Как научить ребёнка читать.
консультация (2 класс) по теме

           Опыт  свидетельствует, что  плохо  читающие  дети обречены  на  неуспеваемость  в  средних  и  старших  классах, где  учебный  материал  увеличивается  во  много  раз. Кроме  того, в  процессе  чтения  совершенствуется  оперативная  память  и  устойчивость  внимания, от  которых  зависит  умственная  работоспособность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_nauchit_rebyonka_chitat.doc315 КБ

Предварительный просмотр:

                                                  Как  научить  ребёнка  читать.

       Если  ребёнок  рос  и  развивался  в  обстановке, где  беседы, слушание ,чтение  являются  нормой  повседневной  жизни. Он  и  в  школе  будет  интересоваться  содержательной  и  разносторонней  информацией ,которую  можно  почерпнуть  главным  образом  из  книг. Из  него  вырастет  увлечённый  читатель.

           Опыт  свидетельствует, что  плохо  читающие  дети обречены  на  неуспеваемость  в  средних  и  старших  классах, где  учебный  материал  увеличивается  во  много  раз. Кроме  того, в  процессе  чтения  совершенствуется  оперативная  память  и  устойчивость  внимания, от  которых  зависит  умственная  работоспособность.

            Часто  бывает  так, что  ребёнок  знает  буквы ,может  читать,  но  не  хочет. Родители  возмущены  :  «Ты  ведь  уже  умеешь  читать, неужели  тебе  не  хочется  самому  почитать  книжку?».И  тогда  в  ход  идёт  принуждение «Прочитай  ещё  хоть  строчку», «Пока  не  дочитаешь  страницу, не  встанешь  или  не  будешь  играть»…

        Работа  над  техникой  чтения -процесс  достаточно  длительный  и  не  всегда  привлекательный  для  детей. Однако  без  нормальной  техники  чтения  учение  в  старших  классах   будет  значительно  затруднено.

             Существуют  разные  точки  зрения  на  необходимую  скорость  чтения  в  конце  начального  обучения .В  программе  начальных  классов  она  составляет  90-100  слов  в  минуту. Некоторые  авторы  считают, что  в  конце  обучения  в  начальной  школе  желательно, чтобы  ученики  читали 120  слов  в  минуту.

           Третья  точка  зрения  принадлежит  В.А.Сухомлинскому .В  своей  книге «Разговор  с  молодым  директором  школы»  он  писал ,что  беглое ,нормальное  чтение-это  чтение  в  темпе  150-300  слов  в  минуту.

                Если  даже  взять  нижнюю  цифру  рекомендаций,т.е.150  слов  в  минуту, то  и  тогда  третья  точка  зрения  не  совпадёт  с  первой.

      «Скорость  чтения  является  самым  важным  фактором  из  числа  влияющих  на  успеваемость. Я  буду  говорить  об  оптимальном  чтении  в  темпе  разговорной  речи. Как  показывают  исследования ,это  темп  от  120  до  150  слов  в  минуту. Именно  в  этом  темпе  достигается  лучшее  понимание  текста  учениками .Если  скорость  чтения  повышена, например  если  ученик  будет  читать  в  темпе  скороговорки ,то  понимание  текста  ухудшается .Ухудшается  понимание  текста  и  при  пониженной  скорости  чтения. При  скорости  чтения  до  120  слов  в  минуту  ученику  необходимо  прочитать  текст  2-3  раза.»

      По  словам  В.Н.Зайцева  картина  в  одной  из  школ  выглядела  так «Те, кто  стал  отличником, имели  в  конце  4  класса  скорость  чтения  130-170  слов  в  минуту. В среднем  это  примерно  150  слов. Те, кто  в  6-8  классах  стали  лучшими ,имели  в  конце  4  класса  скорость  чтения  от 100  до  140  слов   в  минуту .В  среднем  это  примерно  120  слов  в  минуту. Троечники  имели   скорость  чтения  80-90  слов  в  минуту.»

