Как готовить ребёнка к школе
консультация (1 класс) по теме

Ушакова Татьяна Александровна

 

В каждой семье, где подрастает будущий первоклассник, часто возникают разговоры о школе, о том. Как лучше подготовить ребенка. Чтобы он хорошо учился. Чем вы можете помочь своим детям в этом плане?

В первую очередь необходимо позаботиться о нравственной и психологической готовности детей к школьному обучению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_gotovit_rebenka_k_shkole.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Как готовить ребенка к школе.

В каждой семье, где подрастает будущий первоклассник, часто возникают разговоры о школе, о том. Как лучше подготовить ребенка. Чтобы он хорошо учился. Чем вы можете помочь своим детям в этом плане?

В первую очередь необходимо позаботиться о нравственной и психологической готовности детей к школьному обучению.

Каждый взрослый человек знает, что для успешного осуществления любой деятельности нужно обладать рядом качеств, таких, как ответственность, организованность, самостоятельность, инициативность.

  1. Организованность. Вот несколько педагогических советов для воспитания организованного поведения. Конечно, каждый родитель будет использовать их в соответствии с индивидуальностью ребенка и собственным пониманием.

Первое правило: Каждой вещи своё место. Это определяет четкость организации любого дела. Порядок в своих вещах, в своей комнате должен поддерживать сам ребенок. В выполнении этого правила нет исключений, ни при каких обстоятельствах. Его игнорирование отрицательно сказывается на общем порядке в доме и самочувствии всех членов семьи.

А как же самостоятельность детей? Она проявляется в том, что ребята сами определяют место каждой вещи, порядок и интерьер своего уголка или комнаты.

Организованный ребенок не только выполняет требования взрослых, но начинает предъявлять требования к самому себе, становится инициативным. Это качество особенно ценно для нравственного становления личности. Хотелось бы обратить внимание родителей на то, что при формировании инициативности важно:

  • Уйти от инструктивного воспитания, когда вся жизнь ребенка подчинена инструкции взрослых. Ожидание инструкций развивает безынициативность, тормозит проявление самостоятельности и творчества;
  • Поощрять любую инициативу, даже если она кажется взрослому никчемной. Поблагодарить, похвалить, за проявленную инициативу, раскрыть ее достоинства, предостеречь, если есть недостатки.

Важным показателем нравственной готовности к школьному обучению является самостоятельность. Наблюдения показывают, как уверенно и легко входят в новую для них учебную деятельность дети с высоким уровнем самостоятельности и как много затруднений испытывают те, которые много не умеют делать сами, как неуверенно, робко они проявляют себя в школьной жизни. Воспитанию организованности, самостоятельности способствует выполнение детьми постоянных посильных обязанностей в семье. От этого будет зависеть умение ребенка выполнять свои обязанности в школе.

Казалось бы, учение – индивидуальная деятельность и в ней «каждый за себя». Но школьная жизнь не ограничивается рамками урока, а в ней всегда есть место взаимному труду, и помощи, и умению радоваться чужим достижениям. Взрослому следует показывать примеры своевременной помощи, проявление внимания к членам семьи, близким людям, интересоваться делами: успехами, неудачами детей, радоваться успехами одноклассников ребенка, огорчаться неудачами, советовать ребенку, что нужно оказывать помощь одноклассникам. Например: «Ты бы мог помочь Саше, чтобы у него получилось так же, как у тебя ».

Это очень важные качества для становления коллектива, который у нас в первом классе только зарождается. В дужном, сплочённом классе, в котором один за всех и все за одного, куда приятнее учиться. А учиться нашим детям предстоит 11 лет,  и зарождаться этот коллектив будет на наших с вами примерах. Дети всё впитывают от взрослых, как промокашка. Они сейчас чисты, как белый лист, что мы на нём напишем – за это мы в ответе. И ещё одна мысль из опыта работы: не смотря на то, что ребёнок находится в школе большее время, воспитывается он в семье. Сколько бы учитель не говорил, что такое хорошо и что такое плохо, ребёнок будет делать так, как видит в семье, как поступают родители. Он будет на уроках повторять всё за учителем, но делать  он будет так как принято в семье.

