Адаптация первоклассников
статья по теме

Адаптация первоклассников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptatsiya_pervoklassnikov.docx20.19 КБ

Предварительный просмотр:

 «Сотрудничество учителя и родителей -  залог успешной адаптации первоклассников»

Выступление на родительском собрании первоклассников. Максимова Е.Ю.

        Всем нам хорошо известно, сколько проблем возникает, когда дети поступают в 1класс. Проблемы у учителя – как учить этих детей, что с них можно потребовать, ка приучить к элементарным школьным правилам? Проблемы у родителей – как жалко малыша, его лишают беззаботного детства, навешивают непосильный груз обязанностей, а ведь впереди у него дллинная, трудная жизнь, успеет ещё научиться!

       И вот сегодня я хочу поговорить об адаптации первоклассников, о взаимодействии учителя и родителей, чтобы этот период прошел для ребенка более гладко и безболезненно.

        Что означает слово «адаптация»? Адаптация – это приспособление (привыкание) организма к изменившимся внешним условиям. А условия у первоклассников изменились коренным образом. Раньше можно было играть.  И , даже если мама сердилась, она говорила: «Отстань, иди поиграй». А теперь говорит: «Сколько можно играть? Иди учить уроки».

          Первоклассник находится как бы на переходной ступеньке от дошкольного возраста, где все новые личностные, психологические качества формируются легче и лучше всего в игровой деятельности (психологи называют эту деятельность ведущей, она особенно важна для его психического развития!), к младшему школьному возрасту, где ведущей становится учебная деятельность. Но учебная деятельность становится лишь тогда , когда завершены те психические новообразования, которые формируются в основном в дошкольном детстве. Седьмой год жизни очень важен в психическом развитии ребенка: именно в этом возрасте формируется произвольность поведения , интенсивно развивается наглядно-образное мышление, ребенок усваивает социальные нормы. Когда в 1класс приходит ученик, то учитель или психолог, общаясь с ним, выясняет для себя – готов ли данный ученик к школе. Без преувеличения можно сказать, что вопрос о готовности к обучению на сегодняшний день один из самых обсуждаемых в психологических, педагогических, медицинских и родительских кругах.

            Все показатели готовности детей к школе можно условно разделить на три взаимосвязанных части:

-физическая,

-интеллектуальная,

-и личностная готовность.

            На мой взгляд третья (личностная) готовность наиболее важная. Адаптационный период – «период привыкания к школе» (назовем его так) у первоклассников пройдет более спокойно, быстрее и успешнее только тогда, когда ребенок психически «созрел», проще говоря вырос для школы. Некоторые дети сразу успешно «включаются» в процесс обучения, другие чуть позже, а иным потребуется и год, чтобы адаптироваться к школьной жизни. Это зависит и от индивидуально-личностных особенностей каждого ребенка.

           Еще один важный аспект в адаптации первоклассников – это то, чтобы обучение не вредило здоровью. Почему же так важно обсудить эту проблему?

            Во-первых, в последние годы наблюдается резкое ухудшение здоровья детей. По данным медиков только менее 20 процентов приходящих в школу детей имеют 1 группу здоровья.

            Во-вторых, для современной системы образования характерно постоянное увеличение объема и сложности учебного материала, что требует мобилизации всех психофизических возможностей ребенка.

           И наконец, в-третьих, период систематического обучения вносит в жизнь детей существенные изменения, которые при неблагоприятных условиях могут отрицательно повлиять на состояние детского организма.

          Учитывая все высказанное, учитель планирует свои уроки так, чтобы каждый ученик чувствовал себя комфортно на уроке. Обучение строится таким образом, что ребенок узнает что-то новое через игру, происходит постоянная смена видов деятельности, устная работа непременно чередуется с письменной с обязательным использованием наглядности. Необходимое соблюдение физминуток и динамических пауз также благотворно влияют на более успешное привыкание ребенка. На уроках и во внеурочное время учитель использует и развивающие игры, и экскурсии и минутки развития моторики руки.

        А какова же помощь родителей ?

         Да, действительно первый год обучения – трудный период жизни не только для школьника, но и для членов его семьи. Недаром говорят, что родители учатся дважды6 сначала сами, а затем со своими детьми. Нужен ли учителю контакт с семьей для успешной адаптации первоклассника? Да просто необходим!

          Какие задачи воспитания особенно важно решать родителям именно на протяжении первого школьного года?

1)Прежде всего, это физическое развитие школьника: соблюдение режима дня, закаливание ребенка, занятия физическими упражнениями. Огромное влияние на организм ребенка оказывают занятия спортом, физическими упражнениями и спортивными играми.

2)Важной частью воспитания первоклассников в семье должно быть обучение школьников правилам дорожного движения, поведения вне дома, на улицах города, в учреждениях.

