Воспитайте ребёнка победителем
статья (1 класс) по теме

Мошкина Татьяна Викторовна

Советы родителям, которые помогут решить некоторые проблемы и вопросы в воспитании детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vospitayte_rebyonka_pobeditelem.doc126 КБ
Файл 10_zapovedey_dlya_roditeley.docx42.66 КБ
Microsoft Office document icon sovety_roditelyam.doc100.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Воспитайте ребёнка победителем!  

Как научить ребёнка ценить себя? Это и легко и сложно одновременно. В сущности, его надо по-настоящему любить и правильно воспитывать. Тогда половина самоуважения проникнет в чадо вместе с вашей любовью, а вторая половина придёт вместе с его первыми, пусть совсем детскими успехами.

Самооценка на пять.                   

Примерно от1 года и до 5 лет всем малышам свойственно ощущение всемогущества. Оно позволяет им адаптироваться к тому сложному миру, в который они попали. На языке психологов такое чувство  всесилия называется грандиозной самостью, и нам родителям, необходимо до определённой степени подыграть своему чаду, поддерживая эту иллюзию, чтобы помочь ему стать победителем по жизни.

Постоянно ободряйте.            

 «Ты сможешь! Ты была самой весёлой девочкой на утреннике! Это твой рисунок? Какой он красивый!..» – жизнеутверждающие и побуждающие к действию реплики ребёнку просто необходимы, особенно из родительских уст. Такая поддержка поможет сформировать у маленького человечка внутреннее безусловное самоуважение. Он вырастет активным и уверенным в себе. Сила вашего слова такова, что способна поднять самооценку даже на несуществующих достоинствах. «Ты моя принцесса, красавица!» –  твердит любящая мать толстому пупсу, и – о, чудо! – проходит 20 лет, и девица, внешние данные которой далеки от современных канонов красоты, уверенная в собственно неотразимости, с удовольствием наблюдает своё отражение в зеркале. И как следствие успех и счастливая судьба. Вот что значит правильная установка, заложенная в детстве!

Когда нужно, помогайте.          

Чувствуете, что ребёнок ценит себя низковато

Предложите ему занятие, где бы он мог максимально выразить себя и таким образом вырасти в собственных глазах. Один проявит себя в спортивной игре, другой в пении, третий в танцах, рисовании. И эти достижения обязательно кто-то заметит, восхитится, похвалит. Чужие положительные отзывы тоже «записываются» на сознательном и подсознательном уровне и работают на самоуважение

Чаще хвалите.            

Повод можно найти всегда! Пусть задание выполнено неправильно, порадуйтесь тому, как ребёнок аккуратно подписал свой листочек, отметив неточности и ошибки, тут же сделайте акцент на успехах ребёнка.

«Уважение – это застава, охраняющая не только родителей, но и их детей: первых оно спасает от огорчений, вторых – от угрызения совести.»      

  Оноре де Бальзак

Работа над ошибками.

Период грандиозной самости проходит к 6-7 годам может смениться фазой сомнений, страхов, осознания того, как много предстоит познать и сколь многому научиться. Ребёнок уже не столь уверен в себе, сможет ли он нарисовать дом, прыгнуть через скакалку, выучить такое длиннющее стихотворение, закончить школу, а потом институт с отличием…

Он, конечно, пытается, говоря взрослым языком, быть компетентным и эффективным на своём уровне. Но некоторые попытки, естественно терпят фиаско, и в этот момент ребёнка необходимо поддержать, иначе он вырастет лузером (неудачником).

Как можно реже раздражайтесь на своё чадо.

Да, дети могут (и ещё как!) действовать на нервы. Но ваша досада и недовольство формируют у ребёнка проигрышную стратегию жизни и опускают уровень его самоуважения, как говориться ниже плинтуса. Поэтому сдержитесь: наберите побольше воздуха и сосчитайте до 10 – просто, но работает. Учтите, что в похвалах надо знать меру. У малыша, воспитывающегося в атмосфере гиперопеки и беспрерывного превознесения его достоинств, тем более несущественных и мнимых, вырабатывается стереотип инертности к любого рода трудностям, завышенная самооценка и чрезмерные претензии к обществу. Жизненный принцип «Сначала я, потом все остальные » или «Я лучший (лучшая), мне все должны» не ведёт к успеху.

Меньше критикуйте.