Что касается моей педагогической концепции; я принимаю детей такими, какие они есть, я уважаю их мнение, не пытаюсь их ломать и переделывать, а стараюсь развивать их лучшие качества, их творчество. Не все дети могут хорошо учиться,  но я считаю, что каждый должен получать свои пятёрки. Нужно постоянно видеть такие моменты, за что можно ребёнка поругать и тут же за что похвалить. Часто говорят , что учитель начальных классов – это вторая мама. Как для любой мамы на первом месте – здоровье детей. Школа- это очень серьёзный этап для ребёнка. Это и существенное изменение привычного образа жизни, и новые нагрузки, напряжённый умственный труд, ограничение движений. Первокласснику нужно привыкнуть к новому коллективу, к требованиям учителя,  к необходимости усидчиво и целенаправленно работать. Это для детей 6- 7- летнего возраста большой труд. Чтобы превозмочь возникающие трудности, требуется определённая зрелость всех систем организма. И в основе этого- здоровье, силы для преодоления нагрузок. Больной ослабленный ребёнок быстро утомляется. И будет поздно, если родители обратят внимание на состояние здоровья лишь тогда, когда оно резко ухудшится. Сохранить здоровье – это основная обязанность родителей . Цена пятёрок вашего малыша будет очень сомнительна, если у отличника расстроится сон, если он станет плаксивым и раздражительным. Но помните: беречь здоровье – это не значит «дрожать» над ребёнком, потакать всем его капризам, выполнять любые его желания, охать и причитать вокруг « бедного и слабого». Беречь – это значит уметь объективно оценивать состояние здоровья, понять, что надо вовремя вылечить, исправить, укрепить. Беречь – это твердо знать, как организовать режим дня, труд и отдых ребёнка, как научить его усидчиво работать и многое другое.

При подготовке ребёнка к школе нужно :

