Родителям на заметку!
материал (2 класс) по теме

Советникова Евгения Васильевна

Советы родителям моих второклассников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rod.sobranie_2_smena_2_kl.doc48.5 КБ
Microsoft Office document icon rekomendatsii_roditelyam.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Видновский художественно-технический лицей

Собрание для родителей учащихся 2-го класса.

Как помочь ребенку организовать свой день?

Режим дня ученика (вторая смена).

Cоставила и провела

учитель начальных классов              

                                                            Советникова  Е. В.

2013 год


♦♦♦

Школьные годы – важнейший период жизни человека. Это период интенсивного роста и совершенствования организма, развития высшей нервной деятельности, формирования основных черт характера.

Правильный режим дня – это правильная организация и наиболее целесообразное распределение во времени сна, питания, труда, отдыха, личной гигиены и т. д. Правильный режим – основа жизни каждого, главное условие сохранения здоровья. Режим строится на основе биологического ритма функционирования организма. Вот почему режим дня так важен. Строгое соблюдение режима дня необходимо для здоровья и правильного развития школьника. Благодаря соблюдению режима обеспечивается высокая работоспособность в течение дня.

Основными элементами режима дня школьника являются:

·       учебные занятия в школе и дома;

·       активный отдых с максимальным пребыванием на свежем воздухе;

·       регулярное и достаточное питание;

·       физиологически полноценный сон;

·       свободная деятельность по индивидуальному выбору.

Внимание! Вторая смена.

При соблюдении режима вырабатываются условные рефлексы на конкретное время: дети быстро засыпают, легко встают по утрам и не теряют работоспособности весь день. Вначале, конечно, родителям придется запастись терпением, чтобы приучить сына или дочку жить по часам: вовремя уложить-разбудить, вместе позаниматься гимнастикой, позавтракать, усадить за уроки...

Наверняка среди ваших знакомых есть такие, кто успевает и работать, и спортом заниматься, и дому уделять достаточно внимания, а есть те, кто вечно жалуется на нехватку свободного времени. Задумайтесь: ведь в сутках для всех ровно 24 часа, но одни сами командуют временем, а другие ему подчиняются. Поговорите об этом с ребенком. А еще лучше, предложите ему такую игру: пусть он как бы сфотографирует свой день, распишет его с точностью до минуты. Например, гулял 40 минут, делал математику 25 минут и так далее. Потом помогите ему определить, где потеряно время, и спланировать завтрашний день.

Если школьник учится во вторую смену, учебный процесс получается рваным. Ребенок то старается сделать уроки вечером после школы и не ложится спать вовремя, то откладывает их на утро, после чего, практически не отдохнув, отправляется на учебу. Или же делает домашнее задание как можно быстрее и с ошибками.

 Учебная программа, вне зависимости от того, учится школьник в первую или вторую смену, построена так, что ребенок может с ней справиться.  Никаких послаблений для учащихся во вторую смену не предусмотрено. У учителей есть инструкция, как оптимизировать школьное расписание с учетом «физиологических функций и работоспособности учащихся». Она исключает превышение допустимой нагрузки. На начало и конец недели не планируются предметы, требующие интенсивной умственной работы. Зато во вторник и четверг школьнику нужно быть особенно собранным, чтобы решать непростые задачки по физике и математике. Расписание на каждый день строится по принципу «от сложного к менее сложному и совсем простому». Этот же принцип надо использовать и при выполнении домашних заданий: начинать с письменных предметов и заканчивать устными.

Если же ребенок из тех, кто медленно раскачивается, лучше поступить наоборот. Темп занятий должен быть довольно высоким. Учащимся начальных классов достаточно тратить на уроки до 1 часа в день. Если у вашего ребенка это занимает больше времени, проконтролируйте, в чем причина. Возможно, просто нужно помочь ребенку организовать свое время, чтобы он рационально его использовал. В пятом-шестом классе это время увеличивается до двух  часов, в седьмом — до трех. Ученики восьмого-одиннадцатого классов могут заниматься дома до четырех часов в день. Превышение этих показателей вредно отражается на здоровье и успеваемости. Дети начинают жаловаться на слабость, головные боли, становятся нервозными. Сказываются недосыпание, недостаток свежего воздуха и движения. Нередко уставший ребенок «для отдыха» садится к телеэкрану и смотрит все подряд. Но на самом деле телевизор или компьютер после уроков лишь способствует дальнейшему нарастанию утомления. Врачи рекомендуют телепросмотры не чаще двух-трех раз в неделю: младшим школьникам — около часа; в среднем и старшем школьном возрасте — около полутора-двух часов.

Вся литература, написанная учеными за годы дефицита школьных мест, подсказывает родителям и учителям — важнее всего режим дня. Действительно, если ваш ребенок должен, как большинство его сверстников, пройти испытание второй сменой, ничего другого тут не придумать.

Конечно, вторая смена более утомительна и требует специальной организации дня. Однако некоторые родители полагают, что, наоборот, ранний подъем в первую смену более труден для ребенка.

На самом деле, если ваш ребенок ложится спать вовремя и спит не менее 8–9 часов, проблем с утренним подъемом у него не будет.