3)В целях безопасности жизнедеятельности ребенка необходимо научить его пользоваться электрическими (газовыми) приборами, познакомить с телефонами служб спасения. Ребенок должен знать свои данные, телефоны родителей или соседей, которые могут прийти на помощь ребенку.

4)Прибывание в школе требует от ребенка разнообразных гигиенических умений и навыков. Если они не развиты у первоклассника, это значительно осложняет его жизнь. Поэтому семья должна обратить внимание на воспитание правил личной гигиены6 раздеваться и одеваться самостоятельно, аккуратно убирать вещи на место, мыть руки после туалета и др.

5)Умственное развитие ребенка – важнейшая задача семейной педагогики.

         Здесь нужно принимать во внимание  несколько обстоятельств:

1.В первом классе домашние задания не задаются, поэтому нельзя заставлять ребенка вновь и вновь повторять то, что проходили в школе, нецелесообразно «заглядывать» вперед и натаскивать школьника на тот материал, который будет объяснять завтра или послезавтра. Это снижает интерес детей к учению.

2.довольно часто родители считают, что их участие в умственном развитии ребенка – это помощь школе в обучении чтению, письму, математике, тогда как задача семьи вовсе не в этом. Умственное воспитание в семье сводится к следующему: много читать детям, беседовать сними о книгах, о телефильмах, расширять их представления об окружающем мире, посещать музеи, театры, выставки и т.п. Очень полезны интеллектуальные игры: шашки, шахматы, кроссворды, головоломки, логические задачи, упражнения на внимание, зрительное сосредоточение, зрительную и слуховую память. Кроме задач умственного развития эти игры воспитывают и нравственно-волевые качества: усидчивость, целеустремленность, настойчивость, самоконтроль, т.е. те качества личности, которые необходимы первокласснику для обучения в школе.

         Большое значение в умственном развитии первоклассника имеет расширение его чувственного опыта, поэтому так важны различные  целевые прогулки детей со взрослыми (в парк, на водоем, в музей ….) И конечно как можно больше разговаривайте с ребенком, обсуждайте с ним самые различные темы, связанные с его жизнью в школе и дома, вместе с ним сочиняйте сказки, потешки, загадки, играйте в словесные игры, читайте по ролям знакомые произведения. В этом могут принимать участие все члены семьи.

         Эстетическое и художественное воспитание детей этого возраста остается также одной из важных задач. Это необходимо ребенку для эмоционального восприятия, воображения, творчества. Для этого полезно организовать семейный театр, музыкальные вечера, концерты-поздравления, посещение театра.

         В заключении хочу обратить внимание на то, что деятельность первоклассников должна быть успешной. Поэтому используйте любую, даже незначительную, возможность, чтобы похвалить ребенка. Необходимо нацеливать ребенка на то, что у него все получится, пусть и не с первого раза. Взрослые должны избегать наказаний, порицаний, раздражительного тона по отношению к ребенку. Поэтому любое выяснение обстоятельств нужно только для того, чтобы вместе с ребенком разобраться в причинах неудач и наметить пути получения успешного результата. Внимательное, эмоционально-положительное, одобряющее и поддерживающее отношение взрослых к ребенку – это именно то, что необходимо каждому первокласснику для того, чтобы школьная жизнь доставляла ему радость и удовольствие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы адаптации первоклассников на основе «Программы сопровождения и поддержки адаптации учащихся и их родителей к новым условиям жизнедеятельности «Дорога в загадочный город»

В статье представлен опыт воспитательной работы по сопровождению и поддержке адаптации первоклассников  и их  родителей в рамках школы полного дня на базе интеграции основного и дополни...

Адаптация первоклассников к школе: особенности, проблемы адаптации, способы их преодоления.

1 Виды адаптации.2Признаки плохой  адаптации.3 Как облегчить адаптацию первоклассника.4 Советы родителям...

Адаптация первоклассников к школе: особенности, проблемы адаптации, способы их преодоления

Успешность адаптации первоклассника к школе зависит от слаженности усилий учителя, психолога, администрации и родителей. Это довольно сложный процесс, который у каждого ребенка протекает по-разному. ...

Статья "АДАПТАЦИЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЬНЫМ УСЛОВИЯМ. ДЕЗАДАПТАЦИЯ. СХЕМА ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ И МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ".

Главным фактором, влияющим на успешность усвоения знаний у первоклассников, является адаптированность к школьным условиям. Поступление в школу, смена обстановки предъявляют повышенные требования к пси...

Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 1 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе

2.4. Иллюстративный план мероприятий Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 1 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассник...

2 неделя Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 2 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе первого месяца адаптации первоклассников

2 неделя - Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 2 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школепервого ме...

3 неделя Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 3 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе

3 неделя - Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 3 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе...