Поощрения и наказания детей в семье
статья (1 класс) по теме
« В хорошей семье наказаний никогда не бывает, и это- самый правильный путь семейного воспитания»
А.С.Макаренко
Я Я лично убеждён, что наказание не только большое благо. Но я убеждён в следующем: там, где нужно наказывать, там педагог не имеет права не наказывать. Наказание – это не только право, но и обязанность в тех в тех случаях, когда наказание необходимо…»
А.С. Макаренко
См Смолчать, поругать или выпороть! Бить или не бить? Мнения по этому поводу самые разные.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pooshchreniya_i_nakazaniya_detey_v_seme.doc | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
Поощрения и наказания детей в семье
«В хорошей семье наказаний никогда не бывает, и это- самый правильный путь семейного воспитания»
А.С.Макаренко
Я лично убеждён, что наказание не только большое благо. Но я убеждён в следующем: там, где нужно наказывать, там педагог не имеет права не наказывать. Наказание – это не только право, но и обязанность в тех случаях, когда наказание необходимо…»
А.С. Макаренко
Смолчать, поругать или выпороть! Бить или не бить? Мнения по этому поводу самые разные.
« Со всех сторон только и слышу: дитя надо воспитывать в ласке и доброте. А в жизни? Говоришь- не доходит, кричишь- не понимает, а если молчать, так вообще на голову сядет. И как же быть?» - спрашивает мать троих детей.
Чем больше родители используют в воспитании приказы, нагоняи придирки, ворчания, крики, брань, тем меньше это всё действует на ребёнка.
Физическое наказание – это лишь разновидность воспитания страхом. Насилие над ребёнком – это последнее, а не первое средство. Оно всегда свидетельствует о беспомощности родителя.
Встречаются родители, которые умеют при желании и успокоить, и отвлечь ребёнка, выслушать и понять его. Но занятые чем- либо, или возбуждённые , они часто не утруждают себя « долгой дипломатией», и быстренько – хлоп- шлёп – цыц – и готово. Но надо всегда помнить, шлёпая своего ребёнка, мы - его рукой - будем избивать своих внуков, а те своих, и так из поколения в поколения.
Опасно использовать физическое наказание как средство контроля за поведением, потому что наказание резко облегчает чувство вины. После наказания, он не чувствует, что он ещё виноват. Если его часто наказывают и сурово , то у ребёнка не вырабатывается необходимое чувство вины.
Другое трагическое последствие телесных наказаний – это то, что ребёнок отождествляет себя с агрессором. Ребёнок становится на сторону карающего родителя и у него появляется ощущения, что быть агрессором и карающим – правильно.
Если ребёнка мучают угрызения совести за то, что он натворил, то наказание (особенно физическое) может оказаться пагубным. Наказание заглушит чувство вины и притупит угрызение совести, и вероятней всего со временем забудутся неприятные физические ощущения и он снова начнёт безобразничать. Необходимо помнить, что наказание должно соответствовать проступку. Ребёнок очень чувствителен к справедливости наказания. Когда взрослые использовали все методы воздействия на ребёнка и он продолжает быть не послушным, родители должны наказать его. Наказание должно быть достаточно суровым, чтобы сломить враждебное противостояние, но должно быть как можно мягче, чтобы предотвратить осложнения. Если достаточно запереть ребёнка в комнате на какое – то время, чтобы он начал слушаться – ПРЕКРАСНО. Если удастся ограничиться запретом на развлечения ,на какое- то время – прибегните к этой мере наказания. Но иногда необходимо даже телесное наказание, чтобы сломить длительное и упорное враждебное неповиновение ребёнка, но это самая крайняя мера.
Если же вы прибегли к физическим наказаниям, будьте очень осторожны во всех отношениях.
Во – первых, ребёнок должен знать за что его наказывают. Объясните ему чётко и ясно, в чём он конкретно провинился.
Во – вторых, родители должны быть осторожны, чтобы не причинить никакой физической травмы ребёнку.
В – третьих, немедленно после наказания оставьте его одного, дайте ему выплакаться. Родители должны быть неподалёку, выжидая, когда он перестанет плакать. Вот он успокоился и родители должны продемонстрировать свою любовь через контакт глаза в глаза, физические прикосновения, чтобы уверить ребёнка, что несмотря ни на что , его по – прежнему любят.
