Готов ли ваш ребёнок к школе?
статья по теме

 

     Психологическая готовность к школьному обучению предполагает многокомпонентное образование.

     Прежде всего у ребенка должно быть желание идти в школу, т.е., на языке психологии, мотивация к обуче­нию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gotov_li_vash_rebyonok_k_shkole.doc91 КБ

Предварительный просмотр:

Готов ли ваш ребёнок к школе?

Томчик Светлана Юрьевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ №77

     Поступление в школу — чрезвычайно ответственный момент как для самого ребенка, так и для его родителей. Практический опыт психологического обследования детей показывает, что далеко не все дети всесторонне подготовлены к безболезненному и успешному вхождению в учебную деятельность в школе.

Понимая важность подготовки детей к школе, даже за несколько месяцев до начала учебного года можно организовать целенаправленные развивающие занятия с детьми, которые помогут им на этом новом этапе жизни.

     Многое могут сделать для ребенка в этом отношении родители первые и самые важные его воспитатели.

     Психологическая готовность к школьному обучению предполагает многокомпонентное образование.

     Прежде всего у ребенка должно быть желание идти в школу, т.е., на языке психологии, мотивация к обучению.

    У него должна быть сформирована социальная позиция школьника: он должен уметь взаимодействовать со сверстниками, выполнять требования учителя, контролировать свое поведение. Важно, чтобы ребенок был здоровым, выносливым, иначе ему будет трудно выдержать нагрузку в течение урока и всего учебного дня. И, пожалуй, самое главное - у него должно быть хорошее умственное развитие, которое является основой для успешного овладения школьными знаниями, умениями и навыками, а также для поддержания оптимального темпа интеллектуальной деятельности, чтобы ребенок успевал работать вместе с классом.

     Уважаемые родители!

Ребенок дошкольного возраста обладает поистине огромными возможностями развития и способностями познавать. В нем заложен инстинкт познания и исследования мира. Помогите ребенку развить и реализовать свои возможности. Не жалейте затраченного времени. Оно многократно окупится. Ваш ребенок переступит порог школы с уверенностью, учение будет для него не тяжелой обязанностью, а радостью,  и у вас не будет оснований расстраиваться но поводу его успеваемости.

     Чтобы ваши усилия были эффективными, воспользуйтесь следующими советами:

1.    Не допускайте, чтобы ребенок скучал во время занятий. Если ребенку весело учиться, он учится лучше. Интерес лучшая из мотиваций, он делает детей по-настоящему творческими личностями и дает им возможность испытывать удовлетворение от интеллектуальных занятий.

2.    Повторяйте упражнения. Развитие умственных способностей ребенка определяется временем и практикой. Если какое-то упражнение не получается, сделайте перерыв, вернитесь к нему позднее или предложите ребенку более легкий вариант.

3.  Не проявляйте излишней тревоги по поводу недостаточных успехов и недостаточного продвижения вперед или даже некоторого регресса.

4.    Будьте терпеливы, не спешите, не давайте ребенку задания, превышающие его интеллектуальные возможности.

5.    В занятиях с ребенком нужна мера. Не заставляйте ребенка делать упражнение, если он вертится, устал, расстроен; займитесь чем-то другим. Постарайтесь определить пределы выносливости ребенка и увеличивайте длительность занятий каждый раз на очень небольшое время. Предоставьте ребенку возможность иногда заниматься тем делом, которое ему нравится.

6.   Дети дошкольного возраста плохо воспринимают строго регламентированные, повторяющиеся, монотонные занятия. Поэтому при проведении занятий лучше выбирать игровую форму.

7.  Развивайте в ребенке навыки общения, научите ребенка дружить с другими детьми, делить с ними успехи и неудачи: все это ему пригодится в социально сложной атмосфере общеобразовательной школы.

8.  Избегайте неодобрительной оценки, находите слова поддержки, чаще хвалите ребенка за его терпение, настойчивость и т.д. Никогда не подчеркивайте его слабости в сравнении с другими детьми. Формируйте у него уверенность в своих силах.

     А самое главное, постарайтесь не воспринимать занятия с ребенком как тяжелый труд, радуйтесь и получайте удовольствие от процесса общения, никогда не теряйте чувство юмора. Помните, что у вас появилась прекрасная возможность подружиться с ребенком.

Итак, успехов вам и больше веры в себя и возможности своего ребенка!

ВНИМАНИЕ

     Внимание проявление избирательной направленности процессов сознания. Уровень развития внимания во многом определяет успешность обучения ребенка в школе. У дошкольника преобладает непроизвольное внимание; ребенок не может еще управлять своим вниманием и часто оказывается во власти внешних впечатлений. Проявляется это в быстрой отвлекаемости, невозможности сосредоточиться на чем-то одном, в частой смене деятельности.

     К началу обучения в школе у ребенка постепенно формируется произвольное внимание. Оно развивается довольно интенсивно, если взрослые оказывают ребенку помощь. Развитие произвольного внимания тесно связано с развитием ответственности, что предполагает тщательное выполнение любого задания - как интересного, так и неинтересного. Произвольное внимание развивается постепенно, по мере развития отдельных его свойств, таких, как объем, концентрация, распределение и переключение, устойчивость.

     Объем внимания определяется количеством однородных предметов, которые охватывает сознание ребенка.

    Концентрация внимания — интенсивность сосредоточения па одном или нескольких объектах.

    Распределение внимания - возможность концентрироваться не на одном, а на двух или большем числе различных объектов. Это дает возможность одновременно совершать несколько рядов действий и следить за несколькими независимыми процессами, не теряя ни одного из них из поля своего внимания.

    Переключение внимания означает возможность сознательного и осмысленного перемещения внимания с одного объекта на другой. Хорошая переключаемость внимания означает способность быстро ориентироваться в ситуации и переходить от одной деятельности к другой. Рассеянность в житейском смысле слова и означает плохую пере-ключаемость внимания.

    Устойчивость внимания определяется длительностью времени, в течение которого сохраняется его концентрация. Устойчивость внимания зависит от целого ряда условий: особенности задания, степени его трудности, понятности, интереса к нему ребенка и сформированности его волевых качеств. Особенно существенна роль волевого усилия к длительному поддержанию своего внимания на определенном уровне, даже если то содержание, на которое оно направлено, не представляет непосредственного интереса и сохранение его в центре внимания сопряжено с определенными трудностями. Хороший уровень сформированности внимания у ребенка свидетельствует и о развитии у него самоконтроля.

    Различные свойства внимания его концентрация, объем, распределение и переключение, устойчивость в значительной мере независимы друг от друга: внимание, хорошее в каком-то одном отношении, может быть не столь совершенным в другом.

Отчетливо сказывается на развитии внимания роль эмоциональных факторов (интереса), мыслительных и волевых процессов. Понимание этого является особенно важным в развитии и тренировке внимания. Безусловно, все свойства внимания значительно развиваются в результате упражнения.

ВОСПРИЯТИЕ

    Восприятие — это отражение сознанием человека предметов и явлений действительности в момент их воздействия на органы чувств.

В старшем дошкольном возрасте дети уже хорошо различают цвет и форму предмета. Узнав названия геометрических фигур, они свободно оперируют соответствующими формами, находя их в знакомых вещах: "Дверь — это прямоугольник, абажур лампы — шар" и т.д. По силуэту или незначительным деталям ребенок определяет предмет и различает его величину, форму, удаленность и пр. Если у ребенка хорошо развита речь, то он использует многообразные обозначения пространственных отношений: "Надо спуститься вниз, потом повернуть направо, дойти до угла, повернуть налево, перейти на другую сторону".

    Более трудным для ребенка дошкольного возраста является восприятие времени — ориентация во времени суток, в оценке разных промежутков времени (неделя, месяц, время года, часы, минуты, секунды). Например, одна минута - по представлению детей 6— 7 лет в среднем равна 10 секундам. Поэтому так часто дети делают ошибки, представляя себе длительность какого-либо дела меньшей, чем она есть в действительности.

    Огромным достижением ребенка являются первые попытки установления связей между пространством, временем, количеством. Благодаря этому ребенок решает сложнейшую интеллектуальную задачу — восприятие картинки. Он осмысливает взаимоотношения между частями картинки и воспринимает изображение как нечто целое (целостность восприятия).

    Неоценима роль восприятия в овладении ребенком навыками письма, чтения, счета.

МЫШЛЕНИЕ

    Мышление     -   это  процесс  познания  человеком! действительности   с   помощью   мыслительных   процессов   - анализа, синтеза, суждений и т.п. Выделяют три вида мышления:

1)   наглядно-действенное  (познание с  помощью  манипулирования предметами (игрушками);

2)   наглядно-образное   (познание   с   помощью   представлений предметов, явлений);

3)   словесно-логическое (познание с помощью понятий, слов, рассуждений).

Наглядно-действенное мышление особенно интенсивно развивается у ребенка с 3-4 лет. Он постигает свойства предметов, учится оперировать предметами, устанавливать отношения между ними и решать самые разные практические задачи.

    На основании наглядно-действенного мышления формируется и более сложная форма мышления наглядно-образное. Оно характеризуется тем, что ребенок уже может решать задачи на основе представлений, без применения практических действий. Это позволяет ребенку, например, использовать схематические изображения или считать в уме.

К шести-семи годам начинается более интенсивное формирование словесно-логического мышления, которое связано с использованием и преобразованием понятий. Однако оно не является ведущим у дошкольников.

Все виды мышления тесно связаны между собой. При решении задач словесные рассуждения опираются на яркие образы. В то же время решение даже самой простой, самой конкретной задачи требует словесных обобщений.

Различные игры, конструирование, лепка, рисование, чтение, общение и т.д., то есть все то, чем занимается ребенок до школы, развивают у него такие мыслительные операции, как обобщение, сравнение, абстрагирование, классификация, установление причинно-следственных связей, понимание взаимозависимостей, способность рассуждать. Ребенок может понять главную мысль предложения, текста, картинки, объединить несколько картинок на основе общего признака, разложить картинки на группы по существенному признаку и т.д.

ПАМЯТЬ

    Память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению информации. Память лежит в основе способностей ребенка, является условием обучения, приобретения знаний и умений. Со стороны родителей и учителей бывает много жалоб на плохую память ребенка, особенно в 1-м классе. Первоклассник часто не помнит, что задано на дом, что нужно принести из школьных принадлежностей на следующий день и т.д. В то же время родители говорят, что их ребенок великолепно запоминает рекламу или может точно пересказать очередной бразильский сериал. Дело в том, что в первом случае требуется произвольное запоминание, а во втором действует непроизвольное, основанное на эмоциях и интересе.

    Память бывает кратковременной ( точное воспроизведение спустя несколько десятков секунд после однократного предъявления информации) и долговременное (воспроизведение информации через достаточно длительное время).

    В зависимости от того, какие ощущения преобладают, говорят о памяти зрительной, слуховой, эмоциоиальной и др.

    Зрительная память связана с сохранением и воспроизведением   зрительных   образов.   У   некоторых   детей дошкольного возраста встречается особый вид зрительной памяти, который носит название эйдетической памяти. Вспоминая что-нибудь, воспринятое раньше, ребенок как бы снова видит это перед глазами и может описать во всех подробностях.

    Слуховая память — это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков. Например музыкальных, речевых. В отдельных случаях, когда ребенок пытается запомнить словесную информацию, он шевелит губами или повторяет про себя сообщение. Этот вид памяти имеет особенно большое значение в развитии ребенка. Все, что известно малышу-дошкольнику, он узнает на слух. Этим же способом он будет усваивать до 70 % информации, обучаясь в школе.

