Советы психолога.
консультация по теме
Специалисты службы помогают кандидатам реально оценить свои возможности, осознать ответственность и проблемы, которые могут у них возникнуть с приёмом ребёнка в семью; вооружают кандидатов знаниями психологических особенностей детей, оставшихся без попечения родителей, и навыками использования этих знаний в процессе семейного взаимоотношения; дают возможность каждому кандидату проявить себя в процессе тренинга для наиболее полной оценки его личностных качеств; помогают кандидатам оценить свои навыки в воспитании детей, узнать сильные и слабые стороны своего «воспитательного потенциала» и усовершенствовать их, сформировать навыки решения типичных затруднений внутри семейных отношений. В процессе обучения за прошедшее полугодие отказов от решения принять ребенка в свою семью не было.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
informatsiya_dlya_roditeley.doc | 15.5 КБ |
obrashchenie_k_roditelyam.doc | 15.5 КБ |
sovety_psikhologa.doc | 19.5 КБ |
pervye_dni_rebenka_v_seme.doc | 15 КБ |
9_pravil_zdorovogo_appetita.doc | 15.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Информация для родителей.
Как улучшить отношения с ребёнком
Часто так бывает, что ребёнок, будучи в раннем детстве очень откровенным, подрастая, всё меньше рассказывает родителям о себе, своих проблемах и заботах. В ситуациях, когда ребёнка переполняют эмоции, его необходимо спокойно и терпеливо выслушать. Для разрешения этих родительских трудностей можно использовать технику «активного слушания».
«Активно слушать ребёнка значит «возвращать» ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувство.
Родитель называет чувство ребёнка, тем самым, показывая ему, что он понял внутреннюю ситуацию ребёнка, готов услышать об этом больше, принять её».
Правила активного слушания:
Правило 1: Для разговора необходимо повернуться к ребёнку лицом, при этом глаза должны находиться на одном уровне с глазами ребёнка.
Правило 2: Если ребёнок расстроен, не следует задавать ему вопросы. Ваши ответы должны звучать в утвердительной форме (фраза, оформленная как вопрос, не отражает вашего сочувствия).
Правило 3: Необходимо держать паузу после своей реплики (пауза помогает ребёнку разобраться в своем переживании и одновременно почувствовать, что вы рядом).
Правило 4: При необходимости, в разговоре можно несколько раз повторять услышанное, обозначая чувства ребёнка снова.
Что мешает общению с ребёнком?
- Приказы, команды: «Вынеси ведро!», «Сейчас же перестань!»
- Предупреждения, предостережения, угрозы: «Если ты не прекратишь, я уйду!»
- Советы, готовые решения: «А ты возьми и скажи….!»
- Доказательства, логические выводы, нотации: «Без конца отвлекаешься вот и делаешь ошибки».
- Критика, выговоры, обвинения: «Всё из-за тебя!»
- Похвала: «Ты такой храбрый, тебе всё нипочём!»
- Высмеивание: «Ты лентяй!»
- Догадки, интерпретации: «Небось опять подрался!»
- Выспрашивание, расследование: « Что же случилось?»
- Сочувствие на словах, уговоры: « Успокойся» , «Не обращай внимания».
- Отшучивание, уход от разговора.
Беседа с использованием техники «активного слушания» даёт следующие результаты:
- Ослабевают отрицательные переживания ребёнка.
- Ребёнок, убедившись в том, что взрослый его слушает, начинает рассказывать о себе всё больше.
- Подросток сам продвигается в решении своей проблемы.
- Дети сами довольно быстро обучаются этой технике ведения беседы, учатся слышать родителей.
- Родители становятся более чувствительными к нуждам ребёнка.
Предварительный просмотр:
Любимые мои родители…
Не балуйте меня, вы меня этим портите. Я очень хорошо знаю, что не обязательно предоставлять мне всё, что я запрашиваю. Я просто испытываю вас.
Не бойтесь быть твёрдым со мной. Я предпочитаю именно такой подход. Это позволяет мне определить своё место.
Не полагайтесь на силу в отношениях со мной. Это приучит меня к тому, что нужно считаться только с силой. С большей готовностью я откликнусь на ваши инициативы.
