"Развитие внимания ". Родительское собрание в начальной школе.1 класс
презентация к уроку (1 класс) по теме

Молчанова Елена Анатольевна

Одна из основных трудностей, с которой приходится сталкиваться учителю первоклассников - это  неустойчивое, а порой, почти полное  отсутствие внимания на уроке. Каковы причины? Как помочь ребенку? Что об этом должны знать родители?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание в 1 классе

Развитие внимания

Без развитого внимания не может быть хороших знаний. На практике сталкиваемся с тем, что  даже при списывании текста  дети допускают ошибки: «не видят» большую букву в начале предложения, «забывают» ставить точку в конце предложения. Причина этому – несформированность внимания.

Внимание – этот способность человека сосредоточиться на определенных объектах и явлениях.

Внимание может быть непроизвольным, т.е. не имеющим цели и волевого усилия, например, на громкий звук, яркий свет;  произвольным – т.е. наличие цели и активное её поддержание, и послепроизвольным, т.е. – наличие цели, но без волевого усилия, сосредоточение на объекте в силу интереса, значимости для человека.

 Нас интересует произвольное внимание.

Одной из главных проблем начальной школы является недостаточное развитие у школьников процессов произвольного внимания. В семье этому тоже уделяется недостаточно внимания. А ведь произвольное внимание – это привычка, воспитание которой начинается в семье. Умение переключать внимание помогает переключаться на различные виды деятельности, которые предлагает учитель на уроке. И, если ребёнок не умеет длительное время заниматься одним и тем же делом, не умеет играть с игрушками, не имеет интересов и увлечений, всё это может привести к несформированности произвольного внимания и впоследствии к проблемам в учебной деятельности.

          Чтобы сформировать навыки учебной деятельности, надо направить сознание наших детей на смысл, содержание самой этой деятельности, т.е. научить своего ребёнка вслушиваться в поток звучащей речи, понимать её принимать решения, получая результаты, формировать привычку быть внимательным.

Внимание как познавательный процесс входит обязательным компонентом в структуру любого психического процесса. Если внимание хорошо развивается, то соответственно развиваются и его такие важные свойства, как концентрация, устойчивость, распределение, переключение, увеличение объёма усвоенной информации, а также возникает привычка быть внимательным, даже если при этом складываются неблагоприятные условия.

Таким образом, важно, чтобы ученик мог сосредоточить своё внимание и удерживать его на изучаемом объекте. 

При необходимости быстро переключать своё внимание с одного объекта на другой. Важно и умение распределять внимание на разные виды деятельности, один из которых должен быть автоматизированным. Этими автоматизированными видами деятельности должны быть навыки учебной деятельности.

Синдром дефицита внимания считается одной из наиболее распространенных форм нарушений поведения среди детей младшего школьного возраста, причём у мальчиков такие нарушения фиксируются чаще, чем у девочек.

Поступление в школу создаёт серьёзные трудности для детей с недостатками внимания, так как учебная деятельность предъявляет повышенные требования и развитию этой функции. Выделяют следующие проявления дефицита внимания у детей. Попрошу Вас отметить, какие из этих проявлений имеют место у вашего ребёнка, чтобы потом Вы могли более целенаправленно помочь ему в домашних условиях (показать на слайдах)

  1. Часто наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах. Сидя на стуле, ребёнок корчится, извивается.
  2. Не может сидеть спокойно на месте. Когда требуется это.
  3. Легко отвлекается на посторонние стимулы.
  4. С трудом дожидается своей очереди во время игры и в различных других ситуациях в коллективе (занятия в школе, экскурсии)
  5. На вопросы часто отвечает  не задумываясь, не выслушав до конца.
  6. При выполнении предложенных заданий испытывает сложности (не связанные с негативным поведением или недостаточностью понимания).
  7. С трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр.
  8. Часто переходит с одного незавершенного действия к другому.
  9. Не может играть тихо, спокойно.
  10. Болтливый.
  11. Мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в игры других детей).