    Эмоциональная  память   -      это память  на  эмоциональные переживания. Пережитые и сохраненные в памяти чувства выступают как сигналы, либо побуждающие к действию, либо удерживающие от него. Например, всплывающие по ассоциации отрицательные эмоциональные переживания часто вызывают у ребенка нервозность, скованность, неуверенность при выполнении какой-либо деятельности. Наоборот, положительные эмоциональные воспоминания тонизируют ребенка, делают его уверенным в своих силах.

На эмоциональной памяти основана прочность запоминания материала: то, что у ребенка вызывает эмоции, запоминается им без труда и на более длительный срок. Когда родители жалуются на плохую память своих детей, они часто приводят примеры того, как заставляют ребенка буквально зазубривать материал, но ребенок и за день не может выучить его. В данном случае проблема заключается в том, что от ребенка требуют механического запоминания материала, не вызывающего у него интереса. Однако без опоры на мыслительную деятельность, без опоры на понимание никакое усвоение знаний вообще невозможно и противоестественно для здорового ребенка. Вот почему так важно в тестировании и коррекции памяти ребенка ориентироваться в большей степени на смысловую память и показывать ребенку различные приемы, которые помогают лучше запоминать.

Воображение

    Одним из проявлений воображения является мечта. Важно, чтобы мечта вызывала у ребенка стремление к достижению реальной и желаемой цели с помощью собственных усилий, что будет способствовать и развитию его волевой сферы. Поэтому совершенно недопустимо наказывать или высмеивать ребенка. В каждом конкретном случае попытайтесь разобраться, что лежит в основе фантазирования, и объясните ребенку, как можно осуществить свою мечту. Если этого не делать, то пассивное мечтание станет привычным для ребенка, и он будет предпочитать жить в выдуманном им мире, в мире грез. Это приведет к дефекту в развитии личности ребенка  слабоволию, слабой контактности с людьми.  Неоценима роль воображения в творчестве ребенка: рисовании, лепке, музыке, сочинительстве и т.п. Неустанная работа воображения — это один из путей, ведущих к познанию и освоению ребенком окружающего мира, к поиску в нем собственного пути. В школе детское воображение становится важной предпосылкой обучения: ребенку нужно представлять себе ситуации, с которыми он никогда не сталкивался, создавать образы, не имеющие конкретного аналога в окружающей действительности, преобразовывать имеющийся образ, переходить от одной системы отсчета к другой. Это происходит на уроках практически по всем дисциплинам.

    Жизнь будущего первоклассника предъявляет большие требования к воле ребенка: надо вовремя встать, успеть в школу точно до звонка, в классе надо сидеть положенное время и только на одном месте. Нужно выполнять многие правила на уроке: вставать, когда хочешь ответить или о чем-то спросить, поднимать руку и не выкрикивать ответ. А первокласснику очень хочется, чтобы спросили именно его, когда он знает ответ. Надо внимательно слушать учителя и выполнять все указания. Писать можно только то и только там, где указала учительница. И каждое такое правило, каждое "надо" требуют, что бы ребенок подчинял им свои действия, мысли, желания; умел сдерживаться и контролировать свое поведение.  Следует обратить особое внимание на эту сторону психического развития, если ребёнок отличается повышенной двигательной активностью, если он непоседлив, если он импульсивен и рассеян. Сформированность произвольной сферы дошкольника поможет ему быстрее и легче адаптироваться к школе.

Тонкая моторика — это разновидность движений, в которых участвуют мелкие мышцы. Эти движения не являются безусловным рефлексом, как ходьба, бег, прыжки, и требуют специального развития.

    В процессе консультирования по вопросу, готов ли ребенок к обучению в школе, мы часто имеем дело с детьми, у которых очень слабо развиты пальцы рук. Родителей это беспокоит, так как очевидно, что у таких детей будут трудности с письмом, и они озадачены, как же упражнять пальцы рук, развить силу и выносливость мышц кисти. В первую очередь, развитие тонкой моторики ребенка связано с его общим физическим развитием. Поэтому ребенку необходимы разнообразные физические упражнения, занятия физкультурой. Далее, постарайтесь ограничить использование в рисовании фломастеров: они не требуют никаких усилий от ребенка и не развивают мышцы пальцев руки. Предпочтительными должны быть простые и цветные карандаши. Очень полезны для развития пальцев ребенка такие виды деятельности, как лепка из пластилина и глины, рисование и раскраска (покупайте детям книжки-раскраски), составление аппликаций, работа с ножницами (желательно небольшого размера), пришивание пуговиц, вышивание, выжигание, выпиливание, нанизывание бус, конструирование из мелких деталей.

