советы психолога
консультация по теме

Фильчакова Елена Ивановна

мнение психолога о подготовке детей к школе 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sovety_psihologa.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Готовность к школе

Многие родители считают, что чем больше знаний приобретает ребенок  до школы, тем успешнее он будет учиться. Однако исследования показали, что жесткой зависимости между знаниями детей и их успехами в процессе обучения нет. Нередко дети, схожие по своим знаниям до обучения в школе, уже к концу 1 класса демонстрируют совершенно разные  успехи. В чем причина? Как правило, в том, что эти дети имели разный уровень готовности к школе. Чем выше готовность ребенка к школе, тем успешнее проходит процесс его обучения.

Готовность ребенка к обучению бывает физическая и психологическая.

Физическая готовность – это состояние здоровья. Чем здоровее ребенок, тем больше вероятности того, что он будет успешно учиться. Наверное, не стоит объяснять, как важно сохранять и укреплять здоровье. Если у вашего ребенка есть хронические заболевания, если он часто и длительно болеет, ослаблен, быстро утомляется, имеет врожденную предрасположенность к каким-либо тяжелым заболеваниям, отстает в физическом развитии от своих сверстников, перенес серьезные травмы (в том числе и родовую) или сложные операции в дошкольном возрасте, то все это может помешать ему не только хорошо учиться, но и полноценно реализовать себя в школьном коллективе, а потом и в жизни. Поэтому укрепление здоровья – это первое необходимое условие его успеха. Закаливание, профилактика простудных заболеваний, соблюдение режима дня (включая дневной сон), правильное питание – одни из тех условий, которые позволят сохранить и укрепить здоровье ребенка.

Психологическая готовность – это совокупность качеств, которые важны для формирования учебной деятельности и нормальной адаптации ребенка к школе. Психологическая готовность включает в себя личностную и интеллектуальную.

Личностная готовность проявляется в желании учиться, в умении общаться со сверстниками и со взрослыми, в способности принять свой новый статус школьника. С приходом в школу ребенок попадает в новую среду, где много незнакомых детей и взрослых. Возрастают требования к деловому общению. Обратите внимание, умеет ли ваш ребенок знакомиться, на какие темы он общается, умеет ли он общаться со взрослыми. Еще в домашней обстановке с ребенком можно проиграть, распределив роли, ситуации знакомства с новыми людьми, предложения поиграть, этические нормы поведения (приветствие, прощание, благодарность и др.).

Трудности общения, которые появляются у ребенка в школе, нередко провоцируют сами родители: не разрешают ребенку дружить с теми, кто им не нравится (а ведь в жизни ребенку придется  общаться с совершенно разными людьми и нет гарантии, что будет возможность у родителей оградить от неблагополучного общения), не поощряют коллективные игры, оберегают от контактов с незнакомыми сверстниками и т.п. Хотя куда было бы важнее вместе с ребенком обсудить, как общаться с тем или иным человеком, научить договариваться, учитывать желания друг друга, уступать, делиться не только игрушками, но и своими замыслами, сопереживать, радоваться успехам других – все это поможет ребенку общаться, налаживать контакты с окружающими. Развитие коммуникативных умений наиболее эффективно может проходить и совершенствоваться в сюжетно-ролевых играх с определенными правилами («можно-нельзя», «хорошо-плохо») и т.п. Игры по правилам не только помогают сформировать определенные коммуникативные навыки, но и развивают умение планировать свою деятельность, координировать ее с действиями других детей, способствуют осознанию себя среди своих сверстников, формируют определенное отношение к себе, своим действиям и поступкам. Важно помнить, что в 6-7 лет ребенок только учится различать свое эмоциональное состояние, начинает прислушиваться к себе, к своим ощущениям, учится оценивать себя. Однако решающее значение в формировании самооценки ребенка имеет оценка взрослых. От ее адекватности очень много зависит. Нельзя оценивать личность ребенка в целом, как «плохой» или «хороший», а его поступок, результат его работы и т.п. Например, слова «ты плохой, неряха» тактически неверны, лучше сказать «ты ведешь себя плохо», а еще лучше – «ты очень огорчил меня тем, что…». Представим себе, что в процессе подготовки к школе ребенку постоянно дают понять, что он неудачник, «неумеха». Рано или поздно он станет таким. Старайтесь также не сравнивать малыша ни с какими другими детьми, ни с его братом или сестрой, ни с соседскими ребятами, ни с его приятелями или родственниками. Сравнивать ребенка можно только с самим собой, его поступки, достижения.  