Сомнения в себе и детские комплексы – один из факторов развития личности ребёнка, но только в том случае, если они под вашим придирчивым взглядом не перерастают в самобичевание, беспомощность и апатию. Что будет чадом, которого родители буквально изводят критикой: «Я в твои годы…», «И в кого ты такая размазня?», «По сравнению с сестрой у тебя способности ниже среднего», «Не умеешь так лучше не лезь…»? Ребёнок либо навсегда потеряет самоуважение и веру в себя, либо будет всю жизнь доказывать обратное. Первый вариант чреват тем, что, и повзрослев, он останется безынициативным, будет вечно ждать ваших ценных указаний и, как в детстве, искать одобрения. Ни о каком уважении к себе тут не может быть и речи. Второй вариант плох тем, что бешеная воля и решимость в достижении поставленных жизненных задач не подкрепляются чувством самоуважения и самоудовлетворённости. Каковы бы ни были успехи, кажется, что этого мало, нужно получить результат весомее: «Победить во всероссийском конкурсе песни – это ерунда, ценится только международный успех!», «10 килограммов – это мало, нужно ещё десяток, чтобы весомее выглядеть»… Это называется гиперкомпенсацией, и ведёт она к физическому и психическому истощению. Вот почему важно ещё в детстве сбалансировать самооценку человека так. Чтобы его желание преуспеть не атрофировалось вместе с «расстрелянным» вашими неосторожными словами самоуважением, или чтобы оно не превратилось в одержимость.

Никогда не допускайте неуважения к себе. Будьте для своего ребёнка образцом высокой самооценки и самоуважения.

Ведь заразительны не только дурные примеры. Но если вы позволяете цыкать на себя, покорно выслушиваете нотации и не поправляете посторонних, которые беспардонно вам тыкают, то вашему чаду будет сложно усвоить уроки самоуважения, что бы вы ему не говорили. Поэтому запретите повышать на вас голос, требуйте извинений за грубость, не допускайте, чтобы ваше мнение игнорировалось. Тогда ребёнку будет легче действовать по аналогии, да и вообще осознать суть этого понятия – самоуважение.

 



Предварительный просмотр:

«10 заповедей для родителей»

1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.

2. Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот - третьему, и это необратимый закон благодарности.

3. Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо, что посеешь, то и взойдет.

4. Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам и, будь уверен, ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть и больше, поскольку у него нет опыта.

5. Не унижай!

6. Не забывай, что самые важные встречи человека - это его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них - мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.

7. Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка. Мучь, если можешь - но не делаешь. Помни, для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.

8. Ребенок - это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в нем творческого огня. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не «наш», «свой» ребенок, но душа, данная на хранение.

9. Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему.

10. Люби своего ребенка любым — неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним - радуйся, потому что ребенок - это праздник, который пока с тобой.

Корчак Я.



Предварительный просмотр:

Нежелание учиться

Всегда ли надо сильно переживать, если ребенок не хочет в школу, делать уроки и т. д.? Может, стоит вспомнить, что и нам не всегда хочется заниматься повседневными делами? Давайте попробуем разобраться, когда действительно нужно бить тревогу и переключать все силы на спасение благополучия ребенка, а когда его можно немного пожурить, отвлечь на какое-то время. Если:

  • интерес к школьной жизни стал меньше, чем до 1 сентября;
  • ребенок выказывает радость, когда не задают домашних заданий;
  • начинает периодически канючить, что ему надоело учиться;
  • иногда хочет остаться дома, не пойти в школу;
  • время от времени недоволен учителем  — сильно не переживайте. Это сказывается накопившаяся усталость. Нужно просто хорошо встряхнуться (может, и вам не помешал бы отдых вместе с ребенком на денек-другой?)

Но если вы видите, что нежелание учиться становится постоянным, ребенок активно выражает свой протест, перестает интересоваться окружающими событиями (а бывает, что возникают различные невротические заболевания), то срочно бейте во все колокола: беседуйте с ребенком, поговорите с учителем, если необходимо, не откладывайте визит к врачу.

По каким признакам вы можете заметить, что ситуация стала угрожающей:

  • интерес к учебе отсутствует полностью;
  • ребенок делает уроки только с большим нажимом, «из-под палки»;
  • очень не любит или боится учителя;
  • нежелание ходить в школу, учиться проявляется постоянно и явно в виде открытого протеста либо признаками болезней (кашель, насморк, рвота...), которые заканчиваются сразу после того, как разрешат остаться дома.

Если на эти сигналы не обратить внимание, можно считать, что вы сделали все для того, чтобы испортить жизнь себе и ребенку на этом этапе.

Многие родители не видят «золотой середины» в своем отношении к ребенку. Это часто касается и школьной жизни: желая, чтобы сын или дочь учились хорошо, им постоянно повторяют, что они должны быть лучше всех (ребенок, конечно, не должен быть лишен самолюбия, но в разумных пределах).

Тогда на помощь приходят все способы: долгое сидение за уроками, зубрежка, выработка учебных навыков доходит до автоматизма. Но вот происходит сбой. Ведь желая быть лучшим, многие ориентируются только на оценку, и думая о том, как бы получить балл повыше, ребенок теряет способность мыслить. Он нервничает, переживает, а в результате делает такие ошибки, что сам потом не понимает, как можно было так ошибиться. В итоге перед проверочными работами ребенок нервничает, теряет самообладание (нередко на уроке плачет до истерики), начинает бояться вызова к доске, хотя запас знаний у него не плохой.

Бывает и другая крайность, когда родители, желая видеть своих детей самостоятельными, вовсе не касаются учебных дел ребенка. В этом случае хороший результат тоже бывает редко.

Ведь если мама и папа спрашивают со своего ребенка только итог работы, то маленький ученик при всем своем желании и стремлении часто не может похвастаться хорошими достижениями.

Поймите, что ему очень трудно. Он же только в первом классе, а этот год очень важен для всех школьных лет: если не научить ребенка сейчас добывать знания, не помочь ему в этом, можно ждать в дальнейшем больших неприятностей.

Не считайте, что учить должен только учитель, и если дела идут плохо, то виноват только он. Без родительской помощи и поддержки даже выдающемуся учителю трудно сделать отличниками 25—30 человек.

Учеба и отдых

Порядок на рабочем месте наведен. Но вы замечаете, что с того момента, как ребенок сел за рабочий стол, и до того, как начал уверенно работать, проходит какое-то время. В чем дело, что ему еще мешает? Что вы еще не учли?

Всегда ли домашние задания выполняются в одно и тоже время? Помните, что наш организм очень отзывчив к режиму: привыкли мы вставать в одно и то же время — и мы встаем без будильника; приучили желудок, что пища поступает примерно в намеченный час — и мы хотим чего-нибудь пожевать, даже если бездельничали; ложимся спать строго по часам — и глаза сами закрываются.

По-видимому, вы и сами догадались, что если школьник будет садиться за занятия в одно и то же время, то на раскачку он затратит гораздо меньше драгоценных минут.

Постарайтесь, чтобы время выполнения уроков не совпадало со временем детских передач по телевидению. Ведь что ни говорите, а телевидение занимает довольно видное место в нашей жизни. Да и ребенок из многих передач возьмет для себя полезную информацию.

Уж если мы с вами заговорили о телевидении, то не забывайте о том, что от вас зависит, что будет смотреть ваш ребенок: не подходящие его возрасту и развитию боевики или сериалы, либо умные и красивые фильмы. Гораздо полезнее для развития (да и для души) посмотреть научно-познавательный, документальный фильм. Ведь на Западе, который поставляет нам свою дешевую кинопродукцию, особой популярностью сейчас пользуются именно эти фильмы. Их записывают на видеокассеты, пускают по специальным телевизионным каналам. Кстати сказать, там по телевизору не увидишь той откровенной порнографии, которой так грешат наши телеканалы, причем в самое что ни на есть детское время. Ни рекламы прокладок, ни откровенных сцен на общенациональных каналах. Во многих странах запрещена также реклама, направленная на детей как потребителей. Считается, что она мешает ребенку развиваться, подавляя и искажая личность. Что ж, пока мы не пришли к цивилизованному телевидению, охранять ребенка от навязчивого и вредного влияния телеэкрана придется вам, родители!

Никогда не наказывайте ребенка лишением прогулки. За выполнение домашней работы нужно садиться со свежей головой.

Не заставляйте детей заниматься только «полезными» делами. Не думайте, что время игры прошло. Если ребенок «не доиграл» с машинками, куклами, если у него есть в этом потребность — он обязательно должен ее удовлетворить. Иначе время игры может затянуться на день, на неделю, на годы.

Обеспечьте ребенку время для интересующих его дел: рисования, лепки, конструирования, вязания и др. Он должен быть уверен, что его интересы вам не безразличны. И что он сможет позаниматься своим любимым делом.

Дела делами, а для того, чтобы голова была ясной, необходимо выспаться.

Как же все это успеть? По-видимому, нам опять не обойтись без распорядка дня. Сейчас вам придется учитывать, в какую смену занимается ребенок. От этого зависит не только время пребывания в школе, но и продолжительность отдыха, занятия в свободное время, время прогулок.

Постарайтесь не забыть эти советы.

Вставать нужно в 7 часов и тем, кто занимается в первую смену, и тем, кто занимается после обеда (учитывайте время на дорогу в школу).

Время отдыха после школьных занятий (первая смена) и перед занятиями (вторая смена) должно быть 2—3 часа (учитывая дорогу).

Нежелательно выполнять домашние задания после 16 часов.

Для профилактики близорукости отправляйте детей гулять до наступления сумерек. Врачи считают, что недостаток света помогает развитию близорукости.

Как мы уже говорили, учтите время показа детских программ по телевизору. Ведь даже если вы ярый его противник, убрать телевизор из нашей жизни нельзя.

А это подсказка для родителей. Измените распорядок дня по вашему усмотрению, и вам останется убедить ребенка в необходимости его выполнять и пожинать успехи.

Учеба и отдых

Порядок на рабочем месте наведен. Но вы замечаете, что с того момента, как ребенок сел за рабочий стол, и до того, как начал уверенно работать, проходит какое-то время. В чем дело, что ему еще мешает? Что вы еще не учли?

Всегда ли домашние задания выполняются в одно и тоже время? Помните, что наш организм очень отзывчив к режиму: привыкли мы вставать в одно и то же время — и мы встаем без будильника; приучили желудок, что пища поступает примерно в намеченный час — и мы хотим чего-нибудь пожевать, даже если бездельничали; ложимся спать строго по часам — и глаза сами закрываются.

По-видимому, вы и сами догадались, что если школьник будет садиться за занятия в одно и то же время, то на раскачку он затратит гораздо меньше драгоценных минут.

Постарайтесь, чтобы время выполнения уроков не совпадало со временем детских передач по телевидению. Ведь что ни говорите, а телевидение занимает довольно видное место в нашей жизни. Да и ребенок из многих передач возьмет для себя полезную информацию.

Уж если мы с вами заговорили о телевидении, то не забывайте о том, что от вас зависит, что будет смотреть ваш ребенок: не подходящие его возрасту и развитию боевики или сериалы, либо умные и красивые фильмы. Гораздо полезнее для развития (да и для души) посмотреть научно-познавательный, документальный фильм. Ведь на Западе, который поставляет нам свою дешевую кинопродукцию, особой популярностью сейчас пользуются именно эти фильмы. Их записывают на видеокассеты, пускают по специальным телевизионным каналам. Кстати сказать, там по телевизору не увидишь той откровенной порнографии, которой так грешат наши телеканалы, причем в самое что ни на есть детское время. Ни рекламы прокладок, ни откровенных сцен на общенациональных каналах. Во многих странах запрещена также реклама, направленная на детей как потребителей. Считается, что она мешает ребенку развиваться, подавляя и искажая личность. Что ж, пока мы не пришли к цивилизованному телевидению, охранять ребенка от навязчивого и вредного влияния телеэкрана придется вам, родители!

Никогда не наказывайте ребенка лишением прогулки. За выполнение домашней работы нужно садиться со свежей головой.

Не заставляйте детей заниматься только «полезными» делами. Не думайте, что время игры прошло. Если ребенок «не доиграл» с машинками, куклами, если у него есть в этом потребность — он обязательно должен ее удовлетворить. Иначе время игры может затянуться на день, на неделю, на годы.

Обеспечьте ребенку время для интересующих его дел: рисования, лепки, конструирования, вязания и др. Он должен быть уверен, что его интересы вам не безразличны. И что он сможет позаниматься своим любимым делом.

Дела делами, а для того, чтобы голова была ясной, необходимо выспаться.

Как же все это успеть? По-видимому, нам опять не обойтись без распорядка дня. Сейчас вам придется учитывать, в какую смену занимается ребенок. От этого зависит не только время пребывания в школе, но и продолжительность отдыха, занятия в свободное время, время прогулок.

Постарайтесь не забыть эти советы.

Вставать нужно в 7 часов и тем, кто занимается в первую смену, и тем, кто занимается после обеда (учитывайте время на дорогу в школу).

Время отдыха после школьных занятий (первая смена) и перед занятиями (вторая смена) должно быть 2—3 часа (учитывая дорогу).

Нежелательно выполнять домашние задания после 16 часов.

Для профилактики близорукости отправляйте детей гулять до наступления сумерек. Врачи считают, что недостаток света помогает развитию близорукости.

Как мы уже говорили, учтите время показа детских программ по телевизору. Ведь даже если вы ярый его противник, убрать телевизор из нашей жизни нельзя.

А это подсказка для родителей. Измените распорядок дня по вашему усмотрению, и вам останется убедить ребенка в необходимости его выполнять и пожинать успехи.

Боремся с усталостью

Не перегружайте ребенка школьными занятиями. Ни в первом, ни в следующих классах.

Первоклассникам в общеобразовательных школах домашние задания не задают. Но как родителям узнать, справляется ли ребенок, как помочь, если что-то не получается?

Математикой можно заняться во время совместных прогулок (тут вам помогут и воробьи на ветке, и кошки на заборе), во время приготовления еды (овощи, фрукты — все можно посчитать), накрывая на стол (сколько нужно положить приборов, если папа задержался на работе?) и т. д.

Чтение: помимо учебника есть много интересных, красивых книжек. А чем не текст для чтения рекламный щит на улице, вывеска на магазине?

Когда ребенок приступает к домашним заданиям, нужно помнить о примерных затратах времени на его выполнение. Так, во 2-м классе затратить нужно не более 30—40 минут, в 3—4-м классах — 1 — 1,5 часа.

Многие скажут, что за это время невозможно подготовить все задания каждый день, что времени уходит гораздо больше. А вы посмотрите внимательно вместе со своим учеником расписание его уроков. Есть предметы, которые встречаются каждый день. Так их и нужно готовить. Но ведь некоторые преподают 1—2 раза в неделю, а выполнение других можно приравнять к занятиям по интересам, тихим играм — рисование, труд. Физкультура — чем не отдых во время подготовки более трудных для ребенка письменных предметов? Так что, изучив расписание, вы наверняка найдете 1—2 дня, когда выполнение уроков «не добирает» положенного времени. Перенесите на этот день занятия других дней.

И все же не успевает ваш ребенок все выполнить. А друзья еще и кружки, и секции посещают. Как же так? В чем дело? Подумайте, а не рабочее ли место в этом виновато. И вообще, есть ли оно у ребенка или он выполняет задания где придется? Не становятся ли старшие братья, сестры (если они есть) этакими добрыми дарителями (Ладно, я тебе разрешу писать за моим столом, но вещи свои убирай отсюда). И подготовка к урокам сводится к достава-нию — убиранию школьных принадлежностей и учебников.

Рабочее место

Стол (общий или рабочий стол ребенка) должен стоять так, чтобы свет падал с левой стороны.

Хорошо, если это солнечный свет. В таком случае на окно не ставят высокие цветы, не вешают тяжелые шторы. Настольная лампа для работы вечером также должна стоять слева. Но ее свет не должен быть очень ярким, ослеплять глаза. Ну а мамам также не стоит забывать, что грязное окно задерживает дневной свет, так что следить за окнами надо обязательно.

Возле стола должна быть полка для школьных принадлежностей. Иначе за листом, карандашом, ластиком (и кто знает, сколько еще нужных вещей понадобится ребенку, пока выучишь не всегда интересные уроки) каждый раз нужно будет подниматься.

Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья! И тут эта поговорка верна. Для хорошей работы необходим свежий воздух. Лучше всего работается в хорошо проветренном помещении при 18—20 °С. Если в комнате душно, а нужно срочно проветрить, устройте сквозное проветривание. Через 3—5 минут там можно будет работать. Ребенку, конечно, в это время лучше быть в другом месте.

О высоте стола и стула мы уже говорили. Давайте вспомним сейчас о посадке. Не заставляйте ребенка сидеть прямо, словно аршин проглотив. Такая поза очень напрягает мышцы и они быстро (15—20 мин) устают.

При сильном наклоне — устают глаза. Поэтому сидеть нужно, слегка склонившись над столом, не касаясь грудью края стола (между краем стола и грудью должна свободно пройти ладонь).