А когда наступит лето, используйте для тренировки сбор ягод, выпалывание сорняков и другие виды работ, в которых участвуют мелкие мышцы рук.

Дополнительные, специальные занятия особенно нужны детям с плохим развитием речи, так как существует тесная связь между уровнем развития речи и степенью развития тонкой моторики. Если ребенку двух-трех лет удаются изолированные движения пальцев (может показать отдельно один палец, два и т.д.), то обычно у такого ребенка хорошо развита и речь. Поэтому тренировка пальцев рук у ребенка является средством повышения его интеллекта, развития речи и подготовки его к письму.

     Готовность или неготовность ребенка к началу школьного обучения во многом определяется уровнем его речевого развития. Это связано с тем, что именно при помощи речи, устной и письменной, ему предстоит усваивать всю систему знаний. Если устной речью он уже овладел до школы, то письменной ему еще только предстоит овладеть. И чем лучше будет развита у ребенка ко времени поступления в школу его устная речь, тем легче ему будет овладеть чтением и письмом и тем полноценнее будет приобретенная письменная речь.

    У детей, нередко наблюдается не резко выраженное отставание в речевом развитии, которое в дошкольном возрасте обычно не привлекает к себе особого внимания, но в дальнейшем значительно затрудняет овладение письмом и приводит к появлению в нем специфических ошибок, не поддающихся устранению обычными школьными методами. Поэтому очень важно выявить даже самые незначительные отклонения в речевом развитии дошкольника и успеть их преодолеть до начала его обучения грамоте.

    Обязательной проверке подлежит следующее:

1.    Правильность произношения звуков.

2.    Умение различать звуки речи на слух.

3.    Владение   элементарными    навыками   звукового анализа слов.

4.    Состояние словарного запаса.

5.    Сформированность грамматических систем.

6.    Владение связной речью.

ПОДГОТОВКА РЕБЕНКА К ОБУЧЕНИЮ МАТЕМАТИКЕ

    Одним из наиболее сложных предметов в школе является математика.

Как показали психолого-педагогические исследования, дети 6-7 лет далеко не всегда готовы к усвоению курса математики в соответствии с программой общеобразовательной школы. В связи с этим одна из задач и родителей, и педагогов - выявить имеющиеся у ребенка элементарные математические знания и подготовить его к изучению курса математики в школе.

    К началу школьного обучения дети в играх, в повседневных жизненных ситуациях усваивают элементарные математические знания. Многие из них какое-то время посещали дошкольное учреждение. Программа воспитания и обучения в детском саду предусматривает развитие элементарных математических представлений. В соответствии с этой программой дети должны уметь:

1. считать в пределах 10;

2. правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными;

3.сравнивать числа в пределах 10, устанавливать, какое число больше (меньше) другого, уравнивать неравное число предметов;

4. сравнивать до 10 предметов по величине (длине, ширине, высоте), размещая их в порядке возрастания (убывания);

5. различать форму предметов;

6. выражать словами местонахождение предметов по отношению к себе, к другим предметам;

7. ориентироваться на листе бумаги;

8. знать дни недели, последовательность частей суток.

    При этом естественно, что у детей разные возможности, разная подготовка, да и цели, которые ставит семья, решая, в какую школу определить ребенка, тоже разные. Однако независимо от этих факторов ребенок к 6-7 лет должен многое знать и уметь.

Если ребенок не посещал детского сада или каких-либо других групповых занятий, получить необходимые знания и умения ему должны помочь родители, занимаясь с ним дома. Разумеется, речь не идет о каком-то специальном обучении, предваряющем школьное. Мы имеем в виду такие подготовительные занятия с ребенком, которые закладывают фундамент успешности его обучения в школе (родитель + ребёнок).

