Тренировка внимания
консультация по теме
Рекомендации родителям по тренировке внимания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelyam_o_trenirovke_vnimaniya.doc | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
Тренировка внимания
Сегодня мы продолжаем разговор о внимании. Ранее мы говорили об устойчивости и концентрированности внимания, предлагали практические упражнения для развития этих свойств у младших школьников. Сейчас предлагаю вам практические упражнения и игры, которые формируют у школьников концентрированность, переключение и распределение внимания.
Напоминаю, что формирование внимания у учащихся младшего школьного возраста не может происходить быстро. Для того чтобы хоть как-то помочь ученику овладеть своим вниманием, подобные упражнения и игры нужно проводить систематически и достаточно долгое время.
Воспроизведи точно также
Детям предлагается какой-либо графический образец (последовательность нескольких букв, цифр, выполненный по клеточкам геометрический узор и т.д.) и дается задание точно воспроизвести его (например, до конца тетрадной строки или на нескольких строчках).
Установи порядок
В левой таблице расположены 25 цифр от 1 до 40. Нужно переписать их в порядке возрастания в пустую таблицу справа, начиная ее заполнение с верхнего левого квадрата.
Перепутанные линии
Прослеживание взглядом какой-либо линии от ее начала до конца, особенно когда она переплетается с другими линиями. Такие рисунки очень часто предлагаются в различных детских журналах. Посоветуйте родителям это упражнение систематически выполнять с ребенком дома.
При выполнении этого задания взрослым нужно обращать внимание, могут ли дети выполнять задание без помощи карандаша, ручки, пальца, испытывают ли они существенные затруднения, есть ли у них стремление выполнить работу до конца, как много на это тратится времени.
Найди отличия
Задания такого типа требуют умения выделять признаки предметов и явлений, их детали и владеть операцией сравнения. Систематическое и целенаправленное обучение школьников сравнению способствует развитию навыка современной активизации внимания, его включения в регуляцию деятельности.
Детям могут быть предложены какие-либо предметы, их изображения, картинки, различающиеся определенным числом деталей.
Игра "Заметь все"
Игра основана на запоминании числа и порядка расположения ряда предметов, предъявляемых на несколько секунд. По мере овладения упражнением число предметов постепенно увеличивается.
Раскладывают в ряд 7–10 предметов (можно выставлять картинки с изображениями предметов на наборном полотне), которые затем закрываются. Приоткрыв предметы на 10 сек, снова закрыть их и предложить детям перечислить все предметы (или картинки), которые они запомнили.
Приоткрыв снова эти же предметы, секунд на 8–10, спросить у детей, в какой последовательности они лежали.
Поменяв местами два любых предмета, снова показать все в течение 10 сек. Предложить детям определить, какие предметы переложены.
Не глядя больше на предметы, сказать, какого цвета каждый из них.
Можно придумать и другие варианты этой игры (убирать предметы и просить детей называть исчезнувшие; располагать предметы не в ряд, а например, один на другом, с тем чтобы дети перечисляли их по порядку снизу вверх, а затем сверху вниз и т.п.).
Игра "Ищи безостановочно"
В течение 10–15 сек увидеть вокруг себя как можно больше предметов одного и того же цвета (или одного размера, формы, материала и т.п.). По сигналу учителя один ребенок начинает перечисление, другие его дополняют.
Каждой руке – свое дело
Основной принцип следующих нескольких упражнений: ребенку предлагают одновременное выполнение разнонаправленных заданий. По окончании упражнения (через 10–15 мин) определяется эффективность выполнения каждого задания.
Детей просят левой рукой медленно перелистывать в течение 1 мин книгу с иллюстрациями (запоминая их), а правой чертить геометрические фигуры или решать несложные примеры.
Игра может быть предложена на уроке математики.
Счет с помехой
Ребенок называет числа от 1 до 20, одновременно записывая на листе бумаги или доске эту же числовую последовательность, но в обратном порядке: произносит 1, пишет 20, произносит 2, пишет 19 и т.д. Подсчитывают время выполнения задания и число ошибок.
Чтение с помехой
Дети читают текст, одновременно выстукивая карандашом какой-либо ритм. При чтении дети также ищут ответы на вопросы.
Можно также одновременно читать текст вслух и что-нибудь писать (например, + – + – + – + – и т.д.).
Запомни сказку
Ребенку предлагают следующее задание – вычеркнуть в тексте одну или две буквы и в это же время ставят детскую пластинку с какой-либо сказкой. Потом проверяют, сколько букв ребенок пропустил при зачеркивании и просят рассказать, что он услышал и понял из сказки.
Первые неудачи при выполнении этого достаточно трудного задания могут вызвать у ребенка протест и отказ, но в то же время первые успехи окрыляют. Достоинством подобного задания является возможность его игрового и соревновательного оформления.
Игра "Встречные колечки"
Эту игру можно использовать для концентрации внимания в начале урока. Правая рука: кончик мизинца встает на кончик большого пальца – это маленькое колечко. Левая рука: кончик округленного указательного пальца встает на кончик большого – это большое колечко. Колечки размыкаются. Новое колечко для правой руки строят кончики безымянного и большого пальцев, для левой – кончики среднего и большого пальцев. Оба движения производятся одновременно. Следующую пару колечек, опять же одновременно, строят большой со средним пальцы правой руки и большой с безымянным пальцы левой. Последняя пальцевая позиция становится зеркальным отражением второй.
Игра "Ладонь-кулак"
В игру на концентрацию внимания "Ладонь-кулак" дети также играют с удовольствием. Одна рука направлена вверх, ладонь выпрямлена. В основание ладони упираются кончики пальцев выпрямленной ладони другой руки. Это положение называется "ладонь".
