы”. Но проходит июнь, пробегает июль, и вот август с каждым днём стремительно начинает приближать нас к началу нового учебного года. Как организовать своим детям спокойный постепенный переход от летних каникул к учебным занятиям?

     Первые послабления, которые мы даём ребятам летом, это изменения режимных моментов. Дети могут ложиться спать и просыпаться намного позже обычного. Во время учебного года многие школьники не досыпают. Об этой тенденции с тревогой говорят детские врачи. Мы, родители, стараемся дать детям наверстать упущенное и выспаться. Это очень хорошо! Но есть здесь и подводные камни. Если уже в августе не начать постепенно возвращать режим ребёнка к привычному школьному распорядку дня, то весь его летний отдых пойдет насмарку. Неосознанно мы заранее спрограммируем конфликты и ссоры в семье, повысим школьную тревожность своего ребёнка, создадим предпосылки к возникновению психосоматических проявлений. Это частые головные и желудочные боли, головокружения в школе и дома.
     Что делать? Просто организуйте своему ребёнку постепенный переход к школьному режиму. И причины для волнения пропадут сами собой. За 2—3 недели до конца каникул начинайте каждый день будить и отправлять ребенка спать на 15- 20 минут раньше.

     Не надо пугать ребёнка наказанием учителя, если он не успел прочитать необходимые книги, не выполнил задание на лето. Ведь все упражнения даются учителями лишь в качестве рекомендаций. Посвятите во второй половине августа 30 минут в день повторению наиболее сложным для ребёнка предметов. Занятия должны проходить в доброжелательной форме, без криков. Помните, все имеют право на ошибки.

     Хвалите ребёнка за любую мелочь. Это придаст ему уверенности в своих силах и поможет повысить работоспособность.

     Не откладывайте покупку одежды и принадлежностей для школы на последний момент. Шум и сутолока в магазинах лишь увеличат школьную тревожность и утомляемость ребёнка. Да и выбрать вещи будет гораздо сложнее. Магазины в это время стараются продать под ажиотаж весь залежалый товар.

     В поход по магазинам отправляйтесь только вместе с ребенком. Это поможет не ошибиться с размером, избежать возможных конфликтов из-за разногласий во вкусах и поможете сыну или дочке потихоньку привыкнуть к мысли, что скоро начнётся учебное время.

     Как избежать конфликтов и капризов в магазинах, если ребенок хочет самостоятельно выбрать себе вещи для школы, а вы знаете, что материально всё это не потянете?! Предоставьте ребёнку свободу выбора, но свободу ограниченную. Например, вы с ребёнком в магазине выбираете новый школьный рюкзак. Найдите несколько подходящих по цене моделей и предложите ребёнку выбрать самостоятельно себе портфель. Ребёнок, думая, что он именно сам выбрал себе покупку, спокойно найдёт подходящий вариант, а вы сохраните нервы и деньги.

     Перед началом нового учебного года обязательно проверьте у детей зрение.

     Попробуйте вспомнить ваше в детстве 1 сентября. Так было интересно увидеться с одноклассниками, поболтать о том, кто где побывал. В наше время, в этом плане, мало, что изменилось. По опросу психологов большинство школьников хотят в школу именно из-за того, что можно встретиться с одноклассниками, узнать новости. Даже в самых сплочённых коллективах в первые недели после каникул школьники заново выстраивают межличностные отношения, поэтому очень важно, чтобы ребенок шел в школу уверенным, не ущемленным. Подумайте, будет ли что интересного рассказать Вашему ребёнку или чем-то "похвастаться по-доброму”?

     Новые отношения ребёнок будет пробовать выстраивать и в семье. За лето, в результате естественных психических процессов, дети могут забыть некоторые правила поведения и общения. Кроме этого, ребёнок просто будет проверять взрослых: "А вдруг теперь можно вести себя так, как МНЕ хочется?” Спокойно и твёрдо стойте на своём.

     Постарайтесь вспомнить с ребёнком правила поведения и общения. Придумайте ему любые игровые ситуации и предложите школьнику самому найти выход из положения, помочь герою: "А как бы ты поступил?” Тогда правила не будут выглядеть нудными назиданиями взрослых. Ребёнок, опять же, будет считать, что выработал эти правила для себя сам, а проблемы с поведением сократятся до минимума.