  1. Часто складывается впечатление, что ребёнок не слушает обращённую к нему речь.
  2. Теряет вещи, необходимые в школе и дома (например, игрушки, карандаши, книги т.д.)
  3. Часто совершает опасные действия. Не задумываясь о последствиях (например, выбегает на улицу, не оглядываясь по сторонам). При этом не ищет приключений или острых ощущений.

Наличие у детей восьми из перечисленных 14 симптомов, является основанием для утверждения того, что у ребёнка проявляется синдром дефицита внимания. Все проявления дефицита внимания можно поделить на три группы:

  • Признаки черезмерной двигательной активности (1,2,9,10)
  • Невнимательности и отвлекаемости (3,6,12,13)
  • Импульсивности (4,5,11,14 

Наличие 8 и более симптомов – признаки синдрома дефицита внимания

 Совет: в  воспитании детей с дефицитом внимания необходимо избегать двух крайностей:

1.Проявления чрезмерной жалости и вседозволенности;

2.Постановки перед ним повышенных требований, которые он не в состоянии выполнять.

Наша главная задача помочь детям. Внимание можно и нужно развивать.  Есть упражнения для развития внимания.

1. «Успевай-ка». Взрослый называет цифры, а ребенок, услышав условленную  цифру например, 8,  говорит «Стоп». Можно усложнить правила: «Стоп» говорить, если перед числом 8 назвали 7.

2. Переписать без ошибок зашифрованные слова, а затем расшифровать. Например: АВОРОК, АЛОКШ, КИНЕЧУ, АДОГОП, АЛКУК, ТЕЛОМАС, АНИШАМ, РОФОТЕВС, ЬЛИБОМОТВА.

3. Корректурная проба (тест Бурдона). Таблица букв, написанных в различном порядке. Надо быстро вычеркивать только определенные буквы.

4. Найти «спрятавшиеся» слова.

Упражнения:

А) на развитие концентрации внимания

Находить и вычеркивать определённые буквы в печатном тексте; “переплетенные нити”

Б) на увеличение объёма внимания и кратковременной памяти.

Это работать с таблицами Шульте (с цифрами и с буквами, от 1 до 25, черного и красного цвета), увидеть боковым зрением как можно больше предметов – справа, слева, зрительные диктанты,  запоминание порядка расположения ряда предметов, предъявляемых для разглядывания на несколько секунд (число предметов можно увеличивать)

В) для тренировки распределения внимания:

Выполнение двух разноплановых заданий чтение текста и подсчет ударов карандаша по столу).

Г) на развитие навыка переключения внимания:

Работы с печатным текстом. Чередование правил подчеркивания и вычеркивания определенных букв.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Что такое внимание? Виды внимания Свойства внимания Причины невнимательности Проявления синдромов дефицита внимания Упражнения на развитие внимания Развитие внимания

Слайд 4

КОНЦЕНТРАЦИЯ (ученик может сосредоточить своё внимание) УСТОЙЧИВОСТЬ (ученик может удерживать внимание на изучаемом объекте) РАСПРЕДЕЛЕНИЕ или ОБЪЁМ (ученик охватывает вниманием одновременно несколько объектов) ПЕРЕКЛЮЧАЕМОСТЬ (ученик перемещает внимание с одного объекта на другой)

Слайд 5

1. Часто наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах. Сидя на стуле, ребенок корчится, извивается. 2. Не может спокойно сидеть на месте, когда это требуется. 3. Легко отвлекается на посторонние стимулы.

Слайд 6

4. С трудом дожидается своей очереди во время игр и в различных ситуациях в коллективе (занятия в школе, экскурсии и т. д.). 5. На вопросы часто отвечает, не задумываясь, не выслушав их до конца.

Слайд 7

6. При выполнении предложенных заданий испытывает сложности (не связанные с негативным поведением или недостаточностью понимания). 7. С трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр .

Слайд 8

8. Часто переходит от одного незавершенного действия к другому. 9. Не может играть тихо, спокойно. 10. Болтливый.

Слайд 9

11. Мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в игры других детей). 12. Часто складывается впечатление, что ребенок не слушает обращенную к нему речь.