    Начиная заниматься с ребенком, помните, что совместная работа с вами должна вызывать у него радость. Проявляйте максимум тактичности, доброжелательности, терпения. Важно вселять в ребенка уверенность в своих силах, уверенность в возможности выполнить какое-либо задание. С самого начала работы предупреждайте ошибки, подробно объясняйте ребенку инструкцию или правила игры, следите за ходом их выполнения. Если ребенок не понимает задания, начните работу вместе, постепенно уменьшая долю своего участия в совместной работе, игре. Рекомендуем родителям широко использовать игрушки, предметы окружающей действительности, разнообразный дидактический материал, картинки. Все занятия лучше проводить в игровой форме.

Однако не сводите занятия только к игре. Ребенок должен понимать, что учение — труд. Чтобы выполнить работу, приходится сдерживать свои желания и делать совсем не то, что хочется в данный момент.

    Для успешного обучения математике ребенок должен иметь понятие о величине, сформированные пространственные и количественные представления, овладеть прямым и обратным счетом, счетом конкретных и отвлеченных предметов, знать цифры, числа и уметь соотносить их с количеством, знать геометрические фигуры.

Поступая в школу, ребенок должен уметь решать арифметические задачи. Задачи в курсе математики начальной школы занимают значительное место. Почти половина времени на уроках математики отводится решению задач. Арифметические задачи помогают раскрыть основной смысл арифметических действий, связать их с определенной жизненной ситуацией. Задачи способствуют усвоению математических понятий, отношений, закономерностей. Как правило, каждая сюжетная задача отражает определенную жизненную ситуацию. Так, в начальной школе много арифметических задач, в содержании которых упоминаются различные профессии. Например: "Плотник изготовил.., садовник вырастил или обработал..." Важно, чтобы дети имели достаточно полное представление о профессиях.

    Большую роль при подготовке ребенка к школе играет формирование пространственных и количественных представлений (больше меньше, много мало и т.д.). Трудности в решении задач могут быть связаны с недостаточным пониманием ситуации, отраженной в задаче, со сложностью выделения главной мысли, вопроса, математических связей и отношений между числовыми данными. И, конечно, решение задач невозможно без знания состава числа.

    Задача родителей — помочь ребёнку еще до школы научиться ориентироваться в названных выше вопросах, подготовить его к восприятию школьной программы.

Характеристика ребенка старшего дошкольного возраста

    К семи годам позвоночник ребенка еще гибок и податлив, процессы окостенения не завершены, а верхние и нижние поверхности тел позвонков состоят из хрящевой ткани. Это важно учитывать при продолжительности статической нагрузки (сидение за столом), правильном подборе мебели (стола и стула) - рабочего места ребенка и контроле посадки в процессе деятельности.

    Мелкие мышцы кисти еще недостаточно развиты. В сочетании с неполным окостенением костей запястья это создает трудности во время работы с мелким материалом: у детей быстро устают пальцы, появляется напряжение в мышцах кисти, предплечья, что выражается в нежелании ребенка продолжать заданную педагогом деятельность, а в дальнейшем отражается на графических умениях.

    Особенности развития мышц и тканей сердца и легких представляют благоприятную почву для развития различных инфекций, а непродолжительные физические напряжения и эмоции ведут к быстрому нарушению ритма дыхательных движений и резкому увеличению их частоты.

     Возникающие по ходу дела ассоциации, случайные воздействия приводят к смещению внимания на другие цели, замысел изменяется. Ребенок еще не может длительно работать над одной задачей, не отвлекаясь, так же, как не может и распределять свое внимание на несколько предметов. Дольше всего внимание и волевые усилия удерживаются, если задача (дело) интересна ребенку.  Вместе с тем он уже способен сообщать о своем замысле другим (взрослым, сверстникам), готов к согласованным действиям в воображаемой ситуации, комментирует, оценивает, побуждает партнеров к действиям.

