Как научить ребёнка читать.
консультация (2 класс) по теме
Опыт свидетельствует, что плохо читающие дети обречены на неуспеваемость в средних и старших классах, где учебный материал увеличивается во много раз. Кроме того, в процессе чтения совершенствуется оперативная память и устойчивость внимания, от которых зависит умственная работоспособность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_nauchit_rebyonka_chitat.doc | 315 КБ |
Предварительный просмотр:
Как научить ребёнка читать.
Если ребёнок рос и развивался в обстановке, где беседы, слушание ,чтение являются нормой повседневной жизни. Он и в школе будет интересоваться содержательной и разносторонней информацией ,которую можно почерпнуть главным образом из книг. Из него вырастет увлечённый читатель.
Опыт свидетельствует, что плохо читающие дети обречены на неуспеваемость в средних и старших классах, где учебный материал увеличивается во много раз. Кроме того, в процессе чтения совершенствуется оперативная память и устойчивость внимания, от которых зависит умственная работоспособность.
Часто бывает так, что ребёнок знает буквы ,может читать, но не хочет. Родители возмущены : «Ты ведь уже умеешь читать, неужели тебе не хочется самому почитать книжку?».И тогда в ход идёт принуждение «Прочитай ещё хоть строчку», «Пока не дочитаешь страницу, не встанешь или не будешь играть»…
Работа над техникой чтения -процесс достаточно длительный и не всегда привлекательный для детей. Однако без нормальной техники чтения учение в старших классах будет значительно затруднено.
Существуют разные точки зрения на необходимую скорость чтения в конце начального обучения .В программе начальных классов она составляет 90-100 слов в минуту. Некоторые авторы считают, что в конце обучения в начальной школе желательно, чтобы ученики читали 120 слов в минуту.
Третья точка зрения принадлежит В.А.Сухомлинскому .В своей книге «Разговор с молодым директором школы» он писал ,что беглое ,нормальное чтение-это чтение в темпе 150-300 слов в минуту.
Если даже взять нижнюю цифру рекомендаций,т.е.150 слов в минуту, то и тогда третья точка зрения не совпадёт с первой.
«Скорость чтения является самым важным фактором из числа влияющих на успеваемость. Я буду говорить об оптимальном чтении в темпе разговорной речи. Как показывают исследования ,это темп от 120 до 150 слов в минуту. Именно в этом темпе достигается лучшее понимание текста учениками .Если скорость чтения повышена, например если ученик будет читать в темпе скороговорки ,то понимание текста ухудшается .Ухудшается понимание текста и при пониженной скорости чтения. При скорости чтения до 120 слов в минуту ученику необходимо прочитать текст 2-3 раза.»
По словам В.Н.Зайцева картина в одной из школ выглядела так «Те, кто стал отличником, имели в конце 4 класса скорость чтения 130-170 слов в минуту. В среднем это примерно 150 слов. Те, кто в 6-8 классах стали лучшими ,имели в конце 4 класса скорость чтения от 100 до 140 слов в минуту .В среднем это примерно 120 слов в минуту. Троечники имели скорость чтения 80-90 слов в минуту.»
Как показывает опыт, большинству учеников вполне доступна скорость чтения 120 слов в минуту. Как этого добиться? В.Н.Зайцев даёт следующие рекомендации:
-Если ребёнок находится на первой ступени овладения техникой чтения, не надо заставлять его подолгу читать. Лучше читать поменьше ,но чаще. Почитал 5-7 минут и пересказал содержание абзаца .Перед сном ещё одна порция. Эффективность такой тренировки гораздо выше, чем чтение в течение часа-полутора за один приём.
-Хорошие результаты даёт чтение перед сном Дело в том что последние события дня фиксируются эмоциональной памятью ,и в те часы, когда ребёнок спит, он находится под их впечатлением.
-Если ребёнок не любит читать ,то необходим режим щадящего чтения. В самом деле, если ребёнок не любит читать ,то это означает ,что при чтении у него возникают трудности. В режиме щадящего чтения ребёнок читает 1-2 строчки и после этого получает краткий отдых. Такой режим автоматически получается ,если он просматривает диафильмы: две строчки под кадром прочитал, посмотрел картинку -отдохнул. Следующий кадр- опять де строчки прочитал ,затем посмотрел картинку. Этот приём подходит тем детям, которые читают неохотно.
Для того ,чтобы ребёнок наглядно видел свой рост в овладении техникой чтения, надо почаще измерять скорость чтения и делать это самым торжественным образом. Следует взять часы с секундной стрелкой, книжку с крупным шрифтом и лёгким текстом. Пусть ребёнок читает ровно одну минуту. Посчитайте, сколько слов он прочитал и зафиксируйте в специальной тетради.