Книгу лучше поставить на подставку или пюпитр, тогда все строчки будут равномерно удалены от глаз. Тетрадь должна лежать с небольшим наклоном, на уровне середины туловища ребенка. Тогда ему не надо будет отводить далеко руку, поворачивать корпус для письма.

Еще один совет. Поставьте под ноги ребенку небольшую скамеечку. Сидеть с приподнятыми ногами гораздо легче (лучше циркулирует кровь). Кроме того, исчезает соблазн поджать под себя ноги или, наоборот, слишком вытянуть их вперед.

И последнее. Обращайте внимание, не «готовят» ли уроки вместе с вашим учеником его любимые игрушки: куклы, машинки, очень маленькие, и поэтому неприметные, призы из киндер-сюрприза и т.д. даже просто стоя на столе, они могут соблазнить ребенка на увлекательную игру. Другое дело, если ребенок будет их «учить» разным школьным премудростям. Тогда игрушки могут стать вашими союзниками.

Помощь школьнику

Как же мамы и папы, многие из которых никакого отношения к школе не имеют, могут помочь в учебе ребенку? С чего начинать, на что обращать внимание? О том, как оборудовать рабочее место школьника, мы уже говорили. Теперь давайте посмотрим, какими качествами должен обладать ребенок, чтобы учеба была успешной?

Важно, чтобы ребенок умел быстро переходить от одного дела к другому. Он должен быть внимателен к требованиям родителей.

Постарайтесь, чтобы в комплекте его игр кроме тех, где результат случаен (детский бильярд, передвижение фишек в зависимости от количества очков на кубике...), были игры, в которых выигрыш зависит от сообразительности ребенка.

Начатое дело нужно доводить до конца. Если он что-то мастерит, а работа долгая, ее можно доделать и на другой день. Но закончить работу нужно обязательно.

Еще до школы научите убирать ребенка за собой игрушки. Не спешите сами это делать. Если вы видите, что сегодня ребенок никак не настроен это делать, сделайте это вместе с ним, но не вместо него.

Если ребенок во время еды долго возится над тарелкой (рассматривает или размазывает ее содержимое), катает шарики из хлеба; во время умывания подрисовывает себе усы на зеркале; заплетает косички из бахромы на полотенце, напоминайте ему, что он занят другим делом. Иначе такая привычка перейдет и на другие дела: подготовка уроков, занятия по интересам и др.

Приобщайте ребенка к совместной работе: ходите вместе в магазин за покупками, мойте посуду, делайте уборку, работайте на даче... Причем старайтесь браться за дело быстро, без раскачки. Ведь неумение взяться за работу не возрастная особенность. Часто думают, что, подрастая, он таким навыком овладеет сам по себе. Это мнение совершенно ошибочно. Учить ребенка правильно заниматься нужно с самого начала его учебной работы. Если он этого не освоит, то учеба станет для него неприятной повинностью, тяжелым наказанием.

Все это поможет ребенку быть более обязательным, поможет понять, что есть дела, отказаться от выполнения которых нельзя.

Чему еще надо научить маленького школьника? Научить учиться. Ведь это так сложно. Хорошо, если у вашего ученика есть такие качества, как стремление научиться тому, чего он не знает, желание быть не хуже других, не бояться неудач.

Самая большая помощь, которую вы можете оказать сейчас, — научить готовить домашние задания. Само по себе это умение не появится.

Обучение тому, как правильно выполнить домашнее задание, проводится в 4 этапа:

I этап. Старайтесь как можно больше заданий выполнять с ребенком. Особенно следите за тем, как он выполняет задание. Обычно из-за неправильности выполнения и появляются многие трудности. Часто из-за отсутствия более элементарных знаний ребенок не может овладеть новым приемом. Помогите восполнить этот пробел.

II этап.
 Дайте возможность посильную часть работы выполнить самостоятельно. Старайтесь объективно оценивать ее вместе. Не придирайтесь к мелочам. Похвалите самый малый успех.

Ваша задача — дать ему почувствовать собственную силу.

III этап. Постепенно доверьте ребенку самостоятельно готовить задания. Вы должны лишь находиться где-то рядом, проверять выполненные задания. Вам нужно своим присутствием помочь ребенку сконцентрироваться, оказать ему моральную поддержку.

IV этап.
Ребенок полностью самостоятельно делает домашние задания. Вы находитесь в другой комнате. На его рабочем столе поставьте часы, чтобы он мог себя контролировать.

