Как помочь ребенку в учебе
консультация по теме

Добрина Оксана Юрьевна

Консультация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_pomoch_rebenku_v_uchebe.docx22.26 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание

Тема: «Как помочь ребёнку в учёбе»

Учитель начальных классов Добрина О.Ю.

Цель: Повышение педагогической культуры родителей по вопросу помощи ребенку в учебе; интеграция усилий семьи и педагогов в деятельности по развитию личности ребенка.

Задачи

- проинформировать родителей о причинах снижения успеваемости и познавательного интереса учащихся;

- определить уровень внимания, которое родители уделяют своему ребёнку;

- побудить родителей к полноценному общению со своими детьми;

- выработать общие пути подхода к решению возникшей проблемы.

Методики использования материала: анкетирование, диалог, индивидуальные беседы.

Подготовка к родительскому собранию

Оценка - это показатель школьного труда. Почему же она становится ниже

На классном часе проводится погружение в проблему «снижения интереса к учению».

Проводится предварительное микроисследование:

а) анкетирование учащихся «Изучение мотивации и отношения к учебным предметам», позволяющее выявить некоторые причины снижения успеваемости;

б) анкетирование «Ребёнок – родитель».

Заполнение «древа проблем».

На листочках зеленого цвета указывается причина снижения успеваемости, или причину нежелания учиться. (Называются следующие причины: «телевизор», «не получается», «не хватает времени», «друзья»...)

- В чем же причины нехватки времени, непонимание предмета? Почему друзья являются причиной снижения успеваемости?

Учащиеся работают с желтыми листочками. Наклеиваются на «древо проблем».

Чаще называются причины «невнимательность», «много времени смотрю телевизор», «отвлекают друзья», «нет помощи».

Вывод: Учащиеся чувствуют проблему.

2. Учащиеся заполняют анкету. ( Указывают имя и фамилию).

Анкета «Ребёнок – родитель» (для учеников)

(Ответы: «да», «иногда», «нет»)

Считаете ли вы, что в вашей семье есть взаимопонимание с родителями?

Говорят ли с вами родители по душам, советуются ли по своим личным делам?

Интересуются ли родители вашей учебой, проблемами по отдельным учебным предметам, тем, как складываются взаимоотношения с учителями и одноклассниками?

Знают ли родители ваших друзей?

Участвуете ли вы в хозяйственных делах вместе с родителями?

Всегда ли ваши родители проверяют, как вы приготовили уроки?

Есть ли у вас и ваших родителей общие занятия, увлечения?

Участвуете ли вы в подготовке семейных праздников?

Всегда ли у вас желание проводить свои праздники без взрослых?

Осуждаете ли с родителями прочитанные книги?

Бываете ли вы с родителя в кино, музеях?

Совершаете ли вместе с родителями прогулки?

Нравится ли вам проводить отпускное время с родителями?

Учитель проводит подсчет баллов (за каждое «да»- 2 балла, «иногда» - 1 балл, «нет» - 0 баллов)

Ход родительского собрания

1. Анкетирование «Ребёнок – родитель». Результаты позволят родителям определить степень внимания, которое они уделяют своему ребёнку.

2. Советы по данной проблеме.

3. Решение педагогических ситуаций стимулирует вовлечение родителей в диалог, призывает к поиску совместных путей решения проблемы.

4. Индивидуальная работа с родителями.

Оборудование и материалы: бланки анкеты для родителей.

I. Выступление классного руководителя

Отметки, которые получают наши дети, - это результат их труда.  С учащимися мы использовали «дерево проблем». Попробуем и мы выполнить эту работу.

(Родители выполняют ту же работу)

Вывод: родители отмечают те же причины, но не могут определить их на втором этапе работы.

II. Анкетирование родителей.

Цель: сопоставив свой результат анкеты и результат ребёнка, каждый родитель сможет выяснить для себя, достаточно ли он уделяет внимания своему ребёнку

Анкета «Ребёнок – родитель» (для родителей)

(Ответы: «да», «иногда», «нет»)

Считаете ли вы, что в вашей семье есть взаимопонимание с родителями?

Говорят ли с вами дети по душам, советуются ли по своим личным делам?

Интересуются ли они вашей работой?

Знаете ли вы друзей ваших детей?

Участвуете ли дети в хозяйственных работах по дом у?

Проверяете ли вы, как они приготовили уроки?

Есть ли у вас с ними общие занятия, увлечения?

Участвуют ли дети в подготовке семейных праздников?

Хотят ли ребята, чтобы вы были с детьми в «детские праздники», или предпочитают проводить их «без взрослых»?

Осуждаете ли с детьми прочитанные книги?

Бываете ли вы с детьми в кино, музеях?

Совершаете ли вместе с детьми прогулки?

Нравится ли вам проводить отпускное время с детьми?

Проводится подсчет баллов (за каждое «да»- 2 балла, «иногда» - 1 балл, «нет» - 0 баллов).

Более 20 баллов. Ваши отношения с детьми можно считать благополучным.

От 10-20 – удовлетворительные, недостаточно многосторонние.

Менее10. Контактов с детьми не хватает.

Родители сопоставляют свои результаты с результатами своих детей, чтобы не привлекать внимание других родителей к результатам остальных учащихся.

- Ожидали ли вы подобных результатов?

Вывод: нельзя допускать, чтобы отношения между детьми и родителями были только удовлетворительными или недостаточными.

III. Мы выяснили причины обсуждаемой проблемы и теперь вы знаете: как будет ребенок ходить в школу, с удовольствием или с неохотой, зависит не только от школы, но и от семьи.

Есть категория родителей, которые легкомысленно относятся к тому, как их ребёнок выполняет домашние задания. Приходится часто слышать подобные фразы: «Зачем его проверять? Взрослый уже, пусть сам думает», «Сейчас другая программа, я ничего в этом не смыслю». Хорошо, если ребёнок сам справляется, а если нет?

Психологи уже давно доказали, что ответственный подход детей к выполнению домашнего задания способствует не только обучению, но и развитию навыков, без которых не обойтись не только в школе, но и в жизни: организованность, готовность к решению проблем, внимание, память, умение сформулировать задачу, настойчивость и дисциплинированность.

Сколько бы ни было ребёнку лет, он нуждается в родительской помощи.

Но как работающие, всегда занятые родители могут помочь? Совсем не обязательно владеть теорией материала, который изучает ваш ребёнок, вы не должны решать за него задачи и делать упражнения. Главное, что вы можете сделать для него – поддержать морально, создать необходимые условия. Одним словом, не самоустраняйтесь в процессе воспитания и обучения своего ребенка.

Воспитание чувства ответственности неотделимо от умения доводить начатое дело до конца.

Важен ещё один момент. «Прежде всего, в ученике надо видеть человека, а не хранилище знаний, которые надо усваивать, усваивать и усваивать. Знания лишь тогда становятся благом, когда они рождаются из слияния внутренних духовных сил человека и мира, который познаётся... Миссия воспитателя, заключается в том, чтобы открыть детям непонятное, пробудить стремление узнать», - думаю, что эти слова В.А. Сухомлинского должны быть адресованы не только учителям, но и родителям.

Поэтому если ваш ребёнок не справляется со школьной программой и не делает домашнее задание, не вешайте сразу на него ярлык «лодыря» и не восклицайте в панике: «Я не знаю, что мне с ним делать». Для начала попытайтесь разобраться в причинах, которые привели к такой ситуации.

Среди причин могут быть:

Объективные трудности, непонимание конкретной темы. Может быть так, что они вытекают из отношений педагога и ребёнка: дети неохотно занимаются предметом (даже если он их интересует) потому, что не симпатизируют преподавателю. В более частых случаях внимание ребёнка отвлечено на посторонние вещи, отсюда – невнимательность при получении новых знаний и невозможность их воспроизвести.

Желание привлечь к себе внимание взрослых. В семьях, где родители в бытовой спешке недодают детям элементарного человеческого тепла, это единственный способ привлечь к себе внимание.

Избалованность: чрезмерная опека может привести к диктату со стороны ребёнка.

Страх неудачи, который мешает ребёнку сосредоточиться. Подобная ситуация складывается, если родители или учитель наказывают ребёнка за неуспехи. Может случиться и так, что ребёнок будет связывать наказание с обучением, в результате чего его общеобразовательные знания будут недостаточными.