Одна рука сжата в кулак, в основание кулака упираются кончики пальцев другой руки. Это положение называется "кулак". Ведущий командует, сопровождая слова соответствующими жестами: "Ладонь! Кулак! Ладонь! Кулак!"и т.д. С каждой командой меняется положение рук; то правая рука упирается в основание ладони левой, то наоборот. Играющие быстро исполняют команды. По мере освоения игры дети с удовольствием выполняют роль ведущего.
Найди числа по порядку
Предложите ребятам отыскивать на рисунке, показывать и называть числа от единицы в возрастающем порядке.
Показателями здесь могут служить время выполнения задания, легкость и удовольствие, которое дети испытывают в ходе работы.
О слабости свидетельствуют быстрый отказ от задания, стремление начинать все сначала при отыскании каждой следующей цифры 1–2-го десятка, а также сильная усталость, резь в глазах. В этом случае от задания следует отказаться.
Квадраты, треугольники, круги
Оценить общую внимательность можно с помощью следующего несложного задания.
Нарисуйте на листе бумаги несколько квадратов, треугольников и кругов, например так:
Предложите детям один или несколько вариантов задания и оцените точность их понимания и правильность выполнения.
а) Поставьте "крестик" во втором треугольнике слева и знак "минус" в любом кружочке.
б) Напишите букву К во всех кружочках, кроме 1-го, и букву О во всех квадратах.
в) Зачеркните все квадратики и треугольники, стоящие после кружочков.
г) Подчеркните квадраты, стоящие перед треугольниками, но не после кругов.
Найди слово
Оценить свойства внимания можно с помощью теста "Мюнстерберга". Среди буквенного текста спрятались слова.
Например: пюклбюсрадостьуфрнкл.
Задача – отыскать их как можно быстрее и подчеркнуть, а если можно, то и сосчитать.
Фэлксолнцемурдерайтщкуновостьвтррактце
блэцэкзаменукьепрокуроркартеориядлпделостф
кщамагазингпмдатахркадочислодщцоследствиерб
оуклтетрадьяцдбапрфупеньцщфремкляксакрму
фцнословонрщьфрденьгиькцщбстулфпльтощкр
ртдовниманиехищьстолптхмутарелкаясмуксустрпк
бфщобщениеяаотрветербфркцкурицасяптуцщфб
квцоносяфтмкцлубполеткцшщпетухтакльпесняжк
шяфцкачеликждфмобанкадшжьконьпжкточкапфцк
Оценивается количество найденных слов, количество пропусков и ошибочно выделенных слов, а также время выполнения задания. Если ребенок справляется с ним за 2–3 мин – это очень хороший результат. Всего в тексте "спряталось" 33 слова.
Однако это задание лучше не предлагать учащимся 1-го класса. Но зато оно прекрасно подойдет для игры-соревнования между 2–3 школьниками на дне рождения ребенка или другом детском празднике, нужно только заранее подготовить бланки и часы с секундомером.
Для первоклассников можно упростить это задание: на доске написать слова, в каждом из которых нужно отыскать другое, спрятавшееся в нем, слово.
Например:
смех, волк, столб, коса, полк, зубр, удочка, мель, набор, укол, дорога, олень, пирожок, китель.
Простая работа
Прекрасно тренирует внимание любая мелкая работа – развинчивание маленьких гаечек, переборка крупы, штопка, вышивание. Это и отдых от учебы, и одновременно упражнение на внимание.
Маленький учитель
Хорошим заданием на оценку устойчивости и сосредоточенности внимания являются тексты, в которых сознательно допущены ошибки. В каникулы младшие школьники охотно играют в школу, принимая на себя роль учителей. Предложите им подобные задания (с пропусками букв, с недописанными окончаниями, с лишними удвоениями гласных или согласных, с заменой одной буквы на другую, например, б на д, п на т, м на л и наоборот). Только не забудьте, что задания должны быть написаны прописными буквами и желательно каллиграфическим почерком, наши взрослые "каракули" дети просто отказываются читать и разбирать.
Вообще моделирование игровых и соревновательных ситуаций – лучший способ тренировки любых интеллектуальных качеств, в том числе и свойств внимания. И главное – не спешите упрекать детей в невнимательности. Мнение взрослых пока еще оказывает внушающее воздействие. А признав свою несостоятельность, ребята не стремятся избавиться от недостатка, а лишь ссылаются на него в разговорах, носящих характер нотаций.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тренировка внимания
Внимание - вещь коварная. До сих пор психологи не могут договориться о том, существует ли оно в действительности, и если да, то, что же это такое. В са...
Презентация на тему: "Тренировка внимания"
Внеклассное занятие по курсу "Юным умникам и умницам" для учащихся 2 класса в формате презентации с анимацией правильных ответов...
Презентация на тему: "Тренировка внимания". Занятие 24.
Внеклассное занятие по курсу "Юным умникам и умницам" для учащихся 2 класса в формате презентации с анимацией правильных ответов...
Упражнение для развития и тренировки внимания.
В работе представлено упражнение для тренировки внимания из пособия для учитеклей, подготовленного экспертами Фоксфорда....
Тренировка внимания
Практические упражнения и игры, которые формируют у школьников концентрированность, переключение и распределение внимания.Формирование внимания у учащихся младшего школьного возраста не может происход...
Упражнения для тренировки внимания детей 7–10 лет
Постоянная тренировка внимания и памяти — залог формирования у младшего школьника навыков, необходимых для эффективного и успешного обучения. Включение следующих игр в процесс начального образования п...
серия игр на тренировку внимания и памяти
серия игр направленна на развитие познавательных процессов: внимания, мышления, памяти...