         Как  показывает  опыт, большинству  учеников  вполне  доступна  скорость  чтения  120  слов  в  минуту. Как  этого  добиться? В.Н.Зайцев  даёт  следующие  рекомендации:

-Если  ребёнок  находится  на  первой  ступени  овладения  техникой  чтения, не  надо  заставлять  его  подолгу  читать. Лучше  читать  поменьше ,но  чаще. Почитал  5-7  минут  и  пересказал  содержание  абзаца .Перед  сном  ещё  одна  порция. Эффективность  такой  тренировки  гораздо  выше, чем  чтение  в  течение  часа-полутора  за  один  приём.

-Хорошие  результаты  даёт  чтение  перед  сном Дело  в  том  что  последние  события  дня  фиксируются  эмоциональной  памятью ,и  в  те  часы, когда  ребёнок  спит, он  находится  под  их  впечатлением.

-Если  ребёнок  не  любит  читать ,то  необходим  режим  щадящего  чтения. В  самом  деле, если  ребёнок  не  любит  читать ,то  это  означает  ,что  при  чтении  у  него  возникают  трудности. В  режиме  щадящего  чтения  ребёнок  читает  1-2  строчки  и  после  этого  получает  краткий  отдых. Такой  режим  автоматически  получается ,если  он  просматривает  диафильмы: две  строчки  под  кадром  прочитал, посмотрел  картинку -отдохнул. Следующий  кадр- опять  де  строчки  прочитал ,затем  посмотрел  картинку. Этот  приём  подходит  тем  детям, которые  читают  неохотно.

             Для  того ,чтобы  ребёнок  наглядно  видел  свой  рост  в  овладении  техникой  чтения, надо  почаще  измерять  скорость  чтения  и  делать  это  самым  торжественным  образом. Следует  взять  часы  с  секундной  стрелкой, книжку  с  крупным  шрифтом  и  лёгким  текстом. Пусть  ребёнок  читает  ровно  одну  минуту. Посчитайте, сколько  слов  он  прочитал  и  зафиксируйте  в  специальной  тетради.

                 Важно  оценить  не  только  технику  чтения, но  и  другие  достоинства. Ему  будут  понятнее  более  конкретные  слова – «Целых  20  слов  в  минуту», «замечательно», «в  марте  было  40,а  сейчас  45  слов  в  минуту»…Необходимо  каждый  день  сравнивать  вчерашние  результаты  с  сегодняшними  и  вместе  с  ним  радоваться.

     В  школах  большинство  учащихся  плохо  читает ,что  скорость  чтения    у  них  гораздо  ниже  оптимальной  и  отсюда  все  беды .Ребёнок ,который  не  умеет  читать ,будет  испытывать  большие  затруднения  при  выполнении  домашних  заданий. Ему  будет  неинтересно  на  уроках ,он  будет  неусидчив, он  не  будет  посещать  библиотеку ,потому  что  читать  книги  при  низкой  технике  чтения -это  не  столько  удовольствие ,сколько  мука.

        Я  работаю  по  программе «Школа  2100».Она для  читающих  детей. В  учебниках  по  окружающему  миру ,математике ,азбуке  предложены  задания  для  читающих  детей. Задания  эти  очень  разнообразные ,интересные, но  самостоятельно без  помощи учителя не читающие  дети  их  не  могут  выполнить .Поэтому  как  учитель  начальных  классов  ставлю  перед  собой  задачу -как  можно  быстрее  научить первоклассников читать ,как  перейти  от  слогового  чтения  к  осознанному чтению  целыми  словами, от чтения  целыми  словами  к выразительному   чтению ,при  каждом  переходе  увеличивая  темп  чтения.

               На  самом  первом  родительском  собрании  в  первом  классе  даю  необходимые  советы  родителям, знакомлю  с результатами анкет детей, эти  же  вопросы  задаю  своим  родителям, ) знакомлю  родителей  с  памяткой№1(см.Приложение 1)  по  развитию  читательских  умений  детей ,с  памяткой №2(см.Приложение 2) по    подготовке  домашнего  задания  по  чтению ,даю  рекомендации  по  развитию  читательского  интереса  у  детей. Это  семейные  чтения, чтение  на  ночь, совместные  походы  в  библиотеку, в  книжный  магазин, за  отличные  успехи  в  учёбе  подарок-книга.