Важно оценить не только технику чтения, но и другие достоинства. Ему будут понятнее более конкретные слова – «Целых 20 слов в минуту», «замечательно», «в марте было 40,а сейчас 45 слов в минуту»…Необходимо каждый день сравнивать вчерашние результаты с сегодняшними и вместе с ним радоваться.
В школах большинство учащихся плохо читает ,что скорость чтения у них гораздо ниже оптимальной и отсюда все беды .Ребёнок ,который не умеет читать ,будет испытывать большие затруднения при выполнении домашних заданий. Ему будет неинтересно на уроках ,он будет неусидчив, он не будет посещать библиотеку ,потому что читать книги при низкой технике чтения -это не столько удовольствие ,сколько мука.
Я работаю по программе «Школа 2100».Она для читающих детей. В учебниках по окружающему миру ,математике ,азбуке предложены задания для читающих детей. Задания эти очень разнообразные ,интересные, но самостоятельно без помощи учителя не читающие дети их не могут выполнить .Поэтому как учитель начальных классов ставлю перед собой задачу -как можно быстрее научить первоклассников читать ,как перейти от слогового чтения к осознанному чтению целыми словами, от чтения целыми словами к выразительному чтению ,при каждом переходе увеличивая темп чтения.
На самом первом родительском собрании в первом классе даю необходимые советы родителям, знакомлю с результатами анкет детей, эти же вопросы задаю своим родителям, ) знакомлю родителей с памяткой№1(см.Приложение 1) по развитию читательских умений детей ,с памяткой №2(см.Приложение 2) по подготовке домашнего задания по чтению ,даю рекомендации по развитию читательского интереса у детей. Это семейные чтения, чтение на ночь, совместные походы в библиотеку, в книжный магазин, за отличные успехи в учёбе подарок-книга.
Перед детьми тоже ставлю цель -постепенно достичь скорости чтения 120-150 и выше слов в минуту. На уроки внеклассного чтения приношу красочные книги, даю возможность их полистать, рассмотреть иллюстрации. Уже в первой четверти идём в гости- в сельскую библиотеку ,записываемся в школьной библиотеке. Очень полезно стимулирование при обучении чтению. Важно показать ребёнку результат его труда ,вовремя похвалить, поставить в пример другим ,в конце каждого месяца подводить итоги(см.Приложение 4) и победителей наградить грамотами «Самый читающий ученик»(см.Приложение5).У каждого ребёнка есть карточка по чтению, куда родители отмечают количество минут ,прочитанных ребёнком ежедневно дома.(см.Приложение3-карточки для домашнего чтения в каждом классе разные).Во время домашнего чтения родители имеют секундомеры ,с помощью которых делают замеры .Такая работа родителей и детей даёт хорошие результаты. Стимулирование учеников при обучении чтению, совместные усилия в этом направлении семьи и школы позволяют уже в первом классе выполнить нормативы второго и третьего класса и читать больше 120 слов в минуту. Если ребёнок на первом году обучения не научился читать ,то его интерес к учению значительно падает.
Нормы по чтению : на конец 1 класса дети должны прочитать 40 слов в минуту. По таблице видно, что уже в первом полугодии 7 человек читают выше нормы .А в конце первого класса выполняющих норму уже 13 человек .Летние месяцы тоже не прошли даром ,потому что дети и летом читали .Пять человек , не укладывающихся в норму на конец первого года обучения ,в начале 2 класса все смогли выполнить норму по чтению.
А вот результаты анкетирования детей.
На 1 вопрос «Как ты считаешь, может ли человек жить без книги?» все 19 человек ответили -нет.
На 2 вопрос «Нравится ли тебе читать книги?» 19 человек ответили- да.
На 3 вопрос «Какие книги ты читаешь с удовольствием?» 14человек ответили- русские народные сказки,3человека-зарубежные авторские сказки-повести,2 человека- разные.
На 4 вопрос «Нравится ли тебе получать книги в подарок?» все19 человек ответили -да.
На 5 вопрос «Какую книгу ты теперь читаешь?» 7человек ответили-сказки,10 человек- «Приключения Незнайки» Н.Носова,2человека-«Приключения Чиполлино»Дж. Родари.
На 6 вопрос «Тебе её подарили или ты взял её в библиотеке?» 12 человек ответили- в библиотеке,7человек-подарили или уже была.
На 7 вопрос «Много ли у вас книг?» 11 человек написали- да,3человека-хотелось бы ещё больше,7человек-мало.
