Здоровьесберегающие технологии
занимательные факты (4 класс) по теме
Здоровьесберегающие технологии в режиме развивающего обучения в начальной школе
Скачать:
Предварительный просмотр:
Здоровьесберегающие технологии в режиме развивающего обучения в начальной школе
Одна из первых задач педагога – научить детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье. Важно также на своем личном примере демонстрировать здоровый образ жизни. Только в этом случае мы можем надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.
Цель современной школы – подготовка детей к жизни. Каждый школьник должен получить за время учебы знания, которые впоследствии пригодятся ему.
Достижение названной цели в сегодняшней школе может быть достигнуто с помощью технологий здоровьесберегающей педагогики, которые рассматриваются как совокупность приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья школьников и педагогов. Педагог, владея современными педагогическими знаниями, в тесном взаимодействии с учащимися, с их родителями, с медицинскими работниками, с коллегами, планируют свою работу с учетом приоритетов сохранения и укрепления здоровья участников педагогического процесса.
Основополагающие приоритеты для педагогики оздоровления следующие.
Здоровый ребенок – практически достижимая норма детского развития.
Оздоровление – не совокупность лечебно-профилактических мер, а форма развития психофизиологических возможностей детей.
Индивидуально-дифференцированный подход – основное средство оздоровительно-развивающей работы с учащимися.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни, научит использовать полученные знания в повседневной жизни.
Основной показатель, отличающий все здоровьесберегающие образовательные технологии – регулярная экспресс-диагностика состояния учащихся и отслеживание основных параметров развития организма в динамике (начало – конец учебного года), что позволяет сделать соответствующие выводы о состоянии здоровья учащихся.
Весь процесс обучения в условиях здоровьесберегающей педагогики включает в себя три этапа, которые отличаются друг от друга как частными задачами, так и особенностями методики.
Этап начального ознакомления с основными понятиями и представлениями.
Цель - сформировать у ученика основы здорового образа жизни и добиться выполнения элементарных правил здоровьесбережения.
Этап углубленного обучения.
Цель – сформировать полноценное понимание основ здорового образа жизни.
Этап закрепления знаний, умений и навыков по здоровьесбережению и дальнейшего их совершенствования.
Цель – умение перевести знания в навык, обладающий возможностью его целевого использования.
В целях совершенствования знаний, умений и навыков по здоровьесбережению используют различные методы и приемы» практический метод, познавательная игра, ситуационный метод, игровой метод, активные методы обучения, воспитательные, просветительские и образовательные программы.
Средства педагог выбирает в соответствии с конкретными условиями работы.
Таким образом, сегодня здоровьесбережение учащихся становится одной из самых актуальных задач современной школы. Не случайно, в нашей школе разработана Программа развития, где основной проблемой является: «Сохранение и укрепление здоровья участников образовательного процесса»
Цели:
- Создание условий, направленных на укрепление здоровья и привития навыков здорового образа жизни.
- Создание Школы здоровья, способной укрепить здоровье всех участников образовательного процесса.
Задачи:
- Разработка комплекса мер по воспитанию здорового образа жизни, охране и укреплению здоровья.
- Улучшение медицинского обслуживания детей и работников школы.
- Пропаганды здорового образа жизни.
- Формирование стойкого убеждения учащихся в личной ответственности за состояние здоровья.
- Обучения приемам поведения в разных жизненных ситуациях на основе принципов личной безопасности, экологической и общей культуры.
- Укрепление материальной базы школьных кружков.
- Активизация деятельности школьных методических центров по совершенствованию педагогического мастерства учителей.
- Повышение качества знаний учащихся.
Мы провели анкетирование среди уч-ся начальной школы. Также изучили медицинские карточки уч-ся вместе с медработником и побеседовали с родителями. Критериями оценки состояния здоровья обучающихся являются показатели физического состояния учащихся, уровни общей и острой заболеваемости.
Самые распространенные заболевания: кариес, аллергические заболевания, Лор заболевания, нарушение зрения, ЖКТ. В сезон ОРВИ все дети начальной школы болеют простудными заболеваниями.