Родители должны помнить, что хорошее воспитание, всегда требует равновесия. Ведь у наказанного ребёнка может возникнуть враждебное чувство к родителям.
ЧЕМ ЖЕ МОЖНО ЗАМЕНИТЬ НАКАЗАНИЕ?
- ТЕРПЕНИЕМ.
- ОБЪЯСНЕНИЕМ (объясните, почему его поведение неправильно, но предельно кратко)
- ОТВЛЕЧЕНИЕ ( предложить что -нибудь более привлекательное)
- НЕТОРОПЛИВОСТЬЮ (не спеши наказывать – подожди, пока проступок повториться)
- НАГРАДАМИ ( на другой конец, они более эффективны, чем наказания)
Любимый способ разговора с ребёнком – ругань. Но оказывается, что ругаться надо правильно. Главное – не увлекаться. Существует два правила:
- не часто
- не долго
При их соблюдении эффективность брани обеспечена на 50 %
Если же « повыступать» - ваше хобби , то у детей быстро наступит
« аллергия к словам» и вы несомненно добьётесь почётного звания -
ЗАНУДЫ.
Ругаться надо артистично, вдохновенно, искренне, при этом жалейте себя, и того, на кого ругаетесь. Критикуя ребёнка, фиксируйте его внимание не на том, что неверно в его действиях, а на том, как сделать правильно.
При наказании:
- Не унижайте человеческое достоинство.
- Не пробуждайте в ребёнке чувство мести.
- Помогайте не озлобляться, а учите анализировать причины ошибок и проступков.
Правила для всех видов наказаний
1. Не вредить здоровью. Лишать прогулки нельзя.
2. Если есть сомнение, наказывать
или нет, то не наказывать Никаких наказаний ради профилак-
тики.
3. За один раз – одно наказание. Никогда не отнимать подаренного.
- Лучше вообще не наказывать,
чем наказывать с опозданием.
- Дети не должны бояться наказаний.
- Без унижения.
- Наказан – прощён. Не мешайте жить ни себе, ни дру-
гим.
Золотое правило педагогики:
- Никогда не хвалите и не ругайте ребёнка в присутствии чужих детей.
- Если хотите чему –то научить ребёнка, начинайте с похвалы.
- Очень важна похвала с утра, не важно за что.
- Не хвалите более 2-х раз за одно и то же.
- Если ребёнок способный – хвалить только за превышение своей нормы, не сравнивать с менее удачливыми.
В заключении хочется сказать самое главное. Для того, чтобы выросли хорошие, добрые, любящие дети, надо самим родителям любить своих детей. Любить – это не только во время кормить, одевать, покупать дорогие подарки. Это в первую очередь быть с ребёнком в радости и в горе, сопереживать вместе с ним, помочь, сочувствовать, одобрять и всегда показывать детям, что вы любите их, что они – это самое дорогое, что у них есть.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание на тему: " Поощрение и наказание детей в семье"
Представлен доклад для выступления на общешкольном родительском собрании...
Родительское собрание Поощрение и наказание детей в семье
На собрании обсуждается проблема поощрения и наказания ребёнка в семье...
Родительское собрание "О поощрении и наказании детей в семье"
Цель: познакомить родителей с видами поощрения и наказания, как хвалить и наказывать ребенка, оставаясь на позициях подлинной любви; раскрыть роль поощрения и наказания в воспитании детей; опред...
"Поощрение и наказание детей в семье"
Поощрение и наказание детей в семье Воспитывать ребенка - нелегкое дело. Из всех трудных ситуаций, в которые дети нередко ставят своих родителей, нужно стараться выйти с ...
"Поощрение и наказание детей в семье"
Цели: обсудить с родителями проблему поощрения и наказания ребенка в семье; формировать у родителей культуру поощрения и наказания ребенка в семье.Форма проведения: обмен мнениями....
Поощрение и наказание детей в семье
Памятка для родителейКак поощрять ребёнка всемье...
Поощрение и наказание детей в семье
Форма проведения собрания: обмен мнениями....