Что такое готовность ребенка к школе
консультация по теме

Кирилина Ольга Николаевна

Материал для беседы с родителями на собрании

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chto_takoe_gotovnost_rebyonka_k_shkole.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Что такое готовность ребёнка к школе?

        К сожалению, нередко родители понимают под готовностью ребенка к школе только умения ребенка читать, писать, считать – то есть то, чему его должны научить именно  в школе. Однако раннее овладение учебными умениями, определенная сумма знаний не гарантируют вашему ребенку успешной школьной жизни.

        Существует ряд факторов, определяющих готовность ребенка к школьному обучению. Готовность ребенка к обучению в школе зависит от того, насколько он развит физически, психически, умственно и личностно, а также каково состояние его здоровья. Комплекс всех этих факторов определяет уровень такого развития ребенка, при котором требования систематического обучения не будут чрезмерными и не приведут впоследствии к нарушению его здоровья. У детей, не подготовленных к систематическому обучению, труднее и дольше проходит период адаптации (приспособления) к школе, у них гораздо чаще проявляются различные трудности обучения, приводящие нередко к неуспеваемости.

        Таким образом, следует говорить о целом комплексе готовности ребенка к обучению в школе:

  1. Психологическая готовность проявляется в том, что школа привлекает ребенка не только внешней стороной (желание иметь портфель, тетради и т.д.), но возможностью получить новые знания. При этом ребенок владеет необходимыми средствами познавательной деятельности: у него развиты речь, память, мышление, воображение, пространственные представления и т.д.
  2. Интеллектуальная (умственная, когнитивная) готовность означает наличие кругозора, запаса конкретных знаний, интереса к ним, понимание связи между явлениями и т.п.
  3. Социально-личностная готовность проявляется в умении и потребности ребенка общаться со взрослыми, сверстниками, в умении войти в другое общество (детское), действовать вместе с другими, подчиняться интересам группы, умении слушать и выполнять инструкции учителя, навыках коммуникативной инициативы. Кроме того, ребенок умеет преодолевать трудности и относиться к ошибкам как к определенному результату своего труда.
  4. Физиологическая готовность – уровень физиологического развития, уровень биологического развития, состояние здоровья.

Как определить уровень готовности ребенка к обучению в школе?

С помощью следующего теста вы можете выявить уровень общей готовности вашего ребенка к обучению в школе.

Зачитайте ребенку следующие утверждения и спросите его, согласен ли он с ними или нет. За каждый утвердительный ответ поставьте один балл.

1. В школе у меня будет много новых друзей.

2. Я хочу скорее пойти в школу, ведь многие мои друзья - уже первоклассники.

  1.  Я хочу дружить со всеми одноклассниками.
  2.  Каникулы - это самое лучшее в школьной жизни.
  3.  Интересно, как выглядит классная комната.
  4.  Я обязательно буду учиться хорошо.
  5.  Я хочу, чтобы уроки были дольше, чем перемены.
  6.  Я думаю, что в школе будет интереснее, чем в детском саду.
  7.  Мне очень интересно, какие в школе уроки.

10. Если бы можно было, я бы пошел в школу уже год назад.
Подсчитайте результаты.

1-3 балла - ваш ребенок вовсе не горит желанием идти в школу.

4-8 балла - ваш малыш хочет в школу, но нужно определить, что для него важнее: внешняя сторона или внутреннее содержание; что его больше интересует - новые друзья или уроки.

Если больше утвердительных ответов получено по вопросам первой части теста, то ребенок еще не совсем готов к трудностям школьных будней. Если же больше положительных ответов по вопросам второй половины, то ваш малыш вполне представляет, для чего ходят в школу.

По итогам теста побеседуйте с ребенком. Важно заинтересовать малыша, показать ему, что в школе ему может быть очень интересно, расскажите, что в школе у него появится много новых друзей, что он будет весело и интересно проводить каникулы.

Объясните ему, что учеба - это занятие само по себе весьма занимательное, но непростое, что в школе он узнает много нового и интересного. Рассказывая ему о школе, не приукрашивайте будущую действительность. Он должен усвоить, что в школе учиться хотя и нелегко, но интересно.

Уделяйте больше внимания целенаправленной подготовке к школе. Необходимые занятия с мамой, папой или бабушкой, особенно в игровой форме, должны вызвать у ребенка интерес к учебе, к процессу познания.

Помимо определения уровня общей готовности ребенка к обучению в школе, родителям следует обратить внимание и на некоторые другие показатели развития ребенка:

Развитие речи и готовность к овладению грамотой

  1. Умение интонационно выделять заданный звук в начале слова;
  2. Умение различать гласные и согласные звуки.
  3. Умение членить слова на слоги.
  4. Умение строить простые предложения из 4 и более слов.

5.        Умение использовать обобщающие понятия, подбирать определе-
ния к существительному.

6.        Умение составлять маленькие рассказы о предметах, событиях.

