"Как хорошо уметь читать..." (советы родителям).
статья по теме

Шипулина Оксана Юрьевна

Программой средней общеобразовательной школы предусмотрено: «К окончанию четвёртого класса нужно сформировать скорость чтения учащихся 90 — 100 слов в минуту». Родители переживают, как сделать так, чтобы их чадо читало быстрее, внимательнее да и вообще любило читать. Предлагаю несколько советов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Как хорошо уметь читать…»

(советы родителям)

Трудно переоценить значение литературы для развития ребёнка — она способствует расширению горизонтов детского знания о мире, помогает ребёнку усвоить образцы поведения, воплощённые в литературных героях. Она является одним из источников формирования у детей начальных представлений о прекрасном. Кроме того, замечено, успеваемость ученика зависит от его техники чтения.

Программой средней общеобразовательной школы предусмотрено: «К окончанию четвёртого класса нужно сформировать скорость чтения учащихся 90 — 100 слов в минуту». Родители переживают, как сделать так, чтобы их чадо читало быстрее, внимательнее да и вообще любило читать.

Предлагаю несколько советов.

Принцип «Чтобы научиться читать бегло, надо просто читать!».

Вроде бы просто, и в то же время это очень важно. При чтении ребёнок должен не проговаривать слова вслух, а догадываться какое это слово. А это бывает только тогда, когда ребёнок это слово  узнаёт. А узнавать его будет тогда, когда он прочитает его несколько раз.

Замечено без систематической работы учащегося над беглостью чтения, скорость чтения не добавится.

Мы вовсе не должны проводить длинные упражнения (длинные по времени), мы должны упражнения проводить короткими порциями, но с большей частотой. А что же наблюдается? Папа и мама, усаживая своего сынишку первоклассника, который плохо читает, говорят следующее: «Пока не прочитаешь эту сказку, из-за стола не выйдешь».

Было бы гораздо лучше, если бы домашняя тренировка проводилась несколькими порциями по 5-10 минут. Небольшой абзац ребёнок прочитывает и пересказывает его содержание. Через час-два ещё одна порция. Перед сном —  ещё одна порция

Чтение перед сном даёт хорошие результаты. Вечернее чтение должно стать традицией в каждой семье. Дело в том, что последние события дня фиксируются эмоциональной памятью, те восемь часов, когда человек спит, он находится под их впечатлением.

И конечно, самостоятельное чтение ребёнка не должно заменяться чтением книги  родителями.

Рассмотрим восемь резервов обучения чтению:

1.Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений. Память человеческая устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. Именно  это создает раздражение и запоминается. Поэтому если мы хотим помочь детям освоить какие-то умения и довести их до автоматизма – до уровня навыка, нужно ежедневно, через определенные промежутки времени проводить с ними небольшие по объему упражнения.

2. Жужжащее чтение.

Жужжащее чтение – это такое чтение, когда все ученики читают одновременно вслух вполголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со своей скоростью, кто-то быстрее, кто-то медленнее.

3.Ежеурочные пятиминутки чтения. 

У каждого ребенка на парте лежит книга (художественная книга с закладкой), и любой урок – будь то чтение, русский язык, математика, природоведение, труд начинаю с того, что дети открывают книгу, 5 минут читают. В режиме жужжащего чтения, карандашиком отмечают до какого места дочитали, кладут закладку, закрывают книгу. И дальше идет обычный урок.

4. Чтение перед сном.

Дело в том, что последние события дня фиксируются эмоциональной памятью, и те восемь часов, когда человек спит, он находится под их впечатлением. Организм привыкает к этому состоянию.

Еще 200 лет назад говорилось: «Студент, науками живущий, учи псалтырь на сон грядущий», то есть учи так, чтобы это было последним событием дня.

5. Если ребенок не любит читать, то необходим режим щадящего чтения. В самом деле: если ребенок не любит читать, то это означает, что у него при чтении возникают трудности.

Режим щадящего чтения – это такой режим, когда ребенок прочитает одну – две строчки после этого получит кратковременный отдых. Такой режим автоматически получается, если ребенок просматривает диафильмы: две строчки под кадром прочитал, посмотрел картинку – отдохнул. Если ребенок устанет, то можно продолжить читать родителям.

6. Установлено, что развитие техники чтения часто тормозится из-за слаборазвитой оперативной памяти.

Что это значит?

Например, ребенок читает  предложение, состоящее из 6-8 слов. Дочитав до третьего- четвертого слова, забыл первое слово. Поэтому он никак не может уловить смысл предложения, не может увязать все слова воедино. Необходимо в этом случае поработать над оперативной памятью.

Делается это с помощью так называемых зрительных диктантов по написанию предложений. Особенность этих предложений такова: первое предложение состоит из 2 слов (это 8 букв). Предложение дать прочитать, запомнить его, постараться записать. Наращивание длины предложений происходит постепенно, по одной – две букве. последнее предложение состоит уже из 46 букв. Теперь он легко улавливает смысл предложения, читать ему становится интересно, и поэтому и процесс обучения чтению идет гораздо быстрее.

8. Стимулирование учащихся.

Это самозамер скорости чтения. Ребята в течение одной минуты читают текст, отмечают, до какого слова дочитали, затем пересчитывают прочитанные слова и записывают результаты в тетрадь.

Игры, помогающие научить ребенка быстро читать:

"Почта"

Как играть?