     Когда начнётся учёба, можно предложить детям самим сделать дома свой стенд или плакат с правилами. Пусть ребёнок сам составит их, обсудит с вами, напишет и украсит его, добавит туда расписание уроков и внешкольных сделает себе режим дня, повесит свои награды и творческие работы. Это постепенно избавит взрослых от постоянных напоминаний и позволит ребёнку почувствовать себя более самостоятельным и собранным. Ведь он всегда может обратиться к своим записям.

      Это же могут сделать и родители, если ребёнок начнёт упрямиться или капризничать: "Я думаю, что ты должен сначала сделать уроки, а потом пойти в гости к Кириллу, потому что ты сам принял для себя эти правила, и я хочу доверять тебе, как взрослому.” Скандалы, крики, наказания здесь будут менее действенными.

     Старайтесь проводить с ребенком побольше времени вечером. Больше разговаривайте, задавайте вопросы о прошедшем дне. Не ограничивайтесь формальным родительским опросником: "Как поведение и оценки в школе? Что съел на обед?” Ребёнок должен чувствовать вашу заинтересованность его жизнью.

     Если Вы не хотите к подростковому возрасту растерять все хорошие отношения с ребёнком, постепенно приучайте его своими поступками к тому, что вы не только родитель, но и друг. Ведь подростки больше опираются на мнения друзей, чем родители. Такова уж их психология. 

  Пусть ребёнок покажет Вам свои достижения и неудачи: тетради, дневник, свои рисунки и поделки. Обсудите новости, оценки и поделки, найдите для них место в комнате. Пусть ваш малыш расскажет вам о том, как зовут его друзей, новых учителей, с кем и во что он сегодня играл. Поинтересуйтесь правилами игры или планом выполнения поделки. Узнайте, а что он прочитал на уроках и дома. Пусть ребёнок кратко расскажет о прочитанном. Обязательно проверьте выполнение всех домашних заданий: письменных и устных, даже, если ребёнок посещает группу продлённого дня.

     Примерно через 2 недели после начала учебного года можно добавить в режим дня ребёнка внешкольные занятия в кружках или секциях.

 

 

Быть или не быть, бить или не бить.

      Извечный вопрос воспитания детворы, особенно в так называемые переходные периоды, когда общение детей со взрослыми доходит до предела терпения с обеих сторон. При этом не определить, кому в такой ситуации труднее – подрастающему поколению, или представителям старшего возраста.

     Необходимость наказания во многом предопределена опытом прошлых поколений, когда в ходу официально были розги и горох в углу. История привносит изменения в систему педагогики и психологии, и сегодня вопрос наказания является весьма спорным для современных молодых родителей.

     Опыт практических психологов показывает, что наказания не всегда идут на пользу дела, чаще приносят психические травмы и детям, и родителям. Нервные срывы родителей – результат невыдержанности и неспособности понять ребёнка. Травмы детской психики перерастают в более серьёзные проблемы, усугубляющиеся во взрослом возрасте. Прервать порочный круг наказаний, тянущийся из поколения в поколение, помогает современное понимание психологии детского возраста. Молодые родители показывают пример терпения и добросердечного отношения к детям. Правда, часто бабушки и дедушки квалифицируют современное воспитание как вседозволенность и попустительство.

     Возможен вариант «от противного»: если сегодняшние папы и мамы в детстве подвергались наказаниям разного уровня, они могут сегодня трепетно относиться к собственным малышам, оберегая их от психических травм и эмоциональных расстройств.

     И особенной категорией наказаний является физическое применение силы со стороны родителей. Если некоторые взрослые считают такой способ воздействия на детей эффективным, то психологи квалифицируют его как совершенно не допустимым.

Сколько можно ребенку смотреть телевизор?

С какого возраста и сколько времени можно смотреть телевизор? Как бороться с телевизионной зависимостью?

Всему свое время.

 2-3 года.