Слайд 10

13. Теряет вещи, необходимые в школе и дома (например, игрушки, карандаши, книги и одежду). 14. Часто совершает опасные действия, не задумываясь о последствиях (например, выбегает на улицу, не оглядываясь по сторонам). При этом не ищет приключений или острых ощущений.

Слайд 11

черезмерная двигательная активность (симптомы 1, 2, 9, 10), отвлекаемость - невнимательность (симптомы 3, 6, 7, 8, 12, 13) импульсивности (симптомы 4, 5, 11, 14) Наличие 8 и более симптомов – признаки синдрома дефицита внимания.

Слайд 12

1. «Успевай-ка». Взрослый называет цифры, а ребенок, услышав условленную цифру ,например, 8, говорит «Стоп». Можно усложнить правила: «Стоп» говорить, если перед числом 8 назвали 7. 2 . Переписать без ошибок зашифрованные слова, а затем расшифровать. Например : АВОРОК, АЛОКШ, КИНЕЧУ, АДОГОП, АЛКУК, ТЕЛОМАС, АНИШАМ, РОФОТЕВС, ЬЛИБОМОТВА. 3. Корректурная проба (тест Бурдона). Таблица букв, написанных в различном порядке. Надо быстро вычеркивать только определенные буквы. 4. Найти «спрятавшиеся» слова.

Слайд 13

5. Решить задачу : на столе лежали: книга, ручка, краски, фломастер, тушь. Один предмет убрали и заменили другим. И оказалось, что на столе лежат: ручка, тушь. ластик, книга, краски. Что убрали со стола и что положили на стол? 6. Игра «Летает – не летает».

Слайд 15

Если люди говорят плохое о твоих детях — это значит, они говорят плохое о тебе.

Слайд 16

Быть бессмысленно добрым так же глупо, как и быть безумно строгим.

Слайд 17

Любить детей — это и курица умеет. А вот уметь воспитывать их — это великое дело, требующее таланта и широкого знания жизни.

Слайд 18

Знаете ли, какой самый верный способ сделать вашего ребенка несчастным,— это приучить его не встречать ни в чем отказа.

Слайд 19

Без хороших отцов нет хорошего воспитания, несмотря на все школы.

Слайд 20

Когда ругаешь ребенка, подумай, нет ли в тебе этих качеств, ведь это же ТВОЙ ребенок

Слайд 21

В воспитании детей с дефицитом внимания необходимо избегать двух крайностей: 1. Проявления чрезмерной жалости и вседозволенности; 2. Постановки перед ним повышенных требований, которые он не в состоянии выполнять.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка плана-конспекта родительского собрания в начальной школе на тему: «Внимание! Одаренный ребенок! »

Как правило , особое внимание педагогам, родителем и психологам приходится уделять слабым, отстающим в учебе детям. Но я хотела бы уделить большее время одаренным детям. Обратить внимание взрослых на ...

Конспект родительского собрания "Первое родительское собрание в начальной школе"

Конспект родительского собрания"Первое родительское собрание в начальной школе" Ход родительского собрания 1. Вступление Педагог: Добрый вечер, уважаемые родители! Добро пожаловать в......

Игры на развитие внимания и памяти в начальной школе.

Игры на развитие внимания и памяти, или как преодолеть рассеянность и забывчивость....

Конспект родительского собрания "Первое родительское собрание в начальной школе"

Конспект родительского собрания"Первое родительское собрание в начальной школе"Ход родительского собрания СЛАЙД 11. ВступлениеПедагог: Добрый вечер, уважаемые родители! Добро пожаловать...

Родительское собрание в начальной школе "Мудрость родительской любви".

Родительское собрание в начальной школе "Мудрость родительской любви".Вид: тематическое собрание.Форма проведения: собрание-беседа.Цель: выявить особенности взаимоотношений детей и родителей...

Конспект родительского собрания "Первое родительское собрание в начальной школе"

Учиться – значит учить самих себя. Как правило, вместе с детьми учатся их мамы и папы, бабушки и дедушки. Учится вместе со своими учениками и учитель. Надеюсь, что все четыре года наш коллектив ...