Ваша задача на данном этапе — помочь лишь в самых тяжелых случаях и проконтролировать выполнение задания. Причем задания проверяйте все: и письменные, и устные.

С чем вы можете столкнуться?

Самый тяжелый и трудный этап — это первый. А самый опасный — последний. Многие родители рано успокаиваются, и все достигнутое теряется, так как было недостаточно закреплено.

Во время занятий с ребенком будьте внимательны к его настроению, поведению. Когда ребенок только начинает учиться, у него появляется постоянная дополнительная нагрузка. Она не может не влиять на

его самочувствие. А если ваш ребенок ослаблен, часто болеет, отзывчив на изменения погоды — он будет уставать еще быстрее.

Как у ребенка проявится его усталость? Как его неокрепший организм приходит ему на помощь, если мы — взрослые — не видим ничего, кроме нашего желания вырастить его умненьким и благоразумненьким? Итак, ребенок:

Не переживает, если у него «отрицательные достижения», а у других даже соринку в глазу замечает.

Появляется медлительность, размеренность и упорядоченность действий, как реакция на усталость.

Выраженная заторможенность, ребенок словни перестает понимать, видеть, слышать, запоминать.

Словно «заражается» эмоциями других: то смеется, то капризничает.

Если рядом его сверстники, то ваш самостоятельный ребенок начинает им подражать в данной работе (так легче).

Что в этом случае нужно делать взрослым, чтобы не конфликтовать с ребенком? Не требовать с него больше, чем он может дать?

  • Проявить сдержанность и выдержку и оставить ребенка в покое.
  • Ориентироваться на физические и психические возможности своего ребенка (кто, как не домашние, лучше знают его возможности).
  • Не подавлять его своим авторитетом.
  • Посмотрите критически на свое отношение к ребенку: исключите раздражение и неприязнь; будьте с ним, а не против него.
  • Откажитесь от насильственных мер воздействия.
  • Постарайтесь выработать необходимость самокритичности, объективности, самоконтроля.
  • Развивайте способность ребенка к рассуждениям о самом себе: учите терпеливо слушать и выслушивать, не поправляя, не оценивая, не ограничивая и не критикуя.
  • Не напоминайте о неудачах, не подчеркивайте их последствия.
  • Помогите ребенку найти себя, учите быть сильным, исключите стрессовые ситуации.
  • Считайте усталость, бессонницу, раздражительность, равнодушие формами психической защиты у ребенка.

Итак, дорогие родители, посмотрите еще раз, от чего защищает вашего ребенка его организм, включая красный свет лишним нагрузкам. Подумайте, стоит ли так сильно желать «добра» своему ребенку. Постарайтесь защитить его

  • от требований, не соответствующих возможностям ребенка;
  • от физического и психического переутомления;
  • от предвестников стресса и стрессовых ситуаций.

Не забывайте, что усталость умеет «накапливаться» в организме днями, неделями, месяцами. Наверняка ребенок становится не похожим на себя в четверг, пятницу, в конце четверти, учебного года. Поэтому в это время будьте особенно внимательны к вашему школьнику, чтобы не обидеть его незаслуженным наказанием.

О чем еще надо помнить, садясь за книги? Желательно, чтобы за рабочим столом был четкий и постоянный порядок, не меняющийся день ото дня.Приучите ребенка все вспомогательные вещи (линейку, ластик, карандаши...) класть слева от себя Дневник, учебники, тетради — справа. Все, что сегодня уже не понадобится, а завтра в школе будет нужно, — сразу положить в портфель. Все остальное убрать на место.

Составьте вместе с ребенком памятку, как начать работу. Вот что примерно может у вас получиться:

  • Садись за уроки всегда в одно и то же время.
  • Проветри комнату за десять минут до начала занятий.
  • Выключи радио, телевизор. В комнате, где ты работаешь, должно быть тихо.
  • Сотри со стола пыль. Смени, если необходимо, загрязненный лист, бумаги. Вымой руки.
  • Проверь, на своем ли месте настольная лампа (дальний левый угол).
  • Уточни расписание уроков на завтра. Проверь, все ли задания записаны в дневнике.
  • Приготовь письменные принадлежности для занятий.

Эти принадлежности, а также учебники, тетради, дневник положи на то место, которое ты всегда отводишь им на столе.