Для начала повесьте почтовый ящик (хотите - соорудите его из фанеры, хотите - склейте из картона). А можете никаких ящиков не вешать, а облюбовать себе тайничок. Например... дупло. Так или иначе, но место, откуда достаются письма, должно быть особенным - "маркированным", как говорят ученые. И шуршащий маленький конвертик (обязательно запечатанный - тайна почтовой переписки!), извлекаемый из этого особенного места маленьким любителем компьютерной графики, оказывается для него чем-то наподобие подарка Деда Мороза или Санта-Клауса.

И мало ли кто может прислать письмо! И Доктор Айболит, и Дождевой Червяк, и Мальчик из Далекой Страны... Даже если ребенок знает, что дождевые червяки не умеют писать, в этого - Автора Письма - он захочет поверить. Потому что больше всего не свете любит играть и постоянно готов к свершению чуда.

Даже если это мама, папа или бабушка, в настоящий момент сидящие в соседней комнате.
"Егор! Сегодня у меня очень плохое настроение. Догадываешься, почему? Ты заставил меня сильно рассердиться. Я всегда расстраиваюсь, когда приходится тебя наказывать..."
"Почтовая" этика требует не оставлять письма без ответа.

Кто больше спросит?
Как играть?
Задавать вопросы к тексту - большая наука. Предложите ребенку прочитать текст, а потом задать как можно больше вопросов к нему. Можете устроить соревнование: задавайте вопросы к одному и тому же тексту по очереди, за поставленный вопрос - берите фишки. Выиграет тот, кто наберет больше всего фишек.
Часто ребенку трудно бывает сформулировать вопрос, можно ему помочь в этом. Сделайте плакат-подсказку. Крупными буквами на листе бумаги напишите вопросительные слова: КТО? ЧТО? ПОЧЕМУ? ЗАЧЕМ? КАК? КОГДА? У КОГО? ГДЕ? КУДА? ОТКУДА? СКОЛЬКО? КАКАЯ? КАКИЕ? ЧТО СДЕЛАЛ? ЧТО СКАЗАЛ? и т. п.
Дети проще придумывают тему вопроса и правильнее задают его, если у них есть возможность выбрать первое слово для вопроса.

Расставь точки
Как играть?
Для проведения игры напишите на листе бумаги или распечатайте на принтере текст, состоящий из 3-6 предложений. Знаки препинания не расставляйте (желательно, чтобы в тексте встречались только точки). Расскажите ребенку, что из этого рассказа убежали все точки, поэтому стало невозможно понять его смысл. Предложите ребенку прочитать "странный" рассказ и попытаться определить, где заканчивается одна фраза и начинается следующая, то есть расставить правильно точки.

Все быстрее и быстрее
Как играть?
При выборе текста для этой игры учитывайте следующие требования: предложения в тексте должны состоять из 3-8 слов, текст должен быть такой длины, чтобы ваш ребенок не смог прочитать его с первого раза за 3 минуты.
Игра заключается в постепенном увеличении скорости чтения за счет многократного прочтения одного и того же текста.
Объясните ребенку, что он будет читать на время (за 1 минуту). Скажите, что после команды "Стоп" он должен поставить в тексте отметку на том месте, где остановился. Повторное чтение необходимо начинать с начала рассказа, снова отмечая место окончания чтения за 1 минуту. Читать нужно вслух. Желательно один текст читать таким образом 5-8 раз.
Конечно, каждое новое прочтение обязательно будет увеличивать количественные показатели, и при этом результат упражнения становится видимым. Укажите на этот положительный результат ребенку, и он начнет понимать, что, если тренироваться в скорости чтения, успех обеспечен.

Название для рассказа
Как играть?
Предложите ребенку прочитать рассказ и выбрать подходящее название для него.

Сочинялки
Как играть?
Предварительно для игры выберите небольшой текст. Окончание рассказа закройте непрозрачной бумагой и предложите ребенку прочитать рассказ. Ребенку нужно придумать, чем может закончиться рассказ. Потом дайте малышу дочитать текст до конца и тем самым проверить его предположения.
Представьте себе, сколько вариантов продолжения сможет придумать ваш ребенок к такому рассказу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Математический праздник на тему: «1,2,3,4,5 – хорошо уметь считать»

Данное мероприятие проводилось с участием 0–х классов данной школы. Мероприятие посвящено месячнику математики и представлен как математический праздник.Цели:Образовательные:Обучение математике ...

Математический праздник на тему: «1,2,3,4,5 – хорошо уметь считать»

Данное мероприятие проводилось с участием 0–х классов данной школы. Мероприятие посвящено месячнику математики и представлен как математический праздник.Цели:Образовательные:Обучение математике ...

Как хорошо уметь читать...(Для Вас, родители.)

Советы для родителей по формированию навыка чтения у первоклассников....

"Ваш ребёнок не любит читать?" Советы родителям

Чтобы воспитывать, тут нужен беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение.  А.П. Чехов Родители должны знать: ценность детского чтения очень велика. Это надёжное и проверенное средство ...

Круглый стол для родителей "Как хорошо уметь читать"

Цель: развитие интереса к формированию интеллектуальных умений, желания читать. обмен идеями, суждениями, мнениями в группе, направленных на решение поставленных задач...

Памятки для родителей "Как хорошо уметь читать"

Данный материал можно использовать на родительских собраниях в  начальных классах....

Советы для родителей. Как хорошо уметь читать

советы о приучении ребенка к чтению. Список книг рекомендованных для чтения с 1 по 4 класс...