Что нужно знать родителям будущих первоклассников.
консультация (1 класс) на тему

Хапугина Татьяна Владимировна

Материал для родителей будущих первоклассников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chto_nuzhno_znat_roditelyam_budushchikh_pervoklassnikov.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

Уважаемые родители будущих первоклассников!

В ближайшем сентябре ваш ребенок торжественно отправится в первый класс.

Несомненно, что 1-ое сентября будет праздничным днём для всей вашей семьи. Но за ним наступит второе, третье сентября, и так далее – а для вашего ребенка начнутся обычные школьные трудовые будни. Что ждет его именно в эти первые учебные годы? Как помочь маленькому ученику перейти от детсадовского уклада жизни к школьному? И вообще каковы особенности именно того периода, который называется "начальной школой"?

В психологии существует такое понятие, как сензитивный период. Это научный термин. Если говорить проще, то очень важно, в каком возрасте у человека формируется те или иные функции, качества, свойства. Если это происходит своевременно, то процесс формирования идет быстро и легко. Если время упущено, то функции, качества и свойства формируются с огромным трудом. (пример о таблице умножения или что основной словарный запас у человека формируется в возрасте до 12 лет)


Дошкольный возраст является сензитивным периодом для формирования многих способностей и качеств ребенка, которые необходимы для формирования учебной деятельности и без которых она перерастёт в неумение или в нежелание учиться.

Каковы главные линии подготовки ребёнка к школе?


          Во-первых, это общее развитие. 

К тому времени, когда ребенок станет школьником, его общее развитие должно достичь определенного уровня. Речь идет в первую очередь о развитии памяти, внимания и особенно интеллекта.

Ребёнок должен иметь элементарные знания об окружающей его жизни и природе: своё имя, родителей, где живёт, страну, город, свой адрес, адрес школы, простейшие правила дорожного движения, дорогу домой, времена года, дни недели, наиболее распространённые растения и животные нашей местности.

Ребёнок должен уметь общаться с другими детьми, отвечать на вопросы, рассказывать о том, что он видел или что он думает, знает, доказывать свою точку зрения, фантазировать.

Правильно поступают те взрослые - не только родители, но и другие члены семьи (бабушки и дедушки, старшие братья и сестры и т. д.), которые основное внимание уделяют повседневному общению с ребенком. Они рассказывают ребенку много интересного, читают детские книжки, вместе рисуют, придумывают сказки, разъясняют разные природные явления. Дома они вместе проговаривают то, что видели на прогулке. Всем этим они способствуют расширению кругозора малыша, развитию пытливости и любознательности. Ни компьютер, ни телевизор не могут заменить это живое общение с ребёнком!

Во-вторых, это воспитание умения произвольно управлять собой. 

У ребенка дошкольного возраста яркое восприятие, легко переключаемое внимание и хорошая память, но произвольно управлять ими он еще как следует не умеет. Он может надолго и в деталях запомнить какое-то событие или разговор взрослых, который не предназначен для его ушей, если он чем-то привлек его внимание.
Но сосредоточиться на том, что не вызывает у него непосредственного интереса, ему трудно. А между тем это умение совершенно необходимо выработать к моменту поступления в школу. Как и умение делать не только то, что тебе хочется, но и то, что надо, хотя, может быть, и не совсем хочется или даже совсем не хочется.
 

В-третьих, выработка мотивов, побуждающих к учению. 

Это то, что, пожалуй, является наиболее сложным делом. Речь идет о формировании сильной мотивации к приобретению новых знаний, несмотря на то, что учеба содержит  не только привлекательные моменты и что трудности в учебе - большие или малые - всегда встречаются у каждого ученика. 

Самое главное – закрепить положительное отношение к школе. Поэтому не стоит пугать ребёнка двойками, неудачами и оставлением на второй год. Если в процессе обучения его постоянными спутниками становятся тревожность, неуверенность в себе, страх – это очень плохо!

Все эти три линии одинаково важны, и ни одну из них нельзя упускать из виду, если вы не хотите, чтобы учеба ребенка захромала с самого начала.

