Сообщение на тему:"Адаптация первоклассников к школе"
компьютерная программа (1 класс) по теме

Деревянова Татьяна Валерьевна

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сообщение на тему:

«Адаптация первоклассников к школе»

Материал подготовила

учитель начальных

классов МОУ

«НОШ №3 р.п.Озинки»

Деревянова Т.В.

2013- 2014 уч.г.

Адаптация первоклассников к школе.

Термин "адаптация" имеет латинское происхождение и обозначает приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды. Понятие адаптации непосредственно связано с понятием "готовность ребенка к школе" и включает три составляющие: адаптацию физиологическую, психологическую и социальную, или личностную. Все составляющие тесно взаимосвязаны, недостатки формирования любой из них сказываются на успешности обучения, самочувствии и состоянии здоровья первоклассника, его работоспособности, умении взаимодействовать с педагогом, одноклассниками и подчиняться школьным правилам. Успешность усвоения программных знаний и необходимый для дальнейшего обучения уровень развития психических функций свидетельствуют о физиологической, социальной или психологической готовности ребенка.

Физиологическая адаптация.

В физиологической адаптации к школе выделяют несколько этапов:

  1. Острая адаптация (первые 2-3 недели) - это самое тяжелое время для ребенка. В этот период на все новые воздействия организм ребенка отвечает значительным напряжением практически всех своих систем, в результате в сентябре многие первоклассники болеют.

(Курлапова В., Ермаков Ю.,Танкович А., Мамбетова А.)

  1. Неустойчивое приспособление - организм ребенка находит приемлемые, близкие к оптимальным варианты реакций на новые условия.
  2. Период относительно устойчивого приспособления - организм реагирует на нагрузки с меньшим напряжением.

Адаптация в целом длится от двух до шести месяцев в зависимости от индивидуальных особенностей первоклассника. Некоторые дети к концу первой четверти худеют, у многих отмечается снижение артериального давления (что является признаком утомления), а у некоторых - значительное его повышение (признак настоящего переутомления)( Гайдук В.) У многих первоклассников родители наблюдают головные боли, усталость, плохой сон, снижение аппетита, врачи отмечают появление шумов в сердце, нарушения нервно-психического здоровья и другие недомогания.(Ермаков Ю., Кузнецов Д.) Большинство адаптируется в течение первых двух месяцев обучения. Эти дети относительно быстро вливаются в коллектив, осваиваются в классе, приобретают новых друзей; у них почти всегда хорошее настроение, они спокойны, доброжелательны, добросовестно и без видимого напряжения выполняют требования учителя.( Алханов Р.,Егорова К.,Ерошенко Н.,Логинова А.,Полтавцева А.) Второй группе детей  нужно больше времени; они и месяц, и другой, и третий могут играть на уроках или выяснять отношения с товарищем, не реагируя на замечания учителя (или реагируя слезами и истерикой). И с освоением учебной программы дела у них складываются непросто. Лишь к концу первого полугодия их поведение становится «правильным»(Гайдук В., Горинов В.,Ермаков Ю., Жидков Л., Колесников Д..Кузнецов Д.,Кунаева К., Курлапова В., Мамбетова А., Мубараков Р., Танкович А.)Третья группа – дети, у которых к значительным трудностям в учебных делах прибавляются трудности более серьёзного характера. У них проявляются негативные формы поведения, резкие выбросы отрицательных эмоций. Если вовремя не разобраться в причинах такого поведения, это может привести к нервному срыву и нарушению психического здоровья.

Как помочь..?

Самое элементарное – соблюдение режима. Выполнение режима дня позволяет ребёнку сохранить физическое и психическое равновесие, что даёт возможность сохранения эмоционального равновесия. После школы первокласснику необходимо сначала пообедать, отдохнуть. Отдохнуть на воздухе, в активных играх, в движении. Для ослабленных детей лучшим отдыхом будет полуторачасовой дневной сон в хорошо проветренной комнате. Сон способствует ещё и разгрузке опорно-двигательного аппарата.  Уроки лучше  делать в середине дня. Считается, что у мозговой активности в течение суток имеется два пика: 9-12 часов и 16-18 часов, когда и имеет смысл делать уроки. Важно уложить ребенка спать не позже 9 часов вечера. Детям семи лет рекомендуется спать не менее 11 часов в сутки. Выспавшись, наш первоклассник успеет позавтракать, сделать зарядку и окончательно проснуться перед уроками.

Обучение первоклассников.