1. Результаты диагностики здоровья есть. Что мы делаем дальше? В начале учебного года мы обязательно подбираем мебель соответственно росту ребенка (по нормам СанПиНа), следим за обязательным проветриванием учебных помещений на переменах, обязательной является и влажная уборка в течение дня.
Но не надо забывать, что, прежде всего, наши дети ходят в школу, чтобы учиться. Как сделать, чтобы дети и учились и при этом не уставали. Ведь усталость – это фактор, который усиливает негативные эмоции уч-ся, мешает восприятию учебного материала.
2. Поэтому огромное значение мы придаем физминуткам.
Мы проводим физминутки
а) на снятие усталости с пальцев рук на уроках письма, где требуются сложные координированные движения. Снятию усталости способствует пальчиковая гимнастика, массаж рук, упражнения, направленные на укрепление мышц рук. (примеры на слайде, поработать с аудиторией, фото)
б) на снятие напряжения с органов зрения, так как глаза находятся во время уроков в постоянном напряжении. Используем офтальмотренажер, проводим гимнастику для глаз: например, упражнения " Филин", «Метелки»
Закрыть глаза и держать закрытыми на счет 1-4.
Широко раскрыть глаза, посмотреть вдаль и держать открытыми на счет 1-6. Упражнение повторить 4-5 раз.
2.«Метелки»: выполнять частое моргание без напряжения глаз до 10-15 раз. Упражнение можно сопровождать проговариванием текста:
Вы, метелки, усталость сметите,
Глазки нам хорошо освежите. Упражнение повторить 4-5 раз.
в) упражнения, направленные на снятие усталости с опорно-двигательного аппарата: упражнения на ковриках, со скалками, мешочки с камнями, упражнения по формированию осанки (гости пусть станут на коврики и выполнят некоторые упражнения)
г) на снятие эмоциональной усталости (психогимнастика (провести с гостями), релаксационные упражнения для мимики лица)
Игра «Шалтай-болтай». Дети стоят в расслабленном состоянии, руки свободно свисают. Под текст дети делают повороты, руки болтаются свободно, как у тряпичной куклы.
Шалтай-болтай сидит на стене,
шалтай-болтай свалился во сне.
Игра «Шарик». Один ребенок имитирует работу насоса со звуковым сопровождением. Остальные дети представляют себя воздушными шариками, которые надуваются воздухом, постепенно поднимая руки вверх, надувая щеки.
Напряжение в руках, ногах, мышцах достигает предела. Шарик лопнул дети расслабляют мышцы и в расслабленном состоянии постепенно опускаются на пол.
д) дыхательную гимнастику.
Например, упражнение «Гудок парохода». Через нос дети с шумом набирают воздух; задержав дыхание на 1-2 секунды, с шумом выдыхают воздух через губы, сложенные трубочкой, со звуком «у» (выдох удлинен). Упражнение учит дышать в темпе 3-6. вдох короче, задержка дыхания, выдох длинный.
3. Использование подвижного способа обучения. Такое обучение позволяет предотвратить развитие искривления позвоночника, возникновения плоскостопия, проводить профилактику близорукости во время учебного процесса, стабилизировать процессы возбуждения и торможения в центральной нервной системе. Такое обучение позволяет ускорить восприятие учебного процесса.
Парта нового типа «Конторка» помогает чередовать позы: если ребенок устал, то он может встать за конторку и писать стоя.
Большое значение для профилактики утомления играет динамическая перемена. Это организованный отдых на открытом воздухе. Содержание динамической перемены должно быть разнообразным: подвижные игры, игры эстафеты, спортивные упражнения. Подвижные перемены нам помогают проводить активисты ДШО «Хамдан». Если позволяют погодные условия, то все подвижные переменки проходят на улице.
Утренняя зарядка является обязательным элементом воспитания у уч-ся навыка здорового образа жизни. В организации утренней физзарядки нам также помогают активисты «Хамдана».
4. Работа по здоровьесбережению невозможна без участия родителей. Родители - активные помощники, т.к. они заинтересованы в сохранении и укреплении здоровья своих детей. Благодаря родительским средствам мы смогли организовать прием чистой минеральной воды, сезонную витаминизацию, горячее питание уч-ся, фитотерапию.