Не будьте непоследовательными. Это сбивает меня с толку и заставляет упорнее пытаться оставить последнее слово за собой в каждом случае.
Не давайте обещаний, которых вы не можете выполнить, это поколеблет мою веру в вас.
Не поддавайтесь на мои провокации, когда я говорю или делаю что-то только для того, чтобы просто расстроить вас. Другими словами я пытаюсь достигнуть таким способом ещё больших «побед».
Не расстраивайтесь слишком сильно, когда я говорю: «Я вас ненавижу!». Я не имею этого в виду, я просто хочу, чтобы вы пожалели о том, что сделали мне.
Не заставляйте меня, чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле. Я отыграюсь, став «плаксой» и «нытиком».
Не делайте для меня и за меня того, что я в состоянии сделать сам. Я могу продолжать использовать вас в качестве прислуги.
Не позволяйте моим «дурным привычкам» привлекать ко мне чрезмерную долю вашего внимания. Это только вдохновляет меня на продолжение их.
Не поправляйте меня в присутствии посторонних людей. Я обращу гораздо больше внимания на ваше замечание, если вы скажите мне его спокойно с глазу на глаз.
Не пытайтесь читать мне наставления и нотации. Вы будете удивлены, узнав, как великолепно я знаю, «что такое хорошо и что такое плохо».
Не заставляйте меня чувствовать, что мои поступки смертельный грех. Я должен научиться делать ошибки, не ощущая, что я ни на что не годен.
Не придирайтесь ко мне и не ворчите на меня. Если вы будете это делать, я буду вынужден защищаться, притворяясь глухим.
Не требуйте от меня объяснений, зачем я это сделал. Я и сам не знаю, почему поступаю так, а не иначе.
Не подвергайте слишком большому испытанию мою честность. Будучи запуган, я легко превращаюсь в лжеца.
Не забывайте, что я люблю экспериментировать. Таким образом, я познаю мир, поэтому, пожалуйста, смиритесь с этим.
Не защищайте меня от последствий моих ошибок. Я учусь на опыте.
Не проецируйте, не перекладывайте ваши проблемы на меня: у меня своих невпроворот.
Не требуйте от меня большего, чем я могу. Иначе я начинаю ощущать, что ваша любовь всецело зависит от моих достижений: если получил хорошую отметку, то мы тебя любим, если плохую - отвергаем. Не торгуйте святым чувством.
Давайте мне простор для выбора, создавайте условия для того, чтобы я имел свободу выбора и выбирал самостоятельно.
Не делайте меня ответственным за всё: я отвечаю лишь за свои поступки.
Предварительный просмотр:
Советы психолога.
- Не предъявляйте непомерных требований к приёмному ребёнку, так как ему требуется больше времени для адаптации в новых условиях.
- При возникающих трудностях обращайтесь к специалистам.
- Проявляйте терпение и внимание к ребёнку, радуйтесь даже малейшему успеху, не скупитесь на похвалу.
- Если поставлен диагноз задержка психического развития (ЗПР), не отчаивайтесь. Пройдёт время, и ребёнок догонит своих сверстников. Главное – не пассивно ждать, а развивать ребёнка.
- У ребёнка должно быть «поле» для самостоятельных решений, но предоставлять свободу выбора надо постепенно. Если ребёнку дать массу вариантов решения проблемы, то он в них запутается. Сначала ему предложите на выбор лишь два варианта решения.
- Так как ребёнок не может определиться в выборе, повремените с походом в магазин, ему очень трудно понять, почему нельзя с собой забрать всё сразу.
- Играйте вместе с детьми, лучше начинать с игр для детей младшего возраста. Дети в детском доме привыкли играть в группе и могут не понять, как играть с одним ребёнком, поэтому хорошо, если вы будете несколько раз в неделю приглашать к себе одного ребёнка – сверстника или ребёнка младше. Хорошо заранее продумать игры и, если дети не начинают играть самостоятельно, поиграть с ними.
- Всем детям нужен собственный опыт. Приёмный ребёнок старшего возраста много раз в своей жизни слышал «нет» и «нельзя», которые не подкреплялись объяснениями «почему». Поэтому ему нужно многое увидеть и почувствовать, чтобы понять почему «нельзя». В противном случае он сделает вид, что послушался Вас, но, едва Вы отвернётесь, он попытается выяснить всё сам.