Обед на столе!

Вторая смена – не повод переходить на питание чипсами и хот-догами. Если организм не компенсирует энергетических затрат, рост и развитие ребенка оказываются под угрозой. Надо позаботиться о том, чтобы перед школой он поел горячей пищи. Полноценный режим требует садиться за стол четыре-пять раз в день с интервалами в 3,5 - 4 часа. Рациональное соотношение белков, жиров и углеводов в рационе школьника составляет 1:1:4 или 1:1:5. Лучше, если две трети объема углеводов будут представлены в виде крахмала (картофель, крупы, хлеб), а одна треть в виде сахара (в том числе в составе напитков, фруктов и ягод). Не давайте ребенку больше 70-75 граммов сладостей в день. Пусть основным принципом питания семьи станет разнообразие, но не излишество пищи!  

Младший школьник должен проводить на свежем воздухе не менее 3 – 4 часов в день, включая время на дорогу в школу и домой. Садиться за уроки сразу, только придя из школы, нельзя – ребенку необходим полноценный отдых.

Рекомендации по составлению распорядка дня школьника  (для детей):

·       Начните день с утренней зарядки, которая облегчает переход от сна к бодрствованию и позволяет организму активно включиться в работу. Ее продолжительность в зависимости от возраста – от 10 до 30 минут.

·       После утренней зарядки переходите к водным процедурам – утреннее умывание, ежедневный душ.

·       Обязательно завтракайте, причем завтрак должен быть горячим и довольно плотным, составляя четверть от суточной потребности человека.

·       Вернувшись из школы, Вы должны  обязательно отдохнуть – 1-1,5 часа, без чтения книг, компьютерных игр  и просмотра телевизора.

·       Оптимальным временем для приготовления уроков служит период с 16 до 18 часов, соответствующий физиологическому ритму наилучшего усвоения информации. Начинать выполнение домашнего задания рекомендуется с наименее тяжёлых предметов, переходя к более сложным. Максимальная продолжительность периода работоспособности составляет 20-25 минут, после чего следует проводить 10-минутные перерывы.  

·       Уроки готовьте в тишине, исключите шум, разговоры, музыку. Из-за шума значительно быстрее наступает утомляемость, возникает добавочная нагрузка на мозг.

·       1,5-2 часа свободного времени используйте для занятий по интересам. Оптимальная длительность просмотра телепередач – не более 1 часа 2-3 раза в неделю.

·       Находитесь на свежем воздухе достаточное количество времени. Лучшими считаются подвижные игры на свежем воздухе, дающие хороший оздоровительный эффект, и занятия спортом – плавание, лыжный спорт, велоспорт, волейбол, баскетбол, футбол, танцы и другие в зависимости от желания и способностей. Особенно важно пребывание на улице вечером перед сном.

·       Спите не менее 9-10,5 часов. Важно всегда ложиться и вставать в одно и то же время, тогда будет обеспечено и быстрое засыпание и легкое пробуждение

·       Перед сном обязательно следует умыться, почистить зубы, помыть ноги и хорошо проветрить комнату.

·       Если Вы занимаетесь во вторую смену, делать уроки вечером не следует, домашнее задание нужно готовить через 30 минут после завтрака.

Примерный режим дня учащихся, занимающихся во 2-ю смену

(начало занятий в 12.20 и если ребенок посещает дополнительные внеурочные  занятия)

☼ Подъем 7.30.

☼ Утренняя зарядка, водные процедуры, уборка постели, туалет 7.30-8.00

☼ Утренний завтрак 8.00-9.00

☼ Приготовление уроков, уборка рабочего места 9.00-10.30

☼ Прогулка, подвижные игры и развлечения, занятия по интересам  10.30-11.40

☼ Дорога в школу 11.50-12.10

☼ Занятия в школе (внеурочные + учебные, полдник, внеклассная и общественная работа 12.20-18.35.

☼ Дорога домой, прогулка, свободные занятия, выполнение части уроков на черновик, отдых, ужин, помощь по дому и т.д. – до 20.30

☼ Приготовление ко сну 21.00

☼ Сон 21.30 - 7.30

Организуйте правильный режим дня школьника и вы обеспечите своему ребенку здоровье и хорошую работоспособность.

        Литература:

  1. Научно-практический журнал «Завуч начальной школы» - 2007 г.
  2. Л.А. Обухова. Школа докторов природы или 135 уроков здоровья. – М, «Вако», 2005.



Предварительный просмотр:

Внимание, 2-ой класс!

 Познавательные процессы:

 Во 2-ом классе продолжается развитие основных характеристик познавательных процессов:

 восприятия,

 внимания,

 памяти,

 воображения,

 мышления,

 речи.

У второклассников, как и у первоклассника, над всеми психическими процессами доминирует наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Начинается развитие словесно-логического и образного мышления. 

Рекомендация: объясняйте ваши мысли наглядно, на конкретных примерах. Например, ученик быстрее поймет задачу, если будет решать ее с помощью вкусных яблок.

 Необходимо развивать словесно-логическое мышление - сделать это можно с помощью дополнительных вопросов "почему?", "зачем?" и т.д.