Это время стремительного развития. Если исходить из того, что полезно малышу, то чтение, игры и общение с родителями однозначно лучше телевизора. Ведь овладение речью происходит только в живом общении, когда ребенок не только слушает, но и отвечает на вопросы, участвует в диалоге. Если не получается совсем оградить малыша от телевизора, разрешайте ему сидеть у экрана не больше 15-20 минут в день.

 Дошкольники.

 Детишки смотрят ТВ уже более осознанно: их интересуют сюжет, взаимоотношения персонажей. Они сопереживают главному герою мультфильма, стремятся подражать ему. Это, бесспорно, идет на пользу малышу. Но следите за тем, чтобы ребенок смотрел телевизор не больше часа в день и только добрые передачи (сказки, мультики, сюжеты о животных).

Подростки.

С 10-11 лет дети обычно сами выбирают программы для просмотра. Чтобы как-то повлиять на этот процесс, старайтесь смотреть ТВ вместе с ребенком. Во-первых, это дает возможность оградить чадо от «плохих» передач, во-вторых, будет шанс сделать перерыв и обменяться впечатлениями. Подростку 2-3 часов в день вполне достаточно для «общения» с телевизором. Нельзя смотреть Программы, где есть сцены насилия. У маленького зрителя срабатывает защитная реакция, и он начинает к жестокости относиться как к чему-то обыденному. Новости, ток-шоу. Криминальные сюжеты, подробности личной жизни легко связываются в сознании ребенка с повседневной жизнью и могут сильно травмировать его психику, вызвав страх или агрессивное поведение. 

Способы борьбы с ТВ-зависимостью .

Ограничить время просмотра для всей семьи Если в семье телевизор работает сутками, то вам будет трудно договориться с ребенком о каких-либо ограничениях. И наоборот, если взрослые устанавливают правила и сами их соблюдают, скандалов можно избежать. Установить временные рамки Малышу твердо скажите: «Мы посмотрим мультик, выключим телевизор - и гулять». Со старшим ребенком важно, чтобы он сам участвовал в договоре, тогда у него не будет ощущения, что его заставляют. Вы можете помочь ему тем, что за пять минут до конца передачи напомните о договоре.

Важно! ТВ-зависимость чаще всего возникает из-за дефицита общения с родителями. Разговаривайте с ребенком, интересуйтесь его жизнью, помогайте в реализации стремлений, талантов. Тогда и телевизор (компьютер) не будет у сына, дочери на первом месте.

 

НЕСКОЛЬКО ПОЛЕЗНЫХ СОВЕТОВ РОДИТЕЛЯМ.

1. Хорошо или плохо идёт воспитание - об этом достоверно можно судить по тому, может ли ребёнок сказать: «Я счастлив!»

 2. Не слишком надейтесь на собственный пример, увы, только дурные примеры заразительны. Пример, конечно, важен, но только в том случае, если вы уважаете своего ребёнка.

3. Ваш ребёнок добивается свободы от родителей? Значит, в семье что-то не в порядке, в хорошей семье дети чувствуют себя свободными, им и в голову не приходит восставать против родителей.

4. Мы не хозяева жизни своих детей, мы не можем знать их судьбы. Мы не до конца знаем, что хорошо, а что плохо для их будущего, поэтому будем осторожнее во всех решениях, которые могут влиять на путь ребёнка.

5. Когда мы говорим с детьми, мы всегда уверены в том, что это и есть истина. Но мы не замечаем, что иногда срамимся в глазах своих детей. Не бойтесь детских сомнений в вашей правоте.

 6. Присматривать за детьми надо, безнадзорных детей может подстеречь беда.

7. Учитесь управлять своей интонацией, безошибочная интонация может сгладить даже педагогическую ошибку.

8. Чаще говорите ребёнку главные слова: «Не горюй! Не унывай! Не бойся! Не пищи!».

9. Защищать или не защищать своего ребёнка от обидчиков- один Из самых трудных вопросов воспитания, но не оставляйте его одного, если чувствуете, что он обижен.

10. Иногда дети принимают близко к сердцу все школьные неприятности. Учите их различать, что важно, а что не очень.