Как строить взаимоотношения ребёнка с родственниками?
Приёмного ребёнка нельзя представлять сразу всем родственникам. Вначале ему надо дать время, чтобы он по возможности познал домашнее окружение. Постепенно ребёнок становится членом семьи и всего семейного окружения. У него появляются свои тёти , дяди, бабушки, дедушки, двоюродные сёстры, братья. Иногда бабушки и дедушки выражают свой протест «чужому» ребёнку, но ребёнок обычно «подкупает» их своей непосредственностью.
Как строить взаимоотношения
приёмных и собственных детей?
Если в семье, принявшей ребёнка, есть свои собственные дети, то их надо подготовить ещё до прихода приёмного сына или дочери. При соответствующей предварительной подготовке собственные дети с нетерпением ждут появления нового члена семьи.
Приёмные дети, особенно в первый период, требуют от родителей большого терпения, внимания, заботы. И совершенно неуместно в присутствии своих детей говорить о недостатках приёмного сына или дочери, со вздохом оценивая его несовершенство.
Важно сделать родных детей своими сторонниками, даже партнёрами в помощи и заботе о приёмных детях. Если родные дети уверены, что их положение в семье прочно, то есть они по-прежнему любимы, их интересы будут соблюдены, то они могут во многом помочь родителям. Через пример родных детей приёмные учатся взаимодействию с родителями.
О конфликтах.
Родители тоже могут испытывать негативные чувства по отношению к своему ребёнку: обиду, гнев, раздражение, злость. Если ребёнок вызывает у родителей своим поведением отрицательные чувства, необходимо сообщить ему об этом.
Родителям необходимо научиться правильно сообщать ребёнку о своих чувствах.
Предварительный просмотр:
На что следует обратить внимание
в первые две недели
нахождения ребёнка в семье?
Обычно дети, попадающие в семью, как правило, удивительно быстро развиваются. Одновременно с формированием чувства уверенности, с развитием межличностных отношений значительно улучшается их речь, расширяется кругозор. У некоторых детей наблюдается такой быстрый скачок в развитии, которого не могли даже предполагать врачи и педагоги.
Особое внимание стоит уделить первой встрече с ребёнком. Бывает, что ребёнок при первой встрече пугается мужчин, долго не может привыкнуть к новому папе. Это происходит, если ребёнок долго находится в детских учреждениях, где работают женщины, мужчины непривычны для ребёнка.
Наберитесь терпения и не обижайтесь на ребёнка, если он отдаёт предпочтение кому – то одному из членов семьи. Помните, что установить контакт с детьми легче всего через необычные игрушки, предметы, подарки.
Впервые дни нежелательно приглашать в дом гостей, новых людей. Не советуем в этот период злоупотреблять походами в гости или часто посещать незнакомые места.
В первые дни дети боятся спать одни, оставаться в комнате без взрослых.
Исключите из общения с ребёнком жёсткие и категорические требования. Дисциплинирующие ограничения, наказания, порицания лучше использовать попозже, когда ребёнок привыкнет к новым условиям, примет взрослых как своих родных.
Первое время нужно меньше ограничивать свободу ребёнка.
Запретами в этот период трудно добиться его расположения. Нужно считаться с привычками ребёнка, постараться почувствовать его состояние.
Чтобы вхождение в семью создавало меньше трудностей, в первое время необходимо придерживаться того режима дня, по которому ребёнок жил последнее время.
Внимательно выслушивайте все рассказы ребёнка из прошлого опыта, это поможет лучше его узнать, быстрее установить с ним контакт и доверительные отношения. Запрет или нежелание слушать могут усугубить имеющиеся у ребёнка проблемы.
Не старайтесь слишком настойчиво и назойливо расположить ребёнка к себе. Ему нужно время освоить и оглядеться. Все нормально развитые дети очень любопытны. Особый интерес они проявляют к бытовой технике, к предметам, которых они раньше не видели (не отходят от телефона или телевизора, пробуют мыло, выдавливают пасту, выливают мамины духи, рвут книги, ломают хрупкие предметы, игрушки, лезут в запрещённые места). Самый простой способ избежать неприятностей и сохранить добрые отношения заранее убрать те предметы, которыми вы особенно дорожите, в укромные места. А полезные для ребёнка вещи оставить на видном месте, так чтобы их удобно было взять.