Ребенка считают неготовым к школе, если он:

- настроен исключительно на игру, а не учёбу как работу;
- недостаточно самостоятелен;
- чрезмерно возбудим, импульсивен, неуправляем;
- не умеет сосредоточиться на задании, понять словесную инструкцию;
- мало знает об окружающем мире, не может сравнить предметы, не может назвать обобщающее слово для группы знакомых предметов и др.;
- имеет серьезные нарушения речевого развития;
- не умеет общаться со сверстниками;
- не хочет контактировать со взрослыми или, наоборот, слишком развязан.

НО! Не волнуйтесь - при любом уровне готовности ваш ребенок будет принят в первый класс. Вопрос в том, насколько ему будет трудно в этот первый год обучения.

Закон об образовании предусматривает поступление детей в школу с шести с половиной лет.
В этом возрасте не только каждые полгода, но и каждые два-три месяца очень существенны для развития детей. Поэтому у вас ещё много времени впереди. Если на ваш взгляд ваш ребёнок ещё не готов в школе или что-то не умеет, то к осени всё может измениться.

А теперь поразмышляем, что такое школа в первую очередь?

Это не только  развивающая среда, а система социализации, дисциплинирующая система.

Урок - это форма принуждения, хотим мы этого или нет.

В самой благополучной и доброжелательной обучающей среде ребенок не сможет успешно учиться, если ему не знакомо слово "нельзя". Он должен уметь принимать ограничения со стороны других и должен уметь ограничивать сам себя. Ребёнок должен знать правила поведения в школе, на улице, в детском коллективе. Должен понимать, что можно, а что нельзя. Это воспитывается личным примером родителей. Дети полностью копирую ваше поведение.  Требований не должно быть много, но они должны соблюдаться всеми членами семьи, всегда и везде! Объясняйте свои требования детям, чтобы они выглядели в их глазам разумной необходимостью, а не прихотью, которую можно проигнорировать.

Кроме того, к моменту поступления в школу ребенок должен обладать известной долей самостоятельности. Если он умеет бегло читать, но не способен завязать шнурки и сложить портфель, пребывание в школе будет осложняться множеством неприятностей.

На что ориентируются родители, когда решают, что их ребенок готов к школе? Почти всегда на умении малыша читать и считать. Но эти умения вовсе не означают, что ребенок готов к СИСТЕМАТИЧЕСКОМУ ОРГАНИЗОВАННОМУ ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ.

Чтение, письмо и счет являются лишь признаками умственного развития, но не являются критериями психофизической готовности к посещению школы.

Необходимые навыки для успешного старта:
• Развитая ручная моторика.
• Усидчивость и интерес к обучению, волевые качества, умение любое начатое дело доделывать до конца.
• Р
азвитые внимание, память, мышление.
• Полноценное владение речевыми звуками.
• Достаточный словарный запас, внятная, связная, достаточно грамотно вытроенная речь.


Успешная учёба зависит от здоровья ребёнка – необходимо охранять и укреплять его. Как это сделать?

•        Приучать к режиму дня – сложно, но необходимо, это организует его жизнь, помогает в воспитании и дисциплинирует ребёнка, укрепляя при этом организм. (Чередование подвижной и умственной деятельности и отдыха, пребывание на св. воздухе не менее 4-5 часов, сон обязательно 10 часов ночью и желательно 1 час после обеда, питание 4 раза в сутки в одно и то же время полезной детской пищей).

•        Приучать к правилам личной гигиены. (Мытьё рук после туалета, гуляния и перед едой, умывание и чистка зубов утром и вечером, умение быть опрятным, пользоваться носовым платком, правильно ходить в туалет, одеваться и переодеваться самому.)

•        Приучать делать утреннюю гимнастику (которую можно заменить танцами под музыку).

•        Следить за правильным положением при сидении за столом, за освещением рабочего стола.

•        Ограничить просмотр телевизора (2 м от экрана и 7 часов в неделю) и компьютера до минимума (в 4 классе не больше 15 мин, а вам вообще не стоит сажать ребёнка перед ним).

