Гиперактивный ребенок
консультация по теме
Практика показывает, что большинство детей любого возраста, обозначаемых педагогами как «трудный» ученик, родителям – как «трудный» ребёнок, а социологами – как несовершеннолетний из «группы риска», принадлежит к категории «гиперактивных». Что это значит?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
giperaktivnyy_rebenok.docx | 15.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Что такое - гиперактивный ребёнок?
Практика показывает, что большинство детей любого возраста, обозначаемых педагогами как «трудный» ученик, родителям – как «трудный» ребёнок, а социологами – как несовершеннолетний из «группы риска», принадлежит к категории «гиперактивных». В школьном обучении такие дети обнаруживают меньшую эффективность, нарушения чтения, правописания, письменной графики. Они трудно адаптируются к школе, плохо входят в детский коллектив, часто имеют проблемы во взаимоотношениях со сверстниками. Всё это не может не сказаться на успешности обучения и формирования соответствующего поведения.
Откуда «берётся» гиперактивность?
Гиперактивность берёт своё начало в раннем детстве. Если у ребёнка имеются органические поражения в виде минимальных мозговых дисфункции (ММД), то, как правило, мы наблюдаем характерное сочетание гиперактивности и дефицита внимания – синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Это самая распространённая форма нарушения у детей. Типичным её проявлением является двигательная гиперактивность, импульсивность поведения и расстройство внимания. В этот период осуществляется переход к ведущей (учебной ) деятельности и в связи с этим увеличиваются интеллектуальные нагрузки: от детей требуются умения концентрировать внимание на более длительном отрезке времени, доводить начатое до конца, добиваться определённого результата. Именно в условиях длительной и систематической деятельности гиперактивность заявляет о себе очень убедительно.
Возрастная динамика СДВГ такова: его проявления постепенно уменьшаются, к 12 – 14 годам почти исчезают и трансформируются. В поведении остаётся лишь суетливость, импульсивность реакций. Дефицит внимания в этом случае сохраняется практически на всю жизнь.
Как выглядит гиперактивный ребёнок?
Гиперактивного ребёнка (а бывает, что из двое, трое и больше в классе) можно заметить, если понаблюдать, как дети приступают к деятельности, которую им предлагают. Такой ребёнок начинает выполнять задание, не дослушав инструкцию до конца, но через некоторое время, когда другие дети обычно уже активно включаются в работу, он не знает, что нужно делать.
Несколько раз в ходе выполнения задания он меняет цель, а в некоторых случаях может и вовсе забыть о ней. Во время работы часто отвлекается.
Дети с СДВГ бывают не в состоянии в полной мере соответствовать школьным требованиям. Несмотря на часто встречающийся у них хороший общий уровень интеллектуального развития, на уроках таким детям сложно справляться с предлагаемыми заданиями, так как они не могут сами организовать и завершить работу.
Навыки чтения и письма у гиперактивного значительно ниже, чем у сверстников, и не соответствуют его интеллектуальным способностям. Письменные работы выполняются неряшливо. С ошибками из-за невнимательности. При этом ребёнок не склонен прислушиваться к советам взрослых.
Постановка диагноза должна осуществляться разными специалистами совместно. Диагностическая и консультативная помощь таким детям обязательно должна быть комплексной. Психологи должны работать вместе с врачами. Здесь психолог должен вести работу не только с ребёнком, но с педагогом и родителями. Это часто даёт хорошие и надёжные результаты. Гиперактивные дети больше склонны к общению с более младшими детьми, потому что для сверстников они сложны своей непредсказуемостью. Хотя такие дети очень разговорчивы и легко вступают в контакт, их действия не всегда соответствуют ситуации, они не очень восприимчивы к оттенкам межличностных взаимоотношений.
В классе такой ребёнок шумит, берёт без спроса чужие вещи, мешает окружающим, отвлекает их. Отсюда частые конфликты с детьми, в результате ребёнок часто выбирает для себя роль классного шута, надеясь таким образом наладить отношения со сверстниками. В воспитании гиперактивного ребёнка родители должны избегать двух крайностей: с одной стороны, проявления чрезмерной жалости и вседозволенности, с другой – постановки завышенных требований, которые он не в состоянии выполнить. Процесс улучшения состояний ребёнка занимает длительное время и наступает не сразу. У большинства детей с СДВГ низкая самооценка, а некоторые из них ещё и упрямы, лживы, вспыльчивы, задиристы, агрессивны.
Рекомендации родителям
- Старайтесь по возможности сдерживать свои бурные эмоции. Поддерживайте детей во всех попытках конструктивного, позитивного поведения, какими бы незначительными они не были.
- Следите за своей речью, старайтесь говорить спокойным голосом.
- На столе и в ближайшем окружении ребёнка не должно быть отвлекающих предметов. Гиперактивный ребёнок сам не в состоянии сделать так, чтобы ничто постороннее его не отвлекало.
- Организация всей жизни дома должна действовать на ребёнка успокаивающе. Для этого вместе с ним составьте распорядок дня.
- Определите для ребёнка круг обязанностей, а их исполнение держите под постоянным наблюдением и контролем.
- Общайтесь чаще с ребёнком – для взаимного удовольствия и лучшего понимания.
- Поддерживайте дома чёткий распорядок дня. Время приёма пищи, выполнения домашних заданий и сна ежедневно должно соответствовать установленному режиму.
- Предоставьте ребёнку возможность расходовать избыточную энергию. Полезны ежедневная физическая активность на свежем воздухе, длительные прогулки, бег, спортивные занятия, игры.
- Виды спорта полезные для детей с СДВГ: ритмика, хореография, теннис, плавание. Подвижные занятия способствуют организации движения. Кроме того, серьёзные тренировки дисциплинируют.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Гиперактивный ребенок
Кого считать гиперактивным ребенком? Как относиться учителям и родителям к проблеме гиперактивности?Статья содержит рекомендации психолога родителям и педагогам, игры и упражнения. Желаем удачи!...
Родительское собрание "Гиперактивный ребенок в школе"
Если ребенок гиперактивен, то трудности испытывают не только он сам, но и его окружение: родители, одноклассники, учителя... такому ребенку необходима своевременная помощь, иначе в дальнейшем может сф...
" Гиперактивный ребенок в школе"
Материалы для родительского собрания в младших классах....
Буклет" Гиперактивный ребенок"
Буклет к родительскому собранию....
Как помочь гиперактивному ребенку
Помня об индивидуальных особенностях гиперактивных детей, целесообразно работать с ними в начале дня, а не вечером, уменьшить их рабочую нагрузку, делать перерывы в работе. Перед началом работы ...
Родительское собрание Гиперактивный ребенок
Всё больше становится гиперактивных детей в начальной школе.Такие дети тяжело включаются в учебную деятельнос...