Именно активное присутствие родителей в жизни детей даёт последним чувство безопасности и уверенности в себе. Такие дети общительны, находчивы, способные разобраться в различных общественных ситуациях.

Если родители чрезмерно требовательны, не дают ребёнку самостоятельности, то дети теряют веру в себя, у них появляется неуверенность, что приводит и к трудностям в отношениях с окружающими, и к трудностям в учёбе.

Когда родители вовсе не интересуются жизнью своего ребёнка, вольно или невольно уклоняются от общения с ним, ребёнок может попасть под влияние первых попавшихся «авторитетов», что приведёт к конфликтам в школе, к непониманию дома, к снижению успеваемости и исчезновению интереса к учёбе.

Можно сделать вывод, что школа, безусловно, несёт ответственность за воспитание детей, но всё-таки главной воспитывающей средой является семья: именно от отношения родителей и детей зависит поведение ребёнка и, конечно же, желание учиться. Выяснив причины проблемы, нужно искать пути решения.

Как сделать так, чтобы учение стало желанным и привлекательным, как помочь ребёнку в учёбе?

IV. Советы по решаемой проблеме.

Вариант 1.

Выведите ребенка на разговор о том, что они изучают в школе. Скажите ему, что его нелюбимый предмет в школе был вашим самым любимым. Попросите показать тему в учебнике тему, которую он изучает в школе, и сравните с тем, как вам преподавали ее раньше, а заодно вы поймете, насколько ребенок знает материал параграфа. Докажите личным примером, что трудные уравнения решать интересно, или просто наработайте определенную схему решений.

Вариант 2.

Могут помочь заповеди доктора Добсона.

Не унижайте своего ребенка. Не используйте фразы: «А лучше ты придумать не мог? У тебя вообще есть голова на плечах?» и т.д.

Не угрожайте: «Если ты еще раз так сделаешь, ты у меня получишь!».

Всякий раз, когда мы угрожаем ребенку, мы учим его бояться и ненавидеть себя. Угрозы всегда относятся к будущему, а ребенок живет настоящим, к тому же совершенно бесполезны: от них поведение не улучшится и положительных результатов не прибавится.

Не вымогай обещаний. Обещание тоже относится к будущему. Слово – это одно, а дело – совсем другое.

Вариант 3.

Воспользуйтесь советами Д. Карнеги. (Родители получают распечатку).

«Девять способов, как изменить человека, не нанося ему обиды и не вызывая негодования»

Начинайте с похвалы и искреннего признания достоинств ребенка.

Обращая внимание на ошибки, делайте это в косвенной форме.

Прежде чем критиковать другого, признайтесь в своих собственных ошибках.

Задавайте вопросы вместо приказаний.

Давай возможность ребенку спасти свое лицо.

Хвалите его даже за скромный успех и будьте при этом искренними.

Создайте ребенку доброе имя, чтобы он стал жить в соответствии с ним.

Пользуйтесь поощрением так, чтобы недостаток, который вы хотите исправить, выглядел легко исправимым, а дело, которым вы хотите увлечь, легко выполнимым.

Делай так, чтобы ребенку было приятно исполнять то, что вы ему поручили.

Нет таблетки, которая вылечила бы все болезни разом. Так же с процессом воспитания. Но безвыходных ситуаций не бывает. Что делать, если заставить ребёнка учиться крайне сложно? Нужно найти такую мотивацию, чтобы ребенку захотелось выполнить предложенную работу, чтобы не только результат, но и сам процесс выполнения работы был для ребенка приятен. Поощряйте своего ребенка за хорошо выполненное домашнее задание, хвалите его, радуйтесь его результатам, связанным с положительной отметкой. Формируйте у ребенка культуру умственного труда, интересуйтесь, какую дополнительную литературу можно использовать для качественного выполнения домашних заданий. Консультируйтесь с учителями-предметниками, если видите, что ваш ребенок испытывает затруднения с подготовкой домашних заданий.

Мы, педагоги и родители, - союзники в этой работе.