    К шести-семи годам в норме ребенок в основном овладевает артикуляцией, правильно произносит звуки. Однако у многих детей седьмого года жизни еще отмечается неустойчивость произношения, у некоторых - косноязычие. У детей с ослабленным здоровьем и отстающих в физическом развитии дефекты речи сохраняются более длительное время.

    Высшая нервная деятельность детей старшего дошкольного возраста характеризуется неустойчивостью, быстрой утомляемостью. Возбуждение в коре головного мозга не может долго концентрироваться, так как процессы внутреннего торможения развиты у них еще очень слабо. У детей этого возраста процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Поэтому во время занятий они не всегда могут концентрировать внимание и осмысливать свою деятельность. Так, во время занятий могут встать и заявить, что устали и хотят играть или гулять. Дети осознают свое положение в обществе ровесников и взрослых, умеют общаться, проявляют интерес к другим людям, выполняют основные правила этического поведения и взаимодействия в игре и быту, умеют управлять своим поведением, знают границы дозволенного, выполняют требования взрослых.

    Однако неинтересной деятельностью такие дети могут заниматься не более десяти минут. Они не способны быстро и часто переключать внимание с одного объекта на другой, не могут одновременно воспринимать более двух объектов.

Отличаются дошкольники и высокой функциональной истощаемостью нервных клеток коры головного мозга, следствием чего являются малая устойчивость их внимания и быстро развивающееся «охранительное возбуждение», что проявляется в двигательном беспокойстве и отвлечении во время деятельности, требующей сосредоточенности.

Некоторое время, при условии интереса к деятельности или при совпадении педагогической инициативы с детской познавательной потребностью, дошкольники могут сосредоточиться на одном предмете, одном задании. Эта способность к непродолжительной сосредоточенной деятельности является начальной формой произвольного внимания, управление которым развито еще очень слабо.

Некоторые дети способны к произвольным действиям памяти, но преобладает  непроизвольное запоминание.   Объем их памяти возрастает при активной эмоциональной подаче информации, осознанном восприятии и запоминании.

    Эмоционально реагируют дошкольники на неуспехи и неудачи в своей деятельности; эмоционально, иногда неадекватно реагируют на замечания взрослых и критику своей деятельности. Очень чувствительны к стилю отношения взрослых (и особенно педагога) к себе.

    Наиболее выраженные изменения в состоянии здоровья прослеживаются в период адаптации (привыкания) организма ребенка к новым условиям жизни.

Для ребенка трудности этого периода (адаптации) проявляются чаще всего в ухудшении наиболее чувствительных параметров сердечнососудистой, бронхо-легочной систем, желудочно-кишечного тракта и особенно нервно-психической сферы.

Изменения показателей состояния здоровья ребенка в период адаптации и на протяжении всего учебного года во многом зависят от их исходного уровня, т. е. от того состояния, с которым ребенок приступил к систематическому обучению как обязательной деятельности, результат которой начинает влиять на формирование его психики.

Более тяжелое протекание адаптационного периода отмечается у детей со следующими проблемами: соматическая   ослабленность, частые простудные заболевания, наличие острого или хронического заболевания задержка функционального созревания.

Это, в свою очередь, приводит к более тяжелому протеканию адаптации, низкой работоспособности, высокой утомляемости, более низкой успешности и, как результат, к дальнейшему ухудшению здоровья. Изменения в состоянии здоровья в период адаптации проявляются в:

♦      снижении массы тела

♦      нарастании астено-невротических реакций (быстрая усталость, апатия, нежелание что-либо делать, потливость, головокружение, тошнота и др.)

♦      снижении гемоглобина крови

♦      ухудшении нервно-психического здоровья [головные боли, нарушение сна, изменение аппетита и др.)

♦      снижении или повышении артериального давления

♦      падении общего мышечного тонуса, что приводит к нарушению осанки.

    Все эти показатели физического нездоровья приводят к психологическим изменениям в поведении ребенка:

♦     появляется раздражительность

♦     наступает чрезмерное возбуждение или вялость

♦     ребенок отказывается от выполнения деятельности.