Но особо важно сформировать положительное отношение к школе, к учебе, к познанию нового. Родительские наставления типа: «Вот пойдешь в школу, учительница тебя за такое поведение будет наказывать!», «Будешь получать двойки!», «С таким, как ты ребята не захотят дружить» - вряд ли сформируют положительное отношение к школе. Более того, зачастую родительское «программирование» сбывается, и ребенок на самом деле становится неуспешным в школе. Не стоит также настраивать ребенка только на успехи в школе: «Ты у нас будешь отличником!», «В школе учиться просто!», «Ты у нас умный, тебе нечего будет делать в 1 классе». Проблем, по-видимому, избежать не удастся, и они могут стать большим разочарованием для ребенка. Неудачи могут сломать его, вызвать отрицательное отношение к учебе. Все это не только нарушит процесс адаптации ребенка в школе, но и приведет к срыву – школьному неврозу. Еще раз хочется подчеркнуть, что развитие личностной готовности в основном зависит от взрослых. Если родители выражают неподдельный интерес к тому, что интересует малыша, готовы отвечать на его бесконечные вопросы, поддерживают природное любопытство, то у ребенка формируется представление, что интеллектуальная деятельность хоть и трудна, но приносит радость и удовлетворение. При этом развивается полноценная учебная мотивация, желание учиться, а это является залогом успеха.

Интеллектуальная готовность определяется уровнем развития восприятия, памяти, мышления, речи, мелкой моторики (тонких движений руки) и зрительно-моторных координаций, произвольностью психической деятельности (умением себя организовать, действовать по заданным правилам, слушать и выполнять задания взрослого, работать, ориентируясь на образец и т.п.), кругозором ребенка.

Ребенок стремится познать, как устроены окружающие его предметы, поэтому не ругайте его, если в порыве любознательности он разберет часы до винтика; не запрещайте дочери раскатать тесто, слепить пирожок или помочь вам во время стирки. Знакомство со строением, свойствами новых предметов – эта та экспериментальная деятельность, без которой невозможно познать мир. Постоянная родительская заинтересованность, сопровождение взрослыми познавательной активности своего ребенка позволит избежать как несчастных случаев, так и лишних поломок бытовых приборов,  

Многолетняя практика показывает: если ребенок пришел в школу с высокой готовностью к обучению, то, как правило, у него есть и запас знаний, необходимых для освоения школьной программы. Такой ребенок с большей долей вероятности будет учиться успешно. Отмечается и другая зависимость: ребенок может уметь читать и считать, но, если его готовность к обучению низкая, то он будет успешно учиться только первые месяцы. Родители порой из большой любви к своему чаду стараются научить чему-то необыкновенному: считать большие числа, читать наизусть «взрослые» стихотворения, знать названия динозавров и т.п. Каково же бывает недоумение, а потом и разочарование ребенка, когда  в школе все эти знания оказываются невостребованными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет "Советы психолога родителям будущих первоклассников"

Если ребёнок настроен против школы, если он спрашивает: "Зачем ходить в школу?"... Как правильно построить общение с ребёнком?...

советы психолога

Советы психолога родителям первоклассников...

Советы психолога родителям

Советы психолога родителямпомогают решить вопрос о том,  как вести себя в трудной ситуации...

СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА

Родители хотят видеть своих детей успешными и с самого начала школьной жизни стремятся использовать любую возможность для их развития: языковые группы, подготовительные курсы при консерватории, индиви...

Советы психологов для родителей будущих третьеклассников.

В статье дан перечень литературы для внеклассного чтения на лето будущим третьеклассникам, советы и памятки психологов родителям....

Советы психолога родителям первоклассника

5 советов родителям, готовящим своего ребенка к школе....