Ведущий вид деятельности: 

До второго класса основным механизмом познания окружающего мира у ребенка была игра. Во втором классе таким механизмом становится учебная деятельность. Но ребенок все еще любит развивающие игры.

Рекомендация: наблюдая за тем, когда ученик играет с детьми или с вами, вы можете определить уровень его личностного развития.

Социальная ситуация развития:

Второклассник продолжает приспосабливаться к системе требований взрослых, связанных с его учебной деятельностью, и начинает приспосабливаться к системе требований сверстников при общении с ними. 

Рекомендация: хвалите ученика почаще: и при встрече из школы, и после выполнения уроков. Только успех порождает новый успех. А для этого ребенок должен верить в свои силы, знать, что я самоценен.

Мотивация:

Во втором классе у ребенка продолжается формирование мотивации к школе.

Мотивация к школе бывает:

·        Негативная. Ребенку не хочется и не нравится ходить в школу. У таких детей даже при хорошем развитии психических процессов нет успешной обучаемости.

·        Формальная. Ребенку нравится ходить в школу, но не для получения знаний, а ради формальных признаков: пообщаться с другими детьми, поиграть и т. п. У таких детей успеваемость обычно средняя.

·        Содержательная. Ребенок любит ходить в школу, ему нравится получать новые знания. Такие дети обычно достаточно успешны.

Новообразование:

 У второклассника продолжается закрепление внутренней позиции. Ребенок обучается самостоятельному контролю, а затем и оценке собственной деятельности.

Рекомендация: обсуждая прошедший день, подведите итоги вопросом: «Ты доволен собой?»

Если ученик себя переоценивает, то обратите внимание на его неудачи. И объясните, как их можно избежать.

Если ученик себя недооценивает, просто за что-нибудь похвалите его. Так он  научится  правильно себя оценивать.

Общение:

Круг общения второклассника зависит от оценки взрослых: учителя, родителей. Ребенок общается с теми, кого взрослые одобряют.

 Рекомендация:  не говорите при ученик негативно о его одноклассниках и их родителях. Ваша отрицательная оценка может стать причиной появления в классе изгоя.

 

Подведем итоги:

  • В это время происходит активное освоение учебной деятельности. Ребенок, побуждаемый взрослыми, начинает учиться оценивать причины своих достижений и неудач, т.е. развивать познавательную рефлексию. Присутствует острое желание быть успешным в учебе, что для ребенка означает «быть хорошим и любимым». Поэтому у некоторых детей появляется тенденция к снижению самооценки, например ребенок может думать о себе так: «Я плохой, потому что я плохо пишу (читаю).» Эта тенденция может закрепиться, если ребенок считает, что родителей очень огорчают его неуспехи.
  • Следует иметь ввиду, что у некоторых детей возможно снижение творческих способностей, стремления фантазировать за счет появления умения действовать по образцу.
  • В это время активно развивается воля ребенка. Он учится сдерживать свои непосредственные импульсы, учитывать желания других людей. Начинают развиваться произвольные внимание и память. Но для длительно концентрации ребенку требуется внешняя помощь: интересные картинки, звуковые сигналы, игровые ситуации. Внимание зависит не только от воли ребенка, но и от его темперамента. Устойчивость внимания снижается к концу дня, недели, учебной четверти, после заболеваний.
  • Учитель продолжает оставаться значимой фигурой. Но появляется более личностное отношение к нему – стремление к общению с ним на переменах, прогулках.
  • Появляется способность дифференцировать личностные качества сверстников.
  • У некоторых второклассников может наблюдаться сильное стремление к лидерству. Между некоторыми детьми появляется соперничество.
  • Начинает развиваться способность к сотрудничеству. В играх и учебе. Дети учатся договариваться, уступать друг другу, распределять задания без помощи взрослых. Но это им еще трудно делать.
  • Ребенок начинает осознавать свою роль в семье, отношения между родителями. Глубоко страдает, если они его не удовлетворяют.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родителям на заметку! У вас появился первоклассник!

В данной статье даны рекомендации родителям, чьи дети являются первоклассниками. Воспользовавшись данными советами, вы поможите своему ребёнку преодолеть трудности первого года обучения....

Родителям на заметку. Советы, памятки , рекомендации.

Рекомендаций, советы, памятки. Надеюсь, что найденный вами здесь материал окажется полезным и поможет организовать учебно-воспитательный процесс дома. ...

Учителям и родителям на заметку

"СВИРЕЛЬ".   Программа обучения и развития  быстро эффективно решает многие проблемы, связанные со здоровьем и обучением младших школьников, содействуя всем направл...

Родителям на заметку

Рекомендации родителям...

Родителям на заметку "Готовность к обучению в школе"

Детские психологи утверждают, что в нежелании детей учиться в большинстве случаев виноваты родители! Именно они, действуя из самых лучших побуждений, но неграмотно или даже грубо, отбивают у реб...

Родителям на заметку

   Консультации, памятки для родителей первоклассников....

Родителям на заметку

  Дети учатся у взрослых всему  и от того, чему их взрослые научат зависит их будущее....