Самый важный способ развития (относящийся и к речи, и к вниманию, и к общению, и к памяти, и к воображению, и еще ко многому другому) - читать ребенку книги. Нужно читать (или рассказывать) детям сказки не менее получаса в день.

Полезны занятия, которые заставляют работать фантазию, воображение, самостоятельную смекалку и попутно развивают мелкую моторику рук: это лепка, рисование, вырезывание, конструирование, собирание мелкой мозаики.

Очень важны для "школьной судьбы" ребенка успехи или неудачи первых лет обучения. В этот период у него формируются не только базовые знания и навыки. Главное – он еще "учится учиться", взаимодействовать с педагогами и одноклассниками. Именно в этот период в нем закладывается отношение к себе как к ученику. Воспитывайте в нём уважение к себе своим уважением к его новому статусу школьника.

Не забывайте про воспитание уважения к родителям, к наставникам. Никогда не критикуйте взрослых при ребёнке, а особенно воспитателей и учителей – они всё слышат и без уважения к воспитателю или учителю воспитывать их будет намного сложнее. Мы всегда поддерживаем ваш авторитет родителей, а вы должны поддерживать авторитет педагога и воспитателя.  Только такое взаимодействие приведёт к успеху!  

И помнить, что вы – пример вашему ребёнку во всём! Ваша жизнь тоже должна кардинально измениться.

Подсказки для родителей первоклассника.


1. Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.

2. Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.

3. Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку.

4. Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.

5. Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения.

6. Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка ("Молодец!", "Ты так хорошо справился!") способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.

7. Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.

8. С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.

9. Учение - это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.



Вы как никто другой знаете своего ребенка,

прислушайтесь к нему, постарайтесь понять.

Уважаемые родители будущих первоклассников!

В ближайшем сентябре ваш ребенок торжественно отправится в первый класс.

Несомненно, что 1-ое сентября будет праздничным днём для всей вашей семьи. Но за ним наступит второе, третье сентября, и так далее – а для вашего ребенка начнутся обычные школьные трудовые будни. Что ждет его именно в эти первые учебные годы? Как помочь маленькому ученику перейти от детсадовского уклада жизни к школьному? И вообще каковы особенности именно того периода, который называется "начальной школой"?

В психологии существует такое понятие, как сензитивный период. Это научный термин. Если говорить проще, то очень важно, в каком возрасте у человека формируется те или иные функции, качества, свойства. Если это происходит своевременно, то процесс формирования идет быстро и легко. Если время упущено, то функции, качества и свойства формируются с огромным трудом. (пример о таблице умножения или что основной словарный запас у человека формируется в возрасте до 12 лет)
Дошкольный возраст является сензитивным периодом для формирования многих способностей и качеств ребенка, которые необходимы для формирования учебной деятельности и без которых она перерастёт в неумение или в нежелание учиться.
Каковы главные линии подготовки ребёнка к школе?


          Во-первых, это общее развитие. 

К тому времени, когда ребенок станет школьником, его общее развитие должно достичь определенного уровня. Речь идет в первую очередь о развитии памяти, внимания и особенно интеллекта.

Ребёнок должен иметь элементарные знания об окружающей его жизни и природе: своё имя, родителей, где живёт, страну, город, свой адрес, адрес школы, простейшие правила дорожного движения, дорогу домой, времена года, дни недели, наиболее распространённые растения и животные нашей местности.

Ребёнок должен уметь общаться с другими детьми, отвечать на вопросы, рассказывать о том, что он видел или что он думает, знает, доказывать свою точку зрения, фантазировать.

Правильно поступают те взрослые - не только родители, но и другие члены семьи (бабушки и дедушки, старшие братья и сестры и т. д.), которые основное внимание уделяют повседневному общению с ребенком. Они рассказывают ребенку много интересного, читают детские книжки, вместе рисуют, придумывают сказки, разъясняют разные природные явления. Дома они вместе проговаривают то, что видели на прогулке. Всем этим они способствуют расширению кругозора малыша, развитию пытливости и любознательности. Ни компьютер, ни телевизор не могут заменить это живое общение с ребёнком!

Во-вторых, это воспитание умения произвольно управлять собой. 