7.        Умение самостоятельно, последовательно передавать содержание
небольших литературных текстов.

Развитие элементарных математических представлений

  1. Умение считать и отсчитывать предметы заданного количества.
  2. Умение называть предыдущее и последующее число от заданного.
  3. Знание цифр: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.
  4. Умение соотносить цифру и число предметов.
  5. Умение измерять длину предметов с помощью условной меры.

6.        Умение различать и называть геометрические фигуры: круг,
квадрат, треугольник.

  1. Умение делить круг, квадрат на две и четыре части.
  2. Умение ориентироваться на листке клетчатой бумаги.

Кругозор ребенка

1.        Уметь назвать домашний адрес, телефон, полные имена родите-
лей, перечислить состав семьи.

  1. Иметь общие понятия о профессиях, занятиях взрослых.
  2. Знать правила поведения в общественных местах.
  3. Знать правила безопасного поведения на улице.
  4. Иметь общие представления о временах года, сезонных явлениях.
  5. Знать названия месяцев, дней недели и их последовательность.
  6. Знать названия частей суток и их последовательность.

Как выявить социально-личностную и психологическую готовность ребенка к школе?

Отдельный разговор о социально-личностной и психологической готовности ребенка к обучению в школе объясняется тем, что зачастую именно они становятся предметом тестирования, изучения при приеме ребенка в школу.

Задание для взрослых:

Внимательно и терпеливо наблюдайте за своим ребенком. Обратите внимание на поведение вашего ребенка во время его общения со сверстниками. Не вмешивайтесь, не подсказывайте ему, как себя вести, не подталкивайте его к каким-либо действиям. Помните: ваша цель-наблюдение. Основой для наблюдения могут стать следующие вопросы:

  1. Легко ли ваш ребенок вступает в контакт с незнакомыми детьми?
  2. Нравится ли он сам себе? Доволен ли он собой?
  3. Часто ли ваш ребенок обижается и плачет?
  4. Участвует ли он в играх-соревнованиях или избегает их?
  5. Есть ли у ребенка желание играть со сверстниками?
  6. Часто ли он участвует в драках?
  7. Как ваш ребенок выходит из конфликтных ситуаций?
  8. Какое у него чаще всего настроение, часто ли оно меняется?
  9. Разговорчив ли ваш ребенок или молчалив?
  1. Спокойный ли у него сон?
  2. Есть ли у вашего ребенка друзья?
  3. Принимают ли его в игру знакомые дети?
  4. Умеет ли он организовывать игру (придумать сюжет, распределить роли и т. д.)?
  5. Умеет ли отстаивать свое мнение?
  6. Есть ли у него трудности с речью?

Материалы наблюдений дадут вам ответ о социально-личностной готовности ребенка к обучению в школе. Идеальный вариант - ребенок умеет общаться со сверстниками и взрослыми (ребенок легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций общения, признает авторитет взрослых).

О психологической готовности к обучению в школе свидетельствуют:

  • учебная мотивация ребенка (хочет идти в школу; понимает важность и необходимость учения; проявляет выраженный интерес к получению новых знаний);
  • умение ребенка принять учебную задачу (внимательно выслушать, по необходимости уточнить задание);
  • развитие школьно-значимых психологических функций, познавательных способностей:

• развитие мелких мышц руки (рука развита хорошо, ребенок уверенно владеет карандашом, ножницами).

  • пространственная организация, координация движений (умение правильно определять: выше - ниже, вперед - назад, слева - справа).
  • координация в системе глаз - рука (ребенок может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ - узор, фигуру -зрительно воспринимаемый на расстоянии (например, из книг).
  • развитие логического мышления (способность находить сходство и различия разных предметов при сравнении, умение правильно объединять предметы в группы по общим существенным признакам).
  • развитие произвольного внимания (способность удерживать внимание на выполняемой работе в течение 15-20 минут).
  • развитие произвольной памяти (способность связывать запоминаемый материал с конкретным символом: слово-картинка либо слово-ситуация).

4. Какие занятия будут полезны для любого ребенка в период подготовки его к школе?

Любому малышу необходимы занятия по развитию мелких мышц руки (моторике), графических умений:

  • работа с конструкторами разного типа, мозаикой, шнуровкой и пазлами;
  • швейные операции с использованием иголки, работа с ножницами, пластилином, с природными материалами, конструирование из бумаги и картона, папье-маше, макраме, оригами и другие виды ручного труда;
  • рисование в альбомах (карандашами, красками);

О достаточном уровне развития моторики руки и графических умений ребенка свидетельствуют следующие умения:

  • способность ребенка манипулировать мелкими предметами, выполнять простые графические движения;
  • умение рисовать вертикальные и горизонтальные линии, геометрические фигуры, штриховать различными способами;
  • умение использовать в работе разные графические материалы (разные виды карандашей, мелков, красок и фломастеров), регулировать силу нажима;
  • умение чертить ровные прямые линии и ровные наклонные линии без ограничительной черты, ровные прямые и наклонные линии в 20 мм строке, овалы и круги, треугольники и квадраты;
  • умение повторять и продолжать рисовать или писать по заданному образцу или словесной инструкции (графические диктанты).