        Каждый учитель, работающий в первом классе начальной школы, должен помнить, что стремление детей к учению, его успешность определяется целым рядом факторов, которые создаются грамотной образовательной средой, адекватной психологическим и физиологическим  возможностям первоклассников.

        Особого внимания со стороны учителя требуют первые дни пребывания ребёнка в школе. Необходимо помнить, что такие качества детей, как невнимательность, неусидчивость, быстрая отвлекаемость, неумение управлять своим поведением, связаны  особенностями их психики, поэтому важно не делать детям резких замечаний, не одёргивать их, стараться фиксировать внимание на положительных проявлениях ученика.

        В процессе обучения важно учитывать индивидуальные особенности ребёнка. В начале обучения учитель должен предоставить каждому ребёнку возможность работать в присущем ему темпе. Объём работы школьников должен увеличиваться постепенно.( Ерошенко Н. выполняет большой объём заданий по математике, т.к. умеет читать, Мамбетова А., не успевает работать со всем классом, поэтому я советую выполнить часть заданий, но старательно, чем быстро и кое как)

        Уровень развития функциональных систем и сформированности психических процессов детей (внимание, память, мышление, уровень произвольности) обеспечивающих успешность обучения, диктуют необходимость предостановления детям разных по сложности учебных заданий, и, что особенно важно, разную долю участия  учителя в их выполнении. Учитель должен знать, что многие дети в этом возрасте могут выполнять задания только с помощью взрослого, который подсказывает последовательность действий. Это не является отрицательной характеристикой ученика, а отражает возрастные и индивидуальные особенности и уровень «школьной зрелости». Предлагая выполнить то или иное  задание, обязательно надо спросить детей, как его будем выполнять, что следует сделать в первую очередь.

        Стиль общения учителя с первоклассниками должен учитывать особенности поведения ребёнка, связанные с его умением общаться со взрослыми и сверстниками. Среди первоклассников достаточно высок процент детей, испытывающих разного рода трудности общения в коллективе. Сюда относятся как гиперобщительные дети, мешающие учителю вести урок,(Логинова, Колесников, Ерошенко) так и боящиеся классно-урочной обстановки, стесняющиеся отвечать и производящие впечатление ничего незнающих или не слушающих учителя.(Алханов, Мамбетова, Кузнецов, Гайдук, Жидков) И те и другие требуют различных форм доброжелательной и терпеливой работы учителя.

Тон учителя должен быть доверительным и мягким. Недопустим авторитарный стиль общения учителя с первоклассниками. Нельзя пренебрегать и различными способами невербального общения – обнять ребёнка, взять за руку и т.д. Это не только успокаивает ребёнка, но и вселяет в него уверенность, что взрослый хорошо к нему относится.  Необходимо особо обратить внимание на это положение, так как для первоклассников  важно доброе, позитивное отношение к нему учителя которое не должно зависеть от реальных успехов ребёнка.

        Требования к выполнению школьных норм должны вводиться постепенно и не в форме указаний, а в форме пожеланий. Со стороны учителя недопустимы проявления раздражения, резкие замечания. Следует терпеливо и мягко ещё и ещё раз повторять необходимое правило.

        Для развития самостоятельности и активности детей  важно положительно оценивать каждый удавшийся шаг ребёнка, попытку (даже неудачную) самостоятельно найти ответ на вопрос. Очень полезно давать детям творческие учебные задания. Пусть при этом дети спорят, рассуждают, ошибаются, вместе с учителем находят правильное решение.

        Особое внимание требуют дети с низким уровнем активности. Главная задача учителя – проявлять любое проявление инициативы, желание высказаться, ответить на вопрос, поработать у доски.(Курлапова В., Кузнецов Д., Ермаков Ю.) Урок физкультуры.

        В первом классе следует специально учить детей организовывать свою деятельность: планировать свои действия, менять условия работы. Здесь требуется терпеливая длительная работа, в основе которой лежит пошаговая инструкция, подробно объясняющая что и как делать. Первое к чему я приучила детей- это порядок на парте.

        При организации деятельности по решению учебной задачи необходимо учить детей планировать свои действия. Очень важно побуждать детей проговаривать вслух последовательность действий, осуществлять самостоятельно контроль: сравнивать свою работу с образцом, находить ошибки, устанавливать их причины, самому вносить исправления.

        Необходимо обратить внимание на структуру урока в первом классе. Она должна быть «дробной», то есть включать несколько видов деятельности.