У ребенка дошкольного возраста яркое восприятие, легко переключаемое внимание и хорошая память, но произвольно управлять ими он еще как следует не умеет. Он может надолго и в деталях запомнить какое-то событие или разговор взрослых, который не предназначен для его ушей, если он чем-то привлек его внимание.
Но сосредоточиться на том, что не вызывает у него непосредственного интереса, ему трудно. А между тем это умение совершенно необходимо выработать к моменту поступления в школу. Как и умение делать не только то, что тебе хочется, но и то, что надо, хотя, может быть, и не совсем хочется или даже совсем не хочется.
 

В-третьих, выработка мотивов, побуждающих к учению. 

Это то, что, пожалуй, является наиболее сложным делом. Речь идет о формировании сильной мотивации к приобретению новых знаний, несмотря на то, что учеба содержит  не только привлекательные моменты и что трудности в учебе - большие или малые - всегда встречаются у каждого ученика. 

Самое главное – закрепить положительное отношение к школе. Поэтому не стоит пугать ребёнка двойками, неудачами и оставлением на второй год. Если в процессе обучения его постоянными спутниками становятся тревожность, неуверенность в себе, страх – это очень плохо!

Все эти три линии одинаково важны, и ни одну из них нельзя упускать из виду, если вы не хотите, чтобы учеба ребенка захромала с самого начала.

Ребенка считают неготовым к школе, если он:

- настроен исключительно на игру, а не учёбу как работу;
- недостаточно самостоятелен;
- чрезмерно возбудим, импульсивен, неуправляем;
- не умеет сосредоточиться на задании, понять словесную инструкцию;
- мало знает об окружающем мире, не может сравнить предметы, не может назвать обобщающее слово для группы знакомых предметов и др.;
- имеет серьезные нарушения речевого развития;
- не умеет общаться со сверстниками;
- не хочет контактировать со взрослыми или, наоборот, слишком развязан.

НО! Не волнуйтесь - при любом уровне готовности ваш ребенок будет принят в первый класс. Вопрос в том, насколько ему будет трудно в этот первый год обучения.

Закон об образовании предусматривает поступление детей в школу с шести с половиной лет.
В этом возрасте не только каждые полгода, но и каждые два-три месяца очень существенны для развития детей. Поэтому у вас ещё много времени впереди. Если на ваш взгляд ваш ребёнок ещё не готов в школе или что-то не умеет, то к осени всё может измениться.

А теперь поразмышляем, что такое школа в первую очередь?

Это не только  развивающая среда, а система социализации, дисциплинирующая система.

Урок - это форма принуждения, хотим мы этого или нет.

В самой благополучной и доброжелательной обучающей среде ребенок не сможет успешно учиться, если ему не знакомо слово "нельзя". Он должен уметь принимать ограничения со стороны других и должен уметь ограничивать сам себя. Ребёнок должен знать правила поведения в школе, на улице, в детском коллективе. Должен понимать, что можно, а что нельзя. Это воспитывается личным примером родителей. Дети полностью копирую ваше поведение.  Требований не должно быть много, но они должны соблюдаться всеми членами семьи, всегда и везде! Объясняйте свои требования детям, чтобы они выглядели в их глазам разумной необходимостью, а не прихотью, которую можно проигнорировать.

Кроме того, к моменту поступления в школу ребенок должен обладать известной долей самостоятельности. Если он умеет бегло читать, но не способен завязать шнурки и сложить портфель, пребывание в школе будет осложняться множеством неприятностей.

На что ориентируются родители, когда решают, что их ребенок готов к школе? Почти всегда на умении малыша читать и считать. Но эти умения вовсе не означают, что ребенок готов к СИСТЕМАТИЧЕСКОМУ ОРГАНИЗОВАННОМУ ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ.

Чтение, письмо и счет являются лишь признаками умственного развития, но не являются критериями психофизической готовности к посещению школы.

Необходимые навыки для успешного старта:
• Развитая ручная моторика.
• Усидчивость и интерес к обучению, волевые качества, умение любое начатое дело доделывать до конца.
• Р
азвитые внимание, память, мышление.
• Полноценное владение речевыми звуками.
• Достаточный словарный запас, внятная, связная, достаточно грамотно вытроенная речь.