На 8 вопрос «Какие книги есть в вашей домашней библиотеке?» 11 человек ответили -много сказок,5человек-разные,3 человека-энциклопедии,стихи,сказки,справочники,2человека-сказки и стихи.
Анализируя ответы можно придти к такому выводу ,что дети любят читать, читают с удовольствием, читают книги из домашней библиотеки и берут в сельской и школьной, в основном это сказки авторские и народные, родители дарят книги детям.
Приложение1
Памятка №1
-Если хочешь научиться читать хорошо, старайся читать не менее 15-20 минут в день.
-Старайся не читать лёжа, выбери удобную позу для чтения.
-Во время чтения убери отвлекающие предметы ,выключи телевизор. Если ты этого не сделаешь ,твой труд будет напрасен.
-Читай вслух и не торопись. Если будешь обращать внимание на время, скоро забудешь смысл читаемого текста.
-Если тебя книга увлекла и тебе хочется почитать дольше, сделай небольшой перерыв, используй его для физминутки.
-Обращай внимание на поступки героев, анализируй их поступки, делай для себя выводы.
-Учись у героев прочитанных книг хорошим манерам и поступкам.
-Если ты решил прервать чтение до следующего раза ,положи в книгу закладку.
-Делись с друзьями об интересной книге.
-Если тебе встретились интересные факты в книге ,не поленись их выписать в отдельную тетрадь.
Приложение2
Памятка №2
- Внимательно прочти название произведения ,которое тебе нужно прочитать.
- Посмотри,кто автор произведения.
- Внимательно прочти весь текст.
- Отметь карандашом те слова, смысл которых тебе непонятен.
- Найди объяснение непонятных слов в словаре или спроси у взрослых.
- Подумай над тем, какова основная мысль данного текста.
- Внимательно прочитай вопросы в конце текста и постарайся ответить на них.
- Составь план пересказа текста.
- Подготовь пересказ текста вслух (от другого лица)
- Не глядя в текст ,вспомни действующих лиц текста и главного героя.
- Дай им характеристику, учитывая собственное мнение.
- Выскажи своё мнение по прочитанному тексту, поделись этим мнением со своими родными .Им это будет интересно.
Приложение 3
Домашнее чтение учени_____ 1 класса___________________________________
дата | Количество минут | Подпись родителей | дата | Количество минут | Подпись родителей |
9.04.11 | |||||
11.04.11 | |||||
13.04.11 | |||||
15.04.11 | |||||
17.04.11 | |||||
Домашнее чтение учени_____ 1 класса___________________________________
дата | Количество минут | Подпись родителей | дата | Количество минут | Подпись родителей |
9.04.11 | |||||
11.04.11 | |||||
13.04.11 | |||||
15.04.11 | |||||
17.04.11 | |||||
Карточка читателя 2 класса_________________________________________/
Число | Автор книги | Название книги | Кол-во страниц | Кол-во минут | Подпись родителей |
1 | |||||
2 | |||||
3 | |||||
4 | |||||
5 | |||||
6 | |||||
7 | |||||
8 | |||||
9 | |||||
10 | |||||
11 | |||||
12 | |||||
13 | |||||
14 | |||||
15 |
Карточка читателя 2 класса_________________________________________/ октябрь 2010г.
Число | Автор книги | Название книги | Кол-во страниц | Кол-во минут | Подпись родителей |
1 | |||||
2 | |||||
3 | |||||
4 | |||||
5 | |||||
6 | |||||
7 | |||||
8 | |||||
9 | |||||
10 | |||||
11 | |||||
12 | |||||
13 | |||||
29 | |||||
30 | |||||
31 |
Карточка читателя 3-4 классов-------------------------------------------------------------------
№ | Автор | Название книги | Количество страниц | Когда взял и прочитал? | Главные герои | Что понравилось? | Чему учит произведение? |
