Леворукость. Нужно ли переучивать?
консультация (1 класс) по теме
Материал может быть использован при проведении родительского собрания в 1 классе и дошкольном учреждении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
материал для родителей | 20.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Леворукость. Нужно ли переучивать леворукого ребёнка?
До сегодняшнего дня не существует чёткого и однозначного ответа на вопрос, что является причиной леворукости, и чем отличаются психологические характеристики леворуких и праворуких детей. Ясно одно: леворукий ребёнок отличается от большинства праворуких сверстников, и педагогам и родителям надо сделать всё, чтобы помочь раскрыться его неповторимой индивидуальности.
Основной вопрос, на который пытаются ответить современные психологи, невропатологи, педиатры звучит так: нужно ли и можно ли переучивать леворукого ребёнка и заставлять его писать правой рукой? На сегодняшний день существует уже немало свидетельств того, что насильственное переучивание и негативное отношение к леворукости приводит к нервно-психическим расстройствам, пагубно сказывается на здоровье, развитии и школьных успехах детей, чьи родители не смогли помочь им отстоять своё право на леворукость.
Главным препятствием на пути к спокойному принятию педагогами и родителями леворукости малыша является высокий количественный перевес окружающих людей в пользу правшей: родители из самых лучших побуждений стремятся подготовить своего «необычного» ребёнка к жизни в праворуком мире.
Знания о том, что каждая половина мозга управляет противоположной половиной тела, восходят ещё к началу нашей эры. Из этого следует, что количество левшей и правшей должно было быть примерно одинаково. Одним из косвенных свидетельств этому является фольклор разных народов.
Известно, что у 95% правшей центры речи располагаются в левом полушарии. Что же касается левшей, то в левом полушарии речевые центры располагаются у 70% леворуких детей, в правом – у 15%, в обоих – у оставшихся 15%. О чём говорят эти цифры?
Левши, которые в детстве спокойно переучились на правую руку, скорее всего, относятся к тем 70%, у которых речевые центры располагаются в левом полушарии. Видимо, этим и объясняется феномен правши, который не знает, что от рождения он - левша, но с возрастом чувствует «зов левой руки».
Последствия насильственного переучивания на правую руку тех 15% левшей, у которых речевые центры располагаются в правом в правом полушарии, могут быть самыми плачевными и для психики, и для интеллектуального развития ребёнка.
Активное переучивание тех 15% левшей, у которых речевые центры располагаются в обоих полушариях, скорее всего, приведёт к серьёзным сбоям в формировании познавательных способностей, связанных с функциональной специализацией правого и левого полушарий мозга. Ответственность за выполнение зрительно-пространственных функций у левшей так же, как и у правшей, несёт правое полушарие мозга, а соответствующие задания лучше выполняются левой рукой. Переучивание леворукого ребёнка часто сказывается не только на речевых, но и на зрительно-пространственных способностях, так как угнетаются функции правого полушария мозга. При этом страдают зрительно-двигательные координации, умение анализировать пространственные соотношения, ослабляется внимание, резко замедляется темп интеллектуальной деятельности.
Необходимо также отметить , что отказ от переучивания леворукого ребёнка всё же не снимает большого комплекса проблем, возникающих в процессе его обучения в школе, так как леворукого ребёнка в школе учат так же, как и праворукого, не опираясь на специальные методики обучения для левшей.
Особые трудности у леворуких детей вызывает обучение письму. Основная трудность, характерная для леворуких детей при обучении письму, связана с тем, что русское письмо основано на звукобуквенном анализе, тогда как большинство левшей более склонно к формированию целостных образов слов и с трудом проводят послоговой и побуквенный анализ слова.
Как же помочь леворукому ребёнку овладеть такой сложной наукой, как побуквенно, слева направо, письмо? Прежде всего не стоит требовать от ребёнка, пишущего левой рукой, безотрывного письма. Кроме того ни правонаклонное, ни левонаклонное письмо практически невозможны для левши, так как ребёнок загораживает себе рабочей рукой линию письма . целесообразнее всего, наклонив тетрадь вправо, писать прямо, не загораживая строку и соблюдая правильную посадку, причем немного вперед должно быть выдвинуто не правое плечо, как у правши, а левое. Тетрадь или лист бумаги нужно повернуть так, чтобы верхний правый угол лежал с наклоном вправо, а верхний левый угол располагался напротив груди.
Однако, с какими бы трудностями ни столкнулся леворукий малыш и в детском саду, и в школе, он с успехом преодолеет любые невзгоды, если будет чувствовать постоянно родительскую поддержку, понимание и любовь, а также не будет чувствовать негативного отношения к леворукости у людей, чьё мнение ему дорого.
Дорогие мамы и папы! Это выступление – очень неполная попытка осветить проблемы леворуких детей, главная цель привлечь внимание родителей и педагогов к особенностям детей, чьи необычные, с праворукой точки зрения, способности всё ещё ждут своего раскрытия, а не активного подавления. Как часто мамы и папы расстраиваются, что их малыш не такой, как все, и не задумываются, что именно своей неповторимой индивидуальностью он обогащает окружающий нас мир.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Леворукий ребенок в школе
Каковы психологические особенности леворуких детей? Всегда ли леворукость является причиной неуспеваемости?...
Школьные трудности леворуких детей
Статья для родительского собрания об особенностях подготовки к школе леворуких детей....
Что нужно знать родителям о леворукости ребёнка.
Памятка для родителей "Что нужно знать о леворукости ребёнка"...
Консультация для учителей начальных классов и родителей, имеющих леворуких детей "Леворукий ребенок"
Консультация для учителей начальных классов и родителей, имеющих леворуких детей "Леворукий ребенок" и буклет с рекомендациями...
Родительское собрание. Что нужно знать о навыках письма. Леворукость у детей.
Чаще всего у левшей возникают трудности в овладении письмом. За этот навык отвечает левое полушарие, и у правшей именно из него поступают сигналы при письме к ведуще...
"Как обучать леворуких детей?" (особенности левшей, леворуких детей, рекомендации по обучению)
Выступление на школьном методическом объединении учителей начальных классов по теме "Как обучать леворуких детей?". Рекомендации для учителей, обучающих леворуких детей с тяжелыми нарушениям...