  • Убери со стола все лишнее.
  • Пришло время начать работу. Сядь на стуле удобно, расстегни воротничок рубашки, если он давит шею. Открой учебник...

Начав с сопоставления своих действий с памяткой, ребенок через некоторое время начнет исполнять их по привычке.

Старайтесь научить ребенка работать продуктивно, без лишних пауз. Ведь кроме того, что на работу уходит больше времени из-за самих пауз, человек, который привык работать, часто отвлекаясь и останавливаясь, и мыслит более вяло, непродуктивно.

Ненужные паузы в работе утомляют не меньше, чем сама умственная нагрузка. Гораздо полезнее сделать подвижную паузу (расслабить руки, корпус, дать отдых глазам). Старайтесь только, чтобы такой перерыв наступал после окончания какой-либо части работы.

Очень важно решить, в каком порядке готовить задания: от более простых к сложным или наоборот. Для младших школьников желательно начинать с более сложных, потому что они быстро устают. А более сложными для них пока являются письменные задания.

Бывает, что задают большой объем устных заданий: выучить наизусть стихотворение, запомнить объемный новый материал, подготовить пересказ. Тогда сначала можно выполнить часть этих заданий, затем перейти к письменным, а потом опять повторить устное задание.

Если устное задание было большим, учить его нужно в несколько приемов:

  • во время подготовки всех уроков;
  • повторить через какое-то время;
  • повторить перед школой.

Такое постепенное заучивание помогает лучше запомнить содержание.

При выборе очередности выполнения заданий нужно учитывать особенности мышления вашего ребенка, его работоспособности. Если он втягивается в работу быстро, более продуктивно работает в начале работы, довольно быстро устает, то начинать нужно с более трудных заданий. Если же продуктивность работы выше через некоторое время после ее начала, ребенок медленно набирает мыслительные обороты, долго сохраняет работоспособность — начинайте выполнять задания с тех, которые легче.

Обратите внимание ребенка на то, что письменное задание (математика, письмо) связано с изучением, повторением правил по этим предметам. Поэтому вначале нужно внимательно прочитать все задание, затем (если необходимо) выучить новый материал, повторить пройденный и только после этого приступить к его написанию.

При выборе времени подготовки и повторения домашнего задания учитывайте, кто ваш ребенок: сова или жаворонок.

Если он сова, то даже при занятиях в школе во вторую смену постарайтесь, чтобы ребенок вечером сел за уроки, выполнил хотя бы более сложные, объемные задания. Тогда утром, когда у него работоспособность ниже, ему останется только повторить и доделать работу.

Если же он жаворонок, то основную часть работы он должен выполнить утром. Если он занимается в первую смену, то перед занятиями нужно встать пораньше и обязательно повторить выученный материал.

Как определить, кем является ваш ребенок?

Если ему трудно лечь пораньше спать, к вечеру находится море нужных дел, он довольно бодр и весел, зато утром просыпается попозже и с трудом, то не сомневайтесь: перед вами сова. А если все обстоит как раз наоборот: спать ложится с курами, вечером все валится из рук, ничего толком не получается, а утром без труда поднимается по первому зову, жизнерадостен и полон энергии — значит, ваш ребенок жаворонок.

Можете проверить и так. Если ваш ребенок знаком со счетом (умеет считать до 30 и далее), можете дать ему утром задание посчитать про себя какое-то время и остановиться, когда пройдет полминуты, минута.

Если он жаворонок, закончит считать раньше. Если сова — позже.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Как воспитать ребёнка удачником?"

Рекомендации по воспитанию успешности ребёнка в семье...

Воспитай ребёнка, чтобы было у кого учиться

Воспитай ребенка, чтобы было у кого учиться...

Родительское собрание для 2 класса "Как воспитать ребёнка нравственным?"

Цель: обсудить проблему воспитания нравственности в детях, формировать умение воспитывать в детях нравственные качества.Форма проведения: родительский форум....

Как воспитать ребёнка без криков и наказаний. В помощь родителям.

Этот материал поможет  воспитывать своего ребёнка как партнёра в отношениях с родителями. Как строить отношения со своим ребёнком без криков и наказаний....

как воспитать ребёнка счастливым

Содержит советы по взаимодействию с ребёнком подросткового возраста...

Воспитайте ребёнка успешным!

Ритуалы, которые нравятся детям. Памятка для родителей по развитию внимания учащихся...