Успешная учёба зависит от здоровья ребёнка – необходимо охранять и укреплять его. Как это сделать?

•        Приучать к режиму дня – сложно, но необходимо, это организует его жизнь, помогает в воспитании и дисциплинирует ребёнка, укрепляя при этом организм. (Чередование подвижной и умственной деятельности и отдыха, пребывание на св. воздухе не менее 4-5 часов, сон обязательно 10 часов ночью и желательно 1 час после обеда, питание 4 раза в сутки в одно и то же время полезной детской пищей).

•        Приучать к правилам личной гигиены. (Мытьё рук после туалета, гуляния и перед едой, умывание и чистка зубов утром и вечером, умение быть опрятным, пользоваться носовым платком, правильно ходить в туалет, одеваться и переодеваться самому.)

•        Приучать делать утреннюю гимнастику (которую можно заменить танцами под музыку).

•        Следить за правильным положением при сидении за столом, за освещением рабочего стола.

•        Ограничить просмотр телевизора (2 м от экрана и 7 часов в неделю) и компьютера до минимума (в 4 классе не больше 15 мин, а вам вообще не стоит сажать ребёнка перед ним).

Самый важный способ развития (относящийся и к речи, и к вниманию, и к общению, и к памяти, и к воображению, и еще ко многому другому) - читать ребенку книги. Нужно читать (или рассказывать) детям сказки не менее получаса в день.

Полезны занятия, которые заставляют работать фантазию, воображение, самостоятельную смекалку и попутно развивают мелкую моторику рук: это лепка, рисование, вырезывание, конструирование, собирание мелкой мозаики.

Очень важны для "школьной судьбы" ребенка успехи или неудачи первых лет обучения. В этот период у него формируются не только базовые знания и навыки. Главное – он еще "учится учиться", взаимодействовать с педагогами и одноклассниками. Именно в этот период в нем закладывается отношение к себе как к ученику. Воспитывайте в нём уважение к себе своим уважением к его новому статусу школьника.

Не забывайте про воспитание уважения к родителям, к наставникам. Никогда не критикуйте взрослых при ребёнке, а особенно воспитателей и учителей – они всё слышат и без уважения к воспитателю или учителю воспитывать их будет намного сложнее. Мы всегда поддерживаем ваш авторитет родителей, а вы должны поддерживать авторитет педагога и воспитателя.  Только такое взаимодействие приведёт к успеху!  

И помнить, что вы – пример вашему ребёнку во всём! Ваша жизнь тоже должна кардинально измениться.

Подсказки для родителей первоклассника.


1. Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.

2. Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.

3. Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку.

4. Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.

5. Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения.

6. Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка ("Молодец!", "Ты так хорошо справился!") способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.

7. Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.

8. С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.

9. Учение - это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.



Вы как никто другой знаете своего ребенка,

прислушайтесь к нему, постарайтесь понять.

Учитель начальных классов МБОУ «Судогодская ООШ»

Хапугина Т.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что нужно знать родителям будущих первоклассников

Что нужно знать родителям будущих первоклассников? Ваш ребенок в этом году пойдет впервый класс? Поздравляю – начинается новый этап в вашей жизни. Да, да, именно в вашей жизни, потому что посеще...

Шпаргалка для родителей (что должны знать родители будущих первоклассников)

Презентация в помощь родителям, дети которых идут в первый класс....

Что нужно знать родителям будущих первоклассников?

Какое активное участие принимать родителям будущих первоклассников для подготовки к школе. Советы логопеда....

Что нужно знать родителям будущих первоклассников (рекомендации учителя-логопеда).

Статья: Что нужно знать родителям будущих первоклассников (рекомендации учителя-логопеда)....

Что нужно знать родителю о первокласснике

Период адаптации ребенка к школе - один из самых сложных периодов в жизни маленького человека. На данном этапе его жизни помощь родителя необходима. Чем же может помочь родитель? Напоминаем несколько ...