11. Если дети слишком увлечены ТВ: не ходят гулять и потеряли друзей, то ТВ должен… сломаться. Хотя бы на 2-3 месяца, пока ребёнок не придёт в себя. А как же взрослые? Воспитание детей , как искусство требует жертв.

12. Вспомните, давно ли слышали смех в вашем доме? Чем чаще смеются дети, тем лучше идёт воспитание.

13. Джон Стейнбек говорил: «Мальчик становится мужчиной, когда возникает необходимость в мужчине». Хотите вырастить мужчину- Создавайте такую необходимость в доме.

14. Вы пришли домой и увидели, что ваш 8-летний сын и его гости буквально разгромили дом. Поймём, что злого умысла не было: просто дети играли в прятки, воспользуемся этим случаем, чтобы сказать: «Ничего, давай убирать вместе».

 15. Говорите ребёнку: «Людям должно быть с тобой легко». Не бойтесь повторять это.

 16. Никогда не попрекайте ребёнка ни возрастом: «Ты уже большой!», ни полом: «А ещё мальчик!», ни куском хлеба: «Мы тебя кормим, поим».

17. Старайтесь никого не критиковать при детях. Сегодня вы скажете дурное о соседе Николае Петровиче, а завтра дети будут плохо говорить о вас.

18. Самое трудное в воспитании - научить детей человеколюбию. Хвалите ребёнка, но чаще хвалите людей в его присутствии.

19. Руссо считал, что ребёнок должен знать: насколько он будет хорош с окружающими, настолько они будут с ним хороши.

20. Родителей раздражает, когда дети их не слушаются с первого слова. Научитесь повторять просьбу без раздражения и увидите, как спокойно станет в вашем доме.

21. Когда вы браните ребёнка, не употребляйте слов: «Ты всегда», «Ты вообще», «Вечно ты»…Ваш ребёнок вообще и всегда хорош, он лишь сегодня сделал что-то не так, об этом и скажите ему.

22. Есть дети, которых не возьмёшь ни наказанием, ни добром, но великодушное отношение в конце концов спасает их.

23. Как? Вы ещё ставите ребёнка в угол? Это уже не делает никто в Европе. Вы безнадёжно отстали от педагогической моды.

24. Когда ребёнок выходит из дому, обязательно проводите его до двери и скажите на дорогу: «Не торопись, будь осторожен». Это надо повторять столько раз, сколько раз ребёнок выходит из дому. 25. Говорят: «Как пройдёт первый день года, так пройдёт весь год». Хвалите ребёнка с утра до вечера!

 26. Внушайте ребёнку давно известную формулу психического здоровья: «Ты хорош, но не лучше других».

27. Скажите ребёнку: «Не будь чистюлей - в классе не любят чистюль, не будь грязнулей - в классе не любят грязнуль. Будь попросту аккуратным».

 28. Обычно, когда ребёнок возвращается из школы, его спрашивают: «Тебя вызывали? А какую оценку получил?». Лучше спросите его: «Что сегодня было интересного?».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родителям на заметку! У вас появился первоклассник!

В данной статье даны рекомендации родителям, чьи дети являются первоклассниками. Воспользовавшись данными советами, вы поможите своему ребёнку преодолеть трудности первого года обучения....

Родителям на заметку. Советы, памятки , рекомендации.

Рекомендаций, советы, памятки. Надеюсь, что найденный вами здесь материал окажется полезным и поможет организовать учебно-воспитательный процесс дома. ...

Учителям и родителям на заметку

"СВИРЕЛЬ".   Программа обучения и развития  быстро эффективно решает многие проблемы, связанные со здоровьем и обучением младших школьников, содействуя всем направл...

Родителям на заметку

Рекомендации родителям...

Родителям на заметку "Готовность к обучению в школе"

Детские психологи утверждают, что в нежелании детей учиться в большинстве случаев виноваты родители! Именно они, действуя из самых лучших побуждений, но неграмотно или даже грубо, отбивают у реб...

Родителям на заметку

   Консультации, памятки для родителей первоклассников....

Родителям на заметку

  Дети учатся у взрослых всему  и от того, чему их взрослые научат зависит их будущее....