    Эта картина психологического и психофизического склада ребенка старшего дошкольного возраста и есть нормативный целевой ориентир в развитии детей.

Неготовыми к систематическому обучению оказываются дети старшего дошкольного возраста со следующими особенностями: недостаточный уровень развития речи,

выраженные дефекты звукопроизношения, недостаточный уровень развития моторики, несформированность основных психических процессов, отклонения в состоянии здоровья, часто и длительно болеющие (в течение последнего года

четыре и более раз, или неоднократно - более десяти дней), с хроническими заболеваниями.

   Столкнувшись с такими показателями детского здоровья и развития, примите все меры к тому, чтобы заняться здоровьем ребёнка и отказаться от раннего, с 6,5 лет, определения ребенка в школу.

    Особое внимание необходимо уделять охране зрения детей. Значение зрения в психическом развитии ребенка уникально. Следует помнить, что нарушение зрения приводит к трудностям при обучении. С целью охраны детского здоровья необходимо проводить упражнения для глаз, для мелких мышц кистей рук, мышц шеи и спины в течение даже 30-минутного занятия.

    К чему надо быть готовым?

Среди детей седьмого года жизни до 30% таких, которые предпочитают игровую деятельность учебной, не сразу выполняют требования педагога, часто выясняют отношения с ровесниками неадекватными методами (дерутся, капризничают, плачут, жалуются). Как правило, они представляют собой контингент биологически незрелых, т. е. тех, биологический возраст которых несколько отстает от календарного, и/или ослабленных по состоянию здоровья. У этих детей встречаются трудности и в усвоении образовательных программ, а период адаптации к новым условиям школьной жизни затягивается до конца первого полугодия.

     До 14% детей отличаются негативными формами поведения, устойчивыми отрицательными эмоциями, нежеланием учиться и посещать школу. Сверстники, как правило, с такими детьми не хотят дружить, даже просто общаться еще и потому, что они ведут себя вызывающе, мешают проводить уроки, «задираются», пытаясь обратить на себя хоть чье-то внимание. Корни указанной проблемы уходят либо в стиль семейного воспитания, либо связаны с нездоровьем ребенка. Такие дети не только длительно (до года) адаптируются к новым условиям школы, но и испытывают значительные трудности в обучении.

    У детей с трудным периодом адаптации или в периоды напряжения организма появляются невротические реакции: страх перед выполнением учебных заданий, страх перед педагогом и одноклассниками, негативизм, уход в себя, отсутствие интереса к играм, жалобы на головную боль и боль в животе.

     У некоторых детей на первом году системного обучения появляются лишние движения (сосание пальцев, карандашей, обкусывание ногтей, подергивание плечом, рукой и т. п.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Готов ли ваш ребёнок к школе?

Выступление учителя на родительском собрании в детском саду. Одна из основных родительских забот – это подготовка ребёнка к школе. Кажется , что если упустишь время, не сделаешь всё необходимо...

Памятка "Готов ли ваш ребёнок к школе?"

Уровень развития речи– один из самых важных критериев готовности ребенка к обучению в школе.  Речь является основой, на которой строится вся учебная деятельность.В памятке содержатся основные тре...

Родительское собрание "Готов ли ваш ребёнок к школе?"

Советы педагога и психолога по подготовке детей к школе...

Готов ли Ваш ребёнок стать первоклассником.

В материале представлены различные способы определения уровня готовности ребёнка к школе....

20.11.12г. Готов ли ваш ребёнок к школе

В статье рассказывается о социально- психологической готовности ребёнка к школе, на что обратить внимание при подготовке к школе и какие требования может предъявить школа....

Родительское собрание "Готов ли мой ребёнок к школе"

Данное родительское собрание проводится в конце  мая, после завершения детьми "Школы будущих первоклассников"...

Выступление на родительском собрании "Готов ли ваш ребёнок к школе?"

Родительское собрание "Готов ли ваш ребёнок к школе?"...