  1. Объективно оценить его здоровье. Как выглядит здоровый ребёнок? Активный, весёлый, с хорошим настроением.  У  него прекрасный аппетит и крепкий сон. Он легко просыпается, умеет быстро сосредоточиться  и минут 15 – 20 работать очень внимательно не отвлекаясь . Он не хлюпает носом, не дышит открытым ртом, не жалуется на головную боль или боли в животе. У него нет хронических заболеваний,  постоянных простуд. Первое, что не должны упускать родители - это заболевания зубов. Больные зубы – это различные воспалительные очаги в организме; страдают органы пищеварения и нервная система.
  2. Осанка. Что могут родители, чтобы сохранить у ребёнка хорошую осанку? Жёсткий матрац, плоская подушка, стол, за которым сидит, занимается, рисует, Стол и стул должны соответствовать росту ребёнка. Стул должен быть придвинут к столу так, чтобы не упиралась грудь в край стола(  между столом и грудью помещалась рука ребёнка). Не позволяйте ребёнку сидеть на поджатой ноге: в таком положении полностью нарушается равновесие тела. И уж совсем плохо, когда дети сидят низко наклонившись к столу.
  3. Самые лучшие средства для профилактики нарушений осанки: постоянное наблюдение за позой ребёнка; движение во всех видах деятельности; подвижные игры на воздухе; утренняя гимнастика; закаливание; достаточное освещение и правильно подобранная мебель.
  4. Заболевания ЛОР- органов. Не занимайтесь лечением простудных заболеваний самостоятельно, обязательно обращайтесь к врачу. Только специалист может поставить правильный диагноз, лечение, период адаптации после болезни.
  5. Правильная организация сна. Дети шести семи лет должны спать 11,5 - 12 часов в сутки. Первое полугодие первоклассники от нагрузки очень утомляются, поэтому лучшее лекарство – послеобеденный сон, это наилучший вид отдыха, который помогает снять нервное напряжение. Если нет такой возможности, то обязательно вечерний сон в строго определенное время -  не позднее 21 часа. Хороший спокойный сон – это основа здоровья. Позаботьтесь о том, чтобы после ужина ребенок не перевозбуждался, не смотрел страшные фильмы, не играл в шумные или очень подвижные игры. Постарайтесь к вечеру выяснить с ним все неприятные проблемы. Простить за какой-нибудь проступок. Никогда не превращайте сон в наказание, так как наказание всегда тягостно. В результате это неблагоприятно отразится на качестве его сна. Позаботьтесь о том, чтобы в соседней комнате не работал громко телевизор.
  6. Ваш ребенок проснулся утром: не заставляйте его сразу вставать, не дергайте, не торопите. Дайте проснуться всем органам. Лучше раньше разбудите ребенка, чем дергать его потом. Шестилетние дети должны самостоятельно, без напоминания, умываться, причесываться, одеваться, обуваться. Конечно, здесь от вас потребуется большая выдержка. Так и хочется самому поскорее застигнуть пуговицы или завязать шнурки, но будьте терпеливы. Пусть он научится это делать сам.
  7. Не забывайте про завтрак.
  8. Особую группу составляют дети с нарушением нервно-психического здоровья. Это чересчур «живые» дети, их невозможно заставить внимательно слушать, усердно заниматься каким то делом. Они плаксивы, раздражительны, драчливы, при малейшей неудаче постоянно обижаются. Или, наоборот, пугливые, застенчивые, нерешительные. Такие дети еще до начала задания пугаются. У них всегда виноват кто-то другой. По таким вопросам родители очень редко обращаются за советом к врачу. Больше того, рекомендация учитель показать ребенка детскому психиатру вызывает бурную реакцию, обиду. Чаще всего здесь преобладает самолюбие взрослого. Родители фдумают о себе, а страдает ребенок. Эти нарушения нервно-психического здоровья относятся к категории пограничных расстройств. Находятся на грани нормы и болезни. Нужно вовремя обратиться к врачу, чтобы предотвратить нервный срыв и другие серьезные заболевания.

Заключение:

     Итак, до школы осталось мало времени. Используйте его таким образом, чтобы у вашего малыша было как можно меньше проблем в этот трудный период. Многое зависит от вас, от вашего терпения и организованности, желания помочь своему ребенку. Только при этом условии вы сохраните и его здоровье, и интерес к учебе.

Нашу дальнейшую работы желаю строить на взаимопонимании, уважении, отзывчивости к нашим общим делам и проблемам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест `Готов ли ребёнок к школе?`

Как узнать самостоятельно, без помощи специалиста, готов ли ребенок к школе? Какие тесты и методики обычно используются психологами, приемной комиссией при поступлении в школу? Родители могут оценить ...

Готов ли ваш ребёнок к школе?

Выступление учителя на родительском собрании в детском саду. Одна из основных родительских забот – это подготовка ребёнка к школе. Кажется , что если упустишь время, не сделаешь всё необходимо...

Буклет. Готов ли ребёнок к школе?

Беседы психолога о возрастных особенностях детей....

Памятка "Готов ли ваш ребёнок к школе?"

Уровень развития речи– один из самых важных критериев готовности ребенка к обучению в школе.  Речь является основой, на которой строится вся учебная деятельность.В памятке содержатся основные тре...

Как готовить ребёнка к школе

Материал о физиологической и психологической готовности ребёнка к школе...

Советы "Когда начинать готовить ребёнка к школе?"

Когда начинать готовить ребенка к школе?Как лучше это делать? Чему и как учить?Принято считать, что дошкольника не учат, а развивают. Учебный процесс – основной вид деятельности только школьника. А ре...

Как готовить ребёнка к школе?

«Молодость – чудесная вещь. Сущее преступление – отдавать ее детям, чтобы те тратили ее попусту».Бернард Шоу...