Развитие познавательных способностей (развитие памяти, внимания, восприятия, мышления) обеспечат занятия, на которых ребятам предлагается:

  • собирать разрезные картинки;
  • собирать картинки из кубиков (сюжетная картинка или геометрические рисунки) и пазлы разной сложности;
  • -        дорисовывать элементы, детали, части фигур, элементы букв и цифр, картинок до заданного образца при наличии или отсутствии визуальной опоры;

  • различать направления вверх - вниз и выполнять повороты вправо - влево;
  • различать расположение фигур и деталей в пространстве и на плоскости (над - под, на - за, перед - за - около - между).;

  • находить сходные предметы, буквы, геометрические фигуры и композиции в соответствии с образцом среди ряда схожих изображений;.
  • классифицировать фигуры по форме, размерам, направлению штрихов и другим признакам;
  • срисовывать (копировать) простые геометрические фигуры, сочетания фигур, пересекающиеся линии, соблюдая размеры, соотношение и направление штрихов;
  • копировать буквы, цифры, соблюдая размерность и направление всех штрихов и элементов;
  • находить часть целой фигуры, конструировать фигуры из деталей по образцу (схеме);
  • находить определенное количество различий между двумя схожими картинками по образцу и по памяти;
  • различать по конфигурации различные фигуры, буквы и цифры;
  • моделировать контуры предметов окружающей действительности и букв из счетных палочек, бумаги, природных и искусственных материалов, оригами;
  • запоминать 10 не связанных между собой слов при трех-четырех-кратном повторении, воспроизводить б из них;
  • группировать по смыслу слова и запоминать их;
  • запоминать стихи из 8-12 строк после нескольких повторений;
  • описывать предметы, находить их по заданным признакам;
  • определять последовательность событий, явлений, дать понятие времени;
  • задавать вопросы, способствующие развитию мышления детей.

Советы родителям будущих первоклассников:

  • Следует рассказать ребенку, что означает «быть школьником» и какие обязанности ему придется выполнять в школе. Нужно на доступных примерах доказать ему важность уроков, оценок, школьного распорядка. Важно вызвать интерес у детей к содержанию самих уроков, к получению новых знаний, вытесняя тем самым привлекательность внешних проявлений школьной жизни (учебники, ранец и пр.) и заменяя ее содержательной стороной.
  • Ни однозначно позитивный, ни однозначно негативный образ школы не приносит пользы будущему ученику. Родителям следует сосредоточить свои усилия на более подробном знакомстве ребенка со школьными требованиями, а главное - с самим собой, своими сильными и слабыми сторонами.
  • Родителям не стоит жалеть сил и времени на то, чтобы показать ребенку преимущества самостоятельности, не лишая его при этом разнообразной и своевременной обратной связи. Реакции взрослых должны быть разными в ответ на разные действия детей и одинаковыми -на одинаковые.
  • Очень важно быть предельно внимательным к деятельности малыша и буквально выискивать повод для одобрения и похвалы. Если родители верят в своего ребенка, радуются самым незначительным его успехам, то малыш делает вывод о своей успешности в новой для него деятельности. Если же каждая неудача ребенка воспринимается ими как катастрофа, то он примиряется с собственной никчемностью.
  • Обойтись без критических замечаний невозможно. Критика помогает маленькому человеку формировать реалистические представления о результатах своего труда, о собственных сильных и слабых сторонах, в конечном итоге способствует созданию адекватной самооценки. Но критика со стороны родителей не должна стать разрушительной, снижать самооценку ребенка, увеличивать его неуверенности тревожность.
  • Очень важно уважение к миру ребенка. Не заглядывайте в ранец без его ведома. Он должен быть уверен, что отныне без его разрешения никто не будет трогать вещи, принадлежащие ему.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическая готовность ребенка к школе. Что это такое

В данном материале рассматриваются основные составляющие психологической готовности ребенка к школе.Материал подготовлен для собрания родителей будущих первоклассников...

Психологическая готовность ребенка к школе. Что это такое (приложение)

Данная презентация является приложением к статье "Психологическая готовность ребенка к школе. Что это такое"...

Что такое готовность ребенка к школе

Статья содержит материал для беседы на родительском собрании....

Ребенок идет в первый класс: психологическая готовность ребенка к школе. Как помочь ребенку в овладении навыками чтения, письма, счета

Ребенок идет в первый класс: психологическая готовность ребенка к школе. Как помочь ребенку в овладении навыками чтения, письма, счета...

ЧТО ТАКОЕ "ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ?"

   В понятии "готовность к обучению е школе" выделяют три взаимосвязанных компонента:         1. ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ  2.  СОЦИАЛ...

Что такое речевая готовность ребенка к школе.

Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения. Перечислим их....