                Перед  детьми  тоже  ставлю  цель -постепенно  достичь  скорости  чтения  120-150  и выше  слов  в  минуту.  На  уроки  внеклассного  чтения  приношу  красочные  книги, даю  возможность  их  полистать, рассмотреть  иллюстрации. Уже  в  первой  четверти  идём  в  гости- в  сельскую библиотеку ,записываемся  в  школьной  библиотеке. Очень  полезно  стимулирование  при  обучении  чтению. Важно  показать  ребёнку  результат  его  труда ,вовремя  похвалить, поставить  в  пример  другим ,в  конце  каждого  месяца  подводить  итоги(см.Приложение 4) и  победителей  наградить  грамотами «Самый  читающий  ученик»(см.Приложение5).У  каждого  ребёнка  есть  карточка  по  чтению, куда  родители  отмечают  количество  минут ,прочитанных ребёнком    ежедневно  дома.(см.Приложение3-карточки  для  домашнего  чтения  в  каждом  классе  разные).Во  время  домашнего  чтения  родители имеют  секундомеры ,с  помощью  которых  делают  замеры  .Такая  работа  родителей  и  детей  даёт  хорошие  результаты. Стимулирование  учеников  при  обучении  чтению, совместные  усилия  в  этом  направлении  семьи  и  школы  позволяют  уже  в  первом  классе  выполнить  нормативы  второго  и  третьего  класса  и  читать  больше  120  слов  в  минуту. Если  ребёнок  на  первом  году  обучения  не  научился  читать ,то  его  интерес  к  учению  значительно  падает.

               Нормы  по  чтению  : на  конец  1  класса  дети  должны  прочитать   40  слов  в  минуту. По  таблице  видно, что  уже  в  первом  полугодии  7  человек  читают  выше  нормы .А  в  конце  первого  класса  выполняющих  норму  уже  13  человек .Летние  месяцы  тоже  не  прошли  даром ,потому  что  дети  и  летом  читали .Пять  человек , не  укладывающихся  в  норму  на  конец  первого  года  обучения ,в  начале  2  класса  все  смогли  выполнить  норму  по  чтению.

                                    А  вот  результаты  анкетирования  детей.

На 1 вопрос «Как  ты  считаешь, может  ли  человек  жить  без  книги?» все  19  человек  ответили -нет.

На  2  вопрос «Нравится  ли  тебе  читать  книги?»  19  человек  ответили- да.

На  3  вопрос «Какие  книги  ты  читаешь  с  удовольствием?»  14человек  ответили- русские  народные  сказки,3человека-зарубежные  авторские  сказки-повести,2  человека- разные.

На  4  вопрос «Нравится  ли  тебе  получать  книги  в  подарок?»  все19  человек  ответили -да.

На  5  вопрос «Какую  книгу  ты  теперь  читаешь?»  7человек  ответили-сказки,10  человек- «Приключения  Незнайки» Н.Носова,2человека-«Приключения  Чиполлино»Дж. Родари.

На  6  вопрос «Тебе  её  подарили  или  ты  взял  её  в  библиотеке?»  12  человек  ответили- в  библиотеке,7человек-подарили  или  уже  была.

На  7  вопрос «Много  ли  у  вас  книг?»  11  человек  написали- да,3человека-хотелось  бы  ещё  больше,7человек-мало.

На  8  вопрос «Какие  книги  есть  в  вашей  домашней  библиотеке?»  11  человек  ответили -много  сказок,5человек-разные,3  человека-энциклопедии,стихи,сказки,справочники,2человека-сказки  и  стихи.

      Анализируя  ответы  можно  придти  к  такому  выводу ,что  дети  любят  читать, читают  с  удовольствием, читают  книги  из домашней  библиотеки  и  берут  в  сельской  и  школьной, в  основном  это  сказки  авторские  и  народные, родители  дарят  книги  детям.