5. Сезонная витаминизация проводится нами в течение года.
Наши дети принимают витамин «С», поливитамины.
6. Фитотерапия. Мы понимаем, что любое мероприятие, связанное с приемом лекарственных средств требует осторожности. Для фитотерапии мы выбираем широко известные лечебные растения. Например, ромашку, которая обладает антимикробным, противовоспалительным действием. Поэтому в сезон распространения ОРВИ (декабрь, февраль, март) мы используем отвары ромашки для полосканий.
Шиповник – сильное поливитаминное средство, способствует восстановлению после всевозможных нагрузок, в том числе умственных. Хорош при сезонном авитаминозе у детей.
Мята перечная обладает успокоительным действием.
Аромотерапия используется в сезон распространения ОРВИ: зубчики чеснока, лук.
7. На воспитание ЗОЖ направлена и внеклассная работа. Мероприятия «Папа, мама, я - спортивная семья», «Веселые старты», «Зов джунглей», турпоходы вызывают всегда живой интерес у ребят и их родителей.
Во внеклассной работе мы особое место уделяем воспитанию у уч-ся убеждения личной ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья. Мы проводим с ними беседы.
Тематика бесед по классам(1-4)
1. Соблюдение личной гигиены.
2. Профилактика простудных заболеваний.
3. Режим школьника.
4. Витамины - наши друзья.
5. Правильное питание младшего школьника.
6. Уроки доктора Айболита.
7. Знаешь ли ты? (Лекарственные травы)
8. В рамках реализации Программы развития уч-ся средней школы выполнили исследовательский проект «Пятерка весом в два кило». Уч-ся узнали, что неправильно выбранный ранец, лишние предметы, находящиеся в портфеле, могут способствовать развитию заболеваний опорно-двигательного аппарата. Также уч-ся разработали рекомендации для родителей, которыми необходимо пользоваться при покупке портфеля.
Конечно, опыт работы наш невелик. Но мы можем сказать, что у нас уже есть определенные результаты. Мы провели тестирование среди детей и узнали:
100 % уч-ся нравится физминутки, при этом дети отмечают, что во время проведения физминутки они чувствуют расслабление;
76% уч-ся любят гимнастику для пальцев;
50 % детей отмечают плюсы подвижного метода обучения;
83% уч-ся любят гимнастику для глаз.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Содержание учебного материала как средство реализации здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе.
Учебный материал всех предметов начальной школы по любой программе предоставляет возможность учителю прямо на уроке формировать у учащихся навыки здорового образа жизни, давать детям знания об организ...
Статья "Здоровьесберегающие технологии, как методологическая основа педагогики здоровья. Программа «Разговор о правильном питании» в системе здоровьесберегающих технологий".
Статья определяет понятие здоровьесберегающей педагогики и её отличие от валеологии. Даны классификации здоровьесберегающих технологий, определены условия, при которых технологии являются здоров...
Здоровьесберегающие технологии в работе учителей начальной школы при использовании современных образовательных технологий
МБУ МОШ №26 Доклад на тему:«Здоровьесберегающие технологии в работе учителей начальной школы при использовании современных образователь...
Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению современных образовательных технологий на уроках в начальной школе "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе »
Российская школа в ходе своего реформирования провозгласила идеи гуманизма приоритетными. В период младшего школьного возраста у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здорового образа ...
Создание здоровьесберегающего образовательного пространства и внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс коррекционной школы
Сообщение на педсовете....
Динамическая пауза как элемент здоровьесберегающих технологий в урочной и внеурочной деятельности. Стажировочная площадка по программе "Формирование здоровьесберегающего пространства в условиях современной школы".
Динамическая пауза как элемент здоровьесберегающих технологий в урочной и внеурочной деятельности....
Здоровьесберегающие технологии. Голобородько Н. В. «Здоровьесберегающие технологии в образовании»
Стремительное ухудшение состояния здоровья детей стало общепризнанным фактом. Ни медицина, ни образование не успевают адекватно реагировать на эти изменения. Поэтому особую актуальность приобретают лю...