Результаты скорости чтения
№ | Фамилия,имя. | 1класс 1п/г | 1класс 2п/г | 2класс 1п/г | 2класс 2п/г |
1 | Абакумова Ирина | 61 слово | 62 слова | ||
2 | Антонова Юля | 79 слов | 80 слов | ||
3 | Алимов Дамир | 30 слов | 32 слова | ||
4 | Ахметшарипов Кирилл | 39 слов | 37 слов | ||
5 | Воробьева Катя | 57 слов | 54 слова | ||
6 | Дегтярёв Семён | 50 слов | 53 слова | ||
7 | Ибрагимова Элина | 34 слова | 45 слов | ||
8 | Казакова Саша | 15 слов | 21 слов | ||
9 | Кацап Владимир | 37слов | 27 слов | ||
10 | Кириллов Кирилл | 37 слов | 35 слов | ||
11 | Конопелько Максим | 17слов | 26 слов | ||
12 | Клюев Костя | 41 слов | 45 слов | ||
13 | Лалаян Анна | 34 слова | 37 слов | ||
14 | Матчин Александр | 7слов | 21 слово | ||
15 | Мустафина Венера | 60слов | 61 слово | ||
16 | Пустоваров Дима | 20 слов | 24слова | ||
17 | Рахмангулов Артур | 25 слов | 26 слов | ||
18 | Саньков Саша | 76 слов | |||
19 | Сафронов Алексей | 26слов | 29 слов | ||
20 | Солдатенков Аким | 34 слов | 37слов | ||
21 | Федотова Дарья | 27 слов | |||
22 | Федько Алиса | 30 слов | 30 слов | ||
23 | Хасанов Айдар | 45 слов | 49 слов | ||
24 | Хаманова Дарья | 43 слова | |||
25 | Центю Николета | 21 слово | |||
26 | Шадрина Софья | 20 слов | 20 слов | ||
27 | Шлыков Костя | 21 слово | 29 слов | ||
28 | Щека Женя | 45 слов | 44 слова |
Как мы читаем
Ф.И.О. ребёнка | Ноябрь | Декабрь | Январь | Февраль | Март | Апрель | Май | |
1. | Вячеслав | 2ч20мин | 2ч21мин | 12ч | 11ч | 20ч30мин | 17ч20мин | 15ч05мин |
2. | Тихон | 10ч40мин | 8ч05мин | 10ч07мин | 10ч15мин | 19ч45мин | 19ч30мин | 13ч20мин |
3. | Павел | 8ч | 6ч45мин | 12ч10мин | 10ч20мин | 21ч35мин | 22ч30мин | 15ч00мин |
4. | Евгений | 12ч20мин | 6ч43мин | 13ч43мин | 14ч55мин | 18ч35мин | 17ч32мин | 13ч42мин |
5. | Виктория | 10ч40мин | 11ч50мин | 17ч30мин | 11ч15мин | 19ч40мин | 20ч25мин | 15ч50мин |
6. | Екатерина | 7ч | 8ч45мин | 8ч43мин | 9ч13мин | 16ч49мин | 13ч5мин | 18ч14мин |
7. | Ольга | 8ч10мин | 10ч40мин | 16ч05мин | 15ч10мин | 21ч30мин | 20ч30мин | 18ч05мин |
8. | Настя С. | 8ч40мин | 6ч50мин | 10ч20мин | 6ч10мин | 15ч20мин | 17ч25мин | 13ч25мин |
9. | Денис | 4ч35мин | 10ч40мин | 11ч53мин | 10ч02мин | 19ч30мин | 15ч20мин | 16ч10мин |
10. | Даниил | 12ч25мин | 10ч30мин | 14ч30мин | 14ч10мин | 22ч | 21ч30мин | 16ч50мин |
11. | Роман | 21ч15мин | 12ч20мин | 13ч23мин | 11ч20мин | 19ч25мин | 22ч16мин | 16ч15мин |
12. | Трофим | 2ч15мин | 2ч30мин | 11ч | 6ч25мин | 19ч05мин | 21ч25мин | 7ч30мин |
13. | Дмитрий Л. | 14ч20мин | 13ч00мин | 8ч20мин | 8ч50мин | 16ч25мин | 18ч | 18ч15мин |
14. | Валерия | 12ч25мин | 9ч55мин | 11ч20мин | -------------- | -------------- | --------------- | ------------- |
15. | Ксения | 13ч30мин | 8ч50мин | 8ч30мин | 10ч10мин | -------------- | --------------- | --------------- |
16. | Кристина | 14ч | 6ч40мин | 9ч | 13ч20мин | 19ч05мин | 18ч | 18ч10мин |
17. | Кристиан | 10ч15мин | 10ч25мин | 11ч30мин | 13ч30мин | 21ч15мин | 21ч10мин | 13ч05мин |
18. | Дмитрий Н. | 9ч15мин | 10ч15мин | 12ч10мин | 13ч20мин | 19ч35мин | 19ч | 17ч20мин |
19. | Снежана | 12ч | 9ч40мин | 16ч40мин | 12ч50мин | 20ч40мин | 20ч | 13ч20мин |
20. | Анастасия | 6ч15мин | 7ч55мин | 9ч29мин | 6ч35мин | 11ч48мин | 16ч15мин | 17ч |
21. | Радион | 6ч16мин | 9ч03мин | 13ч25мин | 11ч38мин | 21ч03мин | 22ч36мин | 14ч15мин |
Приложение5