       

  Приложение1

                                                             Памятка №1

-Если  хочешь  научиться  читать  хорошо, старайся  читать  не  менее  15-20  минут  в  день.

-Старайся  не  читать  лёжа, выбери  удобную  позу  для  чтения.

-Во  время  чтения  убери  отвлекающие  предметы ,выключи  телевизор. Если  ты  этого  не  сделаешь ,твой  труд  будет  напрасен.

-Читай  вслух  и  не  торопись. Если  будешь  обращать  внимание  на  время, скоро  забудешь  смысл  читаемого  текста.

-Если  тебя  книга  увлекла  и  тебе  хочется  почитать  дольше, сделай  небольшой  перерыв, используй  его  для  физминутки.

-Обращай  внимание  на  поступки  героев, анализируй  их  поступки, делай  для  себя  выводы.

-Учись  у  героев  прочитанных  книг  хорошим  манерам  и  поступкам.

-Если  ты  решил  прервать  чтение  до  следующего  раза ,положи  в  книгу  закладку.

-Делись  с  друзьями  об  интересной  книге.

-Если  тебе  встретились  интересные  факты  в  книге ,не  поленись  их  выписать  в  отдельную  тетрадь.

Приложение2

                                                                  Памятка №2

  1. Внимательно  прочти  название  произведения ,которое  тебе  нужно  прочитать.
  2. Посмотри,кто  автор  произведения.
  3. Внимательно  прочти  весь  текст.
  4. Отметь  карандашом  те  слова, смысл  которых  тебе  непонятен.
  5. Найди  объяснение  непонятных  слов  в  словаре  или  спроси  у  взрослых.
  6. Подумай  над  тем, какова  основная  мысль  данного  текста.
  7. Внимательно  прочитай  вопросы  в  конце  текста  и  постарайся  ответить  на  них.
  8. Составь  план  пересказа  текста.
  9. Подготовь  пересказ  текста  вслух (от  другого  лица)
  10. Не  глядя  в  текст ,вспомни  действующих  лиц  текста  и  главного  героя.
  11. Дай  им  характеристику, учитывая  собственное  мнение.
  12. Выскажи  своё  мнение  по  прочитанному  тексту, поделись  этим  мнением  со  своими  родными .Им  это  будет  интересно.

Приложение 3

                    Домашнее  чтение  учени_____     1  класса___________________________________

дата

Количество  минут

Подпись  родителей

дата

Количество  минут

Подпись  родителей

9.04.11

11.04.11

13.04.11

15.04.11

17.04.11

     

                    Домашнее  чтение  учени_____     1  класса___________________________________

дата

Количество  минут

Подпись  родителей

дата

Количество  минут

Подпись  родителей

9.04.11

11.04.11

13.04.11

15.04.11

17.04.11

     

  Карточка читателя  2  класса_________________________________________/  

Число

     Автор книги

             Название книги

Кол-во

страниц

Кол-во

минут

Подпись

родителей

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

        Карточка читателя  2  класса_________________________________________/  октябрь    2010г.

Число

     Автор книги

             Название книги

Кол-во

страниц

Кол-во

минут

Подпись

родителей

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

29

30

31

                Карточка  читателя 3-4  классов-------------------------------------------------------------------

Автор

Название книги

Количество

страниц

Когда взял  и  прочитал?

Главные  герои

Что  понравилось?

Чему  учит  произведение?

                         

Результаты    скорости  чтения

     Фамилия,имя.

 1класс     1п/г        

   1класс                            2п/г

2класс

1п/г

2класс

2п/г

1

Абакумова Ирина

61  слово

62  слова

2

Антонова Юля

79  слов

80 слов

3

Алимов Дамир

30 слов

32  слова

4

Ахметшарипов Кирилл

39  слов

37  слов

5

Воробьева Катя

57 слов

54 слова

6

Дегтярёв Семён

50  слов

53 слова

7

Ибрагимова Элина

34 слова

45  слов

8

Казакова Саша

15 слов

21 слов

9

Кацап Владимир

37слов

27 слов

10

Кириллов Кирилл

37  слов

35 слов

11

Конопелько Максим

17слов

26 слов

12

Клюев Костя

41 слов

45 слов

13

Лалаян Анна

34 слова

37 слов

14

Матчин Александр

7слов

21 слово

15

Мустафина Венера

60слов

61 слово

16

Пустоваров Дима

20  слов

24слова

17

Рахмангулов Артур

25  слов

26 слов

18

Саньков Саша

76 слов

19

Сафронов Алексей

26слов

29 слов

20

Солдатенков Аким

34  слов

37слов

21

Федотова Дарья

27 слов

22

Федько Алиса

30 слов

30 слов

23

Хасанов Айдар

45 слов

49 слов

24

Хаманова Дарья

43 слова

25

Центю Николета

21 слово

26

Шадрина Софья

20 слов

20 слов

27

Шлыков Костя

21 слово

29 слов

28

Щека Женя

45 слов

44 слова


                                               Как мы читаем

           Ф.И.О.

           ребёнка

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

1.

    Вячеслав

2ч20мин

2ч21мин

12ч

11ч

20ч30мин

17ч20мин

15ч05мин

2.

 Тихон

10ч40мин

8ч05мин

10ч07мин

10ч15мин

19ч45мин

19ч30мин

13ч20мин

3.

 Павел

6ч45мин

12ч10мин

10ч20мин

21ч35мин

22ч30мин

15ч00мин

4.

 Евгений

12ч20мин

6ч43мин

13ч43мин

14ч55мин

18ч35мин

17ч32мин

13ч42мин

5.

 Виктория

10ч40мин

11ч50мин

17ч30мин

11ч15мин

19ч40мин

20ч25мин

15ч50мин

6.

 Екатерина

8ч45мин

8ч43мин

9ч13мин

16ч49мин

13ч5мин

18ч14мин

7.

 Ольга

8ч10мин

10ч40мин

16ч05мин

15ч10мин

21ч30мин

20ч30мин

18ч05мин

8.

 Настя С.

8ч40мин

6ч50мин

10ч20мин

6ч10мин

15ч20мин

17ч25мин

13ч25мин

9.

 Денис

4ч35мин

10ч40мин

11ч53мин

10ч02мин

19ч30мин

15ч20мин

16ч10мин

10.

 Даниил

12ч25мин

10ч30мин

14ч30мин

14ч10мин

22ч

21ч30мин

16ч50мин

11.

 Роман

21ч15мин

12ч20мин

13ч23мин

11ч20мин

19ч25мин

22ч16мин

16ч15мин

12.

 Трофим

2ч15мин

2ч30мин

11ч

6ч25мин

19ч05мин

21ч25мин

7ч30мин

13.

 Дмитрий Л.

14ч20мин

13ч00мин

8ч20мин

8ч50мин

16ч25мин

18ч

18ч15мин

14.

 Валерия

12ч25мин

9ч55мин

11ч20мин

--------------

--------------

---------------

-------------

15.

 Ксения

13ч30мин

8ч50мин

8ч30мин

10ч10мин

--------------

---------------

---------------

16.

 Кристина

14ч

6ч40мин

13ч20мин

19ч05мин

18ч

18ч10мин

17.

 Кристиан

10ч15мин

10ч25мин

11ч30мин

13ч30мин

21ч15мин

21ч10мин

13ч05мин

18.

 Дмитрий Н.

9ч15мин

10ч15мин

12ч10мин

13ч20мин

19ч35мин

19ч

17ч20мин

19.

 Снежана

12ч

9ч40мин

16ч40мин

12ч50мин

20ч40мин

20ч

13ч20мин

20.

 Анастасия

6ч15мин

7ч55мин

9ч29мин

6ч35мин

11ч48мин

16ч15мин

17ч

21.

 Радион

6ч16мин

9ч03мин

13ч25мин

11ч38мин

21ч03мин

22ч36мин

14ч15мин

                                                                                 

                                             Приложение5