Сегодня на собрании мы говорили о необходимости полноценного общения родителей с детьми, более ответственного подхода к воспитанию. Надеюсь, что наши совместные усилия дадут необходимые результаты, а успехи в воспитании положительно скажутся на знаниях детей.

V. Решение педагогических ситуаций.

Ситуация первая: ребенок в отчаянии от того, что не может решить задачу. При этом на Ваши вопросы об ее содержании¬ отвечает с трудом или не отвечает вовсе. Как в этой ситуации должен действовать родитель, который, возможно, и сам не силен в математике

Ситуация вторая: накануне ребенок долго и упорно учил историю, но строгий учитель потребовал не только воспроизведения содержания параграфа, но и задал ряд вопросов по нему. В итоге - «тройка». Ребенок заявляет, что больше предмет он учить не будет, потому что «бесполезно». Что делать?

Ситуация третья: пришли с работы и застали ребенка в слезах. Поговорив с ребенком, понимаете, что он не знает, как писать сочинение: с чего начинать, как выбрать главное. Но самая большая трудность в том, что ребенок абсолютно уверен, что у него ¬это никогда не получится. Кроме того, его уже давно ждут друзья, чтобы поиграть во дворе в футбол, ведь он ключевая фигура - вратарь. Как помочь ребенку?

VI. Индивидуальные вопросы классному руководителю.

VII. Решение родительского собрания.

1. Родителям проводить больше времени с детьми и совместно с ними разработать программу действий по решению возникших проблем.

2. Поддерживать постоянное сотрудничество родителей, детей и педагогов.

Список использованной литературы

Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. - М., «Педагогика», 1989.

Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. - М., «Просвещение», 1991.

Психологические тесты. Под ред. А.А. Карелина: в 2-х т.-М.; «ВЛАДОС», 1999.

Приложение 1.

Анкета «Изучение мотивации и отношения к учебным предметам»

1. Я прихожу в школу, чтобы...

А) узнать что-то новое;

Б) заниматься такими интересными предметами, как ______

В) встретиться с такими хорошими учителями, как _______

Г) пообщаться с друзьями;

Д) весело провести время;

Е) не огорчать родителей.

2. Домашнее задание я делаю так:

А) совершенно самостоятельно;

Б) обращаюсь за помощью к взрослым;

В) под контролем родителей;

Г) от случая к случаю;

Д) не делаю никогда.

3. Для того чтобы хорошо учиться, нужно:

А) иметь интерес к предмету;

Б) иметь способность к предмету;

В) хорошо работать на уроке;

Г) иметь хорошие отношения с педагогом;

Д) уметь списывать.

4. Когда я получаю плохую отметку, то...

А) стараюсь тут же её исправить;

Б) стараюсь исправить на следующем уроке;

В) стараюсь исправить в ближайшее время;

Г) ничего не пытаюсь исправить.

5. Какова причина получения неудовлетворительных оценок?

А) лень;

Б) отвлекают друзья, телевизор;

В) не хватает времени;

Г) не понимаю предмет.

7. В чём причины нехватки времени?

А) долго гуляю;

Б) занимаюсь в спортивной секции, кружке;

В) не умею планировать время;

Г) долго смотрю телевизор;

Д) медленно делаю уроки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа "Как помочь ребенку в учебе?"

Эта статья для родителей первоклассников....

Как помочь ребенку в учебе?

Чаще всего предметом обсуждения педагогов и родителей становятся вопросы, связанные с ухудшением успеваемости школьника....

Родительское собрание "Как помочь ребенку в учебе"

Проинформировать родителей о причинах снижения успеваемости и познавательного интереса учащихся...

Как помочь ребенку в учебе

Материалы к родительскому собранию...

Как помочь ребенку в учебе?

Аудиал, визуал или кинестетик: как достичь успеха в учебе? Самая распространенная и популярная система определения типов учеников – VARK. Ее придумал учитель из Новой Зеландии Нейл Флеминг ...

Учение – основной вид деятельности младшего школьника. Как родителям помочь ребенку в учебе

Именно на начальном этапе обученияродители должны максимально опекать свое дитя.Их задача – научить ребенка правильно учиться. И тогда дальше он сможет учиться сам...