Предварительный просмотр:
9 правил здорового аппетита
Мы перечислим 9 правил, которые помогут вам накормить вашего малыша, когда он отказывается кушать.
1.Соблюдение режима.
Когда родители кормят малыша в одно и то же время, то у него формируется привычка. У малыша появляется чувство голода в те часы, когда вы его должны кормить. Так же очень важно каждый день гулять с малышом на свежем воздухе, дневной сон и физическая активность ребенка .
2.Разнообразие.
Ежедневно ребенку необходимо получать различные пищевые вещества. Этого можно добиться следующим образом:
1. Кормить ребенка необходимо разнообразной едой. Если это не происходит, то ребенку она надоедает и он от нее начинает отказываться и не есть. Поэтому необходимо заменять одни продукты другими, которые соответствуют им по пищевой ценности.
2. Не забывайте включать в рацион ребенка свежие овощи, фрукты, зелень, а также кефир и другие кисломолочные продукты. Они способствуют стимуляции и помогают поддерживать аппетит ребенка.
3.Так же очень важно чтобы отдыхал желудок малыша.
В промежутках между кормлениями очень хорошо давать малышу фрукты, и то в небольшом количестве. Фрукты и соки ребенок должен получать не позже, чем за час до следующего кормления, так как к моменту приема пищи его желудок будет «загружен». Не стоит давать ребенку высококалорийную пищу до еды (конфет, печенья, пирожных и пр.).
4.Ребенку важно настроиться!
За 20–30 минут до приема пищи малыш должен успокоиться, отдохнуть. Помогут ребенку у4спокоиться определенные моменты:
— мытье рук ребенка, надевание нагрудника, накрывание на стол.
5. Сервировка.
Хлеб положите на тарелочку; научите ребенка правильно пользоваться ложкой и вилкой, для чего нужно использовать салфетки. Блюдо для малыша должно выглядеть эстетично.
6.Место приема еды малыша.
Обстановка во время кормления должна быть привычной для малыша.
Для этого вы должны выбрать постоянное место для кормления ребенка. Знакомая обстановка успокаивает малыша и настраивает его на кормление, а манящий запах готовящейся еды очень хорошо вызывает у ребенка аппетит.
7.Не торопите!
Во время кормления вы не должны торопить малыша. Вы должны подстроиться под темп малыша приема еды.
8. Сосредоточьтесь!
Во время приема еды ребенок не должен отвлекаться. В это время телевизр должен быть выключен, на столе не должно быть ни каких игрушек и книжек - это все его отвлекает от еды.
9. Спокойствие.
1. Не стоит нервничать, если ваш ребенок отказался от обеда или не съел второе. В том, что малыш сегодня не доел — нет ничего страшного.
2. Не стоит показывать своего удивления, если малыш съел продукт, от которого раньше отказывался.
3. Никогда не следует упрашивать, не уговаривать, не приказывать его что–то съесть; иначе вы вообще отобьете желание есть все остальное.
4. Не манипулируйте любимым блюдом ребенка — это формирует иное отношение к питанию: малыш начинает использовать кормление для достижения своих целей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Буклет "Советы психолога родителям будущих первоклассников"
Если ребёнок настроен против школы, если он спрашивает: "Зачем ходить в школу?"... Как правильно построить общение с ребёнком?...
советы психолога
Советы психолога родителям первоклассников...
Советы психолога родителям
Советы психолога родителямпомогают решить вопрос о том, как вести себя в трудной ситуации...
СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА
Родители хотят видеть своих детей успешными и с самого начала школьной жизни стремятся использовать любую возможность для их развития: языковые группы, подготовительные курсы при консерватории, индиви...
Советы психологов для родителей будущих третьеклассников.
В статье дан перечень литературы для внеклассного чтения на лето будущим третьеклассникам, советы и памятки психологов родителям....
Памятка для родителей."Секреты воспитания детей" (советы психологов).
Советы психологов по воспитанию детей....
Советы психолога родителям первоклассника
5 советов родителям, готовящим своего ребенка к школе....