        Для первоклассников ещё очень актуальны виды деятельности, которыми они занимались в дошкольном детстве. Это, прежде всего, относится к игре. Поэтому следует, активно включать игру в учебный процесс, а не запрещать игру, не исключать её из жизни первоклассника. Принципиально важно обратить внимание на два вида игр – ролевые игры и игры с правилами. Игра с правилами, также как и учебная деятельность, обязательно даёт результат, развивает самооценку, самоконтроль и самостоятельность. Дидактические игры всегда имеют учебную задачу, которую нужно решать. В процессе этих игр ребёнок усваивает систему эталонов – этических, сенсорных, практических. Ролевые игры важны для формирования произвольного поведения, воображения, творчества ученика, так необходимого ему для обучения. В свои уроки включаю игры «Живые звуки», «Угадай-ка», «Хор гласных», «Полубуковка», «Найди букву»и т.д.

        Учитывая наглядно-образный характер мышления детей этого возраста, необходимо существенное место на уроках отводить моделирующей деятельности со схемами, моделями звуков, геометрическими формами, объектами природы. Опора на наглядно-действенное и наглядно-образное мышление первоклассников в обучении способствует формированию логического мышления. Для работы мы используем: фишки звуков разложенные в разные конверты, фишки двухцветные для математики, наборы геометрических фигур, числа и т.д.

РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

В АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД.

 

                 Начальный период  обучения  в  первом  классе  должен  создать

     благоприятные   условия   для   адаптации   ребенка    к    школе,

     обеспечивающие  его дальнейшее благополучное развитие,  обучение и

     воспитание.  Задачи адаптационного периода едины для  всех  систем

     начального образования.

         Согласно п.     2.9.5     Санитарных    правил    2.4.2.782-99

     "Гигиенические  требования  к  условиям  обучения   школьников   в

     различных   видах   современных  общеобразовательных  учреждений",

     введенных Приказом Минздрава России от 6 августа 1999 г.  N 309, в

     первом  классе в сентябре и октябре проводится по 3 урока 35 минут

     каждый.  В  письме  "Об  организации  обучения  в  первом   классе

     четырехлетней  начальной школы" сказано:  "...в сентябре - октябре

     проводится ежедневно по три  урока.  Остальное  время  заполняется

     целевыми   прогулками,   экскурсиями,   физкультурными  занятиями,

     развивающими играми".  Чтобы выполнить задачу снятия  статического

     напряжения    школьников    предлагается   на   четвертых   уроках

     использовать не  классно  -  урочную,  а  иные  формы  организации

     учебного процесса.

         В течение  восьми  недель учитель может планировать последними

     часами  уроки  физической  культуры,  а  также  уроки  по   другим

     предметам в форме уроков - игр,  уроков - театрализаций,  уроков -

     экскурсий,  уроков - импровизаций и т.п. Поскольку эти уроки также

     являются  обучающими,  то фактически в иной,  нетрадиционной форме

     изучается или закрепляется программный материал.

         В классном  журнале  целесообразно  указывать форму проведения

     урока, если урок проводится не в классно - урочной форме.

         Помимо общих    рекомендаций    по    организации   уроков   в

     адаптационный период,  выявляется специфика организации уроков  по

     отдельным предметам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему: "Адаптация первоклассников к школе"

В данном материале представлены основные особенности адаптации учеников 1 класса. А так же предложены рекомендации и памятки для родителей по преодолению сложностей адаптации первоклассни...

Родительское собрание в 1 классе по теме: «Адаптация первоклассника в школе»

Конспект и презентацияЦель: 1. Разъяснить родителям трудности привыкания детей  к школе, которые   проявляются в  возрастных и психологических особенностях младших...

Родительское собрание по теме "Адаптация первоклассника к школе".

Первое  родительское  собрание по  теме "Адаптация первоклассника к  школе"....

Родительское собрание по теме "Адаптация первоклассников к школе".

 В данной работе предложены практические рекомендации, как помочь первокласснику адаптироваться к школе, её требованиям. Данные материалы можно использовать классному руководителю при пров...

Родительское собрание в 1 классе по теме: «Адаптация первоклассника в школе».

Цель:1. Разъяснить родителям трудности привыкания детей к школе, которые проявляются в возрастных и психологических особенностях младших школьников;2. Дать необходимые рекомендации по планированию реж...

Презентация по теме: "Адаптация первоклассников к школе"

Даную презентация можно рассматривать как приложение к методической разработке к проведению собрания родителей пеорвоклассников...

Статья на тему "Адаптация первоклассников к школе. Советы и рекомендации родителям будущих первоклассников"

Начало обучения в школе один из ответственных и сложных моментов в жизни детей, как в психологическом, так и в физическом плане. Переступив порог школы, ребенок становится школьником не сразу. Чтобы п...